г. Челябинск |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А76-52834/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2021 по делу N А76-52834/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области" - Троянова Е.А. (доверенность от 25.01.2021, диплом),
государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) - Новикова Е.Е. (доверенность от 19.02.2021, диплом).
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области" (далее - заявитель, ФКУ ИК N 15 ГУ ФСИН России по Челябинской области, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) (далее - заинтересованное лицо, Фонд, УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное), страховщик) признании недействительным решения от 15.12.2020 N 084S18200021194 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требования отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что УПФР в г. Копейске Челябинской области (межрайонное) в адрес ФКУ ИК N 15 ГУ ФСИН по Челябинской области не было надлежащим образом отправлено уведомление об устранении имеющихся ошибок на застрахованное лицо, тем самым апеллянт полагает, что им было реализовано право на дополнение и уточнение представленных сведений. Поскольку ФКУ ИК N 15 ГУ ФСИН по Челябинской области самостоятельно исправило ошибку, путем подачи уточненных сведений по форме СЗВ-Стаж, то оснований для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа у Фонда не имелось.
В представленном отзыве Управление ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в Фонде в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании".
Страхователем 06.02.2019 представлена "исходная" форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 306 застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи.
14.08.2020 Фондом проведена проверка представленных сведений путем сверки сведений о стаже застрахованных лиц со сведениями о выплате им вознаграждения и уплате страховых взносов по данным, представленным налоговыми органами, по результатам которой в адрес заявителя 14.08.2020 направлено уведомление о выявленных расхождениях с приложением на 12 листах с указанием фамилии, имени, отчества застрахованных лиц и недостоверных периодов стажа (л.д. 29-30, 140-152), где также содержались сведения о выявленных расхождениях в отношении застрахованных лиц Полковникова А.В. и Страхова С.В. с предложением устранить допущенные нарушения в пятидневный срок. Указанное уведомление получено страхователем 14.08.2020.
17.08.2020 страхователь посредством электронного документооборота представлена корректирующая форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 36 человек, в том числе на Полковникова А.В., сведения на Страхова С.В. не направлены (л.д. 155-173).
18.08.2020 страховщиком в адрес страхователя посредством электронного документооборота направлен протокол проверки отчетности, уведомление о том, что документ страховщиком не принят (л.д. 153-154).
21.09.2020 страховщиком в адрес страхователя посредством электронного документооборота направлено напоминание с приложением списка застрахованных лиц, в отношении которых расхождения не устранены, где указаны застрахованные лица Полковников А.В., Страхов С.В. (л.д. 34).
23.09.2020 страхователем посредством электронного документооборота направлена корректирующая форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год на застрахованных лиц Полковникова А.В. и Страхова С.В. (л.д. 175-181).
Фондом по результатам проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.11.2020 N 084S18200021194 (л.д. 36-38).
Учреждением на акт представлены возражения от 11.12.2020 N 76/58/3-10702 (л.д. 39-40).
По результатам рассмотрения акта и возражений вынесено решение от 15.12.2020 N 084S18200021194 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в сумме 1000 рублей (л.д. 7-9).
Основанием для привлечения страхователя к ответственности явилось представление недостоверных сведений на застрахованных лиц Полковникова А.В. и Страхова С.В., выразившегося в нарушении пятидневного срока, установленного страховщиком для устранения выявленной недостоверности сведений на застрахованных лиц.
Страхователь, не согласившись с вынесенным решением, обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее также - ПФ РФ) документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения в 2018 подавались по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" (СЗВ-СТАЖ.
В соответствии с положениями статей 5 и 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять контроль за правильностью и своевременностью представления страхователями сведений.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ установлено, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С 27.07.2020 вступила в действие утвержденная приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее - Инструкция N 211н).
В частности, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Страхователь в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения (пункт 38 Инструкции N 211н).
Таким образом, законодатель установил, что страхователь вправе дополнить и уточнить переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим Пенсионным фондом Российской Федерации, порядок такого согласования корректировки сведений о застрахованных лицах установлен пунктом 38 Инструкции N 211н.
В своей жалобе апеллянт указывает на то, что 14.08.2020 в его адрес страховщик не направлял уведомление об устранении имеющихся расхождений в сведениях на застрахованных лиц Полковникова А.В., Страхова С.В. в форме СЗВ-СТАЖ за 2018 г., поэтому 23.09.2020 при подаче корректирующих сведений им было реализовано право на дополнение и уточнение ранее представленных сведений.
Довод подлежит отклонению.
Абзацем 5 части 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.03.2020 N 178п утвержден Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета (далее - Порядок N 178п).
Пунктом 14 Порядка N 178п предусмотрено, что в течение 1 рабочего дня с момента поступления электронных документов при представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет Страхователю подтверждение получения указанных сведений - уведомление о доставке.
В соответствии с пунктом 15 указанного Порядка N 178п при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, страхователю направляется уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, для исправления в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Как следует из материалов дела, 14.08.2020 Фондом проведена проверка представленных сведений путем сверки сведений о стаже застрахованных лиц со сведениями о выплате им вознаграждения и уплате страховых взносов по данным, представленным налоговыми органами, по результатам которой в адрес заявителя 14.08.2020 направлено уведомление о выявленных расхождениях с приложением на 12 листах с указанием фамилии, имени, отчества застрахованных лиц и недостоверных периодов стажа (л.д. 29-30, 140-152), где также содержались сведения о выявленных расхождениях в отношении застрахованных лиц Полковникова А.В. и Страхова С.В. с предложением устранить допущенные нарушения в пятидневный срок. Указанное уведомление получено страхователем 14.08.2020.
17.08.2020 страхователь посредством электронного документооборота представлена корректирующая форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год на 36 человек, в том числе на Полковникова А.В., сведения на Страхова С.В. не направлены (л.д. 155-173).
18.08.2020 страховщиком в адрес страхователя посредством электронного документооборота направлен протокол проверки отчетности, уведомление о том, что документ страховщиком не принят (л.д. 153-154).
Таким образом, уведомление страховщика от 14.08.2020 о выявленных расхождениях в отношении застрахованных лиц Полковникове А.В. и Страхове С.В. страхователем 17.08.2020 путем подачи корректирующой формы СЗВ-СТАЖ за 2018 год не исполнено, поскольку 18.08.2020 страховщиком указанная форма не принята, фактически достоверные сведения о застрахованных лицах Полковникове А.В. и Страхове С.В. направлены страхователем и приняты страховщиком 23.09.2020.
Поскольку страхователь дополнил и уточнил переданные им сведения о застрахованных лицах Полковникове А.В. и Страхове С.В. по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 г. по уведомлению страховщика от 14.08.2020 только 23.09.2020, то есть с нарушением 5-дневного срока, согласованного со страховщиком, то указанные действия страхователя правильно квалифицированы страховщиком по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ как представление страхователем недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и страховщиком правомерно применены финансовые санкции в размере 1000 рублей.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2021 по делу N А76-52834/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-52834/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 15 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ КОПЕЙСКЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ