город Ростов-на-Дону |
|
07 августа 2021 г. |
дело N А32-10628/2021 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Чотчаева Б.Т.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2021 (резолютивная часть от 17.05.2021) по делу N А32-10628/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Миранда-медиа" (ОГРН 1047796423487 ИНН 7702527584)
к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному федеральному округу (ОГРН 1032304936146 ИНН 2309076859)
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Миранда-медиа" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Управлению на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному федеральному округу (далее - ответчик, управление) о взыскании неосновательного обогащения по государственному контракту от 04.06.2019 N 0318100021219000042 в размере 380 151 рубля 18 копеек.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Резолютивная часть решения принята 17.05.2021 и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно мотивированному решению, изготовленному судом первой инстанции 28.05.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Распределены расходы по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что представленными в дело платежными поручениями подтверждается оплата в полном объеме за оказанные услуги, в связи с чем, по мнению ответчика, Таким образом, вывод суда первой инстанции о неосновательном обогащении, возникшем у ответчика по государственному контракту от 04.06.2019 N 03181000212119000042, незаконен. Ответчик считает требования истца о возврате неосновательного обогащения необоснованным, поскольку все обязательства в рамках заключенного контракта ответчиком были исполнены в полном объеме, стороны не были связаны его условиями. Услуги связи оказывались не в рамках договорных правоотношений, следовательно, оплачены быть не могли. Кроме того, оказанные истцом услуги не являлись ни социально значимыми, ни необходимыми, оплата оказанных услуг по незаключенному государственному контракту ведет нецелевое использование бюджетных средств. По мнению ответчика, правовые основания для оплаты обязательств вне рамок заключенных государственных контрактов у бюджетных организаций отсутствуют.
В представленном в материалы дела отзыве истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.06.2019 между управлением (заказчик) и обществом (исполнитель) заключен государственный контракт N 0318100021219000042 (далее - контракт, л.д. 18-33), по условиям которого исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по предоставлению в пользование телекоммуникационных каналов связи (VPN, Интернет) в объеме и с характеристиками согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в порядке и размере, установленном настоящим контрактом (пункт 2.1 контракта).
Срок действия контракта устанавливается с даты заключения контракта не ранее 01.06.2019 его заключения до 31.12.2019 включительно, в части расходов до полного исполнения сторонами своих обязательств, в части обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки - до полного возмещения убытков и выплаты неустоек сторонами, в части гарантийных обязательств - до истечения гарантийного срока. Истечение срока контракта не освобождает стороны от ответственности за нарушение исполнения сторонами обязательств по контракту (пункт 3.1 контракта).
Услуги считаются оказанными после подписания актов, указанных в приложении N 2 "Акт передачи канала в пользование" и приложении N 3 "Акт сдачи-приемки выполненных работ (предоставленных услуг)" к настоящему контракту Заказчиком или его уполномоченным представителем (пункт 4.2 контракта).
В соответствии с пунктом 5.1 контракта моментом реализации услуг считается последний день отчетного периода.
Согласно пункту 71 контракта цена контракта составляет 1 001 218 рублей 68 копеек, в том числе НДС 166 869 рублей 78 копеек.
Услуги оплачиваются заказчиком за счет средств федерального бюджета в рублях, ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, на основании платежных документов исполнителя. Расчетным периодом является один календарный месяц. Оплата предоставляемых услуг осуществляется перечислением финансовых средств безналичным способом на банковские реквизиты исполнителя в течении 30 календарных дней, указанные в контракте. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета заказчика (пункты 7.2, 7.6, 7.8 - 7.10 контракта).
В соответствии с пунктами 5.2 - 5.3 контракта по окончании отчетного периода, заказчику направляется 2 экземпляра подписанного акта приемки услуг с указанием стоимости услуг, представляемых исполнителем за отчетный период. Заказчик самостоятельно либо с привлечением эксперта, экспертной организации проводит экспертизу оказанных услуг, результаты которой отражаются в акте сдачи-приемки оказанных услуг
Согласно положениям пунктов 5.4 и 5.5 контракта в течении 10 дней со дня получения подписанного исполнителем акта приемки услуг, заказчик подписывает и направляет его оригинал исполнителю по почте. Акт приемки услуг, подписанный исполнителем и заказчиком, удостоверяет приемку заказчиком услуг, предоставленных ему исполнителем за указанный период, в полном объеме. Если заказчик не подпишет акт приемки услуг и не направит исполнителю в письменном виде мотивированный отказ от его подписания в течении 10 дней со дня получения такого акта, услуги считаются оказанными на день подписания акта исполнителем
В соответствии с пунктом 8.3 контракта в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, исполнитель вправе требовать уплату штрафа, который устанавливается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 и составляет 10% цены настоящего контракта и составляет 100 121 рубль 87 копеек.
Во исполнение части 4 статьи 51.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), а также Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", ГУ МВД России по Краснодарскому краю, ПАО "Ростелеком" продолжало предоставлять услуги связи по предоставлению доступа и использованию виртуальной корпоративной сети и сети Интернет.
В связи с истечением срока действия контракта общество продолжило оказывать услуги связи, в объеме и с характеристиками, предусмотренными государственным контрактом, поскольку ответчиком не давалось письменного согласия на прекращение оказания услуг связи.
25.03.2020 между обществом (исполнитель) и управлением (заказчик) заключен контракт N 0318100021220000001 на предоставление в пользование телекоммуникационных каналов связи (VPN) и доступа в сети Интернет (далее - контракт N 0318100021220000001).
Согласно пункту 2.1 контракта N 0318100021220000001 заказчик на возмездной основе поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги по предоставлению в пользование телекоммуникационных каналов связи (VPN) и доступа к сети Интернет согласно техническому заданию, которое является неотъемлемой частью контракта (приложение N 1), а заказчик обязуется принять указанные услуги и оплатить обусловленную контрактом цену в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта N 0318100021220000001 цена контракта составляет 418 297 рублей 96 копеек, в том числе НДС - 20%.
Согласно разделу 12 контракта N 0318100021220000001, контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2020. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Как указывает истец, во исполнение обязательств по контракту N 0318100021220000001 ответчику оказаны услуги на сумму 380 151 рубль 18 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела актами сдачи-приемки выполненных работ (предоставленных услуг) от 31.03.2020 за период с 01.01.2020 по 31.01.2020, с 01.02.2020 по 29.02.2020, с 01.03.2020 по 24.03.2020 (л.д. 43-48).
Обязательства по контракту N 0318100021220000001 ответчиком не исполнены, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 380 151 рубля 18 копеек.
Как указывает истец и не отрицает ответчик, образовавшаяся задолженность в указанном размере ответчиком не погашена, предоставление услуг со стороны истца прекращено не было. Ответчиком претензии по объему, качеству и срокам оказания услуг не заявлены.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 28.10.2020 N 21/03/02124-20 с требованием оплатить задолженность, которая оставлена без ответа и финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Суд первой инстанции верно установил, что между сторонами сложились правоотношения, регулируемые нормами гражданского законодательства о возмездном оказании услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
К существенным условиям договора на возмездное оказание услуг законодатель относит предмет договора, то есть конкретные действия, которые исполнитель должен совершить для заказчика. Услуги могут выражаться либо в действиях, не имеющих материального воплощения, либо в действиях, приносящих определенный (овеществленный) результат.
В статье 783 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 Гражданского кодекса Российской Федерации), если это не противоречит статьям 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу норм статьи 51 Закона N 126-ФЗ оказание услуг связи для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи, заключаемого в форме государственного или муниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на оплату услуг связи.
В статьях 4 (пунктах 1 и 2) и 21 Закона N 126-ФЗ установлено, что государственное регулирование деятельности в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Статьей 80 Конституции Российской Федерации государственное регулирование в области связи осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и другими компетентными органами.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, утвердившим Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (пункт 3).
Согласно пункту 4 статьи 51.1 Закона N 126-ФЗ при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.
В соответствии с пунктом 44 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32 (далее - Правила N 32), основанием для выставления счета за предоставленные услуги связи являются данные, полученные с помощью оборудования, используемого оператором связи для учета объема оказанных им услуг. Объем оказанных истцом ответчику услуг подтвержден данными автоматизированной системы расчетов и по существу не оспаривается ответчиком.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее - Указ N 1173) в целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства (воинских частей, учреждений, предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач, ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.
Исходя из содержания приведенной нормы, действие данного Указа N 1173 распространяется на учреждения, предприятия и организации, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Ответчик после окончания действия контракта (25.03.2020), задолженность за оказанные услуги связи не погасил. Доказательства уклонения истца от предоставления услуг связи в материалах дела не имеется.
В соответствии со статьями 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В рассматриваемой ситуации определяющим фактором для оценки имевших место правоотношений сторон по фактическому оказанию услуг связи со стороны истца служат обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у сторон сомнений по поводу непосредственно оказанных услуг, их качества и объема, а также платы за их предоставление. При этом принимается во внимание действительная общая воля сторон с учетом цели возникших правоотношений, все соответствующие обстоятельства, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, поведение контрагентов.
Как указывает истец, между истцом и ответчиком заключен государственный контракт N 0318100021220000001 в отношении того же предмета контракта.
Доводы ответчика о том, что период оказания услуг с 01.01.2020 по 24.03.2020 является бездоговорным и взыскание неосновательного обогащения за фактическое предоставление услуг связи при отсутствии государственного контракта не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены.
В соответствии с частью 1 Указа N 1173 истец не мог произвольно прекратить оказание услуг связи, поскольку учреждение относится к лицам, обеспечивающим безопасность государства, и прекращение оказания услуг связи возможно только с письменного согласия ответчика. При этом, учреждение, зная о факте оказания услуг связи и об отсутствии у истца реальной возможности самостоятельно и оперативно прекратить оказание услуг, не отказалось от услуг, не организовало процедуру заключения контракта, но уклонялось от их оплаты.
Суд установил, что учреждение относится к субъектам, обеспечивающим безопасность государства, и оператор связи не вправе приостанавливать в одностороннем порядке доступ ответчика к услугам связи, поскольку ограничение или прекращение услуг связи военным учреждениям относится к действиям, нарушающим безопасность государства, и противоречит действующему законодательству.
Сведений о том, что учреждение направляло в адрес истца письменный отказ от услуг связи, материалы дела не содержат.
Отсутствие государственного контракта, заключенного между сторонами, не является основанием для освобождения ответчика от оплаты оказанных услуг.
При доказанности факта оказания услуг связи само по себе отсутствие государственного контракта не освобождает учреждение от обязанности по их оплате (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 N 308-ЭС14-2538 по делу N А77-602/2013).
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.04.2019 по делу N А53-28741/2018.
Факт оказания истцом спорных услуг подтвержден материалами дела, ответчиком доказательств их оплаты суду не представлен.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований в размере 380 151 рубля 18 копеек.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2021 (резолютивная часть от 17.05.2021) по делу N А32-10628/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления в порядке, определенном частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Б.Т. Чотчаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10628/2021
Истец: ООО "Миранда-медиа"
Ответчик: Управление на транспорте МВД РФ по Южному федеральному округу, Управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Южному федеральному округу