г. Ессентуки |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А63-17630/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2021.
Постановление в полном объёме изготовлено 26.07.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В., судей: Луговой Ю.Б., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.04.2021 по делу N А63-17630/2020, принятое по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Оленина Николая Николаевича, г. Минусинск Красноярского края (ОГРНИП 304245535200092, ИНН 245507176273) к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь, Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, с привлечением к участию в дело в качестве третьих лиц Министерства труда Российской Федерации, Администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края, Администрацию Петровского городского округа Ставропольского края, Межрайонное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому округу, г. Ессентуки, об обязании ответчиков солидарно произвести выплату за установку памятников Героям Социалистического Труда: Сапронову Фёдору Ивановичу в сумме 465 900 руб., Вербицкому Герасиму Ивановичу в сумме 462 400 руб., Безгину Сергею Фёдоровичу в сумме 461 400 руб., Харечко Григорию Тихоновичу в сумме 452 850 руб., Харечко Дмитрию Тихоновичу в сумме 452 850 руб., Жихареву Петру Филипповичу в сумме 452 850 руб., Сивцеву Николаю Андреевичу в сумме 457 200 руб., Ткачеву Ивану Герасимовичу в сумме 456 900 руб., Ливенскому Фёдору Сафроновичу в сумме 461 400 руб., Толстому Ивану Антоновичу в сумме 463 400 руб., Титаренко Владимиру Фёдоровичу в сумме 463 400 руб., Маркову Фёдору Константиновичу в сумме 465 400 руб., Бобенко Павлу Макаровичу в сумме 463 400 руб.,
в отсутствие неявившихся представителей истца, ответчиков и третьих лиц, извещённых надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства по рассмотрению апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Оленин Николай Николаевич (далее - истец, предприниматель, ИП Оленин Н.Н.) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края к Министерству труда и социального развития Ставропольского края (далее - ответчик, министерство), Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - отделение, фонд, ответчик), с исковым заявлением об обязании ответчиков солидарно произвести выплату за установку памятников Героям Социалистического Труда: Сапронову Фёдору Ивановичу в сумме 465 900 руб., Вербицкому Герасиму Ивановичу в сумме 462 400 руб., Безгину Сергею Фёдоровичу в сумме 461 400 руб., Харечко Григорию Тихоновичу в сумме 452 850 руб., Харечко Дмитрию Тихоновичу в сумме 452 850 руб., Жихареву Петру Филипповичу в сумме 452 850 руб., Сивцеву Николаю Андреевичу в сумме 457 200 руб., Ткачёву Ивану Герасимовичу в сумме 456 900 руб., Ливенскому Фёдору Сафроновичу в сумме 461 400 руб., Толстому Ивану Антоновичу в сумме 463 400 руб., Титаренко Владимиру Федоровичу в сумме 463 400 руб., Маркову Фёдору Константиновичу в сумме 465 400 руб., Бобенко Павлу Макаровичу в сумме 463 400 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самострельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Министерства труда Российской Федерации, Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, Администрации Петровского городского округа Ставропольского края, Межрайонное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому округу, г. Ессентуки.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.04.2021 по делу N А63-17630/2020 исковые требования предпринимателя удовлетворены. Суд обязал Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь, Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, произвести выплату компенсации индивидуальному предпринимателю Оленину Н.Н. за установку памятников Героям Социалистического Труда: Сапронову Фёдору Ивановичу в сумме 465 900 руб., Вербицкому Герасиму Ивановичу в сумме 462 400 руб., Безгину Сергею Фёдоровичу в сумме 461 400 руб., Харечко Григорию Тихоновичу в сумме 452 850 руб., Харечко Дмитрию Тихоновичу в сумме 452 850 руб., Жихареву Петру Филипповичу в сумме 452 850 руб., Сивцеву Николаю Андреевичу в сумме 457 200 руб., Ткачеву Ивану Герасимовичу в сумме 456 900 руб., Ливенскому Фёдору Сафроновичу в сумме 461 400 руб., Толстому Ивану Антоновичу в сумме 463 400 руб., Титаренко Владимиру Федоровичу в сумме 463 400 руб., Маркову Фёдору Константиновичу в сумме 465 400 руб., Бобенко Павлу Макаровичу в сумме 463 400 руб. Взыскал с Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь в пользу предпринимателя Оленина Николая Николаевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме по 26 448,50 руб. Взыскал с Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, г. Ставрополь в пользу предпринимателя Оленина Н.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме по 26 448,50 руб.
Решение мотивировано тем, что факт смерти лиц, награждённых званием Героя Социалистического Труда до вступления в силу Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" не является основанием для отказа в выплате компенсации на установку надгробия.
Не согласившись с принятым решением арбитражного суда от 16.04.2021 по делу N А63-17630/2020, ответчик - министерство, обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции полностью, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя Оленина Н.Н. в полном объёме.
Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, также, не согласившись с решением арбитражного суда от 16.04.2021, обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции полностью, принять по делу новый судебный акт.
Определением суда апелляционной инстанции от 07.06.2021 апелляционные жалобы министерства и отделения приняты к производству арбитражного суда апелляционной инстанции и назначены к рассмотрению в судебном заседании на 12.07.2021, в котором был объявлен перерыв до 19.07.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
12.07.2021 от предпринимателя Оленина Н.Н. в адрес апелляционного суда по почте через суд первой инстанций поступило возражение на апелляционные жалобы.
В судебное заседание 12.07.-19.07.2021 истец, ответчики и третьи лица, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, о причинах неявки суд не известили, своих представителей не направили, Администрация Петровского городского округа Ставропольского края направила в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, в связи с чем, судом апелляционной инстанции на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционным жалобам рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей сторон и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на жалобы, проверив законность обжалуемого решения Арбитражного суда Ставропольского края от 16.04.2021 по делу N А63-17630/2020 в апелляционном порядке в соответствии с нормами главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22.03.1966 Сапронову Федору Ивановичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 11.01.1957 Вербицкому Герасиму Ивановичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30.12.1950 Безгину Сергею Фёдоровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22.03.1966 Харечко Григорию Тихоновичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22.10.1949 Харечко Дмитрию Тихоновичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08 апреля 1971 Жихареву Петру Филипповичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13.03.1981 Сивцеву Николаю Андреевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13.07.1949 Ткачеву Ивану Герасимовичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22.10.1949 Ливенскому Фёдору Сафроновичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 06.06.1984 Толстому Ивану Антоновичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.04.1971 Титаренко Владимиру Фёдоровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30.07.1952 Маркову Фёдору Константиновичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 03.05.1952 Бобенко Павлу Макаровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Предприниматель Оленин Н.Н. (исполнитель) и родственниками умерших (погибших) Героев Социалистического Труда (заказчики) заключили договоры, по условиям которых предприниматель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со сметой на работы и услуги по установке надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда за счёт средств федерального бюджета, а заказчики обязуются принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по актам приёма-передачи (том 1, л.д. 15-115).
Согласно пункту 1.2 договоров установка надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета".
Пунктом 1.4 договоров предусмотрено, что надгробие устанавливается на могиле умерших (погибших) Героев Социалистического Труда: Сапронова Фёдора Ивановича (09.11.1908-15.11.1983), кладбище с. Высоцкое, Петровского района; Вербицкого Герасима Ивановича (25.02.2012-08.09.1982), кладбище с. Николина Балка Петровского района; Безгина Сергея Фёдоровича (1910-30.01.1957), кладбище п. Советское Руно Ипатовского района; Харечко Григория Тихоновича ( 23.09.1908-23.03.1985), кладбище п. Большевик Ипатовского района; Харечко Дмитрия Тихоновича (22.11.1914-07.02.1986), кладбище п. Большевик Ипатовского района; Жихарева Петра Филипповича (26.10.1930-02.05.1992), кладбище п. Большевик Ипатовского района; Сивцева Николая Андреевича (20.12.1933-01.02.1988), кладбище п. Правокугультинский Ипатовского района; Ткачёва Ивана Герасимовича (16.05.1916-27.06.1988), кладбище п. Залесный Ипатовского района; Ливенского Фёдора Сафроновича (18.11.1916 -28.12.1951), кладбище п. Советское Руно Ипатовского района; Толстого Ивана Антоновича (10.09.1932-06.11.1997), кладбище, г. Светлоград; Титаренко Владимира Фёдоровича (03.09.1930-14.09.1998), кладбище г. Светлоград; Маркова Фёдора Константиновича (27.12.1917-08.11.2001), кладбище села Константиновское Петровского райоа; Бобенко Павла Макаровича (08.02.1915-25.12.1981), кладбище, г. Светлоград.
Согласно пункту 2.3 договора заказчик передал предпринимателю право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1. Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы".
Стоимость работ определена сторонами по договорам об установке надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда: Сапронову Фёдору Ивановичу в сумме 465 900 руб., Вербицкому Герасиму Ивановичу в сумме 462 400 руб., Безгину Сергею Фёдоровичу в сумме 461 400 руб., Харечко Григорию Тихоновичу в сумме 452 850 руб., Харечко Дмитрию Тихоновичу в сумме 452 850 руб., Жихареву Петру Филипповичу в сумме 452 850 руб., Сивцеву Николаю Андреевичу в сумме 457 200 руб., Ткачеву Ивану Герасимовичу в сумме 456 900 руб., Ливенскому Фёдору Сафроновичу в сумме 461 400 руб., Толстому Ивану Антоновичу в сумме 463 400 руб., Титаренко Владимиру Фёдоровичу в сумме 463 400 руб., Маркову Фёдору Константиновичу в сумме 465 400 руб., Бобенко Павлу Макаровичу в сумме 463 400 руб. (пункт 3.1 договоров), является твёрдой договорной и изменению не подлежит, оплата производится Министерством социального развития и труда Ставропольского края при поступлении денежных средств федерального бюджета на эти цели (пункт 3.3 договора).
Предприниматель в соответствии с договорами выполнил работы по изготовлению и установке надгробных памятников в полном объёме, о чем составлены акты приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умерших Героев Социалистического Труда.
В общей сумме стоимость оказанных предпринимателем услуг по изготовлению и установке надгробий составила 5 979 350 руб.
Полагая, что расходы на изготовление и установку надгробных памятников в силу положений действующего законодательства подлежат возмещению из федерального бюджета, предприниматель обратился в Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края с заявлениями о выплате компенсации за установку надгробных памятников на могилах Героев Социалистического Труда.
Министерство приняло решение об отказе в предоставлении предпринимателю субсидии на возмещение части затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробий на могилах умерших Героев Социалистического Труда.
11 ноября 2020 года предприниматель направил в адрес Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, г. Ставрополь, Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, претензии с требованием о выплате компенсации.
Неисполнение ответчиками изложенных в претензиях требований по выплате компенсации послужило основанием для обращения предпринимателя в суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия, установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца, производится за счёт средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьёй умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
Согласно частям 1 - 3 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего Федерального закона, финансируются за счёт предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчётов о фактически произведённых расходах по видам льгот, с учётом оставшихся неиспользованными средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведённых расходах, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, и потребности в средствах на следующий месяц.
В развитие Федерального закона N 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 740), которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление таких надгробий.
Согласно пункту 2 Постановления N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счёт предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ.
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что между Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Ставропольского края заключено Соглашение от 20.07.2020 2 МТ-09-31/сог/102 о реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы (далее-соглашение).
Соглашение определяет порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ.
Согласно соглашению Пенсионный Фонд РФ обеспечивает:
Утверждение в установленном порядке бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств для реализации мероприятий в соответствии со ст. 1 указанного соглашения и доведение их до государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю;
Перечисление средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств с лицевого счета государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю на счёт, отрытых в Управлении Федерального казначейства по Ставропольскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами и бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет Ставропольского края;
Направление финансовому органу Ставропольского края уведомления о предоставлении иного межбюджетного трансфера для реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы по форме, устанавливаемой Министерством финансов Российской федерации.
Согласно Соглашению Правительство Ставропольского края обязано обеспечить через уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края -Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края:
Ежемесячное представление в государственной учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской федерации по Ставропольскому краю до 08 числа каждого месяца отчета о фактически произведённых расходов (форме и в сроки, установленные Министерством финансов Российской Федерации) по видам льгот с указанием регистрационных данных граждан, установленных подпунктами 1-7 пункта 2 статьи 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178 -ФЗ "О государственной социальной помощи" и до 10 числа месяца, предшествующего месяца исполнения расходных обязательств, заявки на право расходования средств на реализацию мер социальной поддержки, сформированной с учётом оставшихся неиспользованных средств по форме, утверждённой нормативным актом Пенсионного фонда Российской Федерации;
Исполнение средств бюджета Пенсионного фонда Российской федерации для выполнения мероприятий, предусмотренных статьей 1 указанного соглашения;
Возврат в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации неиспользованного остатка средств, сложившегося по состоянию на 01 января текущего финансового года, на лицевой счёт государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю через счёт, открытый Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в течение первых 15 рабочих дней текущего года.
Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.
Согласно положениям статьи 6 Закона N 8-ФЗ, в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определённых условиях и в определённой очерёдности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Предприниматель Оленин Н. Н., принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесённых им расходов.
Таким образом, из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.
Следовательно, выплата предпринимателю Оленину Н.Н. соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства и Отделения Пенсионного Фонда России.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой интстанции пришёл к выводу, что Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю являются надлежащими ответчиками по требованиям предпринимателя.
Порядок возмещения затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя законом чётко не определён.
Между тем, из содержания названных норм права следует, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер и по факту является социальной льготой для родственников данных категории лиц.
Право требовать компенсации понесённых расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона.
Предприниматель Оленин Н. Н., принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесённых им расходов.
Закон N 5-ФЗ и Закон N 8-ФЗ не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Судом первой инстанции установлено, что факт выполнения предпринимателем Олениным Н.Н. работ, предусмотренных договорами, подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ.
Материалами дела подтверждается факт того, что умершие Сапронов Фёдор Иванович, Вербицкий Герасим Иванович, Безгин Сергей Фёдорович, Харечко Григорий Тихонович, Харечко Дмитрий Тихонович, Жихарев Петр Филиппович, Сивцев Николай Андреевич, Ткачёв Иван Герасимович, Ливенский Федор Сафронович, Толстой Иван Антонович, Титаренко Владимир Федорович, Марков Фёдор Константинович, Бобенко Павел Макарович являются Героями Социалистического Труда.
Согласно пункту 5 Постановления N 740 надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, если на 01.01.2006 не было установлено постоянное надгробие другого образца.
Из материалов дела не усматривается, что установка надгробного памятника постоянного образца указанным выше лицами ранее производились.
Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счёт средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов возникает обязанность компенсировать предпринимателю Оленину Н. Н. расходы по изготовлению и установке памятника.
Выпиской из Единого государственного реестра предпринимателей подтверждено, что основным видом деятельности предпринимателя Оленина Н. Н. является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Следовательно, требование пункта 1 Постановления N 740 об изготовлении надгробия специализированными предприятиями в рассматриваемом случае не нарушено.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований предпринимателя Оленина Н.Н.
Право на компенсацию имеют родственники умерших Героев Социалистического труда. Изготовление и установка предпринимателем надгробий по договорам с родственниками умерших Героев Социалистического труда подтверждены материалами дела.
При этом, исходя из представленных в материалы дела договоров, родственники умерших Героев Социалистического труда предоставили право на получение соответствующих компенсаций предпринимателю Оленину Н.Н.
Представленные предпринимателем Олениным Н.Н. в обоснование затрат документы проанализированы судом первой инстанции и признаны допустимыми доказательствами, поскольку индивидуальным предпринимателем услуги оказывались лично, что подтверждается согласованными с заказчиками сметами на выполнение работ.
Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона N 8-ФЗ, в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определённых условиях и в определённой очерёдности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Таким образом, предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу названных норм признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и, соответственно, может заявить о возмещении понесённых им расходов.
Из названных законодательных актов также вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.
Доказательства того, что предпринимателем не выполнены обязательства по установке памятников, как и доказательств установки именно надлежащим лицам, в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлении от 11.02.2021 по делу N А32-5789/2020.
Суд апелляционной инстанции учитывает правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении Верховного Суда РФ от 26.01.2021 N 302-ЭС20-22106 по делу N А19-11008/2019 о том, что наличие на могиле какого-либо надгробия иного образца, сооружённого без привлечения средств федерального бюджета, не препятствует родственникам умершего Героя реализовать социальную льготу, предусмотренную для него статьей 9 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы". Несоблюдения порядка и процедуры получения компенсации истцом не допущено, поскольку родственники умершего Героя имеют право выбрать организацию, которая осуществит изготовление памятника по образцу, соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации, в том числе обратиться к услугам индивидуального предпринимателя, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на указанный выбор.
С учётом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы представленные суду доказательства и установленные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы ответчика, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции полностью согласен.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта применительно к доводам, приведённым в апелляционных жалобах, не имеется.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда не имеется.
Доводы заявителей жалоб, изложенные в апелляционных жалобах, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, однако доказательств обратного, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции полностью согласен и считает, что в нарушение требований статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательств наличия иных существенных обстоятельств, которые являются основанием для удовлетворении апелляционных жалоб, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции в обоснование апелляционных жалоб ответчиком не представлено, поэтому доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты по изложенным выше основаниям и отклоняются за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.04.2021 по делу N А63-17630/2020 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.04.2021 по делу N А63-17630/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-17630/2020
Истец: Оленин Николай Николаевич
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. СТАВРОПОЛЮ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ, Министерство труда и социального развития Ставропольского края, Управление Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю
Третье лицо: Администрация Ипатовского муниципального района СК, Администрация Петровского муниципального района СК, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края