г. Пермь |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А71-4939/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 03 июня 2021 года
по делу N А71-4939/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Романова Александра Леонидовича (ИНН 121500998000, ОГРНИП 304121535700289)
к Приволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 1654004615, ОГРН 1021602866350)
об оспаривании постановления от 23.03.2021 N 42-18-2021- 309 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Романов Александр Леонидович г. Ижевск (далее заявитель, ИП Романова А.Л., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об оспаривании постановления Приволжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору г. Казань (далее ответчик, Управление, административный орган) от 23.03.2021 N 42-18-2021-309 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.06.2021 постановление Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 23 марта 2021 года N 42-18-2021-309 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя Романова Александра Леонидовича, изменено в части назначения наказания, штраф заменен на предупреждение.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что предпринимателем допущены существенные и многочисленные нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта 3 класса опасности, которые могут привести к аварийным ситуациям и повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, таким образом, в силу взаимосвязанных положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют правовые основания для замены штрафа предупреждением.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судом рассмотрено заявление административного органа о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.02.2021 N РП-291-272-О заместителя руководителя Управления Крыловой Е.М. в рамках контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" - 10001285120, с целью выполнения Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Приволжского управления Ростехнадзора на 2021 год (утвержден распоряжением и.о. руководителя от 30.10.2020 N РП-290-1428-о) в период с 12 марта по 15 марта 2021 года проведена плановая выездная проверка индивидуального предпринимателя Романова Александра Леонидовича, эксплуатирующего опасный производственный объект III класса опасности: Сеть газопотребления административно-складских помещений, рег.N N А42-04182-0001 от 23.10.2008, расположенный по адресам: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Крылова, д. 25, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Крылова, д. 25Д, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Крылова, д. 27 (далее - ОПО).
15 марта 2021 года в 16 часов 00 минут в ходе плановой проверки ИП Романова А.Л. административным органом выявлены нарушения лицензионных требований, допущенные предпринимателем при эксплуатации опасного производственного объекта III класса опасности: Сеть газопотребления административно-складских помещений, рег.N N А42-04182-0001 от 23.10.2008, а именно были выявлены следующие 21 нарушения требований промышленной безопасности, что отражено в акте проверки от 15.03.2021 N 43-18-13/36/2-136, составленном по результатам ее проведения:
1. Не переоформлена лицензия N ВП-42-000391 от 30.06.2009 "Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов" в связи с изменением наименования вида деятельности ("Эксплуатация взрывопожароопасных и химически-опасных производственных объектов I, II и III классов опасности") и в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
2. При осуществлении идентификации опасного производственного объекта Сеть газопотребления административно-складских помещений, per. N А42-04182-0001 не верно учтены все количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта, а именно:
- в сведениях, характеризующих ОПО, учтены сооружения и технические устройства, расположенные на разных адресах, представляющие собой 2 разных опасных производственных объекта;
отсутствуют сведения о внутренних газопроводах и газопотребляющем оборудовании котельной здания автомойки.
3. Отсутствуют акты законченного строительством объекта на: -Газоснабжение котельной для автономного теплоснабжения здания магазина по адресу: РМЭ, г.Йошкар-Ола, ул. Строителей, севернее дома N 95 (наружные и внутренние сети газоснабжения) шифрС-3/13;
-Газоснабжение здания автомойки по адресу: РМЭ, г.Йошкар-Ола, ул. Кожино, д.29 (внутренние сети) шифр ПР-07/2019; -Техническое перевооружение сети газопотребления ИП Романова А.Л. с установкой дополнительно котла в котельной магазина по адресу: РМЭ, г.Йошкар-Ола, ул. Крылова, д.27 шифр ПР-32/2019-ГСВ.
4. ИП Романов А. Л. не прошел аттестацию в области промышленной безопасности по АЛ по истечению предыдущей аттестации (протокол N 42-13-4506 от 27.12.2013);
5. Инженер Загайнов Алексей Геннадьевич, как ответственное лицо за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО ИП Романов А. Л., не прошел аттестацию в области промышленной безопасности по АЛ, Б.7.1 по истечению предыдущей аттестации (протокол N 42-15-2011 от 16.12.2015, протокол N42-15-1889 от 25.11.2015).
6. ИП Романовым А. Л. не назначено лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления, прошедшее аттестацию в области промышленной безопасности.
7. Не в полном объеме имеется исполнительная документация опасного производственного объекта Сеть газопотребления административно-складских помещений, per. N А42-04182-0001, а именно:
-отсутствует паспорт (руководство по эксплуатации) на Газорегуляторный пункт шкафной ГРПШ-400-01 зав.N 00314 с регулятором давления РДНК-400-М зав.N 00217, в связи с чем не представляется возможным определить назначенный срок службы данного технического устройства, а так же требования изготовителей к техническому обслуживанию и текущему ремонту данного технического устройства.
8. На опасном производственном объекте Сеть газопотребления административно-складских помещений per. N А42-04182-0001 не заведен журнал учета аварий.
9. На опасном производственном объекте Сеть газопотребления административно-складских помещений per. N А42-04182-0001 не заведен журнал учета инцидентов.
10. ИП Романовым А.Л. не разработаны документы (стандарты, инструкции, положения, технологические карты), уточняющие и конкретизирующие требования организации и проведения газоопасных, огневых и ремонтных работ на опасных производственных объектах, в том числе порядок проведения инструктажа ответственных лиц и исполнителей указанных работ, с учетом пожаровзрывоопасных показателей и физико-химических свойств, обращающихся в технологическом процессе опасных веществ.
11. ИП Романовым А.Л. не разработан перечень газоопасных работ.
12. Не проведена экспертиза промышленной безопасности на здания котельных опасного производственного объекта Сеть газопотребления административно-складских помещений per. N А42-04182-0001, проектная документация на здания не представлена.
13. При рассмотрении Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте "Сеть газопотребления административно-складских помещений" (далее - ПМЛЛА) установлено:
-в п. 1.2 ПМЛЛА ссылается на Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 730, утратившее силу в соответствии с Постановлением Правительства России от 6.08.2020 г. N 1192; -в п.2.3 указана недостоверная характеристика опасного производственного объекта; -не актуализирована информация в п.7.1, 9.3, Приложение 1.
14. При рассмотрении Положения об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ИП Романова А. Л. установлено:
-в 1.1 Положении ссылается на Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 "О порядке подготовки аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утративший силу в соответствии с Приказом Ростехнадзора N 430 от 08.11.2019 (так же в п. 12); на Правила проведения экспертизы промышленной безопасности N 538 от 14.11.13, утратившие силу в соответствии с Постановлением Правительства России от 6.08.2020 г. N 1192; -в п. 10.1 Положения ссылается на Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480, утративший силу в соответствии с Постановлением Правительства России от 6.08.2020 г. N1192.
15. На опасном производственном объекте Сеть газопотребления административно-складских помещений peг. N А42-04182-0001 имеется повреждение изоляционного покрытия (окраски) внутренних газопроводов ГРПШ-400-01 зав.N00314.
16. На опасном производственном объекте Сеть газопотребления административно-складских помещений peг. N А42-04182-0001 имеется повреждение изоляционного покрытия (окраски) газопровода низкого давления, проложенного к котельной административного корпуса.
17. На опасном производственном объекте Сетьгазопотребления административно-складских помещений peг. N А42-04182-0001 в котельной административного здания (ул. Крылова, д.25) не проведена периодическая поверка манометра N0609469 (дата последней поверки III квартал 2013 года).
18. На опасном производственном объекте Сеть газопотребления административно-складских помещений peг. N А42-04182-0001 котельная производственной базы (ул. Крылова, д.25 Д) эксплуатируется с отключенным GSM извещателем.
19. На опасном производственном объекте Сеть газопотребления административно-складских помещений peг. N А42-04182-0001 монтаж Газорегуляторного пункта шкафного ГРПШ-10МС-2У1 зав.N09699 выполнен не в соответствии с требованиями проектной документации "Газоснабжение котельной для автономного теплоснабжения здания магазина по адресу: РМЭ, г.Йошкар-Ола, ул. Строителей, севернее дома N95 (наружные сети газоснабжения)" шифр С-3/13.
20. На опасном производственном объекте Сеть газопотребления административно-складских помещений peг. N А42-04182-0001 имеется повреждение изоляционного покрытия (окраски) сбросного газопровода Газорегуляторного пункта шкафного ГРПШ-10МС-2У1 зав.N09699.
21. На опасном производственном объекте Сеть газопотребления административно-складских помещений peг. N А42-04182-0001 в котельной магазина (ул. Крылова 27) пространство между футляром газопровода низкого давления, продувочного газопровода и стеной здания котельной не заделано цементным, бетонным раствором и т.п. на всю длину пересекаемой конструкции.
По результатам плановой выездной проверки ИП Романова А.Л. составлен акт проверки N 43-18-13/36/2-136 от 15.03.2021, который получен предпринимателем 15.03.2021.
Также 15.03.2021 предпринимателю выдано предписание N 43-18-13/36/2-136 об устранении выявленных нарушений в срок до 18.06.2021.
Уведомлением от 15.03.2021, врученным предпринимателю нарочно, последний извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По факту выявленных нарушений в отношении ИП Романова А.Л. в его присутствии административным органом составлен протокол от 16.03.2021 N 42-18-2021-309 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Копия протокола об административном правонарушении от 16.03.2021 N 42-18-2021-309, а также определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены предпринимателю 16.03.2021, о чем последним на указанных процессуальных документах проставлена собственноручная подпись.
16.03.2021 по результатам рассмотрения материалов административного дела управлением вынесено постановление N 42-18-2021-309, согласно которому ИП Романов А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. (л.д.8-21).
Несогласие заявителя с постановлением послужило поводом для обращения с арбитражный суд с заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности состава вменяемого предпринимателю административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных в ходе привлечения заявителя к административной ответственности не установил. Вместе с тем, суд первой инстанции на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ заменил назначенный штраф на предупреждение.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Закон N 116-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 116-ФЗ определено, что под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законом, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении к настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).
Указанные опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Закон N 116-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 2 указанного Закона руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности представляют собой условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 2 статьи 3 Закона N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно пунктам 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Ростехнадзора N 531 от 15.12.2020 (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2020 N 61962) (далее - Правила N 531) эксплуатация, включая ремонт и техническое перевооружение, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 45, ст. 5853; 2011, N 26, ст. 3819), и Правил.
Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны:
выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;
В организации, осуществляющей эксплуатацию сетей газораспределения или газопотребления, из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления в целом и за каждый участок (объект) в отдельности (пункт 5 Правил N 531).
В соответствии с пунктами 7, 13 Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утверждённых Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 528 в эксплуатирующих организациях должны быть разработаны документы (стандарты, инструкции, положения, технологические карты), уточняющие и конкретизирующие требования организации и проведения газоопасных, огневых и ремонтных работ на опасных производственных объектах, в том числе порядок проведения инструктажа ответственных лиц и исполнителей указанных работ, с учетом пожаровзрывоопасных показателей и физико-химических свойств, обращающихся в технологическом процессе опасных веществ.
В эксплуатирующей организации (филиале организации) по каждому структурному подразделению (производство, цех, отделение, установка, участок) должен быть разработан перечень газоопасных работ (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В соответствии с частью 2 статьи 10 названного Закона планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 статьи 14.1 Закона N 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее -работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Факт нарушений заявителем вышеприведенных требований нормативно-правовых актов, как они отражены в оспариваемом постановлении, установлен судом первой инстанции, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами (в том числе протоколом об административном правонарушении от 16.03.2021 N 42-18-2021-309) и предпринимателем документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Вина заявителя установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. В материалы дела не представлено доказательств объективной невозможности исполнения заявителем требований законодательства, а также принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, проверяя законность постановления в части назначения наказания, учитывая положения ст. 3.4 КоАП РФ, принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, посчитал возможным заменить назначенное предпринимателю по постановлению от 23.03.2021 N 42-18-2021-309 административное наказание в виде штрафа на предупреждение. При этом суд исходил из того, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 31.05.2021 ИП Романов А.Л. относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, как микропредприятие; на основании постановления от 23.03.2021 N 42-18-2021-309 к ответственности ИП Романов А.Л. привлекается впервые (надлежащие доказательства обратного, а именно вступившие в силу постановления административного органа, в материалах дела отсутствуют), обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
Также, исходя из представленных в дело доказательств, пояснений представителя заявителя в судебном заседании, суд установил, что предпринимателем осуществляются действия по устранению выявленных нарушений, по передаче ОПО на эксплуатацию ООО "Газпром газораспределения Йошкар-Ола", о чем представлено письмо последнего о готовности при представлении необходимых документов к заключению договора на эксплуатацию опасных производственных объектов по ул. Крылова, 25, и ул. Крылова, д. 27, г.Йошкар-Ола.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласен с выводом суда первой инстанции о наличии в рассматриваемом случае оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены назначенного предпринимателю административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 3.4 Кодекса предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что предприниматель включен Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятие), совершил правонарушение впервые.
Вместе с тем, основания для замены назначенного наказания предупреждением в данном случае отсутствуют с учетом характера и количества нарушений в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Из постановления следует, что выявленные нарушения связаны с не оформлением необходимых документов в отношении ОПО, с неправильным учетом характеристик ОПО, с отсутствием документов, свидетельствующих об окончании строительства (перевооружения), с не прохождением аттестации ответственными лицами и руководителем, с не разработкой необходимой документации, с не проведением экспертизы и другие; кроме того, выявлены повреждения изоляционного покрытия газопровода, отсутствие поверки манометра и другие нарушения.
Характер нарушений свидетельствует о том, что они допущены в сферах оформления и получения необходимых для эксплуатации ОПО документов, в процессе строительства и эксплуатации ОПО.
Выявленные нарушения каждое по отдельности и в совокупности (21 нарушение) несут угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что назначенное предпринимателю наказание не может быть заменено на предупреждение, поскольку в данном случае не выполняются условия, указанные в статье 3.4 КоАП РФ.
В части 3 примечания к статье 9.1 КоАП РФ определено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное предпринимателю наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 270 АПК РФ с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 июня 2021 года по делу N А71-4939/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4939/2021
Истец: Романов Александр Леонидович
Ответчик: Приволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)