г. Москва |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А40-34614/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-34614/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
3-е лицо - ГУП города Москвы "ЦЕНТР-СИТИ"
о признании незаконным уведомления,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании уведомления Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 18.11.2020 г. N КУВД-001/2020-10886020/2 об отказе в государственной регистрации Дополнительного соглашения от 16.07.2020 г. к договору аренды земельного участка от 24.02.1999 г. N М-02-012984 и обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 27.08.2020 к договору аренды земельного участка от 28.11.2014 N М-05-045735.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Департаментом и Государственным унитарным предприятием города Москвы "Стройинвест комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы" ранее был заключен договор аренды земельного участка от 24.02.1999 N М-02-012984, площадью 57 038 кв.м с кадастровым номером 77:02:0009003:5, расположенного по адресу: г. Москва, проезд Сигнальный, вл.35, сроком до 26.11.2021 под эксплуатацию административно-складских помещений.
Государственная регистрация договора аренды проведена в установленном порядке.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости Государственное унитарное предприятии города Москвы "Стройинвест комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы" в форме присоединения реорганизовано в Государственное унитарное предприятие города Москвы "Центр-Сити" (запись о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц от 16.07.2018 ГРН 7187748423669) (далее - ГУП города Москвы "Центр - Сити").
По обращению ГУП города Москвы "Центр - Сити" от 19.05.2020 N 33-5-38651/20 Департаментом было оформлено дополнительное соглашение от 16.07.2020 о смене стороны по договору аренды земельного участка от 24.02.1999 N М-02-012984, а также, в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 07.12.2018 N 41840Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5 с сохранением в измененных границах", внесены изменения в указанный договор в части площади, границ земельного участка и цели его использования (далее - Дополнительное соглашение).
Так в Договоре аренды, в редакции Дополнительного соглашения от 16.07.2020 в том числе указано, что "разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5 - деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))".
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации Дополнительного соглашения.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управление Росреестра по Москве приостановило действия по государственной регистрации Дополнительного соглашения, на основании уведомления от 18.08.2020.
Уведомлением от 18.11.2020 N КУВД-001/2020-10886020/2 было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения, в связи с не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Причинами отказа в государственной регистрации Дополнительного соглашения указаны следующие обстоятельства : ЕГРН и дополнительное соглашение не содержат актуальных сведений о разрешенном использовании земельного участка; в отношении земельного участка имеется ограничение: изъятие для государственных нужд, на основании распоряжения Департамента от 04.12.2018 N 41189.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества, а также дополнительные соглашения к нему, подлежат государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона N 218-ФЗ, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона N 218-ФЗ государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его 5 представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию.
Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельного участка, прежде всего, определяется назначением (разрешенным использованием) объектов, расположенных на данном участке.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), которые утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Как верно установлено судом первой инстанции, распоряжением Департамента от 23.09.2015 N 16724 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5" установлены виды разрешенного использования для данного земельного участка -"деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); 4 общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)), для иных видов жилой застройки".
Указанные виды разрешенного использования земельного участка внесены в ЕГРН.
В соответствии с условиями Договора аренды земельный участок предоставлен арендатору для эксплуатации помещений в здании под офисные, складские цели и общественное питание в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
Учитывая изложенное, вид разрешенного использования земельного участка и цель предоставления земельного участка соответствует разрешенному использованию, содержащемуся в сведениях ЕГРН и не противоречит действующему законодательству.
При указанных обстоятельствах отсутствие в ЕГРН актуальных сведений о разрешенном использовании земельного участка не препятствует регистрации Дополнительного соглашения к договору аренды.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ).
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 N 42-П отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о вспомогательном виде разрешенного использования земельного участка не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации, а собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования (аналогичная позиция выражена также в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 310-ЭС20-8733).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:02:0009003:5 может быть использован с учетом вспомогательных видов разрешенного использования при условии соблюдения критериев, определенных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
Относительно довода регистрирующего органа о том, что в отношении земельного участка имеется ограничение: изъятие для государственных нужд, на основании распоряжения Департамента от 04.12.2018 N 41189 и отсутствуют документы, свидетельствующие, что земельный участок до настоящего времени не отчужден в соответствии со ст. 49 ЗК РФ, суд правомерно пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное (пункт 3 статьи 56.11 ЗК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением Департамента от 04.12.2018 N 41189 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества в рамках строительства Северо-Восточной хорды (СВАО)" предусмотрено изъятие земельного участка подлежащего образованию в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5.
Распоряжением Департамента от 07.12.2018 N 41840Б "О разделе земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5 с сохранением в измененных границах" утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории (приложение), образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5 на два участка с сохранением земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5 в измененных границах.
В результате раздела на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 77:02:0009003:1357 площадью 4 068 кв.м, в отношении которого зарегистрировано право собственности города Москвы. При этом земельный участок с кадастровым номером 77:02:0009003:5 учтен в измененных границах с площадью 52 970 кв. м.
С целью внесения изменений в Договор аренды в части площади и границ земельного участка с кадастровым номером 77:02:0009003:5 Департаментом и было заключено Дополнительное соглашение от 16.07.2020.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом сведения о том, что в отношении изымаемого объекта недвижимости зарегистрированное право было прекращено, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, дополнительное соглашение от 16.07.2020 г. к договору аренды земельного участка от 24.02.1999 г. N М-02-012984, вопреки утверждению заинтересованного лица об обратном, оформлено с учетом требований действующего законодательства, соответственно, оспариваемый отказ Управления Росреестра по Москве не соответствует ст. ст. 26, 27 Закона N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-34614/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34614/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЦЕНТР-СИТИ"