г. Москва |
|
20 июля 2021 г. |
Дело N А40-17293/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
И.В. Бекетовой, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.04.2021 по делу N А40-17293/21 (121-86) судьи Аксенова Е.А.
по заявлению ООО "Стройтехимпорт"
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Курчаев Е.В. по дов. от 13.05.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стройтехимпорт" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее таможенный орган) о признании незаконными решения от 04.12.2020 N 13-12/24087, признании незаконными бездействий.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.04.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд сделал вывод о незаконности и необоснованности принятого таможенным органом решения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Центральная акцизная таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств по делу, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права.
ООО "Стройтехимпорт" представлен отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Центральной акцизной таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание не явился представитель заявителя, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию ЦАТ, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2020 году Обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза через Центральную акцизную таможню был ввезен товар:
1) "МОТОРНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: АВТОМОБИЛИ - САМОСВАЛЫ МАРКИ SHACMAN МОДЕЛЬ SX32586R384, 5 ЕДИНИЦ, НОВЫЕ, 2020 ГОДА ВЫПУСКА, ДВИГАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫЙ МОДЕЛЬ WP10.336E53, ВСЕГО 5 ШТУК, МОЩНОСТЬЮ 247 КВТ, РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 9726 КУБ.СМ, ВСЕГО: 19452 СМЗ, 494 КВТ,
1) VIN: LZGJR4R45LX062117, ДВИГАТЕЛЬ N 1620Е033048,
2) VIN: LZGJR4R47LX062118, ДВИГАТЕЛЬ N 1620Е033049,
3) VIN: LZGJR4R49LX062119, ДВИГАТЕЛЬ N 1620Е033046,
4) VIN: LZGJR4R45LX062120, ДВИГАТЕЛЬ N 1620Е033050,
5) VIN: LZGJR4R47LX062121, ДВИГАТЕЛЬ N 1620Е033047,
ИЗГОТОВИТЕЛЬ SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD, ТОВАРНЫЙ ЗНАК SHAANXI AUTOMOBILE, SHACMAN.
Ввезенный товар 29.07.2020 года был задекларирован по декларации на товары N 10009100/290720/0059867, и был выпущен 30.07.2020 года таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой ИМ-40 "для внутреннего потребления". В графе 35/38 были заявлены сведения о весе брутто/нетто автосамосвалов: 75 000 кг./75 000 кг., т.е. вес каждого автосамосвала составил 15 000 кг.
29.07.2020 года общество обратилось в ЦАТ с заявлением о выдаче паспортов транспортного средства на ввезенный товар ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ, в количестве 5 штук, приложив пакет документов, предусмотренный пунктом 11 раздела II. Порядка взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, в том числе расчет суммы утилизационного сбора. За основу расчета взята базовая ставка 150 000 руб., а также коэффициент 6.3, размер утилизационного сбора составил 945 000 рублей за каждый автомобиль, который был уплачен обществом по платежному поручению N848 от 31.07.2020 г. Заявителю таможенным органом 11.08.2020 года были выданы ПТС, на основании ТПО NN10009100/070820/ЭО-0579676, 0009100/070820/ЭО-0579660,10009100/070820/ЭО-0579610, 0009100/070820/ЭО-0579622,10009100/070820/ЭО-0579643 от 07.08.2020 г., указанных в отчёте о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, подтверждающий факт уплаты утилизационного сбора в сумме: 4 725 000 рублей за 5 единиц автосамосвалов.
2) Товарная позиция N 1: "МОТОРНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: АВТОМОБИЛИ - САМОСВАЛЫ МАРКИ SHACMAN МОДЕЛЬ SX32586T384, ВСЕГО 5 ШТУК, НОВЫЕ, 2020 ГОДА ВЫПУСКА, ДВИГАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫЙ, МОДЕЛЬ WP12.375E50 МОЩНОСТЬЮ 276 КВТ, РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 11596 КУБ.СМ, ВСЕГО: 57980 СМЗ, 1380 КВТ,
1) VIN: LZGJR4T42LX057529, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С016974,
2) VIN: LZGJR4T49LX057530, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С016971,
3) VIN: LZGJR4T40LX057531, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С016977,
4) VIN: LZGJR4T42LX057532, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С016969,
5) VIN: LZGJR4T44LX057533, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С016979, ИЗГОТОВИТЕЛЬ SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD, ТОВАРНЫЙ ЗНАК SHAANXI AUTOMOBILE, SHACMAN".
Товарная позиция N 2: "МОТОРНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: АВТОМОБИЛИ - САМОСВАЛЫ МАРКИ SHACMAN МОДЕЛЬ SX3258DR384, ВСЕГО 3 ШТУКИ, НОВЫЕ, 2020 ГОДА ВЫПУСКА, ДВИГАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫЙ МОДЕЛЬ WP10.336E53 МОЩНОСТЬЮ 247 КВТ, РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 9726 КУБ.СМ, ВСЕГО: 29178 СМЗ, 741 КВТ,
1) VEST: LZGJRDR45LX021373, ДВИГАТЕЛЬ N 1620В010834,
2) VIN: LZGJRDR47LX021374, ДВИГАТЕЛЬ N 1620В010819,
3) VEST:LZGJRDR49LX021375, ДВИГАТЕЛЬ N 1620В010832, ИЗГОТОВИТЕЛЬ SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD, ТОВАРНЫЙ ЗНАК SHAANXI AUTOMOBILE, SHACMAN".
Товарная позиция N 3: "МОТОРНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: АВТОМОБИЛЬ - САМОСВАЛ МАРКИ SHACMAN МОДЕЛЬ SX33186T366, ВСЕГО 1 ШТУКА, НОВЫЙ, 2020 ГОДА ВЫПУСКА, ДВИГАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫЙ МОДЕЛЬ WP12.375E50 МОЩНОСТЬЮ 276 КВТ, РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 11596 КУБ.СМ., ВСЕГО: 11596 СМЗ, 276 КВТ
1) VIN: LZGJX4T60LX057536, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С017006, ИЗГОТОВИТЕЛЬ SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD, ТОВАРНЫЙ ЗНАК SHAANXI AUTOMOBILE, SHACMAN".
Ввезенный товар 01.09.2020 года был задекларирован по декларации на товары N 10009100/010920/0080865, и был выпущен 04.09.2020 года таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой ИМ-40 "для внутреннего потребления". В графе 35/38 вес брутто/нетто товарных позиций N 1, 2, 3 были заявлены сведения о весе брутто/нетто автосамосвалов; 75 000 кг./ 75 000, 45 000 кг./ 45 000 кг. и 19 500 кг./ 19 500 кг., т.е. вес каждого автосамосвала составил 15 000 кг., 15 000 кг. и 19 500 кг., соответственно.
01.09.2020 года общество обратилось в ЦАТ с заявлением о выдаче паспортов транспортного средства на ввезенный товар ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ, в количестве 9 штук, приложив пакет документов, предусмотренный пунктом 11 раздела II. Порядка взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, в том числе расчет суммы утилизационного сбора. За основу расчета взята базовая ставка 150 000 руб., а также коэффициент 6.3, размер утилизационного сбора составил 945 000 рублей за каждый автомобиль, который был уплачен обществом по платежному поручению N1038 от 01.09.2020 г.
Заявителю таможенным органом 10.09.2020 года были выданы ПТС, на основании ТПО N N N 10009100/080920/ЭО-0612775, 10009100/080920/ЭО-0612784,10009100/080920/ЭО-0612779, 10009100/080920/ЭО-0612776, 10009100/080920/ЭО-0612777, 10009100/080920/ЭО-0612781, 10009100/080920/ЭО-0612783, 10009100/080920/ЭО-0612782, 10009100/080920/ЭО-0612762 от 08.09.2020 г., указанных в отчёте о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, подтверждающий факт уплаты утилизационного сбора в сумме: 8 505 000 рублей за 9 единиц автосамосвалов.
3) "ТЯГАЧ СЕДЕЛЬНЫЙ ДЛЯ БУКСИРОВКИ ТЕХНИКИ Т.М. "SACMAN", КОММЕРЧЕСКОЕ НАИМЕНОВАНИЕ "SHACMAN", МОДЕЛЬ SX4258DV385, НОВЫЙ, С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕММОДЕЛЬ WP12.430E50, МОЩНОСТЬ 316 КВТ /429.76 Л.С., ОБЪЕМДВИГАТЕЛЯ 11596 СМЗ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС 5, 3-ХОСНЫЙ, 08.2020 Г/В, ЦВЕТ СИНИЙ, В КОМПЛЕКТЕ С ЗИП ИЗАПАСНЫМ КОЛЕСОМ. ВСЕГО 1 ШТУКА, VIN:LZG JLD V5 6LX109218; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420G065117,(ТМ) "SHACMAN" ИЗГОТОВИТЕЛЬ: SHAANXIAUTOMOBILEGROUPCO., LTD".
Ввезенный товар 08.09.2020 года был задекларирован по декларации на товары N 10009100/080920/0084403, и был выпущен 09.09.2020 года таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой ИМ-40 "для внутреннего потребления". В графе 35/38 вес брутто/нетто были заявлены сведения о фактическом весе брутто/нетто грузового автомобиля-тягача: 10 750 кг./ 10750 кг.
08.09.2020 года общество обратилось в ЦАТ с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на ввезенный товар ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-ТЯГАЧ СЕДЕЛЬНЫЙ, в количестве 1 штука, приложив пакет документов, предусмотренный пунктом 11 раздела П. Порядка взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, в том числе расчет суммы утилизационного сбора. За основу расчета взята базовая ставка 150 000 руб., а также коэффициент 6,68, размер утилизационного сбора составил 1 002 000 рублей за автомобиль, который был уплачен обществом по платежному поручению N 1078 от 08.09.2020 г. Заявителю таможенным органом 14.09.2020 года был выдан ПТС, на основании ТПО N 10009100/100920/30-0615106 от 10.09.2020 г., указанный в отчёте о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, подтверждающий факт уплаты утилизационного сбора в сумме: 1 002 000 рублей за 1 единицу грузового автомобиля-тягача седельного.
4) Товарная позиция N 1: "МОТОРНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВАДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: АВТОМОБИЛИ - САМОСВАЛЫ МАРКИSHACMAN МОДЕЛЬ SX3258DR384, ВСЕГО 2 ШТУКИ, НОВЫЕ,2020 ГОДА ВЫПУСКА, ДВИГАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫЙ МОДЕЛЬWP10.336E53 МОЩНОСТЬЮ 247 КВТ, РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 9726КУБ.СМ, ВСЕГО: 19452 СМЗ, 494 КВТ,
1) VIN: LZGJRDR40LX021376, ДВИГАТЕЛЬ N 1620В010816,
2) VIN: LZGJFODR42LX021377, ДВИГАТЕЛЬ N 1620В010842,
ИЗГОТОВИТЕЛЬ SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD. ТОВАРНЫЙЗНАК SHAANXI AUTOMOBILE, МАРКА SHACMAN";
Товарная позиция N 2: "МОТОРНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: АВТОМОБИЛИ - САМОСВАЛЫ МАРКИ SHACMAN МОДЕЛЬ SX33186T366, ВСЕГО 4 ШТУКИ, НОВЫЕ, 2020 ГОДА ВЫПУСКА, ДВИГАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫЙ МОДЕЛЬ WP12.375E50 МОЩНОСТЬЮ 276 КВТ, РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 11596 КУБ.СМ, ВСЕГО: 46384 СМЗ, 1104 КВТ,
1) VIN: LZGJX4T67LX057534, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С016975,
2) VIN: LZGJX4T69LX057535, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С016990,
3) VIN: LZGJX4T62LX057537, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С016968,
4) VIN: LZGJX4T64LX057538, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С013656, ИЗГОТОВИТЕЛЬ SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD, ТОВАРНЫЙ ЗНАК SHAANXI AUTOMOBILE, МАРКА SHACMAN;
Товарная позиция N 3: "МОТОРНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: АВТОМОБИЛИ - САМОСВАЛЫ МАРКИ SHACMAN МОДЕЛЬ SX3318DT366, ВСЕГО 5 ШТУК, НОВЫЕ, 2020 ГОДА ВЫПУСКА, ДВИГАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫЙ МОДЕЛЬ WP12.375E50, МОЩНОСТЬЮ 276 КВТ, РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 11596 КУБ.СМ, ВСЕГО: 57980 СМЗ, 1380 КВТ,
1) VIN: LZGJXDT6XLX023880, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С017518,
2) VIN: LZGJXDT61LX023881, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С017522,
3) VIN: LZGJXDT63LX023 882, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С017524,
4) VIN: LZGJXDT65LX023883, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С017538,
5) VIN: LZGJXDT67LX023884, ДВИГАТЕЛЬ N 1420С017523, ИЗГОТОВИТЕЛЬ SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD, ТОВАРНЫЙ ЗНАК SHAANXI AUTOMOBILE, МАРКА SHACMAN;
Товарная позиция N 4: "МОТОРНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ: АВТОМОБИЛИ - САМОСВАЛЫ МАРКИ SHACMAN МОДЕЛЬ SX3258DR384, ВСЕГО 10 ШТУК, НОВЫЕ, 2020 ГОДА ВЫПУСКА, ДВИГАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫЙ МОДЕЛЬ WP10.336E53, МОЩНОСТЬЮ 247 КВТ, РАБОЧИМ ОБЪЕМОМ 9726 КУБ.СМ, ВСЕГО: 97260 СМЗ, 2470 КВТ,
1) VIN: LZGJRDR42LX023856, ДВИГАТЕЛЬ N 1620F041478,
2) VIN: LZGJRDR44LX023857, ДВИГАТЕЛЬ N 1620F041496,
3) VIN: LZGJRDR46LX023858, ДВИГАТЕЛЬ N 1620F041493,
4) VIN: LZGJRDR48LX023859, ДВИГАТЕЛЬ N 1620F041491,
5) VIN: LZGJRDR44LX023860, ДВИГАТЕЛЬ N 1620F041475,
6) VIN: LZGJRDR46LX023 861, ДВИГАТЕЛЬ N 1620F041480,
7) VIN: LZGJRDR48LX023 862, ДВИГАТЕЛЬ N 1620F041476,
8) VIN: LZGJRDR4XLX023 863, ДВИГАТЕЛЬ N 1620F041488,
9) VIN: LZGJRDR41LX023 864, ДВИГАТЕЛЬ N 1620Р041486,
10) VIN: LZGJRDR43LX023865, ДВИГАТЕЛЬ N 1620F041489,
ИЗГОТОВИТЕЛЬ SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD. ТОВАРНЫЙЗНАК SHAANXI AUTOMOBILE, МАРКА SHACMAN.
Ввезенный товар 21.09.2020 года был задекларирован по декларации на товары N 10009100/210920/0092006, и был выпущен 29.09.2020 года таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой ИМ-40 "для внутреннего потребления". В графе 35/38 вес брутто/нетто товарных позиций N 1, 2, 3, 4 были заявлены сведения о весе брутто/нетто автосамосвалов: 30 000 кг./ 30 000, 78 000 кг./ 78 000 кг., 97 500 кг./ 97 500 кг., 150 000 кг./ 150 000 кг., т.е. вес каждого автосамосвала составил 15 000 кг., 19 500 кг., 19 500 кг., 15 000 кг. соответственно.
01.09.2020 года общество обратилось в ЦАТ с заявлением о выдаче паспортов транспортного средства на ввезенный товар ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ, в количестве 21 штука, приложив пакет документов, предусмотренный пунктом 11 раздела II Порядка взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, в том числе расчет суммы утилизационного сбора. За основу расчета взята базовая ставка 150 000 руб., а также коэффициент 6,3, размер утилизационного сбора составил 945 000 рублей за каждый автомобиль, который был уплачен обществом по платежным поручениям N 1168 от21.09.2020 г., N 1174 от 22.09.2020 г., N 1226 от 29.09.2020 г. N 1323 от 15.10.2020 г. Заявителю таможенным органом 05.10.2020 года и22.10.2020 г. были выданы ПТС, на основании ТПО N N 10009100/021020/ЭО-0639710, 10009100/021020/ЭО-0639764, 10009100/021020/ЭО-0639796, 10009100/021020/ЭО-0639797, 10009100/021020/ЭО-0639798, 10009100/021020/ЭО-0639765, 10009100/021020/ЭО-0639802, 10009100/021020/ЭО-0639754, 10009100/021020/ЭО-0639756, 10009100/021020/ЭО-0639758, 10009100/021020/ЭО-0639795 от 02.10.2020 г., 10009100/211020/ЭО-0668317, 10009100/211020/ЭО-0668315, 10009100/211020/ЭО-0668312, 10009100/211020/ЭО-0668311, 10009100/211020/ЭО-0668309, 10009100/211020/ЭО-0668308, 10009100/211020/ЭО-0668301, 10009100/211020/ЭО-0668295, 10009100/211020/ЭО-0668292, 10009100/211020/ЭО-0668280 от 21.10.2020 г., указанных в отчёте о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, подтверждающий факт уплаты утилизационного сбора в сумме: 19 845 000 рублей за 21 единицу автосамосвалов.
5) Товарная позиция N 1: "ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ Т.М. "SHACMAN", КОММЕРЧЕСКОЕ НАИМЕНОВАНИЕ "SHACMAN", МОДЕЛЬ SX32586R384, НОВЫЙ, С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ МОДЕЛЬ WP10.336E53, МОЩНОСТЬ 242 КВТ / 329.12 Л.С., ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ 9726 СМЗ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС 5, 3-Х ОСНЫЙ, 06.2020Г7В, В КОМПЛЕКТЕ С ЗИП И ЗАПАСНЫМ КОЛЕСОМ. ВСЕГО 5 ШТУК,
1) VIN: LZGm4R40LX092075; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1620F045251
2) VIN: LZGJR4R42LX092076; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1620F045252
3) VIN: LZGJR4R44LX092077; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1620F045249
4) VIN: LZGm4R46LX092078; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1620F045248
5) VIN: LZGJR4R48LX092079; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1620F046381. (ТМ) "SHACMAN", ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD."
Товарная позиция N 2: "ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ Т.М. "SHACMAN", КОММЕРЧЕСКОЕ НАИМЕНОВАНИЕ "SHACMAN", МОДЕЛЬ SX32586T384, НОВЫЙ, С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ МОДЕЛЬ WP12.375E50, МОЩНОСТЬ 271 КВТ/368.56 Л.С., ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ 11596 СМЗ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС 5, 3-Х ОСНЫЙ, ПОЛНОЙ МАССОЙ 31000 КГ., 06.2020 Г/В, В КОМПЛЕКТЕ С ЗИП И ЗАПАСНЫМ КОЛЕСОМ. ВСЕГО 5 ШТУК,
1) VIN: LZGJR4T40LX087225; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420D021565
2) VIN: LZGJR4T42LX087226; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420D021568
3) VIN: LZGJR4T44LX087227; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420D021564
4) VIN: LZGJR4T46LX087228; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420D021573
5) VIN: LZGJR4T48LX087229; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420D021574 (ТМ) "SHACMAN" ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD"
Товарная позиция N 3: "ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ Т.М. "SHACMAN", КОММЕРЧЕСКОЕ НАИМЕНОВАНИЕ "SHACMAN", МОДЕЛЬ SX33186T366, НОВЫЙ, С ДИЗЕЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ МОДЕЛЬ WP12.375E50, МОЩНОСТЬ 271 КВТ/368.56 Л.С., ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ 11596 СМЗ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС 5, 4-Х ОСНЫЙ, 06.2020 Г/В, В КОМПЛЕКТЕ С ЗИП И ЗАПАСНЫМ КОЛЕСОМ. ВСЕГО 5 ШТУК,
1) VIN: LZGJX4T61LX087323; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420D021570
2) VIN: LZGJX4T63LX087324; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420D021572
3) VIN: LZGJX4T65LX087325; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420D021567
4) VIN: LZGJX4T67LX087326; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420D021571
5) VIN: LZGJX4T69LX087327; НОМЕР ДВИГАТЕЛЯ 1420D021566 (ТМ) "SHACMAN", ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: SHAANXI AUTOMOBILE GROUP CO., LTD.
Ввезенный товар 28.10.2020 года был задекларирован по декларации на товары N 10009100/281020/0114420, и был выпущен 05.11.2020 года таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой ИМ-40 "для внутреннего потребления". В графе 35/38 вес брутто/нетто товарных позиций N 1, 2, 3 были заявлены сведения о весе брутто/нетто автосамосвалов; 78 500 кг./ 78 500 кг., 78 500 кг./ 78 500 кг., 99 000 кг./ 99 000 кг., т.е. вес каждого автосамосвала составил 15 700 кг., 15 700 кг., 19 800 кг., соответственно.
28.10.2020 года общество обратилось в ЦАТ с заявлением о выдаче паспортов транспортного средства на ввезенный товар ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ-САМОСВАЛ, в количестве 15 штук, приложив пакет документов, предусмотренный пунктом 11 раздела II. Порядка взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291, в том числе расчет суммы утилизационного сбора. За основу расчета взята базовая ставка 150 000 руб., а также коэффициент 6,3, размер утилизационного сбора составил 945 000 рублей за каждый автомобиль, который был уплачен обществом по платежному поручению N1359 от 23.10.2020 г. Заявителю таможенным органом 24.11.2020 года были оформлены электронные ПТС, на основании ТПО NN10009100/191120/ЭО-0720050, 10009100/191120/ЭО-0720058, 10009100/191120/ЭО-0720093, 10009100/191120/ЭО-0720109, 10009100/191120/ЭО-0720117, 10009100/191120/ЭО-0720146, 10009100/191120/ЭО-0720139, 10009100/191120/ЭО-0720178, 10009100/191120/ЭО-0720104, 10009100/191120/ЭО-0720071, 10009100/191120/ЭО-0720122, 10009100/191120/ЭО-0720130, 10009100/191120/ЭО-0720153, 10009100/191120/ЭО-0720191, 10009100/191120/ЭО-0720209 от 19.11.2020 г., указанных в отчёте о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, подтверждающий факт уплаты утилизационного сбора в сумме: 14 175 000 рублей за 15 единиц автосамосвалов.
В расчете сумм утилизационного сбора в отношении ввезённого товара при определении его категории и подлежащего применению коэффициента, обществом ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы ТС и их техническая характеристика - "грузоподъемность", в совокупности образующих такой показатель, как: разрешенная максимальная масса (РММ), указанный в графе 14 ПТС: от 25 000 кг. до 41 000 кг. В результате чего, к ГРУЗОВОМУ АВТОМОБИЛЮ-САМОСВАЛУ применялся коэффициент 6,3, как для грузовых автомобилей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн. Фактическая масса (масса транспортного средства в снаряженном состоянии), ввезённых в РФ: ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ-САМОСВАЛОВ составляла всего от 15 000 кг. до 19 800 кг., а это значит, что при исчислении необходимого к уплате утилизационного сбора, должен был применяться коэффициент 2,79, т.е. как для автосамосвалов полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, что привело к излишней уплате утилизационного сбора в размере 526 500 рублей за каждый автосамосвал, в общей сумме за 50 единиц автосамосвалов -26 325 000 рублей 00 копеек.
В расчете сумм утилизационного сбора в отношении ввезённого товара при определении его категорий и подлежащего применению коэффициента, обществом ошибочно использовался суммарный показатель фактической массы ТС и их технической характеристики - "грузоподъемность", в совокупности образующих такой показатель, как: разрешенная максимальная масса (РММ), указанная в графе 14 ПТС: 25 000 кг. В результате чего, к ГРУЗОВОМУ АВТОМОБИЛЮ-ТЯГАЧ СЕДЕЛЬНЫЙ применялся коэффициент 6,68 (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.11.2019 г. N 1457), как для грузовых автомобилей - седельных тягачей массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн. Фактическая масса транспортного средства (максимально технически допустимая снаряжённая масса), ввезённых в РФ: ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ-ТЯГАЧА СЕДЕЛЬНОГО, составляла всего 10 050 кг. (графа 35/38 ДТ N 10009100/080920/0084403).
В разделе II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий (Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"), в редакции Постановления Правительства РФ от 15.11.2019 г. N 1457, действующей с 01.01.2020 г., т.е. на момент ввоза транспортных средств, содержится указание на обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении следующих категорий седельных тягачей: "пункт 10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн, коэффициент; 5,67; пункт 14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн, коэффициент: 6,68". При этом, седельные тягачи под категорией "Седельные тягачи полной массой менее 12 тонн", не поименованы в Перечне, это значит, что седельные тягачи, ввезённые ООО "СТРОЙТЕХИМПОРТ", на территорию РФ и выпущенный Центральной акцизной таможней по процедуре ИМ-40 после 01.01.2020 года, не является объектом уплаты утилизационного сбора, т.к. имеет полную массу менее 12 тонн.
Позиция Верховного суда РФ по аналогичным спорам отражены в определениях N N 307-ЭС20-7465 от 27.05.2020, 307-ЭС20-7466 от 27.05.2020, 307-ЭС19-20965 от 20.02.2020, 307-ЭС19-22814 от20.02.2020, 307-ЭС20-10011 от 20.07.2020. Это значит, что утилизационный сбор в отношении вышеуказанного седельного тягача к уплате не подлежал.
Из этого следует, что утилизационный сбор в размере 1 002 000 рублей 00 копеек РФ является излишне уплаченным (взысканным) утилизационным сбором.
В целях реализации своего права на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, 05.11.2020 г., 26.11.2020 г. декларант обратился в таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, приложив к нему копии документов, подтверждающих полномочия директора, новые расчеты утилизационного сбора на уменьшение, копии деклараций на товары: N N 10009100/290720/0059867, 10009100/010920/0080865, 10009100/080920/0084403, 10009100/210920/0092006, 10009100/281020/0114420, платежные поручения по уплате утилизационного сбора NN848 от 31.07.2020 г., 1038 от 01.09.2020 г., 1078 от 08.09.2020 г, 1168 от 21.09.2020 г., 1174 от 22.09.2020 г, 1226 от 29.09.2020 г, 1359 от 23.10.2020 г., 1323 от 15.10.2020 г., ТПО NN10009100/070820/ЭО-0579676, 10009100/070820/ЭО-0579660, 10009100/070820/ЭО-0579610, 10009100/070820/ЭО-0579622, 10009100/070820/ЭО-0579643 от 07.08.2020 г., 10009100/080920/ЭО-0612775, 10009100/080920/ЭО-0612784, 10009100/080920/ЭО-0612779, 10009100/080920/ЭО-0612776, 10009100/080920/ЭО-0612777, 10009100/080920/ЭО-0612781, 10009100/080920/ЭО-0612783, 10009100/080920/ЭО-0612782, 10009100/080920/ЭО-0612762 от 08.09.2020 г., 10009100/100920/ЭО-0615106 от 10.09.2020 г., 10009100/021020/ЭО-0639710, 10009100/021020/ЭО-0639764,10009100/021020/ЭО-0639796, 10009100/021020/ЭО-0639797, 10009100/021020/ЭО-0639798, 10009100/021020/ЭО-0639765, 10009100/021020/ЭО-0639802,10009100/021020/ЭО-0639754, 10009100/021020/ЭО-0639756, 10009100/021020/ЭО-0639758, 10009100/021020/ЭО-0639795 от 02.10.2020 г., 10009100/211020/ЭО-0668317, 10009100/211020/ЭО-0668315, 10009100/211020/ЭО-0668312, 10009100/211020/ЭО-0668311, 10009100/211020/ЭО-0668309, 10009100/211020/ЭО-0668308, 10009100/211020/ЭО-0668301, 10009100/211020/ЭО-0668295, 10009100/211020/ЭО-0668292, 10009100/211020/ЭО-0668280 от 21.10.2020 г., 10009100/191120/ЭО-0720050, 10009100/191120/ЭО-0720058, 10009100/191120/ЭО-0720093, 10009100/191120/ЭО-0720104, 10009100/191120/ЭО-0720109, 10009100/191120/ЭО-0720071, 10009100/191120/ЭО-0720117, 10009100/191120/ЭО-0720122, 10009100/191120/ЭО-0720146, 10009100/191120/ЭО-0720130, 10009100/191120/ЭО-0720139, 10009100/191120/ЭО-0720153, 10009100/191120/ЭО-0720191, 10009100/191120/ЭО-0720209 от 19.11.2020 г., соответственно и иные документы.
Решением ЦАТ от 04.12.2020 г. N 13-12/24087 "по вопросу возврата излишне уплаченного утилизационного сбора", был выражен фактический отказ таможенного органа в рассмотрении заявлений ООО "СТРОЙТЕХИМПОРТ" (заявления вх. ЦАТ N N 50818, 50816, 50817, 50815 от 05.11.2020 г., N 54916 от 26.11.2020 г.) о возврате утилизационного сбора в сумме 27 327 000 рублей, вследствие отсутствия доказательств его излишней уплаты ввиду отсутствия сведений о внесении изменений (дополнений) в ТПО об исчисленных и уплаченных платежах, а также о не аннулировании заявителем ТПО.
Не согласившись с решением, действиями (бездействиями) сотрудников ЦАТ, выразившимися в фактическом отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч.4 ст.198 АПК РФ, суд первой инстанции считает соблюденными.
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с п.1 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 ст. 24.1, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с п.2, 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1291).
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ N 1291 утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных Постановлением Правительства N 1291.
Согласно "Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора" коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для транспортных средств и шасси категорий N1, N2, N3, включая категорию повышенной проходимости G, зависит от полной массы транспортного средства (шасси).
При этом утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом такой их технической характеристики, как грузоподъемность, в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
Из буквального прочтения положений Перечня, утвержденного Постановлением N 1291, следует, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства.
В свою очередь ни Правила, утвержденные Постановлением N 1291, ни Перечень, утвержденный указанным постановлением, не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы транспортного средства и его грузоподъемности.
Указанная правовая позиция нашла отражение в Определениях Верховного Суда РФ от 02.10.2019 по делу N А51-15330/20, от 03.12.2019 по делу N А51-12067/2018, от 21.10.2019 по делу N А51-22411/2018, от 03.02.2020 по делу N А51-73/2019, от 03.02.2020 по делу NА51-72/2019, от 03.02.2020 по делу NА51-27029/2018, от 14.01.2020 по делу NА51-433/2019, от 13.01.2020 по делу NА51-26206/2018, от 15.01.2020 по делу NА51-27032/2018, от 14.01.2020 по делу NА51-26745/2018, от 14.01.2020 по делу NА51-309/2019.
С учетом изложенного, вопреки доводам Таможенного органа, для расчета суммы утилизационного сбора необходимо использовать фактическую массу транспортного средства (шасси) без учета грузоподъемности.
В соответствии с п. 5 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Таким образом, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства (шасси), оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств.
Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам.
Кроме того, грузоподъемность транспортного средства никаким образом не влияет на увеличение затрат в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, которые могут образоваться в будущем в результате утраты транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств. Следовательно, именно масса грузового автомобиля без учета его грузоподъемности необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние такого параметра как масса на процесс утилизации транспортных средств носит объяснимый характер".
Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 26.12.2017 по делу А40-170463/16, от 03.12.2019 по делу N А51-12067/2018.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ данный нормативный правовой акт определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона N 89-ФЗ основными принципами экономического регулирования в области обращения с отходами являются: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.
Из указанных норм и ст.24 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что взимание УС выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата УС носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.
При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 НК РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер.
В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Такие правовые позиции, изложенные применительно к отдельным фискальным сборам, но в универсальном ключе, сформированы в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П.
Поскольку утилизационный сбор является обязательным фискальным платежом, то на отношения по его взиманию распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своё закрепление, в частности, в п.6 ст.3 НК РФ, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Судебная практика исходит из допустимости устранения неясностей в порядке исчисления обязательных публично-правовых платежей только в тех случаях, когда это не выходит за пределы толкования соответствующих норм и необходимо для обеспечения реализации принципов равенства плательщиков, экономической обоснованности платежей и т.п. (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 N 3589/13, от 21.06.2012 N 2676/12, от 25.02.2010 N 13640/09, от 08.12.2009 N 11715/09).
С учетом изложенного, расширительное толкование понятия "полная масса" путем включения в него такой технической характеристики как "грузоподъемность" не отвечает требованиям формальной определенности фискальных платежей и является неправомерным.
Указанная правовая позиция также нашла отражение в Определении СКЭС Верховного Суда РФ от 26.12.2017 по делу N А40-170463/16, Определениях Верховного Суда РФ от 08.05.2019 по делу N А51-10863/2018, от 03.12.2019 по делу N А51-12067/2018, от 21.10.2019 по делу N А51-22411/2018, от 02.10.2019 по делу N А51-15330/2018.
Суд пришел обоснованному выводу, что для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора Обществом были представлены в Центральную акцизную таможню, в которой осуществлялось декларирование колесных транспортных средств в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, все необходимые документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, в том числе и одобрение типа транспортного средства (далее-ОТТС). Одобрение типа транспортного средства - свидетельство, подтверждающее соответствие автомобиля определенным требованиям ТРТС 018/2011, устанавливающего на территории стран ЕАЭС стандарты относительно всех колесных транспортных средств. Этот документ важен при определения объема транспортного налога.
Согласно части 1 статьи 24.1 Закона об отходах за каждое колёсное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведённые, изготовленные в Российской Федерации уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного "воздействия эксплуатации транспортного средства, с учетом их технических характеристик и износа. Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением утилизации транспортного средства при утрате им своих потребительских свойств. Для определения категории транспортного средства используется термин -"полная масса ТС", то есть масса самого транспортного средства без дополнительных нагрузок и без учёта грузоподъёмности.
Утверждённый Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающий определять размер сбора в отношении колёсных и самоходных транспортных средств с учётом снаряжения, пассажирами и грузом в дополнение к указанной изготовителем массе самого транспортного средства.
Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой. Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора на момент возникновения обязанности декларанта по уплате утилизационного сбора не содержал нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении автосамосвалов с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого самосвала. Следовательно, именно масса транспортного средства (масса без нагрузки), необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации автосамосвалов носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4-5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Изложенное согласуется с решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники", принятым в рамках ее полномочий по обеспечению свободного обращения самоходных машин на таможенной территории Евразийского экономического союза, согласно которому при заполнении графы "максимальная технически допустимая масса" в паспорте самоходной машины указывается соответствующая масса машины, а не результат сложения массы самоходной машины и грузоподъемности.
Указанная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 26.12.2017 по делу N 305-КГ17-12383.
Довод таможенного органа о не аннулировании заявителем ТПО, суд полагает несостоятельным в силу следующего.
Действительно, согласно пункту 8 Порядка N 288 при необходимости изменения и (или) дополнения сведений об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в ТПО, ДТПО, корректировка таких сведений осуществляется путем заполнения нового ТПО, ДТПО с аннулированием ранее заполненного ТПО, ДТПО путем проставления соответствующей отметки и ее заверения оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица. В новом ТПО необходимо сделать отметку об оформлении данного ТПО взамен аннулированного с указанием справочного номера аннулированного.
Этим же пунктом Порядка предусмотрено, что в случае возврата плательщику или зачета платежей, уплата которых отражена в ТПО, ДТПО, во втором экземпляре ТПО, ДТПО делается запись "Произведен возврат (зачет)..." с указанием суммы возвращенных либо зачтенных платежей и основания для их возврата (зачета). Запись заверяется оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица. Одна заверенная копия второго экземпляра ТПО, ДТПО, содержащего запись о возврате (зачете), хранится в таможенном органе. По требованию плательщика, вторая заверенная копия второго экземпляра ТПО, ДТПО, содержащего запись о возврате (зачете), направляется плательщику. Форма таможенного приходного ордера также утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288.
Согласно пунктам 2, 6 Порядка N 288 бланки ТПО и ДТПО, состоящие из сброшюрованных листов (экземпляров), а также в случае их оформления в виде электронного документа, заполняются должностным лицом таможенного органа в трех экземплярах. При этом заполнение ТПО и ДТПО на бланках сопровождается формированием таких документов в электронном виде.
Пунктом 3 Порядка N 288 определено, что ТПО применяется для отражения исчисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета помимо таможенных платежей, в том числе иных платежей, администрирование которых осуществляется таможенными органами (подпункт 2). Аналогичное целевое назначение и порядок его формирования определены в утвержденной Приказом ФТС России от 25.02.2013 N 350 Инструкции о применении таможенного приходного ордера (далее - Инструкция N350). При этом согласно данной Инструкции сброшюрованные комплекты бланков ТПО, ДТПО являются защищенной полиграфической продукцией и изготавливаются в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции уровня "В", установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Кроме того, согласно пункту 5 Порядка N 288 и пункту 10 Инструкции N 350плательщику выдается только третий, заверенный таможенным органом, экземпляр ТПО, т.к. первый и второй экземпляры хранятся в делах таможенного органа, должностное лицо которого заполнило бланк ТПО,ДТПО.
Суд учитывает, что Порядок N 288 не предусматривает заявительный порядок корректировки сведений, отраженных в ТПО, ДТПО, а равно и такой же порядок в рамках отдельных процедур для аннулирования ТПО, ДТПО, выданных плательщику.
Требование о предоставлении плательщиком аннулированных ТПО, ДТПО, на основании которых излишне уплачен (взыскан) утилизационного сбора, и/или скорректированных ТПО Порядок N 1291 также не содержит. Заявитель полагает, что Порядок N288 не предусматривает и возможность самостоятельного формирования плательщиком формы ТПО, ДТПО со сведениями, подлежащими изменению, учитывая, что статус таких документов в силу перечисленных норм права определен в качестве документов строгой отчетности таможенного органа.
Согласно пункту 40 Инструкции N 350 до оформления нового ТПО, ДТПО уполномоченное должностное лицо перечеркивает все экземпляры ТПО, ДТПО и проставляет на них надпись: "Аннулировано", после чего аннулирует электронную копию ТПО, ДТПО в базе данных ТПО. Аннулирование третьего экземпляра ТПО, ДТПО производится в случае, если указанный экземпляр ТПО, ДТПО имеется в наличии в таможенном органе. В новом экземпляре делается соответствующая отметка об оформлении данного ТПО взамен аннулированного с указанием справочного номера, аннулированного ТПО в графе 6 "Представляемые доку менты/Дополнительная информация". Третий экземпляр нового ТПО выдается на руки плательщику при наличии такой возможности. При невозможности выдачи третьего экземпляра нового ТПО на руки плательщику данный экземпляр хранится вместе со вторым экземпляром ТПО.
Таким образом, поскольку заполнение бланков ТПО, ДТПО, их формирование в электронных носителях, а равно их аннулирование и выдача новых ТПО, ДТПО, отнесены к исключительной компетенции Таможенных органов, на плательщика не может быть возложена не предусмотренная Порядком N 288 обязанность по инициированию отдельной процедуры корректировки и аннулирования ТПО, ДТПО, до его обращения в таможенный орган за возвратом излишне уплаченных платежей, администрирование которых осуществляется последним, такие действия может осуществить только таможенный орган, в том числе в случае получения сведений об ошибочной уплате плательщиком сумм таких платежей, вне зависимости от формы их предоставления.
Пункт 27 Порядка N 1291 предусматривает конкретный перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, и данный перечень не может быть подвергнут расширительному толкованию Таможенным органом.
К поданным в таможню 05.11.2020 г., 26.11.2020 г. заявлениям о возврате ошибочно уплаченного утилизационного сбора по спорным таможенным декларациям Декларант приложил декларации, платежные поручения, выданные таможенным органом третьи экземпляры ТПО (оригиналы) с суммой фактически исчисленного и уплаченного в последствии утилизационного сбора, а также составленные расчеты фактически подлежащего уплате утилизационного сбора, что позволяло таможенному органу самостоятельно определить уплату утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащего уплате по спорным ДТ, а также ошибочную уплату обществом утилизационного сбора, с учетом сведений, указанных в таможенных декларациях.
В связи с этим у ЦАТ объективно не имелось препятствий для аннулирования, ранее выданных плательщику ТПО и формирования новых ТПО со скорректированными сведениями о расчете утилизационного сбора и его размера, а равно для проставления на нем соответствующих отметок, как это предусмотрено Порядком N 288 и Порядком N 1291, с последующим отражением необходимых сведений в программных средствах таможенного органа.
В силу подпункта "б" пункта 32 Порядка N 1291 решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или, приведенное в приложении N 5, может быть принято таможенным органом при отсутствии в заявлении, поданном в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, необходимых сведений и непредставлении необходимых документов таможенный или налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления.
В то же время на основе проанализированных заявителем норм права, при приведённых выше обстоятельствах дела, доводы Таможенного органа относительно нарушения Заявителем требований пункта 27 Порядка N 1291 не находят своего подтверждения.
Требования пункта 25, подпунктов "а", "в" пункта 27 Порядка N 1291 обществом также выполнены, факт ошибочной уплаты утилизационного сбора в размере 27 327 000 рублей им подтвержден представленными с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора документами. Следовательно, предусмотренного подпунктом "б" пункта 32 Порядка N 1291 основания для принятия оспариваемого решения от 04.12.2020 N13-12/24087 "по вопросу возврата излишне уплаченного утилизационного сбора" выразившееся в фактическом отказе в рассмотрении заявлений о возврате утилизационного сбора ООО "СТРОЙТЕХИМПОРТ" (заявления вх. ЦАТ NN50818, 50816, 50817, 50815 от 05.11.2020 г., N54916 от 26.11.2020 г.) и об фактическом отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по спорным таможенным декларациям у ЦАТ не имелось.
Таможенный орган не представил необходимых доказательств, опровергающих право Общества на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в заявленном размере, вышеуказанными обстоятельствами подтверждается право Общества на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 27 327 000 рублей.
На основании пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В силу пункта 24 Постановления Правительства N 1291 в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним (п.25 Постановления Правительства РФ N 1291).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов органа государственной власти недействительными.
Учитывая изложенные обстоятельства, представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Апелляционным судом рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, но они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Ввиду изложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2021 по делу N А40-17293/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17293/2021
Истец: ООО "СТРОЙТЕХИМПОРТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ