г. Москва |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А40-221634/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "СВС-Н"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2021 по делу N А40-221634/20 (17-1542)
по заявлению ООО "СВС-Н"
к Управлению Росреестра по Москве
третьего лица: 1) ООО "Геогранд"; 2) АО "ЦНИИС"; 3) ДГИ г.Москвы
о признании незаконными решений, об обязании осуществить действия,
при участии:
от заявителя: |
Мальцев К.Л. по дов. от 10.02.2021; |
от ответчика: |
Аверкиев А.В. по дов. от 11.01.2021; |
от третьих лиц: |
1) Мальцев К.Л. по дов. от 05.07.2021; 2) Спирина В.А. по дов. от 15.02.2021; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "СВС-Н" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решений о приостановлении и об отказе в государственной регистрации права. Требования уточнялись в порядке ст.49 АПК РФ, приняты судом в указанной редакции.
Решением суда от 30.03.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, ООО "СВС-Н" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители ответчика и АО "ЦНИИС" в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласны, считают их необоснованными.
Представитель ООО "Геогранд" доводы апелляционной жалобы заявителя поддержал в полном объеме, изложил свою позицию.
Третье лицо ДГИ г.Москвы в судебное заседание не явилось. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Заявитель обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением от 01.09.2020 N MFC-0558/2020-314462-1 о снятии с государственного кадастрового учета и с государственной регистрации прав объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0014010:1032.
21.09.2020 Управление уведомлением приостановило процедуру снятия с государственного кадастрового учета и прекращению права собственности объекта недвижимости (MFC-0558/2020-314462-1 N PKPVDMFC-2020-09-01-161433) в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В связи с неустранением заявителем обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, уведомлением от 21.12.2020 N КУВД-001/2020-13412879/3 Управление отказало в государственной регистрации права.
Не согласившись с указанными уведомлениями, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее -Закон о регистрации) и иными нормативными правовыми актами.
21.09.2020 Управление Росреестра по Москве, оформленным уведомлением от 21.09.2020 N КУВД-001/2020-13412879/1, приостановлены действия по снятию с государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:02:0014010:1032, расположенного по адресу: г. Москва, район Свиблово, Игарский проезд, дом 4 строение 3.
21.12.2020 Управление Росреестра по Москве оформленным уведомлением от 21.12.2020 N КУВД-001/2020-13412879/3, отказано по снятию с государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Основанием для вынесения оспариваемых актов послужили следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о регистрации недвижимости необходимым для снятия с кадастрового учета объекта капитального строительства документом является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).
В силу положений ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации недвижимости акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке регламентированы положениями Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.10.2015 N 861 (далее -Требования к подготовке акта обследования).
В соответствии с п. 3 Требований к подготовке акта обследования, акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту.
При этом порядок сноса и демонтажа зданий объектов капитального строительства регулируется законодательством субъектов РФ.
На территории г. Москвы действует Постановление Правительства Москвы от 19.05.2015 N 284-ПП "Об утверждении порядка оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве" (вместе с "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Оформление ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве) (далее - Порядок N 284-ПП), в соответствии с которым при сносе объектов недвижимости необходимо получение Ордера на проведение земляных работ.
В соответствии с п. 1.1. Порядка N 284-ПП Ордер (разрешение) - документ, являющийся основанием для проведения земляных работ с заглублением более 0,5 м (далее - земляные работы), установки временных ограждений, размещения временных объектов в целях проведения следующих работ.
Для выполнения земляных работ на территории городского поселения (на переулках, улицах, тротуарах, дорогах, в зеленых зонах и пр.) необходимо получить ордер от местных органов власти, что обуславливается необходимостью недопущения повреждений элементов благоустройства, инженерных сетей. Установленный порядок предоставления разрешений направлен на создание надлежащих условий эксплуатации объектов, предупреждение ДТП.
Ордер на земляные работы в Москве представляет собой бланк унифицированной формы. Он заполняется перед непосредственным осуществлением мероприятий. Ордер на проведение земляных работ предоставляет исполнителю право начать необходимые процедуры в соответствии с проектными документами. Регистрация разрешения, а также контроль осуществления запланированных мероприятий возлагаются на территориальное управление ЖКХ. Законодательство запрещает выполнять работы без ордера.
В ряде случаев лицо, которое проводит земляные работы без получения ордера, может быть привлечено к административной ответственности, например, по ст. 7.14 КоАП РФ или в соответствии с законодательством субъекта РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 26.11.2015 N 305-АД15-11818 по делу N А40-156124/2014, Постановление Верховного Суда РФ от 21.10.2016 N 78-АД16-36).
Так, статьей 8.18 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за производство самовольного сноса зданий, расположенных на территории города Москвы, предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, снос (демонтаж) объектов капитального строительства регулируется Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Регламент), составление актов обследования (как было уже отмечено выше) регулируется Приказом от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке".
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Регламента при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно ч. 2 ст. 37 Регламента безопасность технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов должна быть обоснована одним из способов, указанных в ч.6 ст. 15 настоящего Регламента (предусматривает изготовление проектной документации на осуществление сноса (демонтажа) объекта капитально строительства).
Снос объектов капитального строительства сопряжен с проведением работ по демонтажу строительных конструкций, их вывозу и последующей утилизации, проведению земляных работ, благоустройству земельного участка, кроме того, проведение работ по демонтажу должно соответствовать требованиям к безопасности проведения таких работ в отношен жизни и здоровья физических лиц, имущества третьих лиц, расположенного вблизи демонтируемого объекта, которое может быть повреждено в процессе проведем таких работ, экологической безопасности.
В этой связи, снос объекта осуществляется, как правило, с привлечением специализированных организаций с заключением соответствующих договоров (договоров с инженерными службами об отключении сносимых зданий инженерных сетей, договоров подряда на снос, перемещение, переработку захоронение отходов сноса) и подписанием актов выполненных работ договорам, подтверждающих их исполнение.
В соответствии с частью 9 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Далее - ГрК РФ), в целях сноса объекта капиталы строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.
Согласно части 12 ст. 55.31 ГрК РФ, Застройщик или технический заказчик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства подает на бумажном носителе посредством личной обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по мест нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, или в случае, если такой земельный участок находите на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.
Учитывая изложенное, осуществление самовольного сноса объекта недвижимости без получения предварительного согласование уполномоченного органа на проведение таких работ не допускается, поскольку указанными действиями заявитель нарушает требования действующего законодательства по обеспечению безопасности зданий и сооружений на стадиях проектирования, строительства, эксплуатации и сноса.
Положением о составе разделов проектной документации требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение) снос (демонтаж объекта или части объекта капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа строительства (п.п. 1, 8, 10 Положения), в отношении которого выполняется "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства", состав и требования к которому предусмотрены п. 24 Положения.
Комплексный анализ положений норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства является распоряжение органа местного самоуправления о сносе такого объекта, которым, в том числе определяет порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.
Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерат в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу такого объекта, копии договоров подряда на осуществлен работ по сносу (демонтажу), а также утилизации отходов.
С учетом изложенного, осуществление самовольного сноса объектов капитального строительства не допускается.
Согласно п. 9 Требований к подготовке акта обследования в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования" вносятся сведения о наименовании и реквизитах документов, использованных при подготовке Акта, в том числе: проектная документация объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства.
Как установлено судом первой инстанции, документ, подтверждающий соблюдение установленной законом процедуры сноса вышеуказанного объекта недвижимости, в регистрирующий орган представлен не был.
В нарушение пункта 13 Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" установлены требования к акту обследования в реквизит "Перечень документов, использованных при подготовке акта электронный образ документа должен обеспечивать визуальную его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты.
Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi.
Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi. В случае если законодательством допускается подготовка документа к включению в состав Приложения, в форме электронного документа документ может быть включен в состав Приложения в форме электронного документа.
Подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица.
Представленные документы для государственного кадастрового учета составлены в нарушение указанного требования.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 23, пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 свидетельствование кадастровым инженером факта прекращения существования объекта недвижимости по результатам осмотра места его нахождения, фиксируемое в акте "Заключение кадастрового инженера", является достаточным доказательством прекращения существования объекта, при этом документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса объекта недвижимости включаются в состав приложения к Акту обследования. Таким образом, Акт обследования должен содержать достоверные сведения о практическом отсутствии на земельном участке объекта недвижимости.
Сведения, содержащиеся в Акте обследования от 31.08.2020, суд первой инстанции обосновано признал недостоверными по следующим основаниям.
ООО "СВС-Н" заявлено требование о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности на объект с кад. N 77:02:0014010:1032 право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН 16.06.2017. (запись N 77:02:0014010:1032-77/022/2017-1) по заявлению правообладателя от 30.05.2017. В акте обследования кадастровый инженер указывает, что гибель указанного объекта подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела и постановлением о признании заявителя потерпевшим от 15.06.2016.
Документы, представленные ООО "СВС-Н" в материалы дела в обоснование гибели здания и получения страхового возмещения также относятся к иному объекту недвижимости с кад. N 77:02:0015009:1879 (запись о регистрации права собственности N 77-77-22/050/2014-664 от 17.11.2014), государственная регистрация права собственности в отношении которого прекращена 23.06.2017, запись N 77:02:0015009:1879-77/022/2017-1 по заявлению правообладателя в отсутствие заявлений правообладателя о гибели, сносе (полном или частичном) объекта недвижимости с кад. N 77:02:0015009:1879 и предметом спора, не являющимся. Кроме того, связь объекта недвижимости с земельным участком с кад. N 77:02:0014010:3 возникла путем уточнения характеристик и местоположения объекта недвижимости, осуществленных тем же кадастровым инженером 26.12.2018.
В соответствии с п. 8 ст. 24 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ, сведения о местоположении зданий, сооружений на земельном участке и их площади, площади застройки должны быть определены кадастровым инженером самостоятельно на момент осмотра объекта.
Как следует из технического плана от 26.12.2018 объект недвижимости с кад. N 77:02:0014010:1032 кадастровый инженер Титова А.С. установила координаты физически существующего объекта недвижимости, не обладающего признаками повреждения или гибели.
В соответствии с нормами Закона от 03.08.2018. N 340-ФЗ (ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ), постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N284-ПП снос существующего на 26.12.2018. объекта мог быть осуществлен ООО "СВС-Н" только с соблюдением установленной процедуры сноса объекта недвижимости, однако, документы, подтверждающие соблюдение установленной процедуры сноса в Управление Росреестра по г. Москве не предоставлены, что явилось основанием для приостановления и отказа в регистрационных действиях.
В связи с изложенным, суд не может принять в качестве доказательств наличия и сноса на земельном участке с кад. N 77:02:0014010:3 объекта с кад. N 77:02:0014010:1032 акт обследования от 31.08.2020 в связи с его прямым противоречием с составленным тем же кадастровым инженером техническим планом от 26.12.2018.
При этом, как следует из результатов опроса Титовой А.С. и генерального директора ООО "ГеоГранд" Гамовой Н.Ю., отраженные в постановлении от 09.02.2021, уточненные координаты здания определялись не кадастровым инженером, а предоставлены ООО "СВС-Н" и внесены в технический план, в том виде, в каком их предоставил заказчик работ. Пояснения ООО "СВС-Н" по настоящему делу фактически свидетельствует о наличии притязаний истца на объект с кад. N 77:02:0014010:1021, принадлежащим АО "ЦНИИС" на праве собственности и снятым с государственного кадастрового учета в установленном порядке 10.06.2016. В связи с чем в требованиях следует отказать.
В связи с чем, суд верно отметил, что для внесения сведений о прекращении существования спорных объектов, Заявитель не лишен правом обратиться Арбитражный суд в порядке, предусмотренном гл. 27 АПК РФ с заявлением установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем, ст.201 АПК предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В этой связи в ст.198 АПК РФ указывается на право обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта при наличии в совокупности двух признаков - нарушения закона и одновременно нарушения прав и законных интересов обратившегося за судебной защитой лица.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствуют нарушения законных прав и интересов заявителя, а также возможность их восстановления с учетом предмета заявленных требований и способа восстановления нарушенного права, избранного заявителем, что в силу ст.198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.03.2021 по делу N А40-221634/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-221634/2020
Истец: ООО "СВС-Н"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА", ООО "РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАДАСТРОВЫХ ИНЖЕНЕРОВ "ГЕОГРАНД", Титова Алеся Сергеевна
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41240/2022
13.05.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24740/2021
03.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9674/2022
14.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-24740/2021
12.07.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30495/2021
30.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-221634/20