г. Москва |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А40-258580/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Т.Б. Красновой, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02 апреля 2021 года по делу N А40-258580/20(93-1845)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822)
об оспаривании действия
при участии:
от заявителя: |
Дмитриева Е.А. по дов. от 08.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее- заявитель, Департамент) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании действия (бездействия) Управления Росреестра по Москве (далее- заинтересованное лицо, Управление) при рассмотрении заявления от 09.11.2020 N КУВД-001/2020-23072238 о постановке объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Михалковская, д. 46, стр. Б/Н, площадью 28.6 кв.м. на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования - удовлетворить. Департамент считает, что все необходимые документы для осуществления регистрационных действий были представлены. Указал, что оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет и постановке на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимости не имелось.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить, удовлетворить требования должника и признать постановления незаконными.
Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением от 09.11.2020 N КУВД-001/2020- 23072238 о постановке объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: ул. Михалковская, д.46, стр. Б/Н, площадью 28.6 кв.м. на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Уведомлением от 23.11.2020 N КУВД-001/2020-23072238-1 Управление Росреестра по Москве представленные для регистрации документы были возвращены без рассмотрения в связи с тем, что документы, представленные в форме электронных документов, электронных образов документов, не соответствуют формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
Технический план, подготовленный в форме электронного документа в виде XML-документа, созданный с использованием XML-схем и не обеспечивает считывание и контроль представленных данных.
Не согласившись с отказом регистрирующего органа, Департамент обратился в Арбитражный суд г. Москвы с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), а также иными нормативными правовыми актами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости (ч. 1 ст. 14 Закона о недвижимости).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч. 1 ст. 18 Закона о недвижимости).
На основании пункта 1 статьи 25 Закона о недвижимости орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такое заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона о недвижимости документы в электронной форме могут быть предоставлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП).
В случае представления для осуществления государственной регистрации документов в форме электронных документов, электронных образов документов такие документы представляются:
1) в форме электронных документов, если Законом о недвижимости предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе должны быть представлены в подлиннике (один экземпляр таких документов должен быть подлинником), в том числе если такие документы выражают содержание нотариально удостоверенной сделки;
2) в форме электронных документов или электронных образов документов, если Законом о регистрации предусмотрено, что такие документы при их представлении в форме документов на бумажном носителе могут быть представлены в виде копии без представления подлинника (ч. 7 ст. 21 Закона о недвижимости).
Согласно порядку представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утверждённый Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883 утвержден (далее - Порядок представления документов) документы в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:
- в виде файлов в формате XMLдокументов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;
- в виде электронных образов документов в формате PDF.
Иные документы, прилагаемые к заявлению о государственной регистрации, в настоящее время могут быть предоставлены в виде электронного образа документа (как формы электронного документа) или в форме электронного образа документа, в формате PDF.
К этим форматам электронного образа документа предъявляются следующие требования: -должна обеспечивается визуальная идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1.
- качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты.
- если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла.
- для сканирования документов необходимо использовать монохромный режим с разрешением 300 dpi (Порядок представления документов).
Законодатель установил различные требования к подписанию УКЭП для формы электронного документа и формы электронного образа документа:
- в форме электронных документов, подписываться УКЭП уполномоченных на то лиц, сторон договора или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
- в форме электронных образов документов, должны быть подписаны УКЭП лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе (ч. 8 и ч. 9 ст. 21 Закона о недвижимости).
В ходе рассмотрения заявления от 09.11.2020 N OfSite-2020-11-09-102287 было установлено, что документы, представленные в форме электронных документов, электронных образов документов, не соответствуют формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
На основании пункта 1 статьи 25 Закона о недвижимости орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такое заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
В ходе рассмотрения указанного заявления было установлено, что документы, представленные в форме электронных документов, электронных образов документов, не были подписаны УКЭП.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что действия регистрирующего органа соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, так как основаны на неверном толковании норм права. Порядок признания в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества Департаментом не соблюден, соответствующими документами не подтвержден.
В связи с изложенным, апелляционный суд признает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что изложенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02 апреля 2021 года по делу N А40-258580/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-258580/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ