г. Самара |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А65-31103/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Некрасовой Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Сетевая компания "Энерготехника" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.03.2021 (резолютивная часть от 17.03.2021) по делу N А65-31103/2020 (судья Королева Э.А.), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Казани "Водоканал" (ИНН 1653006666, ОГРН 1021602830370), г.Казань, к акционерному обществу "Сетевая компания "Энерготехника" (ИНН 1660110837, ОГРН 1081690010049), г.Казань, о взыскании денежных средств,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Казани "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Сетевая компания "Энерготехника" (далее - АО "СК "Энерготехника", общество) долга в сумме 198 541 руб. 55 коп.
Решением от 29.03.2021 (резолютивная часть от 17.03.2021) по делу N А65-31103/2020, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Республики Татарстан исковые требования удовлетворил.
АО "СК "Энерготехника" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе АО "СК "Энерготехника" ссылается на то, что МУП "Водоканал" не имело возможности разграничить транзитные сточные воды и сточные воды известных ему иных абонентов: АО "НИИРС и ИСЭ", АО "Айсиэл-КПО ВС", поскольку контрольные колодцы истца и АО "НИИРС и ИСЭ" идентичны (в приложении N 1 к договору N 11/1372 между АО "НИИРС и ИСЭ" и МУП "Водоканал" согласован канализационный колодец по ул.Халитова, который также согласован между предприятием и обществом в договоре N 11/03, следовательно, АО "НИИРС и ИСЭ" сбрасывает сточные воды в канализационный колодец, являющийся контрольным АО "СК "Энерготехника"). По мнению АО "СК "Энерготехника", у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на общество обязанности по оплате негативного воздействия на централизованную систему водоотведения исходя из содержания загрязняющих веществ в сточных водах, содержащих стоки иных лиц.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу N А65-31103/2020 апелляционная жалоба принята к производству; при этом суд предложил МУП "Водоканал" представить отзыв на апелляционную жалобу в срок не позднее 19.07.2021.
Указанное определение суда размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 02.06.2021 в соответствии с абз.2 ч.1 ст.122 АПК РФ. На основании данной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Согласно ч.1 ст.272.1 АПК РФ, п.47 и 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст.272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила абз.1 ч.1, ч.2 ст.229 АПК РФ не применяются.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст.261, 262, 267, 271 АПК РФ).
МУП "Водоканал" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, МУП "Водоканал" (водоканал) и АО "СК "Энерготехника" (абонент) заключили договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 19.05.2009 N 11/8736 (с учетом протокола разногласий и протокола урегулирования и согласования разногласий), по которому водоканал обязался осуществлять отпуск питьевой воды и прием сточных вод, а абонент - оплачивать отпущенную питьевую воду и принятые (сброшенные) сточные воды.
Услуги по водоснабжению и водоотведению представляются по объектам, указанным в приложении N 1, 1-2, в том числе административный комплекс по ул.Арбузова г.Казани и торговый комплекс по ул.Сибирский тракт г.Казани.
В соответствии с п.3.1.5 договора водоканал обязался систематически контролировать качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентами в канализацию водоканала, путем отбора проб из контрольного колодца абонента. Отбор проб производить в любое время суток в присутствии представителя абонента или субабонента. Полученный результат отбора пробы считается действительным до следующего отбора проб. В случае отказа абонента от участия в отборе проб, отобранную пробу считать действительной. Расчет платежей за сброс загрязняющих веществ в сети городской канализации производить по результатам анализов аккредитованной лаборатории.
П.3.2.8 договора предусмотрено, что абонент обязан осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять водоканалу сведения о результатах такого контроля.
Согласно п.5.4 договора в соответствии с действующим законодательством и решением местной администрации сумма платы за превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах в системы канализации водоканала определяются по дифференцированным расчетам, исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах за квартал.
МУП "Водоканал", действуя в соответствии с требованиями законодательства и условиями договора, уведомлением от 10.06.2019 известило АО "СК "Энерготехника" о дате отбора проб - 10.06.2019, и указало на необходимость направления ответственного представителя абонента.
Предприятие произвело отбор проб сточных вод в контрольном канализационном колодце ККК-1 по ул.Сибирский тракт и контрольном канализационном колодце ККК-2 по ул.Халитова, о чем составило акты отбора проб от 10.06.2019 N 248 ПС и N 249 ПС.
В акте от 10.06.2019 N 248 ПС указаны номера контрольной пломбы - 48712492, резервной пробы - 48712608, 48712606, 48712607, параллельной пробы - 48712641, 48712643, 48712642 (графа "другая тара"). На второй странице указано, что контрольная проба получена и принята к исполнению 10.06.2019 в 13 час 25 мин; резервная проба принята 10.06.2019 в 13 часов 25 минут.
В акте от 10.06.2019 N 249 ПС указаны номера контрольной пломбы - 48712447, резервной пробы - 48712681, 48712684, 48712683, параллельной пробы - 48712625, 48712626, 48712628 (графа "другая тара"). На второй странице указано, что контрольная проба получена и принята к исполнению 10.06.2019 в 13 час 25 мин; резервная проба принята 10.06.2019 в 13 час 25 мин.
Указанные акты подписаны инженером-теплотехником абонента Мингазовой А.Р. без каких-либо замечаний относительно порядка отбора проб.
По результатам лабораторных анализов, проведенных базовой лабораторией МУП "Водоканал", установлено превышение норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, что отражено в протоколах анализов от 26.06.2019 N 238 ПС и N 239 ПС.
На основании протоколов анализов МУП "Водоканал" произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по выпуску N 2 ул.Халитова за период с 01.06.2019 по 30.06.2019 на сумму 19 970 руб. 92 коп., с 01.07.2019 по 31.08.2019 на сумму 57 647 руб. 52 коп., а также за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов по выпуску N 1 ул.Сибирский Тракт за период с 01.06.2019 по 31.08.2019 на сумму 98 174 руб. 17 коп., по выпуску N 2 ул.Халитова за период с 01.06.2019 по 31.08.2019 на сумму 22 748 руб. 94 коп.
В связи с изложенным МУП "Водоканал" выставило АО "СК "Энерготехника" счета от 31.08.2019 N 5781 на сумму 120 923 руб. 11 коп. и от 31.08.2019 N 5758 на сумму 77 618 руб. 44 коп.
Поскольку АО "СК "Энерготехника" оплату не произвело, МУП "Водоканал" 19.10.2020 направило ему претензию с просьбой погасить задолженность.
АО "СК "Энерготехника" претензию не исполнило, что послужило основанием для обращения МУП "Водоканал" с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Рассматриваемые правоотношения по своей правовой природе подлежат правовому регулированию положениями главы 39 ГК РФ, поскольку возникают из правоотношений в сфере оказания возмездных услуг по водоотведению, специальному регулированию Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167; далее - Правила N 167) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644; далее - Правила N 644).
Согласно ч.1 и 2 ст.14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В силу п.1 ст.779 и п.1 ст.781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона N 416-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения в числе прочего относит утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждение порядка осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Ч.10 ст.7 Закона N 416-ФЗ предусматривает, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими в числе прочего требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем (ч.11 ст.7 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пп."б" п.113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать требованиям о том, что значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных п.114 данных правил.
Приложение N 5 к Правилам N 644 содержит Перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
В развитие вышеуказанных нормативных актов и в соответствии со ст.4.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" принято, в том числе Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р "Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды", которым утвержден и перечень загрязняющих веществ для водных объектов. Согласно п.5, 99, 121 Распоряжения для водных объектов такими загрязняющими веществами признаны в числе прочих аммоний-ион, сульфиды, фосфаты.
В соответствии с п.25 Правил N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно п.35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В п.111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения. установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения. не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (п.113 и 114 Правил N 644).
На основании п.118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Согласно пп."г" п.36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов следующие виды платежей:
- плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод;
- плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;
- плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Пп."ж" и "и" п.35 Правил N 644 установлены корреспондирующие данному праву обязанности абонентов соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований и вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
Согласно ч.1 ст.30 Закона N 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
П.27 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утв.Постановлением Правительства РФ от 21.07.2013 N 525; далее - Правила N 525) установлено, что по результатам отбора сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в Приложении N 2 указанного постановления, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, с 01.01.2014 предусмотрен ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" (утв.Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст).
В соответствии с п.3.8 ГОСТ 31861-2012 все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений.
Согласно п.19, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцев. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N 2.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании протоколов анализов МУП "Водоканал" произвело расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ сверхустановленных нормативов за период с 01.06.2019 по 31.08.2019.
1. По выпуску N 1 (ул.Сибирский Тракт), ККК-1 - в сумме 98 174 руб. 17 коп.;
2. По выпуску N 2 (ул.Халитова), ККК-2 - в общей сумме 100 367 руб. 38 коп.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, отбор проб произведен в соответствии с действующим законодательством (Правила N 644, Правила N 525, Правила N 167) и договором от 19.05.2009 N 11/8736.
Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 25.06.2001 N ГКПИ 00-1448, при осуществлении сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а, следовательно, и в окружающую среду ущерб последним наносится при сбросе, как в пределах, так и сверх установленных нормативов. Обязанностью же предприятия ВКХ при приеме сточных вод является принятие мер к снижению размера вредного воздействия. В случае если объем вредных стоков превышает установленные нормативы, предприятие ВКХ во избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждено затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких стоков, восстановление систем канализации и систем очистки стоков. Поскольку сама организация ВКХ платит повышенную плату природоохранным органам за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, причем из своей прибыли, то, с экономической точки зрения, установление повышенной платы за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы городской канализации является обоснованным.
Довод АО "СК "Энерготехника" о том, что оно является транзитной организацией, в сети которой сбрасываются воды других абонентов МУП "Водоканал", в связи с чем, возложение ответственности на ответчика неправомерно, суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку между МУП "Водоканал" и АО "СК "Энерготехника" заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 19.05.2009 N 11/8736, согласно которому общество получает услуги по водоснабжению и водоотведению по объектам, указанным в приложении N 1, 1-2, в том числе административный комплекс по ул.Арбузова и торговый комплекс по ул.Сибирский Тракт.
При наличии договора водоснабжения и водоотведения, независимо от статуса общества (транспортирующая организация или абонент), на АО "СК "Энерготехника" возлагается обязанность по оплате за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в систему городской канализации.
Из пояснений МУП "Водоканал", не опровергнутых АО "СК "Энерготехника", следует, что объем потребленных услуг по водоотведению по объектам корпус N 13 (г.Казань, ул.Академика Арбузова, 5) и по административно-торговому комплексу и котельной (г.Казань, ул.Сибирский Тракт, 34) определен по показаниям приборов учетов, передаваемых непосредственно ответчиком. Расчет платы за негативное воздействие производился на основании выставленных объемов.
АО "СК "Энерготехника" владеет сетями водоотведения, за содержание которых несет ответственность. Стоки абонентов проходят через сети транзитной организации, и согласно действующему законодательству именно транзитная организация обязана осуществлять меры по не допущению сброса абонентами в централизованную систему водоотведения веществ, сброс которых запрещен. МУП "Водоканал" в свою очередь осуществляет отбор проб сточных вод в контрольном канализационном колодце определенным транзитной организацией и предприятием.
В соответствии со ст.17 Закона N 416-ФЗ по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями данного закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Согласно пп."в" п.15 договора транспортировки сточных вод от 11.01.2019 N 11/03, заключенного между МУП "Водоканал" (организация ВКХ) и АО "СК "Энерготехника" (транзитная организация), транзитная организация обязана соблюдать установленный режим водоотведения, не допускать сброс в централизованную систему водоотведения веществ, сброс которых запрещен, а также обеспечивать соблюдение нормативов по объему сточных вод, нормативов водоотведения по составу сточных вод, нормативов допустимых сбросов абонентов и требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы АО "СК "Энерготехника", приведенные также и в апелляционной жалобе, о наличии договоров с иными абонентами, поскольку, как указало МУП "Водоканал", объемы иных получателей услуг, в том числе АО "НИИРС и ИСЭ" и АО "Айсиэл-КПО ВС", при проведении расчетов с обществом не учитывались.
АО "СК "Энерготехника" в обоснование возражений относительно исковых требований указало также на то, что при исчислении и взимании с транзитной организации платы за нарушение требований к составу сточных вод не учитываются объем и масса веществ, которые поступили в канализационные сети транзитной организации от абонентов; указанное условие содержится в договоре N 11/03.
Между тем АО "СК "Энерготехника" приведена только часть п.39 договора N 11/03 и аналогичного п.39 типового договора по транспортировке сточных вод (утв.Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645; в редакции от 01.01.2017).
П.39 типового договора по транспортировке сточных вод предусмотрено, что при исчислении и взимании с транзитной организации платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) и платы в пользу организации водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в канализационные сети транзитной организации от абонентов и были учтены в составе платы этих абонентов за негативное воздействие на окружающую среду и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (в случае проведения одновременного отбора проб сточных вод в отношении транзитной организации и абонента).
Доказательств проведения одновременных отборов проб абонентом 10.06.2019 АО "СК Энерготехника" по настоящему делу не представило.
АО "СК "Энерготехника" сослалось также на то, что разграничение ответственности между ним, как транзитной организацией, и остальными абонентами происходить путем отбора проб из контрольных колодцев абонентов МУП "Водоканал", однако МУП "Водоканал" не производило отбор проб у своих абонентов и незаконно возложило всю ответственность на общество.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанный довод общества основан на ошибочном толковании норм права. Из п.41 Правил N 644 следует, что по договору на транспортировку сточных вод транзитная организация, осуществляющая эксплуатацию канализационных сетей, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия в целях, контроля за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов абонентов.
Согласно пп."б" п.16 договора N 11/03 транзитная организация имеет право осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод.
Пп.7 п.15 договора N 11/03 предусматривается обязанность транзитной организации осуществлять такой контроль не реже 1 раза в квартал.
Суд первой инстанции правильно отметил, что АО "СК Энерготехника" своим правом на проведение отборов не воспользовалось; доказательств обратного не представлено.
Заключение договора между МУП "Водоканал" и АО "Айсиэл-КПО ВС" не лишает АО "СК "Энерготехника" статуса транзитной организации, в связи с чем обязанность по оплате задолженности за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в системы канализации лежит именно на обществе.
Довод АО "СК "Энерготехника" о том, что в договоре N 11/8736 не согласованы контрольные канализационные колодцы для отбора проб сточных вод, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" под обычаем, который в силу ст.5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, правило поведения при установлении осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств. Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе, так и существующий независимо от такой фиксации.
Контрольные колодцы согласованы на схеме 30.11.2016, подписанной представителем АО "СК "Энерготехника", а также в договоре N 11/03 (приложение N 5) и все ранее происходившие отборы проб производились из одних и тех же колодцев, следовательно, МУП "Водоканал" осуществляло отбор проб сточных вод из контрольного колодца, известного и согласованного сторонами, без возражений представителей общества.
Кроме того, 27.10.2020 АО "СК "Энерготехника" направило в МУП "Водоканал" декларацию о составе и свойствах сточных вод на 2021 год. Частью декларации является схема, контрольных канализационных колодцев, согласно которой канализационный колодец, из которого производился отбор проб 10.06.2019, также сохраняет статус контрольного канализационного колодца (ККК-1).
При таких обстоятельствах отбор проб, произведенный 10.06.2019 из спорного канализационного колодца, права и законные интересы АО СК "Энерготехника" не нарушает.
Согласно условиям заключенного сторонами договора МУП "Водоканал" вправе взимать с АО "СК "Энерготехника" плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, поскольку доказательства оплаты за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ АО "СК "Энерготехника" не представлены, обязанность произвести оплату услуг по водоснабжению и водоотведению, оказанных МУП "Водоканал", в том числе повышенную оплату за превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации, обоснованно возложена на общество согласно нормам действующего законодательства, а также условиям договора.
Факт сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в систему городской канализации АО "СК "Энерготехника" не опровергнут, в связи с чем требование МУП "Водоканал" о взыскании платы за рассматриваемый период в заявленном размере является правомерным.
Довод АО "СК "Энерготехника" о том, что у суда отсутствовали основания для возложения на него обязанности по оплате негативного воздействия на централизованную систему водоотведения исходя из содержания загрязняющих веществ в сточных водах, содержащих стоки третьих лиц, был предметом оценки судов при рассмотрении дел N N А65-14686/2019, А65-34064/2019.
С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования МУП "Водоканал" в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на АО "СК "Энерготехника".
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2021 года (резолютивная часть от 17 марта 2021 года) по делу N А65-31103/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31103/2020
Истец: МУП "Водоканал", МУП "Водоканал", г.Казань
Ответчик: АО "СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ "ЭНЕРГОТЕХНИКА", АО "Сетевая компания "Энерготехника", г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд