г. Челябинск |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А07-5950/2021 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Киреева П.Н. рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2021 по делу N А07-5950/2021.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан (далее - истец, страховщик, пенсионный фонд, Управление, УПФР в Ленинском районе г. Уфы Республики Башкортостан) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к акционерному обществу "Порт Уфа" (далее - ответчик, страхователь, общество, АО "Порт Уфа") о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 159000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивированным решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.05.2021 (резолютивная часть решения объявлен 14.05.2021) в удовлетворении исковых требований пенсионного фонда отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что судом при вынесении решения не учтены положения Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, согласно пункту 40 которой в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок. Апеллянт отмечает, что изначально сведения по форме СЗВ-стаж за 2019 год в отношении одного застрахованного лица были представлены заявителем 13.05.2020 - с нарушением нормативно установленного срока, при этом впоследствии, 31.08.2020, заявителем были представлены сведения по форме СЗВ-стаж с указанием типа "дополняющая" в отношении 318 застрахованных лиц. По мнению пенсионного фонда, последующее представление заявителем сведений по форме СЗВ-стаж в отношении 318 работников не свидетельствует об исправлении ошибок в ранее представленных сведениях, а является по существу дополнительным представлением сведений, в связи с чем к заявителю подлежат применению штрафные санкции за нарушение срока представления сведений, установленные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Отзыв на апелляционную жалобу в установленный судом в определении от 09.06.2021 срок в материалы дела не представлен.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-стаж в отношении общества "Порт Уфа", в ходе которой установлено, что сведения по форме СЗВ-стаж за 2019 год на одно застрахованное лицо представлены в Управление 13.05.2019 (л.д. 16-18).
Впоследствии страхователем в составе "дополняющей" формы СЗВ-стаж представлены сведения на 318 застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходной" форме СЗВ-стаж за 2019 год (л.д. 19-21).
По результатам проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования обществом "Порт Уфа" и составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.11.2020 N 002S18200025202, указанный акт направлен в адрес общества заказным письмом 06.11.2020.
АО "Порт Уфа" 04.12.2020 на рассмотрение акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не явилась, возражений не направила, в связи с чем Управлением принято решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие общества.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в отсутствие страхователя принято решение от 04.12.2020 N 002S19200026276 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В адрес ответчика направлено Требование от 29.12.2020 N 002S01200025789 об уплате в добровольном порядке финансовой санкции (л.д.12-13).
Поскольку в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций страхователем не исполнены, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии у пенсионного фонда оснований для привлечения общества к ответственности в виде начисления соответствующих финансовых санкций.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ обязано представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по формам, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п (далее - Постановление N 3п) "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)".
В соответствии с приложением 1 к Постановлению N 3п "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ - выбирают один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Исходя из нормативных требований, отчетность за 2019 год страхователь обязан представить в территориальные органы ПФР, не позднее 1 марта 2020 года.
Материалами дела подтверждается, страхователем 13.05.2020 в пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ в отношении одного лица за отчетный период 2019 год.
Впоследствии страхователем в составе "дополняющей" формы СЗВ-стаж представлены сведения на 318 застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходной" форме СЗВ-стаж за 2019 год.
Основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде взыскания финансовых санкций послужили выводы пенсионного фонда о том, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 318 застрахованных лиц.
Однако из материалов дела следует, что 31.08.2020 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ по типу "дополняющая" за отчетный период 2019 год, за который им уже представлялись сведения, то есть страхователь самостоятельно выявил и устранил допущенные им ошибки до обнаружения их заинтересованным лицом и составления акта (03.11.2020), представив необходимые исправленные сведения.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд ссылается на пункт 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, согласно которому в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок
Вместе с тем, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как указанных, так и не указанных в исходных сведениях., по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Апелляционный суд также исходит из того, что положения статьи 15 закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление дополнительных сведений, то есть, и в отношении лиц, которые ранее не были указаны в исходной форме. Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются Федеральным законом, в статьи 15 и 17 закона N 27-ФЗ законодателем соответствующих изменений не вносилось, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700 по делу N А04-5751/2017, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 по делу N А04-5748/2017, от 30.10.2017 N 307-КГ18-6769 по делу N А56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерным.
Приведенная в апелляционной жалобе ссылка фонда на то обстоятельство, что изначально сведения по форме СЗВ-стаж за 2019 год в отношении одного застрахованного лица были представлены страхователем 13.05.2020, то есть с нарушением нормативно установленного срока, не имеет значения с учетом предмета заявленных требований и отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку как следует из акта проверки и решения фонда основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде взыскания финансовых санкций послужили выводы пенсионного фонда о том, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 318 застрахованных лиц. Указанное обстоятельство также подтверждается расчетом суммы финансовых санкций, согласно которому санкции начислены фондом в размере 159000 руб. за нарушение срока представления сведений в отношении 318 застрахованных лиц, с указанием фактической даты представления сведений - 31.08.2020 (л.д. 14).
Каких-либо выводов относительно нарушения срока представления сведений "исходной" формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении одного застрахованного лица акт проверки и решение фонда не содержат.
С учетом изложенного оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2021 по делу N А07-5950/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-5950/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Уфы Республики Башкортостан
Ответчик: АО "ПОРТ УФА"