г. Москва |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А41-67164/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Погонцева М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - Нурадиев Д.И., по доверенности от 17.07.2020; после перерыва не явился,
от МГТУ им. Н.Э. Баумана: Грищенко С.Ю., по доверенности от 31.12.2020; после перерыва не явился,
от Администрации городского округа Щёлково Московской области -представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ТУ Росимущества в МО - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - после перерыва Грищенко С.Ю., по доверенности от 31.12.2020;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2021 года по делу N А41-67164/20
по иску Министерства науки и высшего образования Российской Федерации к МГТУ им. Н.Э. Баумана, Администрации городского округа Щёлково Московской области о признании права собственности, третьи лица - Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в МО,
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к МГТУ им. Н.Э. Баумана, Администрации городского округа Щёлково Московской области с требованиями:
Признать право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке по адресу: Московская обл., Щелковский р-н, Щелковский учебно-опытный лесхоз Московской области, с кадастровым номером 50:14:0000000:113218:
1. Здание Гараж на 4 бокса с кадастровым номером 50:44:0000000:6689, площадью 129,7 кв. м., адрес: Московская обл., г. Фрязино, Щелковское лесничество;
2. Здание Контора нижнего склада с кадастровым номером 50:14:0000000:66493, площадью 75,4 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, с.п. Гребневское, Гребневский питомник;
3. Здание Лесопильный модуль с кадастровым номером 50:14:0000000:66524, площадью 923,4 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, с.п. Гребневское, Гребневский питомник;
4. Здание Склад с кадастровым номером 50:14:000000058843, площадью 236,3 кв. м, адрес: Московская обл., Щелковский р-н, Гребневский питомник;
5. Здание Контора лесхоза с кадастровым номером 50:14:0000000:66474, площадью 766,3 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, с.п. Гребневское, Гребневский питомник;
6. Домик для персонала с кадастровым номером 50:14:0000000:58944, площадью 389,9 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, ДОЛ "Искра", пом. 1;
7. Баня с мансардой с кадастровым номером 50:14:0000000:58937, площадью 196,5 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский район, ДОЛ "Искра";
8. Артскважина с кадастровым номером 50:14:0000000:58968, площадью 7,6 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, ДОЛ "Искра";
9. Склад с подвалом с кадастровым номером 50:14:0000000:58965, площадью 312,2 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, ДОЛ "Искра";
10. Склад для хранения инвентаря с кадастровым номером 50:14:0000000:58959, площадью 33,8 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, ДОЛ "Искра"..
К участию в деле в качестве третьих лиц в деле не заявляющих требования относительно предмета спора привлечены Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в МО.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2021 года по делу N А41-67164/20 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом Министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить
Представитель МГТУ им. Н.Э. Баумана доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Указал на признание требований.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, Щелковский учебно-опытный лесхоз Московской области, с кадастровым номером 50:14:0000000:113218, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 50-ААN322308, запись регистрации N 50-50-98/035/2010-337 от 26.08.2010.
Данный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н.Э. Баумана" (запись о регистрации права N 50:14:0000000:113218-50/014/2017-2 от 13.02.2017).
На указанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимого имущества: 1. Здание Гараж на 4 бокса с кадастровым номером 50:44:0000000:6689, площадью 129,7 кв. м., адрес: Московская обл., г. Фрязино, Щелковское лесничество;
2. Здание Контора нижнего склада с кадастровым номером 50:14:0000000:66493, площадью 75,4 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, с.п. Гребневское, Гребневский питомник;
3. Здание Лесопильный модуль с кадастровым номером 50:14:0000000:66524, площадью 923,4 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, с.п. Гребневское, Гребневский питомник;
4. Здание Склад с кадастровым номером 50:14:000000058843, площадью 236,3 кв. м, адрес: Московская обл., Щелковский р-н, Гребневский питомник;
5. Здание Контора лесхоза с кадастровым номером 50:14:0000000:66474, площадью 766,3 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, с.п. Гребневское, Гребневский питомник;
6. Домик для персонала с кадастровым номером 50:14:0000000:58944, площадью 389,9 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, ДОЛ "Искра", пом. 1;
7. Баня с мансардой с кадастровым номером 50:14:0000000:58937, площадью 196,5 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский район, ДОЛ "Искра";
8. Артскважина с кадастровым номером 50:14:0000000:58968, площадью 7,6 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, ДОЛ "Искра";
9. Склад с подвалом с кадастровым номером 50:14:0000000:58965, площадью 312,2 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, ДОЛ "Искра";
10. Склад для хранения инвентаря с кадастровым номером 50:14:0000000:58959, площадью 33,8 кв. м., адрес: Московская обл., Щелковский р-н, ДОЛ "Искра".
Объекты недвижимого имущества находятся на балансе ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н.Э. Баумана" и учтены в реестре федерального имущества.
Спорные объекты необходимы для осуществления МГТУ им. Н.Э. Баумана уставной деятельности. Для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Управление Росреестра по Московской области был предоставлен необходимый пакет документов.
Управлением Росреестра по Московской области выданы уведомления от 02.10.2019 и 30.09.2019 об отказе в государственной регистрации права собственности, в том числе в связи с тем, что не представляется возможным однозначно определить основания возникновения права собственности Российской Федерации в отношении заявленных к регистрации объектов.
Полагая, что спорные объекты недвижимого имущества являются федеральной собственностью, истец обратился с настоящими требованиями в суд
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе истец указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с данными доводами заявителя апелляционной жалобы в силу следующего.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет право заинтересованному лицу обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав. Условиями предоставления лицу судебной защиты является установление наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.
Признание права на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации посредством обращения в арбитражный суд является способом судебной защиты, когда такое право оспаривается третьими лицами. Требование о признании права предъявляется управомоченным лицом при неопределенности правовой ситуации, наличии сомнений в принадлежности спорного права указанному субъекту. Предметом иска о признании права является лишь констатация факта принадлежности субъекту ранее возникшего вещного права на имущество.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Статья 218 Гражданского кодекса РФ устанавливает основания приобретения права собственности. Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
При этом в соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
права.
Статьей 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, не принадлежащем застройщику, однако на ее создание были получены необходимые разрешения, с иском о признании права собственности на самовольную постройку вправе обратиться правообладатель земельного участка.
Ответчиком по такому иску является застройщик.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
Согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
Как указывает истец и установлено судом, спорные объекты недвижимости возведены на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:113218, относящемся к землям лесного фонда.
Согласно постановлению главы администрации Щелковского района Московской области от 12.02.1993 N 229 за Щелковским учебно-опытным лесхозом Московского лесотехнического института в постоянное бессрочное пользование закреплено 35076 га земель, в том числе 32617 га лесной площади и 2459 га нелесной площади, из них 14 га под строения и сооружения. Районному Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам постановлено выдать Щелковскому учебно-опытному лесхозу свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей для ведения лесного хозяйства и проведения учебноопытных работ.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.01.2020 земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:113218, площадью 342050000 кв.м, относится к категории земель - земли лесного фонда, дата постановки на кадастровый учет 20.05.2010. Правообладатель - Российская Федерация, дата регистрации права 26.08.2010, право постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВО "МГТУ им. Н.Э. Баумана", дата регистрации 13.02.2017.
Согласно представленным в материалы дела копиям выписок из реестра федерального имущества, кадастровых паспортов и инвентарных карточек учета нефинансовых активов на балансе МГТУ им. Н.Э. Баумана находятся: 1. Здание Гараж на 4 бокса 1999 года ввода в эксплуатацию; 2. Здание Контора нижнего склада 1995 года ввода в эксплуатацию; 3. Здание Лесопильный модуль года 1999 ввода в эксплуатацию; 4. Здание Склад 2003 года ввода в эксплуатацию; 5. Здание Контора лесхоза 1998 года ввода в эксплуатацию; 6. Домик для персонала, 2004 года выпуска (изготовления); 7. Баня с мансардой, 1999 года выпуска (изготовления); 8. Артскважина, 1999 года выпуска (изготовления); 9. Склад с подвалом, 1992 года выпуска (изготовления); 10. Склад для хранения инвентаря, 1995 года выпуска (изготовления).
В ответе Администрации городского округа Щелково от 02.04.2021 на запрос МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, указано, что разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию, выданных государственному предприятию "Щелковский учебно-опытный лесхоз Московского государственного университета леса" или Московскому государственному университету леса (ранее - Московский лесотехнический институт "МЛТИ") на объекты капитального строительства, не имеется, в архив на хранение не поступали.
В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее Лесной кодекс РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Статья 8 Лесного кодекса РФ закрепляет, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с ч. 1, 2, 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются, в том числе создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 13 Лесного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 14 Лесного кодекса РФ для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое).
Часть 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ закрепляет, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для: осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты); переработки древесины и иных лесных ресурсов; осуществления рекреационной деятельности; осуществления религиозной деятельности.
Из приведенных положений закона следует, что на землях лесного фонда не допускается строительство объектов недвижимости, не являющихся объектами лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, и возведение которых не соответствует цели использования лесного участка.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утв. приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В материалы дела представлена копия приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 23.10.2019 N 29п-4277, которым утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 33935 га в составе земель лесного фонда Московского учебно-опытного лесничества, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВО "МГТУ 095 им. Н.Э. Баумана" Мытищинский филиал (Щелковский учебно-опытный лесхоз) для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности в Щелковском муниципальном районе Московской области.
Согласно данному заключению, вид разрешенного использования лесного участка - осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
Создание лесной инфраструктуры - на территории лесного участка имеются существующие объекты лесной инфраструктуры.
Проектируется прочистка, эксплуатация просек, ремонт, эксплуатация лесных дорог, аншлагов, обустроенных мест для разведения костра и отдыха, щитов и навесов для размещения противопожарного инвентаря в 2019- 2028 гг. Создание новых объектов не проектируется.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями.
Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует приказ Минприроды России от 27.07.2020 N 487 "Об утверждении Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности", который не предусматривает размещение на лесных участках, предназначенных для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, каких-либо объектов строительства, не являющихся объектами лесной инфраструктуры и не связанных с осуществлением данного вида разрешенного использования лесного участка.
Основы лесного законодательства Российской Федерации (утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1) и Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ также не предусматривали возможности лесопользователей осуществлять строительство постоянно размещаемых на землях лесного фонда капитальных объектов недвижимого имущества.
Так, в соответствии со ст. 34 Основами лесного законодательства Российской Федерации (утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1) лесопользователи имеют право строить дороги, а также возводить временные постройки и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом, а согласно ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ при осуществлении лесопользования лесопользователи имеют право возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке.
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:14:0000000:113218 для строительства объектов недвижимости истцу в установленном порядке не предоставлялся.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что оснований для признания за истцом права собственности за спорный объект не имеется.
Разрешений на строительство объекта истец не получал, мер по его легализации не принимал.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о об отказе в удовлетворении требований.
В материалы дела поступил письменный отзыв МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА согласно которому, ответчик признал исковые требования и просил решение суда первой инстанции отменить и требования Истца удовлетворить.
Однако, согласно п. 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Учитывая, что спорные объекты не предусмотрены утвержденным проектом освоения лесов, а признание иска повлечет нарушение прав и законных интересов третьих лиц апелляционный суд не принимает признание требований ответчиком.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с Договором N 229 от 12.02.1993 г. земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:113218, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский р-н, Щелковский учебно-опытный лесхоз Московской области был предоставлен Мытищинскому филиалу МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Исходя из указанных норм, использование лесов в соответствии с целями, для которых лесные участки предоставлены в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование, возможно только в соответствии с утвержденным и разработанным в установленном порядке проектом освоения лесов.
В соответствии с положительным заключением, утвержденным приказом Комитета N 29П-4277 от 23.10.2019, на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:113218 предусматривается создание лесной инфраструктуры, а именно, на территории лесного участка имеются существующие объекты лесной инфраструктуры. Проектируется прочистка, эксплуатация просек; ремонт, эксплуатация лесных дорог, аншлагов, обустроенных мест для разведения костра и отдыха, щитов и навесов для размещения противопожарного инвентаря в 2019-2028 гг. Создание новых объектов не планируется. Рубка лесных насаждений не проектируется.
Кроме того, вид разрешенного использования лесного участка определен как осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 40 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями.
Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3 ст. 40 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 Правил использования лесов для осуществления научно- исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденных приказом Минприроды России от 27.07.2020 N 487, использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности предусматривает осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Таким образом, расположение на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:113218 каких-либо объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, является незаконным.
.Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными так как не опровергая выводов суда области сводятся к несогласию с оценкой установленный судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2021 года по делу N А41-67164/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67164/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Э. БАУМАНА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)"
Третье лицо: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ