г. Москва |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А40-13222/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ООО "ЭКСПЕРТФИНАНС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021 по делу N А40-13222/21
по заявлению ООО "ЭКСПЕРТФИНАНС" (ОГРН: 1087746763730, ИНН: 7743696870)
к МИФНС N 46 по г. Москве (ОГРН: 1047796991550, ИНН: 7733506810)
3-е лицо: ИФНС России N 14 по г.Москве (ОГРН: 1047714089048, ИНН: 7714014428)
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Цудиков В.А. по дов. от 06.08.2020; |
от третьего лица: |
Высоцкая Е.А. по дов. от 28.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭКСПЕРТФИНАНС" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган) с участием третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г.Москве (далее - ИФНС N 14 по г.Москве, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий МИФНС России N46 по г.Москве при проведении регистрации ликвидации ООО "ЭкспертФинанс", об отмене решения о приостановлении государственной регистрации по вх. N391464А от "12" августа 2020 г.; об отмене решения о приостановлении государственной регистрации по вх. N423900А от "24" августа 2020 г.; об отмене решения о приостановлении государственной регистрации по вх. N428766А от "25" августа 2020 г.; об отмене решения 391464А от 17.09.2020 об отказе в государственной регистрации по вх. N 391464А от "12" августа 2020 г.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 22.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ЭкспертФинанс" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права при его вынесении.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица возражали по доводам апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭкспертФинанс" зарегистрировано 20 июня 2008 года, основной вид экономической деятельности: 78.10 деятельности агентств по подбору персонала.
21.05.2020 принято Решение N 7 о ликвидации общества.
21.05.2020 в МИФНС России N 46 по г.Москве Обществом подано нотариально заверенное уведомление по форме Р15001; Решение единственного участника Общества N 7 от 21.05.2020.
29.05.2020 МИФНС России N 46 по г.Москве внесла запись в ЕГРЮЛ о том, что Общество находится на стадии ликвидации.
10.06.2020 опубликовано сообщение о ликвидации Общества в Вестнике государственной регистрации часть 1 N 25 от 10.06.2020/881.
Срок для предъявления требований кредиторов истек 10 августа 2020 г.
Обществом составлен промежуточный ликвидационный баланс. Решением единственного участника Общества N 3 от 11 августа 2020 года промежуточный ликвидационный баланс утвержден.
12 августа 2020 года Общество направило в адрес МИФНС России N 46 по г.Москве: нотариально заверенное уведомление по форме Р15001; промежуточный ликвидационный баланс; Решение N 8 от 11 августа 2020 г. (вх. N391464А от 12.08.2020).
13 августа 2020 года Общество направило в адрес МИФНС России N 46 по г.Москве нотариально заверенное заявление по форме Р16001; ликвидационный баланс; Решение N 9 от 13 августа 2020 г.; справку N353 от 10.07.2020 (Документ о предоставлении сведений в территориальный орган ПФ РФ в соответствии с законом о персонифицированном учёте) (вх. N392021А от 13.08.2020 г.).
19 августа 2020 года Инспекцией вынесено Решение о приостановлении государственной регистрации по вх. N 391464А от "12" августа 2020 г., выданное МИФНС России N 46 по г. Москве.
Основанием для приостановления государственной регистрации указано проведение проверки в отношении адреса места нахождения юридического лица, установлено проверить на наличие договорных отношений с собственником (адрес местонахождения). Обществу предоставлен срок до 02.09.2020 для представления документов и пояснений, опровергающих предположения о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
24 августа 2020 года Обществом направлены в адрес МИФНС России N 46 по г.Москве следующие документы: промежуточный ликвидационный баланс; копия договора аренды N АСО-71 от 22 декабря 2017 г. с дополнительными соглашениями: копия свидетельства о государственной регистрации права серия 77АК 435870; копия свидетельства о государственной регистрации права серия 77АК 435880 (вх. N 423900А от 24.08.2020).
31 августа 2020 года МИФНС России N 46 по г.Москве вынесено Решение о приостановлении государственной регистрации по вх. N423900А от 24 августа 2020 г. в связи с проверкой в отношении адреса места нахождения юридического лица. Определено проверить на наличие договорных отношений с собственником. В соответствии с указанным решением заявителю предоставлено право в срок до 18 сентября 2020 года представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
В адрес МИФНС России N 46 по г.Москве предоставлены копии Договора аренды АСО-71 от 22 декабря 2017 г. с дополнительными соглашениями, свидетельство о государственной регистрации права.
20 августа 2020 года МИФНС России N 46 по г.Москве вынесено Решение о приостановлении государственной регистрации по вх. N392021А от 13 августа 2020 г. (далее Решение-2) в связи с проведением проверки на наличие/отсутствие задолженности перед бюджетом. Заявителю предоставлено право в срок до 04 сентября 2020 года представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
26 августа 2020 года на основании указанного решения Обществом повторно направлены в адрес МИФНС России N 46 по г.Москве: ликвидационный баланс Общества; справка N258242 от 21.08.2020 г., подтверждающая отсутствие задолженности перед бюджетом, выданная ИФНС России N 14 по г.Москве (вх. N 428766А от 25.08.2020 г.).
01 сентября 2020 года МИФНС России N 46 по г.Москве вынесено решение о приостановлении государственной регистрации по вх. N428766А от 25.08.2020 в связи с проверкой в отношении адреса места нахождения юридического лица. В соответствии с Решением-3, Заявитель имеет право в срок до 12 сентября 2020 г. представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
01 сентября 2020 года Обществом получено уведомление, в соответствии с которым установлена недостоверность содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об адресе: 125070, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА СКАКОВАЯ, ДОМ 32, СТРОЕНИЕ 2, ЭТ 3 ПОМ IV КОМ 2, и согласно которому в течение тридцати дней с момента его направления необходимо представить достоверные сведения.
02 сентября 2020 года в МИФНС России N 46 по г.Москве Обществом предоставлен ответ на уведомление о необходимости представления достоверных сведений N 06-12/054890/3320 от 14.08.2020 г. за исх. N46 от 01.09.2020 с приложением подтверждающих документов (копии договора аренды NАСО-71 от 22 декабря 2017 г. с дополнительными соглашениями, копия свидетельства о праве собственности).
17 сентября 2020 года МИФНС России N 46 по г. Москве вынесено Решение N391464А об отказе в государственной регистрации по вх. N 391464А от 12.08.2020 г. (далее Решение-4), в котором указано, что на основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подпункта "х" установлено несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица.
Не согласившись с действиями и принятыми решениями ответчика, Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании действий и решений регистрирующего органа незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у ИФНС N 14 по г.Москве имелись основания для приостановления регистрационных действий, а также ИФНС N 14 по г.Москве 14.09.2020 было принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "ЭкспертФинанс", до завершения которой невозможно принятие решения о ликвидации юридического лица.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как было указано выше, заявитель обратился в регистрирующий орган с пакетом документов на государственную регистрацию в связи с ликвидацией общества. В заявлении по форме Р16001 юридическим лицом подтверждается, что соблюден установленный Законом о государственной регистрации N 129-ФЗ порядок ликвидации, расчеты с кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными и муниципальными органами. В представленном ООО "ЭкспертФинанс" ликвидационном балансе от 13.08.2020 отсутствуют сведения о какой-либо задолженности.
Вместе с тем в соответствии с п. 4.4 ст. 9 Закона о государственной регистрации N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Как установлено судом, 19.08.2020 ответчиком на основании пункта 4.4 статьи 9 Закона о государственной регистрации N 129-ФЗ принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании поданных ООО "ЭКСПЕРТФИНАНС" документов для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.
В то же время в период проверки достоверности включенных в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, а также о состоянии расчетов с бюджетом налоговым органом было принято решение N 3 от 14.09.2020 о проведении в отношении заявителя выездной налоговой проверки.
Следовательно, документы, представленные для государственной регистрации ООО "ЭКСПЕРТФИНАНС" в связи с ликвидацией, не могли рассматриваться как надлежащим образом оформленные, а установленный законодательством Российской Федерации порядок проведения процедуры ликвидации юридического лица как соблюденный.
В соответствии с подп. "х" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Как установлено подп. "в" пункта 4 статьи 20 Закона о государственной регистрации N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
Таким образом, подпункт "в" пункта 4 статьи 20 Закона о государственной регистрации определяя условия предоставления уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а в конечном итоге, соответственно и условия принятия решения о государственной регистрации указывает на проведение выездной налоговой проверки и оформления ее результатов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Как установлено частью 1 статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Принимая во внимание указанные положения НК РФ, налоговый орган при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки не органичен сроками, установленными для предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемому должнику. Сроки, установленные ст. 63 ГК РФ (не менее 2-х месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации), не идентичны сроку принятия решения о проведении в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки, которое может быть принято до того момента, пока правоспособность юридического лица не прекращена в связи с его ликвидацией либо по иным основаниям.
В свою очередь, из содержания подп. "в" п. 4 ст. 20, подп. "х" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации N 129-ФЗ следует вывод, что наличие у регистрирующего органа на момент принятия решения о государственной регистрации как относительно составления промежуточного ликвидационного баланса, так прекращения правоспособности юридического лица вследствие его ликвидации сведений о принятии решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении регистрируемого юридического лица, является основанием к отказу в соответствующей государственной регистрации.
В рассматриваемом случае, ИФНС N 14 по г.Москве 14.09.2020 принято решение о проведении выездной налоговой проверки, до завершения которой невозможно принятие решения о ликвидации юридического лица.
Ссылки на то, что ООО "ЭкспертФинанс" в связи с утверждением ликвидационного баланса уже не осуществляло хозяйственной деятельности, Общество не обладает ни материальными, ни финансовыми, ни трудовыми ресурсами для обеспечения проведения выездной налоговой проверки несостоятельны, поскольку ликвидатору в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предоставлено права действовать от имени ликвидируемого юридического лиц и защищать его интересы.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ЭкспертФинанс" отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств и для изменения правовых выводов апелляционный суд не усматривает.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2021 по делу N А40-13222/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Ж.В.Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-13222/2021
Истец: ООО "ЭКСПЕРТФИНАНС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ИФНС N 14 по г. Москве