г. Саратов |
|
23 июля 2021 г. |
Дело N А57-15095/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Л. Ю. Луевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Лулаевой Беллы Якубовны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2021 года по делу N А57-15095/2020
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Лулаевой Беллы Якубовны (ОГРНИП 319645100099130, ИНН 644905379433)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области (ОГРН 1136455002507, ИНН 6455059390)
о признании недействительными результатов межевания земельного участка, реестровой ошибкой содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Саратовской (ОГРН 1056405504671, ИНН 6455039436), Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401988183, ИНН 6449013567), Государственное казенное учреждение Саратовской области "Саратовское областное лесничество" (ОГРН 1026403680126, ИНН 6455029910), Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840), Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401995729, ИНН 6449031750),
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Лулаева Белла Якубовна (далее - Лулаева Б.Я., истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее - ТУ Росимущества в Саратовской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области), Министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - министерство) о признании реестровой ошибкой содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249, категория земель: земли лесного фонда, адрес: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование, Энгельсское лесничество, Красноярское участковое лесничество в квартале 58, часть выдела 1; об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 путем уточнения координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249, установив площадь земельного участка 5 380 кв.м и координаты характерных точек границ земельного участка: 1. X=496730.32 Y=2316970.22; 2. X=496681.83 Y=2317037.60; 3. X=496651.85 Y=2316974.28; 4. X=496652.46 Y=2316973.93; 5. 496671.73 Y=2316938.89; 6. X=496689.24 Y=2316929.42; 7. X=496682.92 Y=2316918.55; 8. X=496695.20 Y=2316896.18.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2021 года по делу N А57-15095/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё и представленных пояснений, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Лулаевой Б.Я. на праве аренды принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, расположенные по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование, что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 64:38:203703:249, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование, Энгельсское лесничество, Красноярское участковое лесничество в квартале 58, часть выдела 1, площадью 10 000 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения рекреационной деятельности.
Указанный земельный участок принадлежит Российской Федерации. Статус земельного участка "учтенный" ("актуальный").
Данный земельный участок был сформирован на основании материалов лесоустройства и внесен в Единый государственный реестр недвижимости в системе координат МСК 64 - 04.03.2013.
Основанием подготовки межевого плана послужил акт натурного технического обследования лесного участка, утвержденный директором ПСУ СО "Лесничества Саратовской области" 15.01.2013.
Земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:740, расположенный по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование, трасса Энгельс-Маркс, площадью 1 000 кв.м, вид разрешенного использования - для размещения объектов дорожного сервиса поставлен на кадастровый учет в более поздний период - 08.11.2013.
При этом, данный земельный участок образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, постановка его на учет произведена на основании межевого плана, в границах, установленных в местной системе координат Энгельсского района Саратовской области (без учета координат МКС 64).
По данным таксационных описаний лесной участок 64:38:203703:249 располагается на категории защищенности "государственная защитная лесная полоса", которая была создана в 1962-1966 гг. вдоль автомобильных дорог федерального значения с шириной 112 м в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20.10.1948 года N 14850-р.
Из представленного Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу заключения от 09.08.2019 N 1 следует, что в результате сопоставления местоположения границ земельного участка 64:38:203703:249 с кадастровым номером 64:38:203703:740, установленных по координатам из Государственного кадастра недвижимости с материалами лесоустройства, определяющими границы лесного фонда, установлено, что названный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда, а именно, в части 1 квартала 58 Красноярского участкового лесничества Энгельсского лесничества Саратовской области.
На основании сведений, содержащихся на портале услуг "Публичная кадастровая карта" Управления Росреестра по Саратовской области, земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:740 полностью накладывается на земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет с кадастровым номером 64:38:203703:249 (категории земель лесного фонда).
Кроме того, решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.09.2019 года по делу N А57-8830/2019 по заявлению ИП Лулаевой Б.Я. установлено, что по координатам характерных точек контура здания объект недвижимости, в отношении которого представлено заявление, расположен на двух земельных участках с кадастровыми номерами 64:38:203703:740 и 64:38:203703:249.
Истец обратился в арбитражный суд в порядке искового производства с требованием о признании реестровой ошибкой содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249, категория земель: земли лесного фонда, адрес: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование, Энгельсское лесничество, Красноярское участковое лесничество в квартале 58, часть выдела 1, и об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249.
Ссылаясь на экспертное заключение N 12/20-15 от 27.01.2021, выполненное ООО "Приоритет-Оценка", истец полагает, что фактические границы указанного земельного участка не соответствуют границам, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. При этом, часть земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249, которая накладывается на границы земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763 лесами не занята, согласно материалам лесоустройства, в границы земельного участка лесного фонда не входит. Кроме того, согласно выводам экспертов, на земельных участках с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740 расположены объекты недвижимого имущества. На основании изложенного, истцом сделан вывод о том, что при формировании границ земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 была допущена реестровая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, выразившаяся в формировании данного земельного участка без учета границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, а также без расположенных на данных земельных участках объектов недвижимого имущества и площади земельного участка, фактически занятого лесами. Такая ошибка, считает истец, могла возникнуть в результате ненадлежаще выполненной геодезической съемки фактических границ указанного земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 и подлежит исправлению в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". По результатам исправления реестровой ошибки необходимо уточнить площадь земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249, которая после исправления реестровой ошибки составит 5 380 кв.м, и, соответственно, уточнить координаты данного земельного участка в предложенных истцом координатах. Наличие в сведениях государственного кадастра недвижимости данной ошибки препятствует истцу в осуществлении кадастрового учета и регистрации права собственности в отношении принадлежащего ему здания, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование, трасса Энгельс-Маркс.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что в спорной ситуации имеет место спор о правах на недвижимое имущество, подлежащий разрешению лишь с использованием установленных гражданским законодательством вещно-правовых способов защиты, в то время как истец фактически просит суд разрешить вопрос в отношении границ земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, при этом, иск об установлении границ земельного участка (как способ разрешения спора о праве на земельный участок в случае наличия пересечения границ земельных участков) им не заявлен. Также судом первой инстанции указано на право Лулаевой Б.Я. воспользоваться иными способами защиты своего права, помимо предъявления требования об исправлении в Едином государственном реестре недвижимости реестровой ошибки, поскольку само по себе исправление реестровой ошибки возможно, если оно не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, следовательно, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенных прав.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе на земли лесного фонда. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Закон N 280-ФЗ, которым были внесены изменения, в том числе в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ " О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в Земельный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", был принят в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Так, названным Законом N 280-ФЗ в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В силу части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ (в редакции Закона N 280-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 года.
Схожая норма закреплена и в части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Закона N 280-ФЗ), согласно которой границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что дела об истребовании земельных участков, которые согласно данным государственного лесного реестра относятся к землям лесного фонда, имеют определенные особенности. Закон N 280-ФЗ был принят для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 года N 238-О-О.
Согласно статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Исходя из положений статьи 9 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственность "Приоритет-Оценка", эксперту Проскурнину С.С.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Каковы фактические и по правоустанавливающим документам границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249, категории земель: земли лесного фонда, адрес: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование, Энгельсское лесничество, Красноярское участковое лесничество в квартале 58, часть выдела 1?
2. Каковы фактические и по правоустанавливающим документам границы и площадь земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748. 64:38:203703:763, расположенных по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование?
3. Какие здания, строения, сооружения расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, расположенных по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование?
4. Имеется ли наложение документальных и фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, расположенных по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование, с документальными и фактическими границами земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249, категории земель: земли лесного фонда, адрес: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование, Энгельсское лесничество, Красноярское участковое лесничество в квартале 58, часть выдела 1?
5. Допущена ли реестровая ошибка при определении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249, категории земель: земли лесного фонда, адрес: Саратовская область, Энгельсский район, Красноярское муниципальное образование, Энгельсское лесничество, Красноярское участковое лесничество в квартале 58, часть выдела 1.
Согласно заключению эксперта N 12/20-15 от 27.01.2021 земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:249 общей площадью 10 000 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет и в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости имеет следующие координаты: Точка 1: X=496730.32 Y=2316970.22; Точка 2: X=496681.83 Y=2317037.60; Точка 3: X=496652.01 Y=2316974.64; Точка 4: X=496620.88 Y=2316906.40; Точка 5: X=496628.34 Y=2316899.26; Точка 6: X=496637.90 Y=2316886.41; Точка 7: X=496646.17 Y=2316869.08; Точка 8: X496654.72 Y=2316848.60; Точка 9: X=496695.18 Y=2316896.13.
По результатам проведенного осмотра и выполненной геодезической съемки было установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 общей площадью 10 000 кв.м закреплены на местности существующей многолетней древесно-кустарниковой растительностью (защитные леса). Так, экспертами было установлено, что фактически земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:249 имеет фактическую площадь 5 380 кв.м и следующие геодезические координаты: X=496730.32 Y=2316970.22; X=496681.83 Y=2317037.60; X=496651.85 Y=2316974.28; X=496652.46 Y=2316973.93; X=496671.73 Y=2316938.89; X=496689.24 Y=2316929.42; X=496628.92 Y=2316918.55; X=496682.92 Y=2316918.55; X=496695.20 Y=2316896.18. Фактические границы указанного земельного участка отображены на демонстрационном плане синим цветом.
Земельный участок с кадастровым номером 64:38:230703:764 общей площадью 1 354 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет и в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости имеет следующие координаты: Точка 1: X=496695.62 Y=2316895.42; Точка 2: X=496682.92 Y=2316918.55; Точка 3: X=496676.76 Y=2316907.94; Точка 4: X=496659.22 Y=2316877.77; Точка 5: X=496632.07 Y=2316901.31; Точка 6: X=496641.08 Y=2316888.79; Точка 7: X=496649.25 Y=2316869.71; Точка 8: X=496653.65 Y=2316859.48; точка 9: X=496657.56 Y=2316849.69.
Земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:747 общей площадью 1 673 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет и в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости имеет следующие координаты: Точка 1: X=496689.24 Y=2316929.42; Точка 2: X=496662.64 Y=2316943.35; Точка 3: X=496636.57 Y=496636.57 Y=2316897.42; Точка 4: X=496659.22 Y=2316877.77.
Земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:740 общей площадью 1 000 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет и в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости имеет следующие координаты: Точка 1: X=496636.57 Y=2316897.42; Точка 2: X=496662.64 Y=2316943.35; Точка 3: X=496643.24 Y=2316953.51; Точка 4: X=496622.95 Y=2316909.22.
Земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:748 общей площадью 185 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет и в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости имеет следующие координаты: Точка 1: X=496622.95 Y=2316909.22; Точка 2: X=496643.24 Y=2316953.51; Точка 3: X=496640.17 Y=2316955.12; Точка 4: X496620.56 Y=2316913.99; Точка 5: X=496619.62 Y=2316912.11.
Земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:763 общей площадью 435 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет и в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости имеет следующие координаты: Точка 1: X=496671.96 Y=2316938.47; Точка 2: X=496652.46 Y=2316973.93; Точка 3: X=496649.85 Y=2316975.43; Точка 4: X=496640.17 Y=2316955.12; Точка 5: X=496643.24 Y=2316953.51; Точка 6: X=496662.64 Y=2316943.35.
По результатам проведенного осмотра и выполненной геодезической съемки было установлено, что фактически земельные участки с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, 64:38:203703:247 составляют единую территорию. Фактические границы между указанными земельными участками не определены. Фактически земельные участки с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763 закреплены на местности существующей застройкой, объектами искусственного происхождения, а также ограждением. Так, по результатам геодезической съемки, с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастрового квартала 64:38:203703, было установлено, что земельные участки (единая территория) 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, 64:38:203703:247 имеют общую фактическую площадь 5 777 кв.м и имеют следующие координаты: X=496695.20 Y=2316896.18; X=496682.92 Y=2316918.55; X=496689.24 Y=2316929.42; {=496671.73 Y=2316938.89; X=496652.46 Y=2316973.93; X=496651.37 Y=2316974.56; X=496649.85 Y=2316975.43; X=496641.20 Y=2316957.29; X=496639.80 Y=2316958.73; X=496632.69 Y=2316961.16; X=496624.86 Y=2316962.50; X=496619.81 Y=2316962.11; X=496615.29 Y=2316958.82; X=496601.93 Y=2316930.54; X=496611.23 Y=2316920.94; X=496618.57 Y=2316913.62; X=496637.42 Y=2316890.35; X=496657.43 Y=2316850.19; X=496677.28 Y=2316874.20. Указанные границы отображены на демонстрационном плане фиолетовым цветом.
По результатам проведенного натурного осмотра и выполненной геодезической съемки было установлено с следующее:
- в границах земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:740 расположено нежилое здание, площадь застройки 84 кв.м, в следующих координатах: X=496640.11 Y=2316911.05; X=496642.78 Y=2316916.88; X=496630.92 Y=2316922.41; X=496628.29 Y=2316916.55,
- в границах земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:764 расположено металлическое некапитальное здание, площадь застройки 248 кв.м, в следующих координатах: X=496675.96 Y=2316877.54; X=496689.03 Y=2316893.27; X=496679.77 Y=2316901.04; X=496666.65 Y=2316885.31,
- в границах земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:764 расположено металлическое некапитальное здание, площадь застройки 41 кв.м, в следующих координатах: X=496682.42 Y=2316906.06; X=496687.76 Y=2316906.17; X=496684.28 Y=2316914.77; X=496678.94 Y=2316911.66,
- в границах земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:747 расположено металлическое некапитальное здание, площадь застройки 13 кв.м, в следующих координатах: X=496675.79 Y=2316914.64; X=496678.81 Y=2316918.73; X=496676.75 Y=2316920.23; X=496673.73 Y=2316916.15,
- в границах земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:747 расположено некапитальное здание туалета, площадь застройки 2 кв.м, в следующих координатах: X=496685.63 Y=2316924.97; X=496685.92 Y=2316926.29; X=496684.60 Y=2316926.58; X=496684.31 Y=2316925.26.
При сопоставлении документальных границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, 64:38:203703:247 с документальными границами земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 было установлено, что документальные (кадастровые) границы земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 пересекают документальные границы земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, площадь пересечения составляет 4 374 кв.м.
При сопоставлении документальных границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, 64:38:203703:247 с фактическими границами земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 было установлено, что документальные (кадастровые) границы земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763 не пересекают фактические границы земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249.
При сопоставлении фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, 64:38:203703:247 с документальными (кадастровыми) границами земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 было установлено, что установлено, что фактические границы земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763 пересекают документальные (кадастровые) границы земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249. Площадь пересечения составляет 4 501 кв.м.
На основании проведенного натурного осмотра земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 экспертом установлено, что фактические границы указанного земельного участка не соответствуют границам, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. Часть земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249, которая накладывается на границы земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, лесами не занята, согласно материалам лесоустройства, в границы земельного участка лесного фонда не входит.
Кроме того, эксперт отметил, что на земельных участках с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740 расположены объекты недвижимого имущества, в связи с чем, эксперт делает однозначный вывод о том, что при формировании границ земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 была допущена реестровая ошибка в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, выразившаяся в формировании границ указанного земельного участка без учета границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:38:203703:764, 64:38:203703:747, 64:38:203703:740, 64:38:203703:748, 64:38:203703:763, а также без расположенных на данных участках объектом недвижимого имущества, а также без учета площади земельного участка, занятого фактически лесами. Такая ошибка могла возникнуть в результате не надлежаще выполненной геодезической съемки фактических границ указанного земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249. Допущенная реестровая ошибка при установлении границ земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 подлежит исправлению в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Эксперт пришел к выводу, что по результатам исправления реестровой ошибки земельному участку с кадастровым номером 64:38:203703:249 необходимо уточнить площадь участка, которая после исправления ошибки составляет 5 380 кв.м и, соответственно, уточнить координаты данного земельного участка в следующих координатах: X=496730.32 Y=2316970.22; X=496681.83 Y=2317037.60; X=496651.85 Y=2316974.28; X=496652.46 Y=2316973.93; 496671.73 Y=2316938.89; X=496689.24 Y=2316929.42; X=496682.92 Y=2316918.55; X=496695.20 Y=2316896.18.
Ознакомившись с результатами судебной экспертизы, оценив экспертное заключение, по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными материалами дела, суд апелляционной инстанции признает его соответствующим требованиям статей 82, 83, 86, 87 АПК РФ, Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; основанным на материалах дела, ясным и полным, составленным в отсутствие противоречий в выводах эксперта. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Лицами, участвующими в деле, заключение эксперта не оспорено, о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
При этом, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца фактически направлены на изменение границ спорных земельных участков.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:249 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Истец, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца, должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации среди основных начал гражданского законодательства предусматривает обеспечение восстановления нарушенных прав (статья 1) с использованием для этого широкого круга различных способов защиты (статья 12), которые направлены в том числе на поддержание стабильности гражданско-правовых отношений; при этом выбор способа защиты, реализуемый субъектом права, предопределяется теми правовыми нормами, которые регулируют конкретные правоотношения (Определения от 23 сентября 2010 года N 1179-О-О, от 20 февраля 2014 года N 361-О, от 27 октября 2015 года N 2412-О, от 28 января 2016 года N 140-О, от 7 июля 2016 года N 1421-О, от 21 сентября 2017 года N 1791-О, N 1792-О и от 19 декабря 2017 года N 2942-О).
Согласно статье 61 Федерального закона Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01.01.2017, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (пункт 2 части 1).
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4).
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, а также суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5).
Земельный участок в понимании пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Согласно п. 2 и 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу Закона о кадастре, установление в судебном порядке описания границ посредством определения координат характерных точек не должно приводить к изменению уникальных характеристик земельного участка.
Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик участка правообладателя, а приводит существующий объем прав в соответствие с действующим земельным законодательством (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)).
Из разъяснений, содержащихся в п. п. 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
Суд вправе сделать вывод о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Таким образом, суд первой инстанции верно отметил, что действующее законодательство предусматривают возможность устранения ошибок в сведениях соответствующих государственных информационных ресурсов, в том числе по решению суда, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
При этом ответчиком по делу об исправлении реестровой ошибки является орган, осуществляющий кадастровый учет, поскольку в результате разрешения спора об устранении кадастровой ошибки обязанность по ее исправлению может быть возложена только на орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр. Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2015 N 4-КГ15-38.
Из представленного истцом экспертного заключения ООО "Приоритет-Оценка" N 12/20-15 от 27.01.2021, а также с учетом выводов судебной землеустроительной экспертизы N 12/20-15 от 27.01.2021, усматривается, что разрешение вопроса в отношении границ земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, приведет к изменению конфигурации и уменьшению площади земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249.
По существу исковые требования истца направлены на прекращение права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером 64:38:203703:249 в существующих границах и площади, и изъятию части данного земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:249 в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках дела об исправлении реестровой ошибки.
Таким образом, учитывая, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 64:38:203703:249 зарегистрировано в установленном порядке, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права.
Указанные выводы не противоречат судебной практике, в частности постановлению Арбитражного суда Поволжского округа от 29.10.2019 по делу N А65-35324/2019, определению Верховного Суда РФ от 14.08.2018 N 302-ЭС18-12716 по делу N А33-3705/2017.
При этом, довод заявителя апелляционной жалобы от том, что нежилое здание фактически расположено на двух земельных участка с кадастровыми номерами 64:38:203703:740 и 64:38:203703:249, не свидетельствует об ошибочности вывода суда первой инстанции по основаниям, изложенным выше.
На основании изложенного, исковые требования Лулаевой Б.Я. правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для отказа в иске.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2021 года по делу N А57-15095/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15095/2020
Истец: Лулаева Белла Якубовна
Ответчик: министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Министерство природных ресурсов и экологии СО, ТУ Росимущества по Саратовской области, ТУ Росимущества по СО, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области
Третье лицо: Администрация Энгельсского МР Саратовской области, Администрация Энгельсского МР СО, Гос. казенное учреждение Саратовской области "Саратовское областное лесничество", Государственное казенное учреждение Саратовской области "Саратовское областное лесничество", Комитет по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ филиалу ФКП Росреестра по Саратовской области, Федеральное агенство лесного хозяйства, Приоритет Оценка