г. Киров |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А31-2617/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: Новиковой Е.В., действующей на основании доверенности от 18.05.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Кострома"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 по делу N А31-2617/2021
по заявлению медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Кострома"
(ИНН: 4401163112, ОГРН: 1154400010280)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330)
о признании частично недействительным решения и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
медицинское частное учреждение дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Кострома" (далее - Учреждение, Клиника) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 25.12.2020 N 5277 о результатах рассмотрения письменных возражений на акт (ответ на возражения) проверки от 08.12.2020 в части признания нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 219000 руб., взыскания указанной суммы, требований об уплате штрафа с суммы нецелевого использования средств ОМС в размере 21 900 руб. по акту комплексной проверки от 08.12.2020, а также об обязании Фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 заявленные требования признаны неправомерными.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, выражая несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что выплаты в пользу физических лиц в виде возврата займа не предусмотрены в структуре тарифа, не связаны с оказанием медицинской помощи и не направлены на обеспечение деятельности медицинской организации в целом и не относятся к общехозяйственным расходам.
Фонд представил отзыв на жалобу, в котором против доводов Клиники возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.06.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.06.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Фонд явку своего представителя в судебное заседание апелляционного суда 05.08.2021 не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Фонда.
В судебном заседании апелляционного суда 05.08.2021, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области, представитель Клиники изложил свою позицию по апелляционной жалобе.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом была проведена плановая комплексная проверка Учреждения по вопросам использования средств, поступивших на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, по итогам которой составлен акт от 08.12.2020, в котором Фонд сделал вывод о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 219 000 руб. (расходы Учреждения по возврату займов физическим и юридическим лицам) и применил штраф в сумме 21 900 руб.
Учреждением с позицией Фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь Федеральными законами от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), статьями 10, 13, 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Типовым положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 N 15н), Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (утвержден приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, Положение N 73), Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1648-О, требования Клиники признал неправомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя Учреждения, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Законом N 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статей 10, 13 БК РФ бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании части 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
При этом для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении. Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства
Пунктами 1, 2 статьи 19 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ.
С учетом указанных нормативных установлений, составленный территориальным фондом в рамках реализации предоставленной компетенции акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа является основанием для возврата медицинской организации в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Согласно статье 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Перечень расходов, включенных в тариф по обязательному медицинскому страхованию, установлен Правилами N 158н, пунктами 158 - 158.3 которых определено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
- затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
- затраты на коммунальные услуги;
- затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества);
- затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества);
- затраты на приобретение услуг связи;
- затраты на приобретение транспортных услуг;
- затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги));
- затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
- прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.12.2017 Бабич Александр Игоревич (заимодавец) и МЧУ "Клиника Медекс Кострома" (заемщик) заключили договор займа, по условиям которого заимодавец предоставляет заемщику беспроцентный заем на сумму 2 000 000 руб., а заемщик обязуется вернуть указанную сумму займа в установленный договором срок.
По договору займа от 08.12.2017 (заимодавец Бабич А.И.) денежные средства предоставлялись на нужды, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), а именно на выплату заработной платы работникам учреждения, начислений на оплату труда и оплату по счетам, выставленным в адрес учреждения.
Впоследствии Учреждение с расчетного счета N 40703810447100000974, открытого для учета средств обязательного медицинского страхования (ОМС), в адрес Бабича А.И. перечислено 219 000 руб. (платежные поручения от 24.01.2019 N 190 - 119 000 руб. и N 191 - 100 000 руб.).
То есть перечисления в пользу физического лица производились за счет средств обязательного медицинского страхования.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, расходы Клиники по возврату займов физическому лицу в общей сумме 219 000 руб. не предусмотрены структурой тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, не подлежат возмещению за счет средств территориальной программы ОМС и фактически являются нецелевым использованием средств ОМС, поэтому подлежат возмещению в доход бюджета Фонда.
Расходы медицинской организации, возникшие сверх поступивших ей средств обязательного медицинского страхования, не являются и не могут быть признаны расходным обязательством системы обязательного медицинского страхования, так как функциями Фонда и страховых компаний является оплата оказанной медицинской помощи, а не финансовое обеспечение деятельности медицинской организации.
Все средства, поступающие от страховых медицинских организаций, Учреждение обязано направлять на оказание медицинской помощи населению, а не на выплату займов, оплата которых не может производиться за счет средств ОМС.
Вся медицинская помощь, оказанная Клиникой в проверяемом периоде, оплачена в полном объеме за счет средств ОМС.
Иного Клиника не доказала.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Клиники.
Рассмотрев жалобу Учреждения, апелляционный суд принимает во внимание, что фактически жалоба построена на цитировании норм права и изложении обстоятельств дела, трактуемых им в свою пользу, которые, по мнению заявителя жалобы, подтверждают его позицию по делу, что в отсутствие доказательств, опровергающих выводы, сделанные судом первой инстанции на основании фактических установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств, не подтверждает позицию заявителя жалобы о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Предлагаемая Клиникой трактовка понятия "прочие расходы", которые не имеют конкретизации, противоречит указанным выше нормам законодательства и не подтверждает позицию заявителя жалобы о правомерности проведение спорных выплат за счет средств ОМС.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику отклоняется судом апелляционной инстанции, так как названные Учреждением судебные акты приняты судами по конкретным делам с учетом конкретных обстоятельств, выводы по которым не могут быть автоматически распространены на иные споры по аналогичной категории дел.
Так, например, Клиника ссылается на Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 по делу N А14-16223/2019. Однако в рамках данного дела было установлено, что Фонд по результатам проведенной проверки не предъявлял претензий относительно того, что спорные затраты не соответствовали структуре тарифа на оплату медицинской помощи.
Несостоятельна также ссылка заявителя жалобы на Определение ВС РФ от 30.08.2016 N 306-КГ16-10953, так как в рамках настоящего дела рассматривались иные затраты, при оценке которых суды установили, что медицинская организация не превысила установленный Тарифным соглашением тариф на оплату медицинской помощи, а также отсутствие у Фонда доказательств того, что спорные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Учреждения по изложенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 19.05.2021 по делу N А31-2617/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Кострома" (ИНН: 4401163112, ОГРН: 1154400010280) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-2617/2021
Истец: МЕДИЦИНСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КЛИНИКА МЕДЕКС КОСТРОМА", ЧУ "Клиника медекс Кострома"
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ