город Томск |
|
2 августа 2021 г. |
Дело N А45-3196/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Кривошеиной С.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гойник А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ОМСКИЙ КАУЧУК" (N 07АП-5876/2021) на решение от 28.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3196/2021 (судья Полякова В.А.) по заявлению акционерного общества "ОМСКИЙ КАУЧУК" (ИНН 5501023216, 644035, Омская обл, город Омск, проспект Губкина, 30) к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 5406290571, 630091, Новосибирская обл., город Новосибирск, улица Каменская, 74) о признании пунктов 2, 3, 5, 6 требования от 17.12.2020 N 6/2020 незаконными,
В судебном заседании приняли участие:
от акционерного общества "ОМСКИЙ КАУЧУК": Петрук Е.В., представитель по доверенности от 30.12.2020, паспорт;
от Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Тиханович А.Ю., представитель по доверенности от 11.01.2021, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ОМСКИЙ КАУЧУК" (далее - заявитель, общество, ООО "ОМСКИЙ КАУЧУК") обратилось с заявлением о признании пунктов 2, 3, 5, 6 требования Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 17.12.2020 N 6/2020 незаконными.
Решением суда от 28.04.2021 требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Управление в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, обращаясь с заявлением о признании незаконным требования, заявитель указал на отсутствие правовых оснований для доначисления платы за размещение отходов производства, поскольку "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром III, отработанный" загущался на территории общества и в таком состоянии передавался на хранение, а "отходы минеральных масел индустриальных", "отходы минеральных масел моторных" были проданы обществу с ограниченной ответственностью НОВОЧЕРКАССКИЙ ЗАВОД СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об их необоснованности. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды).
Согласно пункту 1 статьи 1 названного Закона негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязняющее вещество - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, вещество является загрязняющим только при наличии двух условий: его количество и (или) концентрация превышает установленные нормативы и оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; плата взимается, в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Порядок начисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду определен в статьях 16.1 - 16.5 Закона об охране окружающей среды.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ данную плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. В пунктах 1, 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ установлено, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Положениями статьи 16.4 федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. В силу пунктов 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016 (далее - Правила N 255).
Пунктом 8 Правил N 255 установлено, что плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - постановление N 913, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Согласно пункту 9 Правил N 255 платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:
а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
б) в отношении каждого класса опасности отходов.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 255 информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, порядок представления и форма которой устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил N 255 установлено, что при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.
Пунктом 37 Правил установлено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение девяти месяцев со дня приёма декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату (пункт 38 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду). Контроль за исчислением платы осуществляется посредством проведения мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков её представления, своевременности внесения платы. При проверке декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы (пункт 44 Правил).
Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями. В акте проведения контроля за исчислением платы указываются: а) дата составления акта проведения контроля за исчислением платы; б) полное и сокращённое наименование юридического лица (обособленного подразделения) либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес местонахождения или места жительства; в) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществляющего проведение контроля за исчислением платы, его должность, наименование администратора платы; г) дата представления декларации о плате и иных документов; д) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе проведения контроля за исчислением платы; е) период, за который проведён контроль за исчислением платы; ж) наименование видов платы, в отношении которых проводился контроль за исчислением платы; з) сведения о мероприятиях контроля, осуществлённых при проведении контроля за исчислением платы; и) документально подтверждённые факты ошибок при выполнении расчётов и несоответствий (противоречий) между сведениями, представленными в использованных в ходе проведения контроля документах; к) выводы и предложения по устранению выявленных ошибок в расчётах и несоответствий (противоречий) в документах (пункт 45 Правил).
В случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесённой фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней (пункт 46 Правил).
Как установлено материалами дела, заместителем начальника отдела разрешительной деятельности по Омской области Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Саликовой Ю.М. 17.12.2020 был составлен акт N 6/2020 проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2019 по 17.12.2020.
Акт составлен по итогам рассмотрения уточнённой декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчётный период 2019 год, представленной акционерным обществом ОМСКИЙ КАУЧУК в Управление 18.11.2020, с учётом рассмотрения ранее представленных документов (письма от 13.10.2020 N 7186/18, от 03.11.2020 N 7692/18).
Должностным лицом Управления установлено, что в представленном отчёте N 2-ТП (отходы) наличие отходов на начало отчётного года "отходы минеральных масел индустриальных" (код по ФККО 40613001313) и "отходы минеральных масел моторных" (код по ФККО 40611001313) составляло 13, 545 т и 6, 232 т соответственно.
По сведениям отчёта N 2-ТП (отходы за 2019 год) образовалось данных видов отходов 50, 43 т и 0 т, передано на размещение в 2019 году 18, 568 и 6, 232 тонн соответственно.
При этом признав необоснованной позицию общества относительно того, что факт передачи отходов минеральных масел индустриальных и минеральных масел моторных (которые по сведениям отчета N 2-ТП отходы образовались в 2019 г.) в количестве 24,8 т. (18,568 т. и 6,232 т.) в собственность ООО "Новочеркасский завод смазочных материалов" (далее - ООО "НЗСМ") подтверждается договором поставки от 31.05.2019 N ОК-15/25, оригинал которого был представлен Обществом в материалы дела, суд верно исходил из того что представленный оригинал договора, заключенного между ПАО "Омский каучук" и ООО "Новочеркасский завод смазочных материалов" N ОК-15/25 от 31.05.2019 и оригинал товарной накладной N 2154 от 25.06.2019 вместе с товарно-транспортной накладной N 206 от 25.06.2019 не идентичны ранее представленным в материалы дела копии договора N ОК-15/25 от 31.05.2019 и копии товарной накладной N 206 от 25.06.2019 (при подаче заявления в суд и в Управление при проведении контроля за полнотой и своевременностью внесения платы за НВОС).
Так, при сличении представленного оригинала товарной накладной N 2154 от 25.06.2019 и представленной ранее Обществом в материалы дела при подаче заявления об оспаривании требования копии данной накладной следует, что данные документы не идентичны: разная постановка печати ООО "Новочеркасский завод смазочных материалов" на накладной (печать "смотрит" в разные стороны); в представленном оригинале стоит дата получения груза ООО "НЗСМ" 28.06.2019, в то время как отпуск груза произведен АО "Омский каучук" 25.06.2019 при этом товарно-транспортная накладная также датирована 25.06.2019; указанные документы (в графе ООО "НЗСМ") содержат разные подписи лиц, принявших груз: так в оригинале имеются подписи Бутримова и Суханова, в копии -имеются подписи неустановленного лица (подпись Бутримова отличается от представленного оригинала и стоит в разных местах, нежели чем в представленном оригинале), при этом доверенность Бутрикова в материалы дела не приложена;; в графе АО "Омский каучук" в представленном оригинале также имеется подпись кладовщика АО "Омский каучук", который произвел отпуск груза, в представленной ранее в материалы дела копии подпись указанного лица отсутствует.
В договоре и приложении N 1 к договору, представленным заявителем в Управление, проставлена печать и подпись "СКЗ Начальник отдела по ЭБиЗИ С.А. Охотников", подпись генерального директора ООО "НЗСМ"И.Н. Костюка и печать ООО "НЗСМ" отсутствуют.
В товарной накладной от 25.06.2019 N 2154 отсутствовала подпись представителя ООО "НЗСМ" и печать.
В договоре, представленном АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" в суд, имеются подпись генерального директора ООО "НЗСМ" И.Н. Костюк в договоре и в приложении N 1 к договору, печать не читаема.
В пункте 6.1 раздела 6 договора, представленного в Управление, указано "настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2020 года".
При этом в договоре отсутствует подпись генерального директора ООО "НЗСМ" И.Н. Костюка и печать ООО "НЗСМ".
Из пункта 3.5 раздела 3 договора поставки от 31.05.2019 N ОК-15/25 "Порядок и условия поставки" следует, что вместе с каждой партией продукции поставщик (в лице АО "ОМСКИЙ КАУЧУК") обязан передать покупателю (в лице ООО "НЗСМ") товарно-транспортные и товарные накладные, иные сопроводительные документы, счёт-фактуру, сертификат качества, а при необходимости сертификат происхождения.
В суд АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" в качестве приложения к договору представлены приложение N 1 и товарная накладная.
Товарно-транспортная накладная, подтверждающая факт перемещения груза (товара), счёт-фактура, сертификаты качества и происхождения отсутствуют. На товарной накладной проставлены разные печати и подписи лиц (которые отсутствовали в документах, представленных АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" в Управление).
В связи с чем, представленные Обществом документы (копии договоров и товарной накладной) не могут являться доказательством передачи данных видов отходов в собственность ООО "НЗСМ".
Пунктом 40 Правил N 255 установлено, что в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой деклараций и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить, плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об: этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок. Из пункта 41 вышеуказанных Правил также следует, что в случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил; лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Однако, АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" данным правом не воспользовалось и не представило в Управление документов, подтверждающих обоснованность своих возражений.
Судом первой инстанции довод Общества о том, что Управление в, случае необходимости могло истребовать документы, но не сделало это проверен и правомерно признан необоснованным, так как указанный довод опровергается письмом Управления от 12.11.2020 N ИШ-12-07/13207, в котором указано, что представленные копии договора поставки от 31.05.2019 N ОК-15/25, заключенного между публичным акционерным обществом Омский каучук и ООО "НЗСМ", и товарной накладной не могут быть приняты во внимание ввиду отсутствия подписи и печати на указанных документах со стороны ООО "НЗСМ". В конце данного письма Управлением предложено представить "уточненную декларацию о плате за 2019 г., с дополнительными пояснениями, с учетом изложенной в настоящем письме информацией. Однако, АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" 18.11.2020 была предоставлена в Управление только уточненная декларация без запрашиваемых документов.
Довод апелляционной жалобы общества о незаконности пункта 2 требования Управления от 17.12.2020 N 6/2020 также подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 30.05.2018 N 016-18, выданному Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу, акционерное общество ОМСКИЙ КАУЧУК должно передавать отходы на размещение на следующие объекты размещения отходов: полигон захоронения промышленных отходов, эксплуатируемый закрытым акционерным обществом ПОЛИГОН; полигон захоронения твёрдых коммунальных отходов, эксплуатируемый обществом с ограниченной ответственностью УК НАЗЫВАЕВСК.
АО "Омский каучук" в Управление были представлены копии, договоров от 01.12.2018 N 180/2018-2019 и от 01.11.2019 N 2019-2020, заключенные, между; АО "Полигон" и ПАО "Омский каучук", согласно которым отходы передаются на накопление - временное складирование отходов 4 - 5 классов опасности.
По смыслу статьи 1 федерального закона "Об отходах производства и потребления" под накоплением отходов следует понимать складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 1.6 договора от 01.12.2018 N 180/2018-2019 период накопления отходов (временного складирования) устанавливается с 01.12.2018 по 31.10.2019. Пунктом 1.7 указанного договора также предусмотрено, что по истечении срока, указанного в пункте 1.6 договора, исполнитель (в лице АО "Полигон") обязуется осуществить дальнейшее использование, обезвреживание, размещение накопленных отходов в соответствии с действующим законодательством.
Однако, в представленном в Управлении пакете документов отсутствовали акты оказанных услуг (выполненных работ) на использование, обезвреживание, размещение накопленных отходов (с указанием объёмов конкретных видов отходов), а также договор на передачу отходов обществу с ограниченной ответственностью УК НАЗЫВАЕВСК и акты выполненных работ, в связи с чем должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" передало отходы на хранение только АО "Полигон".
Из изложенного следует, что АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" передал отходы на хранение на АО "Полигон".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов следует понимать - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В связи с чем, плата за размещение переданных отходов была рассчитана Управлением с применением коэффициента к ставке платы за размещение отходов за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, равного 5.
В соответствии с пунктом 38 Правил N 255 исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, предметом контроля за исчислением: платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату.
Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и. соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.
Пунктом 39 Правил установлено, что при проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом* обязанным. вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил. Из пункта 40 указанных Правил следует, что в случае если при проведении : проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы* и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об: этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок. Пунктом 41 Правил также установлено, что в случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В связи с чем, обязанность по предоставлению дополнительных документов возлагается на лицо, обязанное вносить плату, то есть на АО "ОМСКИЙ КАУЧУК".
Полномочиями по запросу сведений у сторонних лиц, с кем у лица, обязанного вносить плату имеются договорные отношения, Управление не наделено.
Соответствующие документы должны быть представлены лицом, имеющим интерес в подтверждении правильности заполнения им декларации, представляемой контролирующему органу.
Кроме того, в представленном АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" в материалы дела договоре, заключенным между АО "Полигон" и ООО УК "Называевск" не указан срок действия, какие-либо приложения к договору отсутствуют. Данный договор также не был представлен АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" ранее в Управление. Таким образом, у АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" имелась возможность представить' все необходимые для подтверждения правильности произведенных, им расчетов документы в Управление.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы Общества о том, что выводы суда первой инстанции основаны только на изучении доводов Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, без учета положений вышеуказанных договоров, является несостоятельным и подлежит отклонению.
Полномочиями по запросу сведений у акционерного общества ПОЛИГОН и общества с ограниченной ответственностью УК НАЗЫВАЕВСК при проверке правильности расчётов, произведённых акционерным обществом ОМСКИЙ КАУЧУК, на что указывает заявитель, Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не наделено.
Соответствующие документы должны быть представленным лицом, имеющим интерес в подтверждении правильности заполнения им декларации, представляемой контролирующему органу.
Довод апелляционной жалобы о снижении суммы, указанной в пункте 2 требования Росприроднадзора (28 213 382, 56 руб.) также подлежит отклонению.
Из акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду следует, что согласно форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" за 2019 год, представленной АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" в Управление, наличие отхода "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный (код отхода по ФККО 44100406493) на начало отчётного года составляло 4 068 т, то есть за 2018 год было накоплено 4 068 т данного вида отхода.
Согласно отчёту 2-ТП (отходы) за 2019 год образовалось данного вида отхода 3 600 т, передано на размещение 211, 9 т, что также подтверждается актами выполненных работ и контрольными талонами АО "Полигон".
Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Таким образом, указанный вид отхода в количестве 4 068 т, образованный в 2018 году и не переданный на размещение на полигон захоронения промышленных отходов в 2019 году, остался на территории АО "ОМСКИЙ КАУЧУК", при этом срок накопления отходов, установленный положениями федерального закона "Об отходах производства и потребления" (одиннадцать месяцев) превышен.
В связи с чем, должностным лицом Управления сделан вывод, что указанный вид отхода в количестве 4068,0 т. находится на хранении на территории АО "ОМСКИЙ КАУЧУК". При этом лимит на размещение данного отхода на территории АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" отсутствует.
Согласно данным учета в области обращения с отходами АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" за 2018 г., представленным в Управление в ходе проведения-плановой выездной проверки в период с 16.10.2019 по 13.11.2019 на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 10.10.2019 N 1282, ютход. "Катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный", (код по ФККО 44100406493) передавался на размещение только в 1 квартале 2018 г.
Данный факт также подтверждается письмом ЗАО "Полигон" от 02.02.20 L8 N 9 в адрес АО "ОМСКИЙ КАУЧУК", которое представлено в материалы дела.
Таким образом, с февраля 2018 г. отход "Катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493) не передавался, АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" на размещение.
Кроме того, должностным лицом Управления по итогам рассмотрения представленных АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" документов (письмо от 12.11.2020 N ИШ-12-07/13207) сделан вывод, что АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" не доказана целесообразность и отсутствует механизм загущения данного вида отхода ("катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный (код отхода по ФККО 44100406493)), в связи с чем невозможно установить достоверность применения пункта 4.9 порядка приёма отходов, установленного договором от 26.02.2019 N 37, заключённым между АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" и АО "Полигон", к отходу "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный (код отхода по ФККО 44100406493).
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255.
Управлением в соответствии с пунктом 20 указанных Правил был произведен расчёт суммы платы за размещение следующих отходов производства с превышением установленных лимитов за 2019 год: катализатор на основе оксида железа, содержащего хром (III) отработанный (код ФККО 44100406493), 4 068 тонн, сумма 28 070 827 рублей 20 копеек; обтирочный материал, загрязнённый нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более) (код ФККО 91920401603), 0, 882 тонн, сумма 6 086 рублей 15 копеек; отходы минеральных масел индустриальных (код ФККО 40613001313), 13, 545 тонн, сумма 93 465 рублей 92 копейки; отходы минеральных масел моторных (код ФККО 40611001313), 6, 232 тонны, сумма 43 003 рубля 29 копеек.
Соответственно, сумма платы, указанная в пункте 2 оспариваемого требования, складывается из следующих сумм: 28 070 827 рублей 20 копеек + 6 086 рублей 15 копеек + 93 465 рублей 92 копейки + 43 003 рубля 29 копеек = 28 213 382 рубля 56 копеек.
Согласно данным федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2018 год, представленным АО "ОМСКИЙ КАУЧУК", отход "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493) образовался в количестве 4 248 тонн. В 2018 году передано на захоронение 180 т данного вида отхода. Наличие данного вида отхода на конец 2018 года составляло 4 068 тонн.
Согласно данным федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2019 год наличие отхода "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493) на начало отчётного года также составляло 4 068 тонн.
Согласно данным учёта в области обращения с отходами АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" за 2018 год, представленным в Управление в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 16.10.2019 по 13.11.2019, проведённой на основании приказа от 10.10.2019 N 1282, отход "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493) передавался на размещение только в первом квартале 2018 года.
Данный факт также подтверждается письмом АО "Полигон" от 02.02.2018 N 9 в адрес АО "ОМСКИЙ КАУЧУК".
Таким образом, с февраля 2018 года отход "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493) не передавался на размещение.
30.05.2019 в адрес Управления поступил технический отчёт АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" по обращению с отходами.
В соответствии с пунктом 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённого Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на пять лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчёта по обращению с отходами, подтверждающего неизменность производственного процесса и используемого сырья.
Согласно "Сведениям о фактически использованных, обезвреженных, размещённых, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчётного периода образованных отходов" технического отчёта в период с 30.05.2018 по 30.05.2019 отход "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493) образовался в количестве 3 522 т и не был передан на размещение в течение данного периода времени.
Паспорт отходов I-IV классов опасности на отход "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493), подтверждающий загущенный состав данного отхода, был представлен в Управление 24.07.2019.
К паспорту отхода приложены акт отбора проб от 10.06.2019 и протокол анализа от 13.06.2019.
В период с февраля 2018 года по май 2019 года доказательства загущения отхода "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493) отсутствуют.
Данный период составляет более 11 месяцев, что подтверждает хранение данного отхода на территории АО "ОМСКИЙ КАУЧУК".
Согласно представленным контрольным талонам, подтверждающим приём отхода "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493), закрытое акционерное общество ПОЛИГОН начало приём загущенного отхода с 30.08.2019.
На контрольном талоне от 05.09.2019, подтверждающем приём отхода "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493) в количестве 12, 5 т, представителем акционерного общества ПОЛИГОН сделана отметка, что отход плохо загущен и не соблюдена нужная концентрация 1:3, что также ставит под сомнение обоснованность пересчёта количества незагущенного отхода "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III), отработанный" (код по ФККО 44100406493) в загущенное состояние данного вида отхода.
Согласно пояснениям контрольного органа, в ходе проведения контроля за исчислением платы Управлением заявителю неоднократно было предложено представить пояснения и дополнительные документы, однако АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" в Управление никаких документов/доказательств, подтверждающих загущение отхода "катализатор на основе оксида железа, содержащий хром (III) отработанный" (ФККО 44100406493) представлено не было.
Пунктом 40 Правил установлено, что в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение семи рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Из пункта 41 Правил также следует, что в случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, указанном в пункте 40 настоящих Правил, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить администратору платы письменные возражения по указанному требованию в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, обязанное вносить плату, вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать администратору платы документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Однако АО "ОМСКИЙ КАУЧУК" данным правом не воспользовалось и не представило в Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 16.4 федерального закона "Об охране окружающей среды" несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечёт за собой уплату пеней в размере одной трёхсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании названной нормы права Управление произвело расчёт пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления. Расчёт судом проверен, признан верным.
Доводы апелляционной жалобы Общества аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции и по существу сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия требования Управления положениям действующего законодательства.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию по делу, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3196/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "ОМСКИЙ КАУЧУК" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "ОМСКИЙ КАУЧУК" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 20.05.2021 N 5528.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3196/2021
Истец: АО "Омский Каучук"
Ответчик: СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Арбитражный суд Омской области, Восьмой Арбитражный апелляционный суд, Седьмой арбитражный апелляционный суд