город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2021 г. |
дело N А32-46157/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ООО "Корпорация "Кубаньводремкапстрой": представитель Маслова М.В., по доверенности от 21.10.2020, паспорт;
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: представитель Крохмаль Д.А., по доверенности от 25.12.2020, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "Кубаньводремкапстрой"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.04.2021 по делу N А32-46157/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "Кубаньводремкапстрой" (ИНН 2348001582, ОГРН 1022303382640)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984,
ОГРН 1092312004113)
при участии третьего лица: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (ИНН 2310018604,
ОГРН 1022301611298)
о признании незаконным требования о направлении оригинала лицензии,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "Кубаньводремкапстрой" (далее - заявитель, ООО "Корпорация "Кубаньводремкапстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным требования Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее -административный орган, министерство) от 14.10.2020 N 202.03.5-09-27722/20 о направлении оригинала лицензии, предоставившей права пользования участком недр местного значения с целевым назначением и видами работ "Очистка водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км судового хода" с заявлением о прекращении права пользования недрами.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "Кубаньводремкапстрой" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить.
Апелляционная жалоба и дополнение мотивированы тем, что необоснованность требования, оспариваемого заявителем, подлежит рассмотрению именно в Арбитражном суде. Требование Министерства природных ресурсов Краснодарского края однозначно нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку направлено на прекращение им экономической деятельности. У заявителя были все основания полагать, что соглашение является действительным и устанавливает условия о продлении срока действия лицензии. Судом в нарушение приведенных норм не приведена конкретная норма законодательства о недрах, нарушенная при продлении действия лицензии и заключении дополнительного соглашения. Законодательные акты, вступившие в действие после получения заявителем лицензии, могут быть применены к правоотношениям заявителя и Министерства природных ресурсов Краснодарского края только после окончания срока действия лицензии. Условия лицензирования безупречно выполнялись заявителем в том числе на момент внесения изменений в лицензионное соглашение, никаких нарушений в деятельности выявлено не было как на момент внесения таких изменений, так и до настоящего момента.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство природных ресурсов Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
От ООО "Корпорация "Кубаньводремкапстрой" поступило дополнение к апелляционной жалобе.
Суд приобщил представленное дополнение к апелляционной жалобе к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Корпорация "Кубаньводремкапстрой" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.06.2021 объявлялся перерыв до 07.07.2021 до 17 час. 50 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После объявленного перерыва от Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
От ООО "Корпорация "Кубаньводремкапстрой" поступило дополнительное правовое обоснование к апелляционной жалобе.
Суд протокольным определением приобщил дополнительное правовое обоснование к апелляционной жалобе к материалам дела.
Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Октан" имеет лицензию на право пользования недрами от 07.06.2008 КРД 80104 ТЭ - очистка водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км судового хода". Срок действия лицензии установлен до 07.06.2018.
Согласно пункту 1 Соглашения к лицензии об условиях добычи общераспространенного полезного ископаемого (песка) при выполнении дноуглубительных работ по проекту "Очистка водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км судового хода" площадь горного отвода составляет 66,9 га, расположенный на левом (расчистка водоема и срезка левобережного побочня) и правом (срезка правобережного побочня) берегу реки Кубань.
30.12.2016 министерством внесены изменения в условия лицензии на право недрами от 07.06.2008 КРД 80104 ТЭ с целевым назначением "Очистка водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км судового хода". Срок действия лицензии был продлен до 07.06.2025.
14.10.2020 административный орган письмом N 202-03.5-09-27722/20 уведомило общество о том, что изменения в условии лицензии в части установления срока окончания действия лицензии до 07.06.2025 не соответствуют требованиям, установленным федеральным законодательством о недрах. Основания и цели продления срока пользования участками недр, для которых пролонгирован срок действия лицензии отсутствуют. На основании изложенного, учитывая установленные Прокуратурой Краснодарского края обстоятельства, обществу предложено в течение 10 дней с момента получения данного требования, направить в министерство оригинал лицензии от 07.06.2008 КРД 80104 ТЭ и заявление о прекращении права пользования недрами.
Не согласившись с вынесенным требованием административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 министерству переданы функции Департамента строительства Краснодарского края в сфере регулирования отношений в области недропользования.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона Российской Федерации 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
3.1) разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.
Недра также могут предоставляться в пользование одновременно для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых и для разведки и добычи таких полезных ископаемых. Правительством Российской Федерации устанавливаются виды трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Согласно абзацам 1 и 2 статьи 7 Закона Российской Федерации 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:
- геологического изучения - на срок до 5 лет, или на срок до 7 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Архангельской области, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
- добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;
- добычи подземных вод - на срок до 25 лет;
- добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1 настоящего Закона - на срок до 1 года;
- разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона и которые предоставляются в соответствии с абзацем восьмым пункта 6 статьи 10.1 настоящего Закона, - на срок выполнения соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;
- разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 10.1 настоящего Закона - на срок до 7 лет, а для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4.1 статьи 10.1 настоящего Закона - на срок до 15 лет.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Срок разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых на участке недр, предоставленном в пользование в соответствии с абзацем восьмым пункта 3 статьи 10.1 настоящего Закона, продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых однократно на срок до 3 лет. Срок разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых на участке недр, предоставленном в пользование в соответствии с пунктом 4.1 статьи 10.1 настоящего Закона, продлевается по инициативе пользователя недр на срок до 5 лет без ограничения количества продлений.
Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.
Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.
Статьей 12 Закона Российской Федерации 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласно статьям 20, 21 Закона Российской Федерации 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" право пользования недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;
5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
7) по инициативе владельца лицензии;
8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
9) по инициативе недропользователя по его заявлению.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "Кубаньводремкапстрой" имеет лицензию от 07.06.2008 КРД 80104 ТЭ - "Очистка водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км судового хода".
Лицензионное соглашение об условиях попутной добычи песка при выполнении дноуглубительных работ (приложение 1) является неотъемлемой составной частью лицензии от 07.06.2008 КРД 80104 ТЭ.
В 2007 году обществом представлена проектная документация в Управление Росприроднадзора по производству работ по "Очистке водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км судового хода".
Рабочий проект по "Очистке водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км. судового хода" исследован ФГУ "Кубанское государственное бассейновое водное управление водных путей и судоходства". По результатам проведенного исследования представленных документов вынесено заключение от 11.08.2007. Также ФГУ "Нацрыбкачество" вынесено заключение от 13.08.2007 N 065. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вынесено санитарно-эпидемиологическое заключение от 07.06.2007 N 23.КК.11.000.Т.000234.06.07.
Решением Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края от 07.04.2008 N 15 обществу предоставлен в пользование водный объект - участок реки Кубань от 174,00 до 177,0 км. судового хода (Краснодарский край, Северский район, х. Стефановский) при соблюдении им условий, согласно представленному перечню, в частности условия о получении лицензии на право пользование недрами в случае дальнейшего использования грунта, намечаемого к изъятию (письмо управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю от05.12.2007 N 01-07/34501).
На основании приказа Департамента строительства Краснодарского края от 07.06.2008 N 108/4 ООО "Корпорация "Кубаньводремкапстрой" предоставлено право пользования недрами общей площадью 66,9 га для попутной добычи песка при проведении дноуглубительных работ по проекту "Очистка водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км. судового хода", поручено обеспечить выдачу лицензии.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека были разработаны условия от 26.06.2008 N 1491 о соблюдении установленных законодательством требований по охране недр при добыче песка.
20.12.2016 на основании обращения общества от 14.12.2016, руководствуясь постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2011 N 1058 "Об утверждении Порядка внесения изменений в условия лицензий на пользование участками недр", а также приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 23.09.2013 N 1523 "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по внесению изменений в условия лицензий на пользование участками недр местного значения", Министерством природных ресурсов в лицензию от 07.06.2008 КРД 80104 ТЭ на право пользования недрами, выданную ООО "Корпорация "Кубаньводремкапстрой" Министерством природных ресурсов были внесены изменения в лицензию. Слова: "Срок окончания действия лицензии 07.06.2018" были заменены на слова: "Срок окончания действия лицензии 07.06.2025". Абзац первый пункта 3 соглашения об условиях добычи общераспространенного полезного ископаемого (песка) при выполнении углубительных и берегоукрепительных работ по проекту "Очистка водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км. судового хода", был изложен в следующей редакции: "Срок действия лицензии, с учетом подготовительного и ликвидационного периодов, составляет 17 (семнадцать) лет (с учетом подготовительных мероприятий) с момента государственной регистрации настоящей лицензии".
05.08.2020 в Администрацию Краснодарского края поступило представление Прокуратуры Краснодарского края от 04.08.2020 "7/3-11-20/10227 об устранении нарушений законодательства о недропользовании, из которого следует, что при принятии министерством решения о продлении срока действия лицензии от 07.06.2008 КРД 80104 ТЭ и заключении дополнительного соглашения допущены нарушения требований законодательства о недрах.
Прокуратурой установлено, что сведения об участке недр, расположенном на левом и правом берегу реки Кубань в районе х. Стефановский Краснодарского края, не внесены в реестр объектов учета Государственного кадастра месторождения, из чего следует вывод, что участок, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого (песка) не отнесен к месторождению полезных ископаемых.
Вынесенное министерством дополнительное соглашение о продлении срока действия лицензии от 07.06.2008 КРД 80104 ТЭ является незаконным и подлежи аннулированию.
В целях принятия мер по устранению допущенных нарушений Министерство природных ресурсов Краснодарского края направило обществу уведомление от 14.10.2020 N 202.03.5-09-27722/20, которым обществу предложено в 10-дневный срок с момента получения требования, направить в министерство оригинал лицензии с заявлением о прекращении права пользования недрами, при этом указав, что в случае непринятия соответствующих мер, министерство оставляет за собой право аннулировать лицензию в одностороннем порядке, в том числе посредством обращения в суд.
В суде первой и апелляционной инстанциях общество обосновывает незаконность вынесенного требования следующим.
После получения лицензии обществом выполнены все условия лицензионного соглашения в рамках проведения работ по проекту "Очистка водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км. судового хода".
Данные условия выполнялись, в том числе на момент внесения изменений в условия лицензии на право пользования недрами 30.12.2016.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что требование нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности общества, что влечет за собой возникновение убытков (порядка 188 000 000 рублей) ввиду невозможности исполнения, взятых на себя обязательств по заключенным договорам поставки добытого песка, что может привести к банкротству предприятия.
Указанные обществом обстоятельства судом первой инстанции обоснованно оценил критически, ввиду того, что на выполнение обществом работ по проекту "Очистка водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятия реки Кубань на 174-177 км. судового хода" при условии попутной добычи песка был установлен срок на 10 лет. Указанный срок установлен при проведении соответствующих исследований и содержится в выданных заключениях по проекту работ.
Фактически данным доводом общество указало, что его экономическая деятельность направлена на осуществление добычи песка.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что условия лицензирования безупречно выполнялись заявителем в том числе на момент внесения изменений в лицензионное соглашение, никаких нарушений в деятельности выявлено не было как на момент внесения таких изменений, так и до настоящего момента.
Обществу не инкриминируется нарушение условий пользования недрами при добыче полезного ископаемого. Решение о продлении срока действия лицензии от 07.06.2008 КРД 80104 ТЭ и заключение дополнительного соглашения принято административным органом с нарушением требований законодательства о недрах.
Апелляционная коллегия также считает необходимым указать, что в лицензии от 07.06.2008 КРД N 80104ТЭ основным видом работ, который планируется производить в границах предоставленного участка недр, является очистка водоема в районе х. Стефановский и берегозащитные мероприятии реки Кубань на 174-177 км судового хода.
В статье 6 Закона Краснодарского края от 06.04.2006 N 1015-КЗ "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 1015-КЗ), действовавшего в период выдачи лицензии, устанавливалось, что попутная добыча общераспространенных полезных ископаемых возможна при предоставлении лицензии на пользование недрами при проведении дноуглубительных и берегоукрепительных работ.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменении в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 6 статьи 10.1 Закона о недрах внесены изменения, которые установили исключительный перечень оснований предоставления недропользователям участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, для соответствующих видов пользования недрами.
При этом в перечне не указано такое основание для предоставления участков недр местного значения как очистка водоема и берегозащитные мероприятии реки.
В связи с этим в Закон N 1015-КЗ внесены изменения от 27.10.2009, ст.6 признана утратившей силу, были исключены нормы, устанавливающие возможность предоставления лицензии на попутную добычу полезных ископаемых и позволяющие осуществлять попутную добычу полезных ископаемых только на основании утвержденного проекта работ.
Статьей 5 Закона Краснодарского края N 2097-КЗ (ред.08.08.2016) "О предоставлении в пользование участков недр местного значения на территории Краснодарского края" предусмотрено, что участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи,для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Судебная коллеги приходит к выводу, что на момент внесения изменения в условия лицензии от 13.12.2016 N 435 Министерством природных ресурсов Краснодарского края отсутствовала норма, устанавливающая возможность предоставления лицензии на попутную добычу полезных ископаемых и позволяющие осуществлять попутную добычу полезных ископаемых только на основании утвержденного проекта работ.
Статья 29 Закона о недрах предусматривает возможность предоставления недр в пользование для добычи полезных ископаемых только после проведения государственной экспертизы их запасов.
В представлении от 04.08.2020 N 7/311-20/10227 прокуратурой было установлено, что сведения об участке недр, расположенном на левом и правом берегу реки Кубань в районе х. Стефановский Краснодарского края, не внесены в реестр объектов учета Государственного кадастра месторождения, из чего следует вывод, что участок, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого (песка) не отнесен к месторождению полезных ископаемых.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что требование, изложенное в письме от 14.10.2020 N 202.03.5-09-27722/20 не относятся к ненормативным актам, обжалование которых в арбитражный суд предусмотрено статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку сам по себе не влечет правовых последствий, следовательно, не затрагивает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.
Под ненормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается акт индивидуального характера, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
Уведомление, которым обществу предложено в 10-дневный срок с момента получения уведомления направить оригинал лицензии и заявление о прекращении права пользования недрами обязывает общество направить оригинал лицензии и прекратить право пользование недрами, что затрагивает права юридического лица, связанные с осуществлением последними предпринимательской и иной экономической деятельности; адресован обществу, содержит обязательное распоряжение, влечет юридические последствия, и нарушает права и законные интересы общества.
Судебная коллегия приходит к выводу, что уведомление об устранении нарушений законодательства о недрах от 14.10.2020 N 202.03.5-09-27722/20 является ненормативным актом, с учетом действующего законодательства о недрах на момент внесения изменения в условия лицензии N 435 от 30.12.2016, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в заявленных требованиях.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2021 по делу N А32-46157/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46157/2020
Истец: ООО "Корпорация Кубаньводремкапстрой"
Ответчик: МИнистерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов