город Томск |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А02-784/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Стасюк Т.Е.
судей: Афанасьевой Е.В.,
Марченко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой П.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Газпром Нефть" (N 07АП-602/2021) на решение от 04.12.2020 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-784/2020 по заявлению публичного акционерного общества "Газпром Нефть" (ОГРН 1025501701686, ИНН 5504036333, ул. Почтамтская, д. 3-5, литер А, пом. Ч.1н, каб. 2401, г. Санкт-Петербург) к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Транс-Ойл" (ОГРН 1110411001788, ИНН 0411155240, пр-кт. Коммунистический, д. 68, пом. 324, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) о взыскании 805804 рублей 01 копейки и судебных расходов.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Трансойл".
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Вартанян К. В., по доверенности N НК-103 от 02.06.2020, паспорт (в режиме веб-конференции);
от ответчика: Алексеев М. А., по доверенности от 01.01.2021, паспорт (в режиме веб-конференции).
СУД УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Газпром Нефть" (далее - ПАО "Газпром Нефть") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Транс-Ойл" (далее - ООО "ТД "Транс-Ойл") о взыскании 837 304 рублей 01 копейки.
С учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения иска в части взыскания штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов, истец просит взыскать с ответчика 805 804 рублей 01 копейку, где 589 500 рублей - сумма штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов, 24 000 - штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 95 465 рублей 19 копеек - убытки за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 96838 рублей 2 копейки - убытки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 04.12.2020 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Газпром Нефть" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что иск обоснован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по генеральным соглашениям в части несвоевременного возврата порожних вагонов, возврата их в коммерчески и технически непригодном состоянии; ответчику были известны условия и последствия нарушения поставки товара, он мог и должен был предвидеть последствия несвоевременного возврата порожних цистерн и предпринять необходимые действия для минимизации предпринимательских рисков; в опровержение довода о том, что в адрес указанных ответчиком грузополучателей поставлялся товар, опровергаются представленными истцом документами: отгрузочными разнарядками, накладными ТОРГ-12, счетами-фактурами на отгрузку товара, квитанциями об отправке груза, в которых фигурируют ссылки на генеральные соглашения, заключенные между истцом и ответчиком. Относительно требований о взыскании убытков апеллянт указывает, что суд необоснованно не принял во внимание, что все неисправности вагонов и коммерческая непригодность были обнаружены при снятии ЗПУ непосредственно на станции назначения порожних вагонов на станции Комбинатская, где в зависимости от различных технологических процессов снимаются ЗПУ, наложенные грузополучателями продукта и проверяются внешние и внутренние поверхности. Акты общей формы, фиксирующие непригодное состояние вагонов, подписаны двумя представителями - приемосдатчиком станции Комбинатская и представителем Новосибирского филиала ОАО "ПГК", представителем собственника вагонов, при этом технические неисправности и коммерческая непригодность обнаружены внутри котла цистерны, обнаружить которые можно только после открытия нижнего сливного прибора или верхнего загрузочного люка и после снятия запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), наложенных грузоотправителем, то есть до окончания перевозки обнаружить данные неисправности невозможно; ответчиком не составлен акт общей формы ГУ-23 по прибытию груженых вагонов из чего следует, что вагоны прибыли в исправном состоянии. На станцию Комбинатская вагоны прибыли с исправными ЗПУ, наложенными грузополучателями после выгрузки вагонов. Неисправными оказались детали, задействованные при открытии клапана вовремя слива цистерн грузополучателем. Как указывает в жалобе истец, для приведения вагонов в надлежащее состояние возникла необходимость в проведении ремонтных работ внутри котла. Представленные в материалы дела акты формы ВУ-19 также подтверждают факт проведения подготовительных работ для последующего ремонта. Истец также указал в жалобе, что его требование о взыскании штрафа за несвоевременный возврат вагонов основано на представленных самим ответчиком ведомостях подачи и уборки вагонов, памятках приемосдатчика. Претензионный порядок истец считает соблюденным, так как претензионная работа возложена истцом на ООО "Газпромнефть-Логистик", представители наделены соответствующими полномочиями на основании доверенностей.
Судебное заседание по настоящему делу судом апелляционной инстанции откладывалось с целью выяснения фактических обстоятельств, связанных с нарушением сроков возврата порожних вагонов, а также с возвратом вагонов в технически и коммерчески непригодном состоянии.
В связи с отпуском судьи Киреевой О.Ю. в составе суда произведена замена на судью Марченко Н.В. На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела производилось с самого начала.
Судом было удовлетворено ходатайство ответчика об участии в судебном заседании 01.04.2021 в режиме веб-конференции. Однако из-за произошедшего технического сбоя судебное онлайн-заседания не состоялось.
Определением от 01.06.2021 судебное заседание откладывалось в связи с болезнью судьи.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В обоснование своей позиции пояснил, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик имеет какое либо отношение к простоям вагонов, поставка производилась в адрес контрагентов ответчика; помимо это из представленных истцом платежных поручений, не следует за какие вагоны была произведена оплата.
Также от ответчика поступили письменные пояснения, в которых указано, что истец в принципе не будет нести никаких расходов по выполнению обязательств перед ООО "Транскойл", поскольку последнее со своей стороны никаких требований к истцу в судебном порядке не предъявляло, и поскольку срок исковой давности по нескольким претензиям уже пропущен, а именно N 444/2017/02/17/КНП, N 232/2017/12.16/КПП, N 454/2017/05.17/ТНП, N 831-2017-10.17-КНП, N 832-2017-10.17-ТНИ, N 227/2017/12.16/ТНП, N 682/2017/07.17/ТНИ, а в настоящий момент срок исковой давности истек уже по всем претензиям, ответчик делает вывод, что в данном судебном процессе истец пытается взыскать убытки, которых фактически не существует. Помимо этого ответчик указывает, что во всех имеющихся актах отсутствует подпись представителя ОАО "РЖД", что свидетельствует о их непризнании того факта, что имелись какие-либо повреждения или неисправности.
От истца поступили письменные пояснения, из которых следует, что по претензиям N 444/2017/02/17/КНП, N 232/2017/12.16/КПП, N 454/2017/05.17/ТНП, N 831-2017-10.17-КНП, N 832-2017-10.17-ТНИ, N 227/2017/12.16/ТНП, N 682/2017/07.17/ТНИ уже вынесены решения о взыскании с ПАО "Газпром нефть" в пользу ООО "Трансойл" штрафа и убытков за возврат вагонов в коммерчески непригодном-технически неисправном состоянии. В силу прямого указания Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 для фиксации факта коммерческой непригодности/технической неисправности вагона допустимо составление акта общей формы ГУ-23, истцом, в материалы дела, представлены акты общей формы ГУ-23, подтверждающие фиксацию возврата ответчиком вагонов в коммерчески непригодном и технически неисправном состоянии, данный акт содержит информацию о том, когда, кем и в отношении каких именно вагонов-цистерн он составлялся.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, с учетом всех представленных дополнительных пояснений.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам отзыва и дополнений к нему.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, письменных пояснений сторон, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Ссылаясь на факты нарушения со стороны ответчика обязательств по возврату порожних вагонов в предусмотренный Правилами торгов срок, нарушение требований по возврату вагонов в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии, неисполнение требований в добровольном порядке при досудебном урегулировании спора, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Газпром нефть" (поставщиком) и ООО "ТД "Транс-Ойл" (покупателем) заключены Генеральное соглашение N ГПН-15/27160/01425/Д (для внутреннего учета договоров поставки, заключенных с ЗАО "СПбМТССБ") от 17.06.2015, Генеральное соглашение N ГПН-15/2716002484/Д (для внутреннего учета договоров поставки, заключенных с ЗАО "СПбМТССБ") от 16.10.2015, в соответствии с которыми ведется внутренний учет договоров поставки, заключенных в соответствии с Правилами торгов и соответствующей Спецификацией биржевого товара в секции "нефтепродукты" ЗАО "Санкт-петербург Международная Товарно-Сырьевая Биржа". Условия указанных соглашений идентичны друг другу.
На основании Генерального соглашения и заявок ООО "ТД "Транс-Ойл" (покупателю), ПАО "Газпром нефть" (поставщик) поставлял Биржевой товар - нефтепродукты в адрес покупателя железнодорожным транспортом.
Согласно пояснениям сторон относительно их взаимоотношений по поставке нефтепродуктов, ООО "ТД "Транс-Ойл" является оптовым покупателем, реализующим продукт своим контрагентам.
Пунктом 9.1 Правил торговли предусмотрено, что условия договора, заключенного на Бирже содержатся в Заявках и в Правилах торгов, включающее Приложение N 01 "Общие условия договоров поставки, заключаемых в Секции "Нефтепродукты ЗАО "СПбМТССБ", а также в спецификациях биржевого товара.
В соответствии с пунктом 06.14 Правил торгов покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.19 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению Поставщика. Технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надежность крепления котла, техническая исправность колесных пар и тормозной системы. Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определенные Приказом МПС N 25 от 18.06.2003.
Согласно разделу 06.18.1 Приложения N 01 к Правилам торгов установлен срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения, который не должен превышать 2-х (двух) суток, а в соответствии с пунктом 06.18.4 отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут для следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до момента отправки порожней цистерны на первоначальную станцию отправления либо на иную станцию, указанную поставщиком. Не полные сутки считаются за полные. Определение срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя), определение даты прибытия груза на станцию назначения и даты отправки порожней цистерны регламентируется пунктами 06.18.1-06.18.15 Приложения N 01 к Правилам торгов.
Согласно пункту 14.7 правил торгов за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств по заключенным договорам Участник торгов несет ответственность, предусмотренную Правилами торгов и Правилами клиринга.
Согласно пункту 18.05 приложения N 01 к Правилам торгов в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку:
- в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит поставщику.
На основании Генеральных соглашений ПАО "Газпром нефть" поставило Товар по железнодорожным накладным, номера которых указаны в расчете исковых требований. В нарушение пункта 06.18.1 раздела 06 приложения N 01 к Правилам торгов (срок использования цистерн покупателем) порожние цистерны были сданы железной дороге для возврата с нарушением установленного Правилами торгов срока.
В связи с нарушением пункта 06.18.1 раздела 06 приложения N 01 к Правилам торгов в рамках генерального соглашения N ГПН-15/27160/01425/Д от 17.06.2015 в адрес ответчика были направлены претензии на общую сумму 393 000 рублей. Претензионные требования со стороны ответчика до настоящего времени не исполнены.
п/п |
N Претензии |
Дата предъявления |
сумма задолженности по претензии, руб. |
1 |
ГПН-Л-01/05/71 |
09.01.2019 |
24 000,00 |
2 |
ГПН-Л-01/05/578 |
24.01.2019 |
40 500,00 |
3 |
ГПН-Л-01/05/1222 |
13.02.2019 |
10 500,00 |
4 |
ГПН-Л-01/05/2103 |
27.02.2019 |
31 500,00 |
5 |
ГПН-Л-01/05/1339 |
14.02.2019 |
12 000,00 |
6 |
ГПН-Л-01/05/1615 |
20.02.2019 |
12 000,00 |
7 |
ГПН-Л-01/05/2064 |
26.02.2019 |
3 000,00 |
8 |
ГПН-Л-01/05/4700 |
22.04.2019 |
16 500,00 |
9 |
ГПН-Л-01/05/5642 |
21.05.2019 |
21 000,00 |
10 |
ГПН-Л-01/05/6719 |
24.06.2019 |
28 500,00 |
11 |
ГПН-Л-01/05/8009 |
30.07.2019 |
6 000,00 |
12 |
ГПН-Л-01/05/8749 |
20.08.2019 |
22 500,00 |
13 |
ГПН-Л-01/05/10372 |
23.09.2019 |
51 000,00 |
14 |
ГПН-Л-01/05/11929 |
25.10.2019 |
18 000,00 |
15 |
ГПН-Л-01/05/13114 |
21.11.2019 |
55 500,00 |
16 |
ГПН-Л-01/05/14424 |
23.12.2019 |
40 500,00 |
В связи с нарушением пункта 06.18.1 раздела 06 приложения N 01 к Правилам торгов в рамках Генерального соглашения N ГПН-15/2716002484/Д от 16.10.2015 в адрес ответчика были направлены претензии на общую сумму 247 500 рублей.
Истец указал, что претензионные требования со стороны ответчика исполнены в размере 19 500 рублей, задолженность составляет 228 000 рублей.
пп/п |
N Претензии |
Дата предъявления |
сумма задолженности по претензии, руб. |
1 |
ГПН-Л-01/05/5954 |
07.07.2017 |
54 000,00 |
2 |
ГПН-Л-01/05/7520 |
21.08.2017 |
18 000,00 |
3 |
ГПН-Л-01/05/333 |
19.01.2018 |
15 000,00 |
4 |
ГПН-Л-01/05/6212 |
25.06.2018 |
3 000,00 |
5 |
ГПН-Л-01/05/44 |
09.01.2019 |
12 000,00 |
6 |
ГПН-Л-01/05/612 |
25.01.2019 |
4 500,00 |
7 |
ГПН-Л-01/05/1598 |
20.02.2019 |
10 500,00 |
8 |
ГПН-Л-01/05/2047 |
26.02.2019 |
9 000,00 |
9 |
ГПН-Л-01/05/3143 |
25.03.2019 |
84 000,00 |
10 |
ГПН-Л-01/05/6764 |
25.06.2019 |
15 000,00 |
11 |
ГПН-Л-01/05/14474 |
23.12.2019 |
3 000,00 |
Согласно пункту 06.18.8 правил торгов в случае несогласия покупателя с данными по сверхнормативному простою цистерн, указанными поставщиком в претензии, покупатель обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику оформленные и заверенные надлежащим образом грузополучателем копии транспортных железнодорожных накладных (груженый рейс) с проставленной датой в графе "Прибытие на станцию назначения" и памяток приемосдатчика (Форма ГУ - 45) с проставленной датой в графе "уборка" вместе с ведомостями подачи и уборки вагонов (Форма ГУ - 46) с проставленными отметками в пункте "Время уборки".
Также правилами торгов предусмотрены случаи, когда вина покупателя (грузополучателя) в сверхнормативные простые цистерны отсутствует:
* ограничение погрузки грузов, их перевозок, перевозок порожних грузовых вагонов на железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями, неприемом порожних грузовых вагонов получателями (логистический контроль);
* временное прекращение погрузки и перевозки грузов, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях (конвенционное запрещение);
отсутствие технической/технологической возможности станции назначения;
- отсутствие в ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожней цистерны.
Покупатель обязан в течение 30 календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику в совокупности, заверенные надлежащим образом грузополучателем копии следующих документов:
- актов общей формы (Форма ГУ-23);
- памяток приемосдатчика (Форма ГУ- 45);
- ведомостей подачи и уборки вагонов (Форма ГУ - 46).
В соответствии с пунктом 06.18.9 правил торгов покупатель отвечает за соблюдение грузополучателем срока нахождения арендованных цистерн поставщика (цистерн, предоставленных поставщиком для транспортировки товара покупателя) на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя и/или путях необщего пользования организаций, с которыми у покупателя (грузополучателя) заключены договоры на подачу-уборку вагонов и/или договоры на эксплуатацию пути необщего пользования), как за свои собственные.
В случае не предоставления документов, опровергающих даты прибытия порожних вагонов на станцию назначения покупателем, либо не предоставлении документально подтвержденного ответа на претензии в установленный Правилами торгов срок (с учетом пробега почты), сумма претензии считается признанной покупателем.
По расчету истца сумма штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 621 000 рублей (393 000 + 228 000) по Генеральным соглашениям N ГПН-15/27160/01425/Д от 17.06.2015 и N ГПН-15/2716002484/Д от 16.10.2015.
В ходе рассмотрения дела истец уменьшил сумму требования о взыскании штрафа за сверхнормативный простой до 589 500 руб., основываясь на представленных ответчиком памятках приемосдатчика, ведомостях подачи и уборки вагонов (т. 11 л. д. 70-80). При этом истцом учтены возражения ответчика на претензию.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод апеллянта о том, что несмотря на то, что конечными получателями груза являются контрагенты ответчика, последний несет перед истцом ответственность за соблюдение сроков возврата порожних вагонов. Доводы ответчика о том, что он не имеет отношения к простою вагонов, д опущенному иными лицами, при наличии договорных отношений между истцом и ответчиком, правового значения в данном случае не имеет.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с доводом апеллянта о том, что претензионный порядок истцом соблюден, тогда как ответчик возражений на предъявленные к нему претензии не представил (за исключением учтенной в рамках данного разбирательства), и, соответственно, должен нести ответственность согласно условиям Генеральных соглашений и Правил торгов.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, исключающих ответственность за сверхнормативный простой, ответчик не представил.
В соответствии с изложенным, требование о взыскании штрафа за нарушение срока возврата порожних вагонов является обоснованным и подлежит удовлетворению в сумме 589 500 руб.
Согласно пункту 06.12 Правил торгов порожние цистерны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТ N 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение". Покупатель обязан обеспечить полный слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.
Пунктом 06.13 Правил торгов определено, что покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.18 настоящего приложения N 01 к правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на гружёный рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика. Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определенные Приказом МПС N25 от 18.06.2003.
В соответствии с пунктом 18.10 Правил торгов в случае нарушения покупателем пункта 06.13 настоящего приложения N 01 к Правилам торгов покупатель обязан по требованию поставщика оплатить неустойку за простой цистерн за время нахождения цистерн под очисткой в размере 2 000 (Две тысячи) рублей за цистерну за каждые сутки нахождения её под очисткой.
Кроме того, в случае неполного слива нефтепродуктов из цистерн покупатель обязан сверх неустойки, предусмотренной настоящим пунктом, полностью возместить поставщику все причиненные в связи с этим убытки, включая, но не ограничиваясь этим, все расходы по очистке цистерн, оплате аренды цистерн за время нахождения под очисткой, оплате стоимости перевозки до станции нахождения промывочно-пропарочной станции (ППС) и обратно.
Вследствие возврата вагонов в коммерчески непригодном состоянии ООО "Трансойл" (далее - экспедитор, третье лицо) в адрес ПАО "Газпром нефть" предъявлены претензии на общую сумму 105 249 рублей 63 копейки.
|
N Претензии |
Дата предъявления |
Сумма задолженности по претензиям |
N Претензии ООС "Трансойл" |
|
|
ГПН-Л-01/05/6658 |
06.07.2018 |
19 050,62 |
444/2017/02.17/КНП |
|
|
ГПН-Л-1/05/10057 |
17.09.2019 |
5 477,42 |
831-2017-10.17-КНП |
|
|
ГПН-Л-1/05/13720 |
10.12.2019 |
16 432,26 |
34-2018-11.17-КНП |
|
|
ГПН-Л-1/05/13869 |
11.12.2019 |
11 121,07 |
340-2018-01.18-КНП |
|
|
ГПН-Л-1/05/14556 |
24.12.2019 |
11 121,07 |
427/2018/03.18/КНП |
|
|
ГПН-Л-1/05/14894 |
30.12.2019 |
42 047,19 |
832/2018/05.18ЛШП |
В связи с нарушением условий пункта 06.13 раздела 06 приложения N 01 к Правилам торгов в рамках Генерального соглашения N ГПН-15/27160/01425/Д от 17.06.2015 в адрес ответчика предъявлена претензия N ГПН-Л-01/05/5242 от 09.06.2017 на сумму 14 215 рублей 56 копеек.
Всего сумма штрафа и убытков за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, подлежащая взысканию с ответчика, по расчету истца составляет 119 465 рублей 19 копеек.
Согласно пункту 06.12 Правил торгов порожние цистерны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТ N 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение". Покупатель обязан обеспечить полный слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.
В соответствии с пунктом 06.13 Правил торгов покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.18 настоящего приложения N 01 к правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на гружёный рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика. Технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надёжность крепления котла, техническая исправность колёсных пар и тормозной системы.
В связи с нарушением пункта 06.13 раздела 06 приложения N 01 к Правилам торгов в рамках Генерального соглашения N ГПН-15/27160/01425/Д в адрес ответчика предъявлены претензии на общую сумму 96 838 рублей 82 копейки.
п/п |
N Претензии |
Дата предъявления |
Сумма задолженности по претензиям |
N Претензии ООС "Трансойл" |
|
1 |
ГПН-Л-1/05/4940 |
06.06.2017 |
14 694,13 |
227/2017/12.16/ТНП |
|
2 |
ГПН-Л-01/05/1994 |
28.02.2018 |
5 787,61 |
454/2017/05.17/ТНП |
|
3 |
ГПН-Л-01/05/5994 |
28.05.2019 |
2 886,16 |
504/2017/06.17Л"НП |
|
4 |
ГПН-Л-01/05/6103 |
31.05.2019 |
8 673,77 |
682/2017/07.17/ТНИ |
|
5 |
ГПН-Л-1/05/10153 |
18.09.2019 |
10 021,80 |
832-2017-10.17-ТНИ |
|
6 |
ГПН-Л-1/05/10306 |
20.09.2019 |
7 135,64 |
91/2018/12.17/ТНП |
|
7 |
ГПН-Л-1/05/10425 |
23.09.2019 |
24 678,46 |
336/2018/01.18/ТНИ |
|
8 |
ГПН-Л-1/05/10693 |
25.09.2019 |
14 842,14 |
409/2018/02.18/ТНИ |
|
9 |
ГПН-Л-1/05/11299 |
11.10.2019 |
8 119,11 |
1087/2018/05.18/ТН |
Таким образом, по расчету истца, сумма убытков за возврат вагонов в технически неисправном состоянии, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 96 838 рублей 82 копейки.
Отказ от добровольного исполнения претензий обусловили обращение ПАО "Газпром нефть" в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что при коммерческом и техническом осмотре вагонов отправления при неисправности заглушки сливного устройства вагон не должен был быть принят к перевозке. При обнаружении неисправностей составляется акт о повреждении вагона ВУ-25. Кроме того, суд признал обоснованность доводов ответчика о том, что требование об устранении неисправностей не могут быть возложены на него как на покупателя. Относительно отказа во взыскании штрафа за сверхнормативный простой решение мотивов, по которым суд пришел к такому выводу не содержит.
Суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают принцип надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором, гражданским законодательством не допускается.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
По правилам пункта 1 статьи 509 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (статья 510 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 517 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором.
Пунктами 1, 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (статья 15, пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.
Разделом 06 приложения N 01 к Правилам торгов определены особенности поставки Биржевого товара железнодорожным транспортом.
Пунктом 6.13 Правил торгов установлено, что порожние цистерны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТ N 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение". Покупатель обязан обеспечить полный слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.
В соответствии с пунктом 6.14 Правил торгов покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.19 настоящего Приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению Поставщика.
Технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надежность крепления котла, техническая исправность колесных пар и тормозной системы.
Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которым произведены все действия, определенные Приказом МПС N 25 от 18.06.2003.
Пунктом 06.18 установлено, что покупатель отвечает за действия своих контрагентов и грузополучателей, как за свои собственные.
Пунктом 06.19.1 Правил торгов предусмотрено, что срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2 (двух) суток.
Срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику (пункт 06.19.2 Правил торгов).
При этом в следующем абзаце указанного пункта закреплено, что дата передачи порожней цистерны определяется по сведениям автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" о дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс).
Пунктом 06.19.4 Правил торгов определен момент отсчета срока нахождения (использования) цистерны - с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования перевозчику.
Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются полными.
Пунктом 17.05 Правил торгов установлено, что в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения Покупатель уплачивает Поставщику неустойку: в размере 1 500 (полторы тысячи) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны; или возмещает документально подтвержденные расходы Поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми Поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара Покупателю.
Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит Поставщику.
Пунктом 17.07 Правил торгов установлено, что в случае, если при осмотре порожней цистерны на станции налива, прибывшей после выгрузки, Поставщик выявит наличие посторонних предметов в котле (остатки ранее перевозимого груза), то Покупатель оплачивает Поставщику неустойку в размере 2 000 рублей за каждую цистерну.
Пунктом 17.10 Правил торгов установлено, что в случае нарушения Покупателем пункта 06.13 Правил Покупатель обязан по требованию Поставщика оплатить неустойку за простой цистерн на время нахождения цистерн под очисткой в размере 2 000 рублей за цистерну за каждые сутки нахождения ее под очисткой.
Кроме того, в случае неполного слива нефтепродуктов из цистерн Покупатель обязан сверх неустойки, предусмотренной настоящим пунктом, полностью возместить Поставщику все причиненные в связи с этим убытки, включая, но не ограничиваясь этим, все расходы по очистке цистерн, оплате аренды цистерн за время нахождения под очисткой, оплате стоимости перевозки до станции нахождения промывочно-пропарочной станции и обратно.
Пунктом 17.11 Правил торгов установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, стороны возмещают друг другу причиненные этим убытки в части, непокрытой неустойкой, в соответствии с действующим законодательством РФ.
Проверив произведенный истцом расчет неустойки за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, убытков за возврат вагонов в коммерчески непригодном и технически неисправном состоянии, суд апелляционной инстанции признает его верным.
В рамках рассматриваемого дела, Истец с ходатайством о приобщении дополнительных документов исх. N ГПН-Л-01/05/011478 от 19.10.2020 приобщил в материалы дела доказательства несения расходов, а именно 54 платежных поручения подтверждающих произведенные истцом оплаты предъявленных претензий со стороны собственника вагонов ООО "Трансойл".
Довод ответчика о том, что у истца уже не могут возникнуть убытки, вызванные необходимостью удовлетворения указанных ответчиком претензий, так как по части претензий предъявленных ООО "Трансойл" в адрес ПАО "Газпром нефть" пропущен срок исковой давности, несостоятелен. Истечение срока исковой давности не означает отсутствие права на обращение с иском, более того, из пояснений истца следует, что состоялось несколько судебных разбирательств по допущенным нарушениям между ПАО "ГазпромНефть" и ООО "Трансойл", требования к ПАО "ГазпромНефть" были удовлетворены, в том числе и по претензиям ООО "Трансойл", на основании которых истец предъявил настоящий иск к ответчику.
Довод ответчика о требовании истцом возмещения убытков, которые у него фактически не возникли и возникнуть не могли, является несостоятельным, так как истцом в материалы дела представлены платежные поручения, сумма которых явно в несколько раз превышают сумму взыскиваемых с ответчика требований.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (в настоящее время утратил силу), утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (ред. от 03.10.2011) Акт общей формы (форма ГУ-23) составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств:
утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования;
задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения;
задержки груженых вагонов, контейнеров на станции в случаях превышения фактической массы груза сверх допустимой грузоподъемности вагонов, контейнеров;
задержки подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя или владельца железнодорожного пути необщего пользования;
задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров;
неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях);
неочистки наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;
подачи перевозчиком неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;
отсутствия ЗПУ на вагоне, контейнере, несоответствия ЗПУ данным, указанным в накладной, неисправности, повреждения или замены ЗПУ, обнаружения в пути следования или на станции назначения ЗПУ на вагонах, контейнерах с неясно нанесенной информацией;
задержки по вине грузоотправителя, грузополучателя владельца
железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего перевозчику
локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением
грузоотправителя,грузополучателя;
задержки груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом;
задержки груза в пути следования в случае замены проводников грузоотправителей, грузополучателей;
обнаружения в пути следования неисправности вагонов, контейнеров (неисправное состояние ЗПУ, наличие признаков доступа к грузу через люки вагона, стенки вагона, контейнера), угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;
повреждения вагона, контейнера;
самовольного занятия перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, иным организациям или арендованных ими;
самовольного использования грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику;
неподачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузами в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей;
простоя локомотива, принадлежащего перевозчику, в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, раздельных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций;
отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других);
других случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Таким образом, в силу прямого указания Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (в настоящее время утратил силу), утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (ред. от 03.10.2011) для фиксации факта коммерческой непригодности/технической неисправности вагона допустимо составление акта общей формы ГУ-23.
Истцом в материалы дела представлены акты общей формы ГУ-23, подтверждающие фиксацию возврата ответчиком вагонов в коммерчески непригодном и технически неисправном состоянии.
Вывод суда первой инстанции об обязательном составлении акта ВУ-25 при обнаружении повреждений вагона является ошибочным.
Согласно Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (в настоящее время утратил силу), утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (ред. от 03.10.2011) акт общей формы не бывает формы ВУ-25. Акт общей формы составляется только по форме ГУ-23.
Таким образом, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа и убытков за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии/убытков за возврат вагонов в технически неисправном состоянии ссылается на не существующие, не установленные нормативными актами формы актов общей формы.
В материалах дела содержатся акты общей формы ГУ-23 к каждой из претензий, а именно:
п/п |
N Претензии |
Дата предъявлен ия |
Сумма задолженность и по претензиям |
N Претензии ООО "Трансойл" |
N акта общей формы ГУ-23 |
Вид нарушения |
|||||||
1 |
ГПН-Л-01/05/6658 |
06.07.2018 |
19 050,62 |
444/2017/02.17/ КНП |
3/382 от 18.02.2017 |
Возврат вагона в коммерчески непригодном состоянии |
|||||||
2 |
ГПН-Л-01/05/10057 |
17.09.2019 |
5 477,42 |
831-2017-10.17-КНП |
131 от 05.10.2017 |
Возврат вагона в коммерчески непригодном состоянии |
|||||||
3 |
ГПН-Л-01/05/13720 |
10.12.2019 |
16 432,26 |
34-2018-11.17-КНП |
195 от 07.11.2017, 111 от 04.11.2017, 110 от 04.11.2017 |
Возврат вагона в коммерчески непригодном состоянии |
|||||||
4 |
ГПН-Л-01/05/13869 |
11.12.2019 |
11 121,07 |
340-2018-01.18-КНП |
133 от 02.01.2018 |
Возврат вагона в коммерчески непригодном состоянии |
|||||||
5 |
ГПН-Л-01/05/14894 |
30.12.2019 |
42 047,19 |
832/2018/05.18/ КНП |
354 от 08.05.2018, 353 от 08.05.2018, 536 от 13.05.2018 |
Возврат вагона в коммерчески непригодном состоянии |
|||||||
6 |
ГПН-Л-01/05/4940 |
06.06.2017 |
14 694,13 |
227/2017/12.16/ ТНП |
791 от 28.11.2016 |
Возврат вагона в технически неисправном состоянии |
|||||||
7 |
ГПН-Л-01/05/5994 |
28.05.2019 |
2 886,16 |
504/2017/06.17/ ТНП |
1000 от 02.05.2017 |
Возврат вагона в технически неисправном состоянии |
|||||||
8 |
ГПН-Л-01/05/6103 |
31.05.2019 |
8 673,77 |
682/2017/07.17/ ТНИ |
990 от 23.07.2017 |
Возврат вагона в технически неисправном состоянии |
|||||||
9 |
ГПН-Л- 01/05/1015 3 |
18.09.2019 |
10 021,80 |
832-2017-10.17-ТНИ |
311 от 09.10.2017 |
Возврат вагона в технически неисправном состоянии |
|||||||
10 |
ГПН-Л- 01/05/1030 6 |
20.09.2019 |
7 135,64 |
91/2018/12.17/Т нп |
1472 от 20.12.2017 |
Возврат вагона в технически неисправном состоянии |
|||||||
11 |
ГПН-Л- 01/05/1042 5 |
23.09.2019 |
24 678,46 |
336/2018/01.18/ ТНИ |
1051 от 21.01.2018, 1052 от 21.01.2018, 1553 от 28.01.2018 |
Возврат вагона в технически неисправном состоянии |
|||||||
12 |
ГПН-Л- 01/05/1069 3 |
25.09.2019 |
14 842,14 |
409/2018/02.18/ ТНИ |
800 от 11.02.2018 |
Возврат вагона в технически неисправном состоянии |
|||||||
13 |
ГПН-Л- 01/05/1129 9 |
11.10.2019 |
8 119,11 |
1087/2018/05.1 8/ТН |
349 от 08.05.2017 |
Возврат вагона в технически неисправном состоянии |
В представленных истцом актах общей формы ГУ-23 содержится информация о том, где именно составлен данный акты, когда и кем составлен, в отношении каких именно вагонов-цистерн. В данном акте также указаны обстоятельства, вызвавшие их составление, а именно зафиксирован возврат вагонов в коммерчески непригодном/технически неисправном состоянии (выявлены коммерческие и технические неисправности).
Вышеуказанных сведений достаточно для установления обстоятельства, в целях фиксации которого они составлены.
С учетом изложенного, в представленных в материалы дела актах общей формы ГУ-23 зафиксировано достаточно сведений, необходимых для признания доказанным фактические обстоятельства возвращения ответчиком спорных вагонов в коммерчески непригодном/технически неисправном состоянии.
Между тем ответчик документально не опроверг обстоятельства возвращения спорных вагонов в коммерчески непригодном/технически неисправном состоянии.
Исходя из буквального толкования Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (в настоящее время утратил силу), утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (ред. от 03.10.2011), акт общей формы является документом, подтверждающим факт повреждения цистерны, (возврата вагона в технически неисправном состоянии) и факта фиксации возврата вагона в коммерчески непригодном состоянии, следовательно, является допустимым доказательством факта повреждения цистерны.
Указанные акты общей формы составлены в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, подписаны двумя лицами - приемосдатчиком станции Комбинатская и представителем Новосибирского филиала ОАО "ПГК", представителем собственника вагонов.
Истец в своей апелляционной жалобе обоснованно обращает внимание на то, что ответчик в подтверждение того, что вагоны имели повреждения до прибытия к грузополучателю, надлежащих доказательств не представил, поскольку ответчиком не составлен акт общей формы ГУ-23 по прибытию груженых вагонов, следовательно, вагоны прибыли в исправном состоянии.
Вагоны прибыли на станцию Комбинатская с исправными ЗПУ, наложенными грузополучателями - контрагентами ответчика.
Также следует учитывать, что технические неисправности и коммерческая непригодность обнаружены внутри котла цистерны, обнаружить которые можно только после открытия нижнего сливного прибора или верхнего загрузочного люка и после снятия запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), наложенных грузоотправителем, то есть до окончания перевозки обнаружить данные неисправности невозможно. Характер повреждений, причиненных вагонам, подтвержден документами, представленными истцом в подтверждение факта выполнения ремонтных работ.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание, что на основании тех же кутов общей формы взысканы убытки с ПАО "Газпром Нефть" в пользу ООО "Трансойл" в рамках дел N А56-1876/2020, А56-95006/2019, А56-55791/2020.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика уточнил, что он заявлял не только о пропуске срока исковой давности по претензиям, предъявленным ООО "Трансойл" истцу, но и по претензиям, предъявленным непосредственно истцом к ответчику в рамках спорных отношений, ссылаясь на свои пояснения от 18.11.2020. Проверив данный довод, суд апелляционной инстанции установил, что в указанных ответчиком письменных пояснениях (т. 12 л. д. 133) ответчик ведет речь о том, что пропущен срок исковой давности по требованиям ООО "Трансойл" (третьего лица) к ПАО "ГазпромНефть", что, по его мнению, исключает несение последним убытков, иных заявлений об исковой давности ответчиком в суде первой инстанции сделано не было. Данное обстоятельство также подтверждено содержанием апелляционной жалобы и пояснениями представителя ответчика.
Принимая во внимание изложенное выше, подтверждение представленными в материалы дела доказательствами оснований начисления неустойки за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии в сумме 24 000 рублей, а также убытков в сумме 95 465 рублей 19 копеек за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, и убытков в сумме 96 838 рублей 02 копейки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии, в указанной части суд апелляционной инстанции также признает исковое заявление подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного решение арбитражного суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по государственной пошлине по иску и по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика в полном объеме по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 04.12.2020 по делу N А02-784/2020 отменить принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Взыскать с ООО "Торговый дом "Транс-Ойл" в пользу ПАО "Газпром Нефть" 805 804 рублей 01 копейки, из которых: 589 500 рублей - штраф за нарушение сроков отправки порожних вагонов; 24 000 - штраф за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии; 95 465 рублей 19 копеек - убытки за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии; 96 838 рублей 02 копейки - убытки за возврат вагонов в технически неисправном состоянии. 22 116 рублей в возмещении расходов по государственной пошлине.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-784/2020
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ"
Ответчик: ООО "Торговый дом "ТРАНС-ОЙЛ"
Третье лицо: ООО "ТРАНСОЙЛ"