город Ростов-на-Дону |
|
12 июля 2021 г. |
дело N А32-30542/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якименко А.С.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 по делу N А32-30542/2020 по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: АО "Пансионат "Шепси", Администрация муниципального образования Туапскийнский район, АО "Строительная инвестиционная управленческая структура" о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 11.09.2020 N 23/153/001/600/2020-5545 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204011:295, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси; просит обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204011:295, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО "Пансионат "Шепси", Администрация муниципального образования Туапскийнский район, АО "Строительная инвестиционная управленческая структура".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 11.09.2020 N 23/153/001/600/2020-5545 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204011:295, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край - на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204011:295, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе управление просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что департаментом на государственную регистрацию не предоставлены документы, свидетельствующие о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок, также из представленных документов и имеющихся сведений невозможно в силу закона отнести земельный участок к краевой собственности. По окончании срока приостановления государственной регистрации заявителем не были устранены причины приостановления государственной регистрации - не был представлен документ-основание, в связи с чем заявителю было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по причине не устранения причин, препятствующих осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Указание в судебном акте на обстоятельства возникновения права Краснодарского края на спорные земельные участки в рамках дел N А32-23808/2018, N А32-27370/2013 не может служить основанием для признания незаконным решения Управление Росреестра, ввиду их непредоставления заявителям при подаче заявления.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Пансионат "Шепси" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на н6ее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.06.2020 Департаментом имущественных отношений Краснодарского края было подано заявление N 23/153/001/600/2020-5545 о государственной регистрации права собственности Краснодарского края в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0204011:295, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Шепси.
К указанным заявлениям согласно расписке в получении документов департаментом были представлены документы: доверенность от 18.06.2018.
Уведомлением от 11.06.2020 N 23/153/001/600/2020-5545 по заявлению N 23/153/001/600/2020-5545 заинтересованное лицо известило департамент о том, что государственная регистрация права собственности приостановлена до 11.09.2020, поскольку в отношении спорного участка департаментом не представлены документы, свидетельствующие о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок, а также из представленных документов и имеющихся сведений невозможно в силу закона отнести земельный участок к краевой собственности.
Согласно сообщению от 11.09.2020 N 23/153/001/600/2020-5545 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края в отношении спорного земельного участка.
Указанный отказ управления мотивирован не представлением документов, свидетельствующих о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок, а также тем, что из представленных документов и имеющихся сведений невозможно в силу закона отнести земельный участок к краевой собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 218-ФЗ правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской, Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В статье 27 Закона о регистрации указано, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона, содержащей 60 оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также граждан и юридических лиц.
В соответствии с частью 6 статьи 1 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части (абзацы 2 и 3 пункта 56 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно статье 5 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент имущественных отношений Краснодарского края обеспечивает защиту имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти.
Как верно установлено судом первой инстанции, фактически, подавая указанное заявление о регистрации права собственности от 04.06.2020 N 23/153/001/600/2020-5545, департамент обратился в управление в целях осуществления государственной регистрации права собственности Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204011:295.
Правовой основой обращения с названным заявлением к заинтересованному лицу являлись положения статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", норм Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Совета Министров РСФСР от 04.08.1972 "О некоторых вопросах землепользования", постановления Совета Министров от 27.09.1988 N 406 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае".
Статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В статьях 31, 32 Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) закреплено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Первоначально статус курорта ряд местностей Туапсинского района получили с принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 04.08.1972 N 83 "О некоторых вопросах землепользования", которым был утвержден перечень курортных местностей Краснодарского края, куда вошли курорты Шепси, Гизель-Дере, Небуг, Новомихайловский, Джубга.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае" (далее - Постановление N 406) утверждены границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (пункт 1 статьи 2 Закона N 33-ФЗ). Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 33-ФЗ территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Согласно пункту 4 статьи 31 Закона N 33-ФЗ отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Согласно пункту 2 приведенной статьи территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края N 41 -КЗ от 07.08.1996 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, указанным нормативным актом в соответствии с действующим законодательством подтвержден статус курорта Туапсинского района в ранее установленных границах, установлен региональный уровень данного курорта и предписано уточнить ранее установленные границы.
Согласно статье 6 указанного закона, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения относится решение вопросов землепользования на лечебно-оздоровительных местностях и курортах краевого значения.
Впоследствии постановлением главы администрации Краснодарского края от 10.12.2007 N 1136 утверждено Положение о курортах краевого значения Туапсинского района (Джубга, Новомихайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси), согласно пункту 1.2 которого курорты Туапсинского района расположены в Краснодарском крае и являются курортами краевого значения в границах и с режимом округа санитарной охраны курортов. Пунктом 1.3 названного Положения границы и режим округа санитарной охраны курортов Туапсинского района утверждает глава администрации Краснодарского края.
Таким образом, названное в своей совокупности и логической взаимосвязи свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае право собственности Краснодарского края в отношении указанного объекта - спорного земельного участка - возникло в силу прямого указания закона.
Данные выводы суда также соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, сформированной в постановлении от 28.05.2014 по делу N А32-27370/2013, постановлении от 29.07.2019 по делу N А32-29254/2018.
Кроме того, обстоятельства возникновения права собственности Краснодарского края на указанный земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204011:295 исследовались в рамках арбитражного дела N А32-23808/2018.
В частности, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.05.2019 по делу N А32-23808/2018 указано, что обстоятельства отнесения рассматриваемого земельного участка к курортам краевого значения Туапсинкого района Краснодарского края преюдициально установлены в рамках дела N А32-27370/2013.
С учетом изложенного, суды указали, что собственником и владельцем указанного земельного участка с кадастровым номером 23:33:0204011:295 является Краснодарский край в силу прямого указания закона.
Таким образом, основанием для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарский край на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0204011:295, в рассматриваемом случае являются не судебные акты по делам N А32-23808/2018, N А32-27370/2013, а названные выше законоположения (закон), в силу которых указанный земельный участок в силу прямого указания закона относятся к собственности Краснодарского края.
Как верно указал суд первой инстанции, из анализа вышеуказанных нормативных правовых актов и сведений возможно было установить отнесение названного объекта недвижимого имущества к краевой форме собственности.
В силу вышеизложенного, оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства и доводы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые отказы в государственной регистрации права собственности на спорные участки не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы субъекта Российской Федерации Краснодарского края, поскольку препятствуют распоряжению указанными земельными участками заявителем, как уполномоченным органом, в связи с чем заявленные требования департамента были правомерно удовлетворены в полном объеме.
При таких обстоятельствах приведенные управлением в апелляционной жалобе доводы, по существу не опровергающие выводы суда первой инстанции, подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2021 по делу N А32-30542/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30542/2020
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация муниципального образования Туапсинский район, АО "Пансионат "Шепси", АО "Строительная инвестиционная управленческая структура"