г. Москва |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А40-162559/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В.Бекетовой,
судей: |
С.Л.Захарова, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э Исрафиловым, Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Солнцевский угольный разрез"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.02.2021 по делу N А40-162559/20
по заявлению ООО "Солнцевский угольный разрез" (ОГРН 1027706006195)
к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации,
третье лицо: Министерство экологии Сахалинской области,
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: |
Горелкин С.А. по дов. от 20.05.2021; |
от заинтересованного лица: |
Миятлиева Д.М. по дов. от 25.12.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Солнцевский угольный разрез" (далее также - общество, заявитель, ООО "СУР") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации (далее также - Рослесхоз), выразившегося в непринятии мер по заявлению от 30.07.2020 N 03/719 направленных на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра о выделении особо защитных участков лесов "Уч. леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов", "Участки леса на крутых горных склонах 31° и более", "Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов", "Водоохранная зона", "Опушки леса, примыкающие к дорогам" в границах лесных участков Краснопольского участкового лесничества Углегорского лесничества в Сахалинской области, предоставленных в аренду ООО "Солнцевский угольный разрез" на основании договоров аренды лесных участков N 20 от 05.03.2014, N 10 от 08.02.2018, N 28 от 17.04.2018, N98 от 29.10.2018 (N2 от 15.01.2019), N99 от 06.11.2018 (N1 от 15.01.2019), N43 от 22.03.2019 (N 86 от 04.07.2019), N44 от 28.03.2019 (N88 от 04.07.2019), N 45 от 29.03.2019 (N87 от 04.07.2019), N80 от 11.06.2019 (N106 от 07.08.2019), N 143 от 07.11.2019 (N158 от 27.11.2019), N145 от 07.11.2019 (N159 от 27.11.2019), N40 от 26.03.2020; N42 от 26.03.2020 (N53 от 16.04.2020); N91 от 30.06.2020.
Решением суда от 17.02.2021 заявление общества оставлено без удовлетворения.
В обоснование принятого решения суд указал, что ООО "СУР" не представлены доказательства ошибочности материалов Углегорского лесничества 1999 года, на основании которой информация переносилась в ГЛР. Суд первой инстанции исходил из того, что к рассматриваемым правоотношением подлежит применению ч.7 ст.119 Лесного кодекса, согласно которой выделение, упразднение и изменение границ ОЗУ осуществляется в соответствии с лесоустроительной инструкцией. Согласно Лесоустроительной инструкцией, утв. Приказом Минприроды РФ от 29.03.2018 N 122, выделение и изменение ОЗУ осуществляется по средствам проектирования ОЗУ и отнесено к компетенции уполномоченных государственных органов. Суд указал, что Законом не предусмотрена обязанность Рослесхоза принять решение об изменении ОЗУ по заявлению общества, поскольку Рослесхоз принимает решение о выделении ОЗУ на основании документально обоснованного предложения государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на хранение материалов лесоустройства и ведение ГЛР.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что, действительно, выделение и изменение ОЗУ отнесено к компетенции уполномоченных государственных органов. Между тем, заявитель в качестве основания заявленного требования указывал иное условие - наличие воспроизведенной ошибки, допущенной в первичных документах. Считает, что вопрос о проектировании новых ОЗУ или изменения их границ заявителем не ставился. Общество является недропользователем, при этом лицензия на недропользование распространяется и на участки, выделенные под ОЗУ. Полагает, что такая ошибка подлежит устранению в соответствии с п.4.2.3-4.2.4 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 (нормативно правовой акт, подлежащий применению, но не учтенный судом первой инстанции). Согласно названного приказа, ошибки в государственном лесном реестре устраняются в заявительном порядке органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В отзыве на апелляционную жалобу Рослесхоз с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Ссылается, что: Законом не предусмотрена обязанность Рослесхоза на принятие решения о выделении, изменении ОЗУ по заявлению заинтересованного лица. Необходимость издания указанных решений определяется Рослесхозом по итогам рассмотрения поступающих предложений уполномоченных государственных органов в области лесных отношений субъектов Российской Федерации, одновременно представивших обосновывающую указанные предложения информацию и документацию, в том числе, по итогам рассмотрения заявлений о реестровой ошибке ГЛР; в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания полагать наличие воспроизведенной ошибки в ГЛР об оспариваемых ОЗУ. Сведения об указанных ОЗУ перенесены в ГЛР из государственного учета лесов, а также подтверждаются хранящейся в ГЛР лесоустроительной документацией: таксационным описанием, лесоустроительными планшетами, планом лесонасаждений, представленным в материалы дела, а также протоколами лесоустроительных совещаний, предоставление указанных территорий возможно на основании новых договоров аренды лесного участка, при этом, заключение таких договоров, согласно принципу свободы договора, является правом Российской Федерации в лице уполномоченного органа, а не обязанность, не зависимо от наличия лицензии у ООО "СУР".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Рослесхоза поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Министерства экологии Сахалинской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд с учетом положения ч. 1 ст. 268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п. 13 ч. 2 ст. 271 АПК РФ, приходит к выводу об отмене решения суда по следующим мотивам.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, обществом не пропущен.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "СУР" на территории Углегорского городского округа Сахалинской области ведёт разработку Солнцевского буроугольного месторождения на основании лицензий ЮСХ 01531 ТЭ (срок действия до 26.06.2048) и ЮСХ 01532 ТЭ (срок действия до 22.05.2032).
В период с 2014 по 2020 года между ООО "СУР" и Министерством экологии Сахалинской области заключены договора аренды лесных участков, расположенных в границах Краснопольского участкового лесничества Углегорского лесничества в Сахалинской области:
договор N 20 от 05.03.2014: квартал 92: выдел 10 - ОЗУ Вокруг населенного пункта; договор N 10 от 08.02.2018: квартал 68: часть выдела 10; часть выдела 12; часть выдела 13; часть выдела 17; выдел 20; выдел 21 - ОЗУ Участки леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов;(т.1 л.д.87)
договор N 28 от 17.04.2018: квартал 92: часть выдела 10 - ОЗУ Участки леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов; квартал 107: часть выдела 10 - ОЗУ Участки леса на крутых горных склонах ЗГ и более; (т.2 л.д.1)
договор N 98 от 29.10.2018 (N 2 от 15.01.2019): квартал 68: часть выдела 24 - ОЗУ Участки леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов; квартал 90: выдел 51 - ОЗУ Водоохранная зона; квартал 91: часть выдела 1 - ОЗУ Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов; (т.2 л.д.21,40)
договор N 99 от 06.11.2018 г. (N 1 от 15.01.2019): квартал 92: часть выдела 10; часть выдела 16; часть выдела 17- ОЗУ Участки леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов; квартал 109: часть выдела 40; часть выдела 53; часть выдела 54 - ОЗУ Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов; (т.2 л.д.60,72)
договор N 43 от 22.03.2019 (N 86 от 04.07.2019): квартал 109: часть выдела 55 - ОЗУ Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов; квартал 119: часть выдела 6 - ОЗУ Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов; (т.2 л.д.87,99)
договор N 44 от 28.03.2019 (N 88 от 04.07.2019): квартал 108: часть выдела 21; часть выдела 22; часть выдела 23; часть выдела 24 - ОЗУ водоохранная зона; квартал 109: часть выдела 49; часть выдела 50 - ОЗУ Водоохранная зона; (т.3 л.д.1,13)
договор N 45 от 29.03.2019 (N 87 от 04.07.2019 г.): квартал 92: часть выдела 10; часть выдела 17; часть выдела 24 -ОЗУ Участки леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов; (т.3 л.д.29,41)
договор N 80 от 11.06.2019 (N 106 от 07.08.2019): квартал 108: часть выдела 21 - ОЗУ Водоохранная зона;(т.3 л.д.55,67)
договор N 143 от 07.11.2019 (N 158 от 27.11.2019): квартал 108: часть выдела 23; часть выдела 24 - ОЗУ Водоохранная зона; квартал 117: часть выдела 38; часть выдела 39; часть выдела 40 - ОЗУ Водоохранная зона; (т.3 л.д.80, 93)
договор N 145 от 07.11.2019 (N 159 от 27.11.2019): квартал 90: часть выдела 25 - ОЗУ Водоохранная зона; квартал 91: часть выдела 51; часть выдела 52; выдел 46; выдел 47; часть выдела 49 - ОЗУ Водоохранная зона; квартал 91: часть выдела 10 - ОЗУ Опушки леса, примыкающие к дорогам;(т.4 л.д.1,16)
договор N 40 от 26.03.2020: квартал 109: выдел 9; выдел 10; часть выдела 11; часть выдела 12; часть выдела 13; часть выдела 16 - ОЗУ Участки леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов; квартал 109: часть выдела 52; часть выдела 53 - ОЗУ Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов;(т.4 л.д.34)
Договор N 42 от 26.03.2020(N 53 от 16.04.2020): квартал 109: часть выдела 55; выдел 56; часть выдела 57 - ОЗУ Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов; квартал 118: часть выдела 6; часть выдела 10 - ОЗУ Участки леса на крутых горных склонах 31 гр. и более; квартал 119: часть выдела 6; выдел 12; часть выдела 17 - ОЗУ Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов;(т.4 л.д.47,60)
Договор N 91 от 30.06.2020: квартал 109: часть выдела 16 - ОЗУ Участки леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов; квартал 118: часть выдела 15 - ОЗУ Участки леса на крутых горных склонах 31 ° и более; квартал 109: часть выдела 40; часть выдела 52; часть выдела 53; часть выдела 54 - ОЗУ Защитные полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов; квартал 119: часть выдела 17; часть выдела 24 - ОЗУ Защитные полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов. (т.4 л.д.77)
Судом установлено, что в состав арендуемых участков входят следующие виды особо защитных участков леса (далее - ОЗУ), включенные в свою очередь в Государственный лесной реестр (далее - ГЛР):
- особо защитных участков лесов "Уч. леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов" в квартале 68 часть выдела 10, часть выдела 12, часть выдела 13, часть выдела 17, выдел 20, выдел 21, часть выдела 24; в квартале 92 часть выдела 10, часть выдела 16, часть выдела 17, часть выдела 24; в квартале 109 выдел 9, выдел 10, часть выдела 11, часть выдела 12, часть выдела 13, часть выдела 16;
- особо защитных участков лесов "Участки леса на крутых горных склонах 31° и более" в квартале 107 часть выдела 10; в квартале 118 часть выдела 6, часть выдела 10, часть выдела 15;
- особо защитных участков лесов "Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов" в квартале 91 часть выдела 1; в квартале 109 часть выдела 40, часть выдела 52, часть выдела 53, часть выдела 54, часть выдела 55, выдел 56, часть выдела 57; в квартале 119 часть выдела 6, выдел 12, часть выдела 17;
- особо защитных участков лесов "Водоохранная зона" в квартале 90 часть выдела 25, выдел 51; в квартале 91 выдел 46, выдел 47, часть выдела 49, часть выдела 51, часть выдела 52; в квартале 108 часть выдела 21, часть выдела 22, часть выдела 23, часть выдела 24; в квартале 109 часть выдела 49, часть выдела 50; в квартале 117 часть выдела 38, выдел 39, часть выдела 40;
- особо защитных участков лесов "Опушки леса, примыкающие к дорогам" в квартале 91 часть выдела 10.
Согласно пунктов 1, 2, 2(1) Распоряжения Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р (ч.7 ст.21 Лесного кодекса), на землях лесного фонда допускается размещать объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, в том числе отвал, карьер, разрез угольный, и т.д., за исключением особо защитных участков леса.
В спорном лесничестве информация о выделении на территории лесничества особо защитных участков лесов содержится в пункте 17 Протокола 2-го лесоустроительного совещания от 26.10.2000 (том 5, л.д. 53), согласно которому, принято решение: - "утвердить совещанием и предоставить на утверждение администрации области прилагаемую ведомость выделов особо защитных участков - полос леса шириной 1 км вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.".
Поскольку ОЗУ в нарушении п.17 протокола 2-го лесоустроительного совещания и п.2.1 "Основных положений по выделению особо защитных участков леса", утвержденными приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.12.1993 N 348 (в редакции приказа Рослесхоза от 27.05.1997 N 69) не утвержден органом государственной власти субъектов РФ, сведения ГЛР являются недостоверными и ошибочными, в связи с чем 30.07.2020 заявитель обратился в Рослесхоз с требованием об исключении из Государственного лесного реестра особо защитных участков леса.
Письмом от 21.09.2020 N АВ-03-47/18355 заместителя руководителя Рослесхоза Винокуровой А.О. заявителю отказано в исключении сведений об ОЗУ из Государственного лесного реестра в связи с тем, что решение Рослесхоза о выделении ОЗУ, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются ОЗУ, являющиеся основанием для внесения изменений в ГЛР, может быть принято Рослесхозом на основании предложений органов исполнительной власти субъектов, уполномоченных на ведение ГЛР. Одновременно сообщается, согласно Положения о Рослесхозе упразднение ОЗУ не относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства. (т.6 л.д.31)
Посчитав указанное бездействие Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра о выделении особо защитных участков лесов "Уч. леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов", "Участки леса на крутых горных склонах 31° и более", "Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов", "Водоохранная зона", "Опушки леса, примыкающие к дорогам" в границах лесных участков Краснопольского участкового лесничества Углегорского лесничества в Сахалинской области, предоставленных в аренду ООО "Солнцевский угольный разрез" на основании договоров аренды лесных участков, незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из нижеследующего.
По смыслу положений части 7 статьи 119 Лесного кодекса и положений Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122 выделение, изменение ОЗУ отнесено к компетенции уполномоченных государственных органов. Так Рослесхоз принимает решение о выделении ОЗУ на основании документально обоснованного предложения государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на хранение материалов лесоустройства и ведение ГЛР. Законом не предусмотрена обязанность принятия решения о выделении, изменении ОЗУ по заявлению заинтересованного лица.
Суд также отклонил довод Заявителя о недостоверности сведений ГЛР в отношении ОЗУ на Лесных участках.
Согласно Протоколу 2-го лесоустроительного совещания проведенные лесоустроительные работы согласованы и утверждены с Сахалинским управлением лесами, Комитетом по земельной реформе и землеустройству, Комитетом окружающей среды и природных ресурсов, Департаментом лесопромышленного комплекса администрации Сахалинской области, Углегорским лесхозом, ДВГ лесоустроительное предприятие, что свидетельствует об исполнении вышеуказанной нормы при согласовании первичной документации по ОЗУ.
Таким образом, в рассматриваемом случае получены все необходимые согласования и утверждения с уполномоченными госорганами субъекта Российской Федерации, к которым не относятся органы местного самоуправление- администрации областей.
Судом также отмечено, что права заявителя не затрагиваются, поскольку площади ОЗУ не подлежали разработке по договору с момента его заключения.
Между тем, в период составления материалов лесоустройства (1999 год) действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ. В соответствии со статьей 55 Лесного кодекса "в лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп. В лесах указанных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования".
Таким образом, в силу указанного законоположения, выделение особо защитных участков лесов в рамках лесов первой группы предполагает принятие отдельного решения, помимо собственно учреждения лесов первой группы.
В данный период (1999 год) порядок выделения особо защитных участков лесов был установлен "Основными положениями по выделению особо защитных участков леса", утвержденными приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.12.1993 N 348.
В соответствии с п. 2.1 "Основных положений по выделению особо защитных участков леса" (далее - "Основные положения") особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются территориальными государственными органами управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства, согласовываются с государственными органами охраны окружающей природной среды и утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей...
Согласно п. 2.2 "Основных положений" документация по выделению особо защитных участков леса должна содержать информацию о территориальном размещении указанных участков, количественной и качественной характеристике лесного фонда, включаемого в эти участки, и иные сведения, необходимые для обоснованного решения вопросов выделения таких участков, с учётом региональных (местных) природных, экономических и иных условий и особенностей.
В соответствии с п. 3.1 "Основных положений" материалы лесоустройства или специальных обследований, на основании которых выделяются особо защитные участки леса, включают: таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, обзорные планы лесохозяйственных мероприятий, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях.
Пункт 17 Протокола 2-го лесоустроительного совещания от 26.10.2000 г. содержит сведения о принятии решения "утвердить совещанием и предоставить на утверждение администрации области прилагаемую ведомость выделов особо защитных участков - полос леса шириной 1 км вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.".
Вместе с тем, в нарушении п.17 протокола и п.2.1 "Основных положений по выделению особо защитных участков леса" ведомость выделов особо защитных участков - полос леса шириной 1 км вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ, не утверждалась.
Согласно статьи 24 Устава Сахалинской области от 09.01.1996 N 17 (в период спорных правоотношений) Администрация Сахалинской области является исполнительным органом государственной власти Сахалинской области и состоит из губернатора, первого вице-губернатора и вице-губернаторов, а также образуемых ими в соответствии с законом Сахалинской области отраслевых и территориальных органов исполнительной власти области.
Следовательно, ведомость выделов особо защитных участков должна была быть утверждена Администрацией Сахалинской области.
Кроме того, пункт 17 протокола 2-го лесоустроительного совещания содержит сведения о выделении ОЗУ только в отношении - полос леса шириной 1 км вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ.
Вместе с тем, в настоящем случае, информации об утверждении иных видов ОЗУ (участки леса на крутых горных склонах 31° и более; полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов; водоохранная зона; опушки леса, примыкающие к дорогам) не содержит.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что иных доказательств, подтверждающих законность внесения в реестр сведений об особо защитных участков лесов, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Таким образом, довод о достоверности сведений государственного лесного реестра о выделении особо защитных участков лесов, заявленный Рослесхозом, не может быть признан доказанным с учетом применимых правил о бремени доказывания.
Согласно п.1 ст.91 Лесного кодекса, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В силу подп. 2-4 п.2 ст.91 Лесного кодекса в государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п.2.1. ст.91 Лесного кодекса, внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Раздел 2 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" устанавливает перечень первичных документов, на основании которых вносится информация в государственный лесной реестр.
В соответствии с п. 4.2.2. Приказа установлено, что сведения государственного лесного реестра могут быть ошибочными. Согласно указанному пункту к ошибкам в сведениях государственного лесного реестра относятся:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), допущенная при ведении государственного лесного реестра органом государственной власти, и приведшая к несоответствию документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, сведениям в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 настоящего Перечня (техническая ошибка).
2) воспроизведенная ошибка, допущенная в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 настоящего Перечня (воспроизведенная ошибка).
В соответствии с п.п.4.2.3-4.2.4 Приказа, ошибки в государственном лесном реестре устраняются в заявительном порядке органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
При этом, статья 13 Закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не препятствует исправлению ошибок государственного лесного реестра, возникших до вступления в силу Лесного кодекса РФ.
Согласно указанной норме, до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.
Данное законоположение не препятствует исправлению ошибок государственного лесного реестра, возникших в связи с тем, что первичные документы, составленные до вступления в силу Лесного кодекса РФ, не содержат той информации, которая была внесена в реестр.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, заинтересованное лицо должно было доказать, что сведения государственного лесного реестра о выделении на спорных лесных участках особо защитных участков лесов действительно подтверждены первичными документами.
Как усматривается из материалов дела, доказательств, подтверждающих законность внесения в реестр сведений об особо защитные участки лесов, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что являются недостоверными и ошибочными сведения государственного лесного реестра о выделении особо защитных участков лесов в границах лесных участков Краснопольского участкового лесничества Углегорского лесничества в Сахалинской области
В соответствии со ст. 7 Закона "О недрах" от 03.03.1995 N 27-ФЗ, заявитель, как пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно статье 23 Закона о недрах, основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. В силу п.71 Правил охраны недр, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71 на недропользователе лежит обязанность полно извлечь из недр полезные ископаемые в пределах горного отвода.
Также, судебная коллегия считает, что наличие ОЗУ в границах арендуемых земель, в настоящем случае, затрагивает права и законные интересы заявителя на полную отработку месторождения, право на которое возникло на основании лицензий на добычу полезных ископаемых. Поскольку сведения государственного лесного реестра являются ошибочными у заявителя имеется соответствующий интерес в устранении недостоверности сведений ГЛР с цель возможности использовать арендуемый участок в полном объёме.
Рассматривая довод заинтересованного лица о том, что внесение изменений в государственный лесной реестр не входит в его компетенцию и потому его бездействие является законным, суд приходит к выводу, что полномочия по ведению государственного лесного реестра осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть в данном случае Министерство экологии Сахалинской области, что следует из п. 10 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации и Положения о Министерстве экологии Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области N 106 от 13.03.2020.
Вместе с тем, полномочия по ведению государственного лесного реестра являются полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации и Положения о Министерстве экологии Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области N 106 от 13.03.2020.
Согласно ч. 7 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ответственным за организацию и осуществление контроля, мониторинга эффективности и качества осуществления переданных в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений.
В настоящем случае, таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), что следует из п. 1 Положения о Рослесхозе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736.
В целях выполнения данной функции, согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Рослесхоз:
- осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должностии (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий (п. 3 ч. 9 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 5.4.31 Положения о Рослесхозе);
- вправе выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок (п. 1 ч. 11 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 10.17 Положения о Рослесхозе);
- вправе давать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе в случае, если требуется координация их осуществления органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 11 ст. 83 Лесного кодекса, п. 10.19 Положения о Рослесхозе).
Кроме того, в силу ч. 10 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Рослесхоз вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Рослесхоз вправе проводить плановые и внеплановые, выездные и документальные проверки подконтрольных органов, а также принимать меры реагирования в случае обнаружения нарушений лесного законодательства в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 03.07.2019 N 434.
При этом, Рослесхоз является уполномоченным федеральным государственным органом, ответственным за обобщение информации, содержащейся в государственном лесном реестре (п. 5.4.6 Положения о Рослесхозе), представляющем собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе органом, принимающим решения о выделении и упразднении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов (ч.7 ст.119 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как было отмечено выше, порядок ведения государственного лесного реестра, предусмотренный в том числе Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение", допускает внесение изменения в государственный лесной реестр в связи выявлением ошибочных сведений.
Так, согласно п. 4.2.3 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496, орган государственной власти, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, при поступлении заявления об ошибке обязан проверить содержащуюся в нем информацию и принять решение об устранении соответствующей ошибки, либо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления отклонить заявление с обоснованием причин отклонении.
Согласно п. 4.2.1. названного приказа, акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра составляется также при поступлении заявления об ошибке от лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
Таким образом, не имея формальных полномочий на прямое внесение изменений в государственный лесной реестр, Рослесхоз располагает достаточным объемом прав, которые в совокупности с его обязанностью обеспечить надлежащее ведение государственного лесного реестра органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 7 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации), позволяют ему принять меры реагирования на заявление о недостоверности сведений в государственном лесном реестре.
30.07.2020 заявитель обратился в Рослесхоз с требованием об исключении из Государственного лесного реестра особо защитных участков лесов.
Вместе с тем, Рослесхоз от принятия решения по приведению особо защитных участков лесов в соответствие с лесным законодательством уклонился и письмом от 21.09.2020 отказал заявителю.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие заинтересованного лица нарушает приведенные выше положения ст. 83, 91 Лесного кодекса Российской Федерации, нарушает права заявителя как недропользователя и препятствует его хозяйственной деятельности по отработке месторождений угля в соответствии с полученными лицензиями.
Апелляционный суд полагает вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае получены все необходимые согласования и утверждения с уполномоченными госорганами субъекта Российской Федерации, к которым не относятся органы местного самоуправления-администрации областей неверным, противоречащим Уставу Сахалинской области от 09.01.1996 N 17 и пункту 17 Протокола 2-го лесоустроительного совещания.
Согласно статьи 24, действовавшей период составления материалов лесоустройства (1999 год), Устава Сахалинской области от 09.01.1996 N 17 Администрация Сахалинской области является исполнительным органом государственной власти Сахалинской области и состоит из губернатора, первого вице-губернатора и вице-губернаторов, а также образуемых ими в соответствии с законом Сахалинской области отраслевых и территориальных органов исполнительной власти области.
Таким образом, ведомость выделов особо защитных участков (выделение ОЗУ) должна была быть утверждена Администрацией Сахалинской области, являвшейся на тот момент исполнительным органом государственной власти Сахалинской области.
Апелляционный суд учитывает то, что в ГЛР внесены виды ОЗУ, явно в большем объеме, чем указано в Протоколе 2-го лесоустроительного совещания
В требовании ООО "СУР" речь идет о следующих видах ОЗУ Углегорского лесничества: "Уч. леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов", "Участки леса на крутых горных склонах 31° и более", "Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов", "Водоохранная зона", "Опушки леса, примыкающие к дорогам". А пункт 17 Протокола 2-го лесоустроительного совещания содержит сведения о выделении ОЗУ только в отношении полос леса шириной 1 км вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ. Информации об утверждении иных видов ОЗУ не содержит.
С учетом сказанного апелляционный суд находит необоснованным довод суда первой инстанции о том, что права заявителя не затрагиваются, поскольку площади выделенные под ОЗУ не подлежали разработке по договорам аренды с самого начала, о чем сторона договора знала, т.к. указанные площади могли бы быть предоставлены как по новым договорам аренды лесных участков, так и ранее если бы Рослесхоз своевременно уточнил данные о таких ОЗУ и в случае упразднения ОЗУ.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление удовлетворению.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд указывает на обязанность соответствующего государственного органа устранить нарушения допущенных прав и законных интересов.
В соответствии с названной нормой процессуального права суд возлагает на Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Расходы по уплате госпошлины по исковому заявлению и апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации в пользу заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.02.2021 по делу N А40-162559/20 отменить.
Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по заявлению ООО "Солнцевский угольный разрез" от 30.07.2020 N 03/719 направленных на устранение недостоверности сведений государственного лесного реестра о выделении особо защитных участков лесов "Уч. леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов", "Участки леса на крутых горных склонах 31° и более", "Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов", "Водоохранная зона", "Опушки леса, примыкающие к дорогам" в границах лесных участков Краснопольского участкового лесничества Углегорского лесничества в Сахалинской области, предоставленных в аренду ООО "Солнцевский угольный разрез" на основании договоров аренды лесных участков N 20 от 05.03.2014 г., N 10 от 08.02.2018 г., N 28 от 17.04.2018 г., N 98 от 29.10.2018 г. (N 2 от 15.01.2019 г.), N 99 от 06.11.2018 г. (N 1 от 15.01.2019 г.), N 43 от 22.03.2019 г. (N 86 от 04.07.2019 г.), N 44 от 28.03.2019 г. (N 88 от 04.07.2019 г.), N 45 от 29.03.2019 г. (N 87 от 04.07.2019 г.), N 80 от 11.06.2019 г. (N 106 от 07.08.2019 г.), N 143 от 07.11.2019 г. (N 158 от 27.11.2019 г.), N 145 от 07.11.2019 г. (N 159 от 27.11.2019 г.), N 40 от 26.03.2020 г.; N 42 от 26.03.2020 г. (N 53 от 16.04.2020 г.); N 91 от 30.06.2020.
Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем принятия мер, направленных на устранение недостоверности сведений государственного реестра о выделении на лесных участках Краснопольского участкового лесничества Углегорского лесничества в Сахалинской области особо защитных участков лесов "Уч. леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов", "Участки леса на крутых горных склонах 31° и более", "Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов", "Водоохранная зона", "Опушки леса, примыкающие к дорогам" в границах лесных участков Краснопольского участкового лесничества Углегорского лесничества в Сахалинской области, предоставленных в аренду ООО "Солнцевский угольный разрез" на основании договоров аренды лесных участков N 20 от 05.03.2014 г., N 10 от 08.02.2018 г., N 28 от 17.04.2018 г., N 98 от 29.10.2018 г. (N 2 от 15.01.2019 г.), N 99 от 06.11.2018 г. (N 1 от 15.01.2019 г.), N 43 от 22.03.2019 г. (N 86 от 04.07.2019 г.), N 44 от 28.03.2019 г. (N 88 от 04.07.2019 г.), N 45 от 29.03.2019 г. (N 87 от 04.07.2019 г.), N 80 от 11.06.2019 г. (N 106 от 07.08.2019 г.), N 143 от 07.11.2019 г. (N 158 от 27.11.2019 г.), N 145 от 07.11.2019 г. (N 159 от 27.11.2019 г.), N 40 от 26.03.2020 г.; N 42 от 26.03.2020 г. (N 53 от 16.04.2020 г.); N 91 от 30.06.2020, а именно: -Особо защитных участков лесов "Уч.леса 1 км вокруг сельских населенных пунктов : в Квартале 68: часть выдела 10, часть выдела 12, часть выдела 13; часть выдела 17; выдел 20; выдел 21; часть выдела 24;
в Квартале 92: часть выдела 10; часть выдела 16; часть выдела 17; часть выдела 24;
в квартале 109: выдел 9; выдела 10; часть выдела 11; часть выдела 12; часть выдела 13; часть выдела 16
- Особо защитных участков лесов "Участки леса на крутых горных склонах 31° и более" : в Квартале 107: часть выдела 10; в Квартале 118: часть выдела 6; часть выдела 10; часть выдела 15;
- Особо защитных участков лесов "Полосы леса вдоль гребней и линий водоразделов": в Квартале 91: часть выдела 1; в Квартале 109: часть выдела 40; часть выдела 52; часть выдела 53; часть выдела 54; часть выдела 55; выдел 56; часть выдела 57; в Квартале 119: часть выдела 6; выдел 12; часть выдела 17.;
-Особо защитных участков лесов "Водоохранная зона:
В Квартале 90: часть выдела 25; выдел 51; в Квартале 91: выдел 46; выдел 47; часть выдела 49; часть выдела 51; часть выдела 52; в Квартале 108: часть выдела 21; часть выдела 22; часть выдела 23; часть выдела 24; в Квартале 109: часть выдела 49; часть выдела 50; в Квартале 117: часть выдела 38; выдел 39; часть выдела 40;
- Особо защитных участков лесов "Опушки леса, примыкающие к дорогам: в Квартале 91: часть выдела 10.
Взыскать с Федерального агентства лесного хозяйства российской Федерации в пользу ООО "Солнцевский угольный разрез" расходы по уплате госпошлины по рассмотрению дела в первой и апелляционной инстанции в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-162559/2020
Истец: ООО "СОЛНЦЕВСКИЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА (РОСЛЕСХОЗ)
Третье лицо: Министерство экологии Сахалинской области