г. Москва |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А40-234218/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021 по делу N А40-234218/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1. Правительство Москвы, 2. АО СЗ "МОССТРОЙСНАБ"
о признании недействительным решения,
в присутствии:
от заявителя: |
Апрелов С.А. по доверенности от 23.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1. Апрелов С.А. по доверенности от 27.08.2020; 2. Листова М.С. по доверенности от 13.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление) от 07.10.2020 N 77/011/221/2020-2582 об отказе в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.06.2020 к договору аренды земельного участка от 03.02.2015 N М-04-046278 в отношении земельного участков с кадастровыми номерами: 77:04:0003016:1446, 77:04:0003016:1447, 77:04:0003016:1448, 77:04:0003016:1449, 77:04:0003016:1451, 77:04:0003016:1452, 77:04:0003016:1455, 77:04:0003016:1456, 77:04:0003016:1457, 77:04:0003016:1458, 77:04:0003016:1459, 77:04:0003016:1460, 77:04:0003016:1461, 77:04:0003016:1463, 77:04:0003016:1465, 77:04:0003016:1466, 77:04:0003016:1467, 77:04:0003016:1469, 77:04:0003016:1470, 77:04:0003016:1471, 77:04:0003016:1472 расположенных по адресу: г. Москва, ул.Донецкая, вл.30 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов департамента путем проведения государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.06.2020 к договору аренды земельного участка от 03.02.2015 N М-04-046278 в отношении земельного участков с кадастровыми номерами: 77:04:0003016:1446, 77:04:0003016:1447, 77:04:0003016:1448, 77:04:0003016:1449, 77:04:0003016:1451, 77:04:0003016:1452, 77:04:0003016:1455, 77:04:0003016:1456, 77:04:0003016:1457, 77:04:0003016:1458, 77:04:0003016:1459, 77:04:0003016:1460, 77:04:0003016:1461, 77:04:0003016:1463, 77:04:0003016:1465, 77:04:0003016:1466, 77:04:0003016:1467, 77:04:0003016:1469, 77:04:0003016:1470, 77:04:0003016:1471, 77:04:0003016:1472 расположенных по адресу: г.Москва, ул.Донецкая, вл.30.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021 заявление департамента удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Через канцелярию суда от АО СЗ "МОССТРОЙСНАБ" (далее - общество) поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст. 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель департамента и Правительства Москвы поддержал решение суда, представитель общества поддержал решение суда по доводам, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено в порядке ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей управления.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, департамент обратился в управление с заявлением от 30.06.2020 N 77/011/221/2020-2582 об осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.06.2020 к договору аренды земельного участка от 03.02.2015 N М-04-046278 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 77:04:0003016:1446, 77:04:0003016:1447, 77:04:0003016:1448, 77:04:0003016:1449, 77:04:0003016:1451, 77:04:0003016:1452, 77:04:0003016:1455, 77:04:0003016:1456, 77:04:0003016:1457, 77:04:0003016:1458, 77:04:0003016:1459, 77:04:0003016:1460, 77:04:0003016:1461, 77:04:0003016:1463, 77:04:0003016:1465, 77:04:0003016:1466, 77:04:0003016:1467. 77:04:0003016:1469, 77:04:0003016:1470, 77:04:0003016:1471, 77:04:0003016:1472, расположенных по адресу: г.Москва, ул. Донецкая, вл. 30 (далее - земельные участки).
В соответствии с ч. 1 ст. 14, пп. 5 ч. 2 ст. 14, ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, департаментом были представлены необходимые и достаточные документы для осуществления регистрационных действий, что подтверждается расписками в получении управлением документов на государственную регистрацию.
Уведомлением от 07.07.2020 N 77/011/221/2020-2582 управлением были приостановлены действия по государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.06.2020 к договору аренды земельного участка от 03.02.2015 N М-04-046278.
В целях устранения причин приостановления государственной регистрации письмом от 21.09.2020 N ДГИ-И-65834/20 департаментом в адрес управления направлены разъяснения об отсутствии препятствий в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.06.2020 к договору аренды земельного участка от 03.02.2015 N М-04-046278.
Уведомлением от 07.10.2020 N 77/011/221/2020-2582 управлением было отказано в осуществлении государственной регистрации дополнительного соглашения от 16.06.2020 к договору аренды земельного участка от 03.02.2015 N М-04- 046278.
Причиной приостановления, а затем отказа в государственной регистрации послужило несоответствие видов разрешенного использования земельных участков, указанных в дополнительном соглашении от 16.06.2020, правилам землепользования и застройки, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120- ГГЛ, а также отсутствие в Градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) сведений о расположенных на земельных участках объектах недвижимости.
Между департаментом и обществом был заключен договор аренды земельного участка от 03.02.2015 N М-04-046278 (в редакции дополнительных соглашений от 19.02.2015, от 06.10.2015, от 18.05.2018, от 07.05.2019) (далее - договор).
В соответствии п. 1.1 предметом договора являются земельные участки, площадью 269 401 кв.м, из состава земель населенных пунктов, имеющие адресный ориентир: г. Москва, ул. Донецкая, вл. 30.
Согласно п. 2.1 договор заключен сроком до 28.01.2064 года.
При этом, согласно п. 1.3 договора установленная п. 1.1 цель предоставления земельного участка может быть изменена или дополнена на основании распорядительного акта уполномоченного органа власти города Москвы.
На земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003016:1472 оформлен ГПЗУ от 05.06.2015 N RU77-155000-015934, согласно которому основной вид разрешенного использования земельного участка улично-дорожная сеть (12.0.1).
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-1111 "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" (далее - ПЗЗ), земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003016:1472 расположен в границах территориальной зоны, для которой установлен номер зоны "7.1.1, 7.1.2, 7.2.1, 12.0.2".
В соответствии с обращением общества в департамент за предоставлением государственной услуги "внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке" департаментом выпущено распоряжение от 21.03.2019 N 10752, согласно которому земельному участку устанавливается вид разрешенного использования (далее -ВРИ) согласно ГПЗУ и с учетом ПЗЗ - "12.0.2 - размещение объектов улично-дорожной сети: проездов, площадей, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров, пешеходных переходов, набережных, искусственных сооружений, велодорожек и объектов велотранспортной инфраструктуры".
Изменения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) не внесены.
В связи с принятием постановления Правительства Москвы от 09.07.2019 N 835-ПП "О признании утратившими силу отдельных положений приложения к постановлению Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП" департаментом повторно издано распоряжение от 03.10.2019 N 39543, согласно которому земельному участку устанавливается ВРИ с кодом "12.0.2".
Изменения в ЕГРН не внесены.
Учитывая, что согласно проекту планировки территории от 17.03.2015 N 122-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной проектируемым проездом N 4343, Подольской улице, Донецкой улицей, урезом воды реки Москвы, полосой отвода Курского направления железной дороги, района Марьино города Москвы" на земельном участке предусмотрено размещение УДС (линейный объект), в соответствии с п. 1.4.7 раздела 1.4 Книги 1 ПЗЗ действие градостроительных регламентов на данный земельный участок не распространяется.
В связи с чем, департаментом выпущено распоряжение от 23.12.2019 N 51610 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003016:1472".
Для данного земельного участка установлен вид разрешенного использования - "улично-дорожная сеть (12.0.1.)" согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540.
Таким образом, распоряжения департамента от 21.03.2019 N 10752, от 03.10.2019 N 39543 утратили силу.
В рамках рассмотрения обращения общества департаментом было выпущено распоряжение от 28.02.2020 N 6856 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 03.02.2015 N М-04-046278 (Юго-Восточный административный округ города Москвы) в части срока и цели предоставления земельного участка".
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Так, возможность изменения цели и срока предоставления земельного участка на строительство собственником здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, обусловлена его исключительным правом на оформление земельных отношений, а также правом собственника на распоряжение своим имуществом.
В этой связи, департаментом оформлено дополнительное соглашение от 16.06.2020 к договору об изменении цели предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003016:1472 с "для целей эксплуатации зданий производственно-складского назначения" на "для целей проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в соответствии с ГПЗУ от 05.06.2015 N RU77-155000-015934, а именно: улично-дорожная сеть (12.0.1)".
Допустимость заключения такого дополнительного соглашения, в том числе в части изменения цели и срока предоставления земельного участка под строительство (реконструкцию), вытекает из основополагающих принципов свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и обусловлена правомочиями собственников на распоряжение своим имуществом, а именно: правом собственника участка разрешить осуществление на нем строительства (реконструкции), с одной стороны, и правом собственника здания на изменение конструктива и характеристик такого здания путем строительства (реконструкции), с другой стороны.
Такие права не могут быть ограничены иначе как в порядке, предусмотренном законом.
Таким образом, дополнительное соглашение от 16.06.2020 к договору оформлено с учетом требований действующего законодательства, в связи с чем у управления отсутствовали основания для отказа в его государственной регистрации.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции были правомерно рассмотрены все доводы управления, однако они не могли служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно возложил на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов департамента в установленном законом порядке и сроки.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Апелляционный суд отклоняет довод управления о том, что судом первой инстанции не было учтено, что в материалы регистрационного дела N 77/011/221/2020-2582 для осуществления заявленных действий было представлено дополнительное соглашение от 16.06.2020 в одном подлинном экземпляре.
09.07.2020, то есть до окончания срока оказания управлением регистрации прав государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления от 30.06.2020 N 77/011/221/2020-2582, департамент предоставил в управление недостающие экземпляры дополнительного соглашения, что подтверждается письмом департамента от 17.08.2020 исх. N ДГИ-1-59792/20-1, в связи с чем, довод управления не соответствует фактическим обстоятельствам.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что судом первой инстанции не была дана оценка, что ГПЗУ не содержит сведений о расположенных на земельных участках объектах недвижимости, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
Сведения о расположении в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003016:1472 указанных управлением были внесены в ЕГРН позднее даты получения ГПЗУ, постановка на государственный кадастровый учет произошла позднее выдачи ГПЗУ 05.06.2015, в связи с чем не могли быть включены в ГПЗУ сведения о следующих сооружениях:
-с кад. номером 77:04:0003016:1473 (теплосеть) - 23.12.2015.
-с кад. номером 77:04:0003016:3948 (система электроснабжения) - 04.02.2019.
-с кад. номером 77:04:0003016:2751 (наружные сети дождевой канализации) - 04.02.2019.
-с кад. номером 77:04:0003016:3961 (кабельная линия) - 24.03.2020.
-с кад. номером 77:04:0003016:3956 (сооружение канализации) - 16.03.2020.
-с кад. номером 77:04:0003016:3959 (сооружение водопровода) - 16.03.2020.
-с кад. номером 77:04:0003016:3962 (сооружение канализации) - 24.03.2020.
-с кад. номером 77:04:0003016:3957 (сооружение канализации) - 16.03.2020.
Кроме того, управление указывало на расположение согласно ЕГРН в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003016:1472 нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0003016:1417, сведения о котором в ГПЗУ отсутствуют.
Сведения о расположении указанного нежилого здания в границах земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003016:1472 также были внесены в ЕГРН в 2019 году, то есть позднее даты получения ГПЗУ 05.06.2015.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не было учтено, что решение о рассмотрении Архитектурным советом города Москвы архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства, подлежащего строительству на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0003016:1472, указанного в п. 2.2.4 ГПЗУ N RU77-155000-015934 (ГПЗУ), отсутствует в материалах регистрационного дела N 77/011/221/2020-2582.
Объект капитального строительства, подлежащий строительству на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0003016:1472, является по функциональному назначению улицей местного значения и не влияет на формирование архитектурно-художественного облика города, к нему не применяется требование об обязательности утверждения архитектурно-градостроительного решения Архитектурным советом города Москвы, установленное п. 3 Приложения 1 Постановления Правительства Москвы от 30.04.2013 N 284-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы от 18.10.2019 N 1370-ПП).
Следовательно, требование управления о предоставлении в материалы регистрационного дела N 77/011/221/2020-2582 Архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0003016:1472 не соответствует законодательству РФ.
Апелляционный суд отклоняет довод управления о том, что судом первой инстанции не было учтено, что в представленном соглашении содержатся иные значения видов разрешенного использования указанных земельных участков, чем те, которые зарегистрированы в ЕГРН.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с дополнительным соглашением от 16.06.2020 стороны внесли изменения в п. 1.1 раздела 1 "Предмет договора и цель предоставления земельного участка" и раздел 4 "Особые условия договора" в части изменения цели предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003016:1472 для проектирования и строительства и изменения размера и порядка оплаты арендной платы в связи с изменением данной цели предоставления земельного участка.
Так, сторонами достигнуто соглашение в части особых условий договора аренды.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Допустимость заключения таких дополнительных соглашений вытекает из основополагающих принципов свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и обусловлена правомочиями собственников на распоряжение своим имуществом, а именно: правом собственника участка разрешить осуществление на нем строительства.
В п. 3.2.2. главы 3 общих положений территориальной части ПЗЗ, отражено, что в ПЗЗ используются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в классификаторе видов разрешенного использования, утвержденном приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 (далее - "Приказ N 540"), а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, не соответствующие классификатору видов разрешенного использования, применяются в соответствии с таблицей 1.
ПЗЗ регулируют порядок применения значений видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных ПЗЗ и не соответствующих классификатору видов разрешенного использования, утвержденному Приказом N 540.
При этом ПЗЗ не содержат обязанности правообладателя приводить в соответствие с Правилами виды разрешенного использования земельных участков, установленные ранее (до вступления в силу ПЗЗ) в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденным Приказом N 540.
Виды разрешенного использования земельных участков, указанные в дополнительном соглашении от 16.06.2020, соответствуют видам разрешенного использования земельных участков, указанным в классификаторе видов разрешенного использования, утвержденном Приказом N 540 и не утратившим силу на момент подачи на государственную регистрацию дополнительного соглашения от 16.06.2020.
Дополнительное соглашение от 16.06.2020 к договору оформлено с учетом требований законодательства РФ, в связи с чем у управления отсутствовали предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основания для отказа в государственной регистрации спорного дополнительного соглашения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021 по делу N А40-234218/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234218/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: АО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "МОССТРОЙСНАБ", Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы-Правительство Москвы