город Омск |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А46-6985/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7603/2021) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 по делу N А46-6985/2021 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска (ОГРН 1025501249146, ИНН 5503060703, адрес: 644021, Омская область, город Омск, улица Ипподромная, дом 35А) к акционерному обществу "Сибирские приборы и системы" (ОГРН 1085543014413, ИНН 5506203082, адрес: 644041, Омская область, город Омск, улица Харьковская, дом 2) о взыскании 345 000 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска - Тарасов В.Б. (по доверенности от 02.04.2021 сроком действия 3 года);
от акционерного общества "Сибирские приборы и системы" - Раков К.В. (по доверенности от 25.02.2021 N 15/115, сроком действия 31.12.2021).
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска (далее также - УПФР в ОАО г. Омска, Управление, страховщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области к акционерному обществу "Сибирские приборы и системы" (далее также - АО "СПС", общество, страхователь, заинтересованное лицо) с заявлением о взыскании 345 000 руб. штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Федеральный закон N 27-ФЗ), выразившегося в несвоевременном представлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М за август 2020 года с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федеральным законом N 27-ФЗ срока.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 по делу N А46-6985/2021 требования Управления оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 по делу N А46-6985/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган ссылается на то, что сведения по форме СЗВ-М "исходная форма" за август 2020 года в отношении 690 застрахованных лиц представлены заинтересованным лицом 07.09.2020, с недостоверным количеством застрахованных лиц - 794 застрахованных лица, кроме того, отчетный период недостоверно указан как август 2019 года.
Податель апелляционной жалобы полагает, что несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-М за август 2020 года АО "СПС" на 690 застрахованных лиц, в период, более месяца с 07.09.2020 до 23.10.2020, повлияло на выплаты пенсий и перерасчет пенсий. Кроме того, общество, достоверно зная о необходимости представления в срок форм СЗВ-М на большое количество работников завода, 2 раза допустило грубую ошибку неполного представления отчетности формы СЗВ-М за август 2020 года.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.21 по делу N А46- 6985/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
Представитель АО "СПС" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил указанное решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу УПФР в ОАО г. Омска - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей Управления и общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "СПС" в УПФР в ОАО г. Омска 07.09.2020 направлены сведения за август 2020 года в отношении 794 застрахованных лиц по форме СЗВ-М с типом "исходная" (л.д.29-36).
Управлением установлено, что при формировании данной формы отчетный период недостоверно указан как август 2019 года, в силу чего в адрес АО "СПС" 07.09.2020 г. по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий в 5-тидневный срок (л.д.38-39).
Соответствующая отчётность принята Управлением в отношении 1 застрахованного лица после повторного её направления 09.09.2020. В отношении 690 застрахованных лиц сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" (л.д.42-48) были представлены 23.10.2020, после обращения за перерасчетом граждан, получающих пенсию.
Управление усмотрело в изложенных выше обстоятельствах нарушение установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
27.10.2020 главным специалистом - экспертом отдела ПУ и ВС Управления Шпак А.Л. составлен акт N 065S18200012855 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 77).
08.12.2020 заместителем начальника Управления Красовской Ю.М. принято решение N 065S19200013570 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 79-80).
На основании изложенного 19.01.2021 Управлением выставлено требование N 065S01210000242 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на сумму 345 000 руб со сроком уплаты до 12.02.2021 (л.д. 85).
Невыполнение соответствующих требований заинтересованным лицом добровольно в указанные сроки повлекло обращение УПФР в ОАО г. Омска в Арбитражный суд Омской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании штрафов в размере 345 000 руб. принудительно.
Определением Арбитражного суда Омской области от 26.03.2021 по делу N А46-4324/2021 Управлению отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа на взыскание с АО "СПС" штрафа за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М в общем размере 345 000 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
31.05.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы расценивает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" АО "СПС" является страхователем по данному виду страхования и согласно пункту 2 статьи 14 указанного Федерального закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как следует из материалов дела, АО "СПС" сведения за август 2020 года в отношении 794 застрахованных лиц по форме СЗВ-М с типом "исходная" были представлены 07.09.2020.
Ввиду обнаружения УПФР в ОАО г. Омска ошибки, заинтересованным лицом отчётность по форме СЗВ-М была сформирована и направлена повторно, принята управлением в отношении 1 застрахованного лица (извещение о доставке от 09.09.2020).
Из материалов дела не следует, что УПФР в Октябрьском АО г. Омска после 09.09.2020 в адрес АО "СПС" направлялось уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, следовательно, дополнительные сведения 23.10.2020 заявителем были представлены самостоятельно, что свидетельствует о реализации обществом права на уточнение (исправление) ранее представленных сведений, допускающей неприменение к нему финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за указанный период.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения до момента обнаружения (выявления) такой ошибки Пенсионным фондом, в силу чего у Управления отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Положениями Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее -Инструкция) предусмотрена возможность освобождения от применения санкций, в случае если страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и представил в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются (пункт 40).
При этом ответственность за непредставление сведений не может устанавливаться Инструкцией, должна быть предусмотрена законом.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право не только уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, но и дополнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Положениями статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения ПФР, и представить в фонд исправленные сведения.
Данным законом не предусмотрено возложение ответственности на лицо при непредставлении дополнительных сведений.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела, срок при подаче сведений по форме СЗВ-М август 2020 года с типом формы "исходная" заинтересованным лицом соблюден (сведения первоначально направлены 09.09.2020), заявителем доказательств, опровергающих это, в материалы дела не представлено, дополнение (уточнение) отчётности произведено обществом самостоятельно.
Апелляционная коллегия отмечает, что исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах, общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Управление дополнительных сведений.
Таким образом, при установленных фактических обстоятельствах, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
Привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
В настоящем случае общество выявило и устранило допущенную ошибку в отношении застрахованных лиц самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена, в связи с чем основания для привлечения его к ответственности отсутствуют.
Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявления Управления, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба УПФР в ОАО г. Омска удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы заинтересованного лица распределению не подлежат, поскольку Управление в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 31.05.2021 по делу N А46-6985/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6985/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ Г. ОМСКА
Ответчик: АО "Сибирские приборы и системы"