г. Ессентуки |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А25-746/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу - Агоевой Н.З. (по доверенности от 11.01.2021), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аркада", надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аркада" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.06.2021 по делу N А25-746/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аркада" (далее - общество, ООО "Аркада") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 15.03.2021 N ЭХ-2021/19 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, а также представления от 15.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.06.2021 в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в связи с непредставлением в установленный срок статистических данных.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. По мнению апеллянта, ООО "Аркада" является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем, не обязано представлять в органы статистики формы федерального статистического наблюдения, утвержденные для юридических лиц (кроме субъектов малого предпринимательства), в том числе, первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" в 2020 году.
В отзыве на апелляционную жалобу управление проси оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, ООО "Аркада" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 12.12.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике за основным государственным регистрационным номером 1140917003600. Основным видом деятельности ООО "Аркада" является деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (ОКВЭД 63.11.1).
Управлением проведена проверка своевременности предоставления обществом первичной статистической информации по форме федерального статистического наблюдения N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" в 2020 году. Форма отчётности годовая. Срок представления данной статистической формы - 03.02.2021.
В ходе проверки установлено, что ООО "Аркада" не представило в установленный срок отчет по форме N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" за 2020 год.
В связи с выявленным нарушением управление составило в отношении ООО "Аркада" в присутствии генерального директора протокол об административном правонарушении от 09.03.2021 N 19 по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ (т.1, л.д. 62-64).
15.03.2021 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управлением вынесено постановление по делу об административном правонарушении N ЭХ-2021/19, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 руб. (т.1, л.д.53-56).
Кроме того, 15.03.2021 обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушению (т.1, л.д.52).
Считая, что вынесенные постановление и представление нарушают его права, ООО "Аркада" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).
По правилам статьи 6 Закона N 282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4 статьи 6 Закона N 282-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 8 Закона N 282-ФЗ юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Согласно части 9 статьи 8 Закона N 282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620) первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 данного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020 N 412и "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам" утверждена форма N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций".
Исходя из Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения формы N 1 Кадры, утвержденного Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020 N 412 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам" форму федерального статистического наблюдения N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" предоставляют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности и видов экономической деятельности (кроме деятельности финансовой и страховой; государственного управления и обеспечения военной безопасности; социального обеспечения; деятельности общественных и экстерриториальных организаций). Форма отчётности годовая. Срок представления данной статистической формы - 03.02.2021.
Таким образом, общество было обязано представить в управление Отчет по форме N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" за 2020 год не позднее 03.02.2021.
Вместе с тем, данную обязанность ООО "Аркада" не исполнило, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Непредставление статистической отчетности повлекло выгрузку на федеральный уровень недостоверной первичной статистической информации, в результате чего, заинтересованные пользователи статистической информацией были лишены возможности получить статистические данные в достоверном виде.
Данные обстоятельства наносят ущерб авторитету органов государственной статистики, что впоследствии негативно отражается на качестве официальной статистической информации и управленческих решениях, принимаемых на ее основе.
Возражая против привлечения к административной ответственности, общество ссылалось на то, что у него отсутствует обязанность по предоставлению Отчета по форме N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" за 2020 год, поскольку общество состоит в Реестре субъектов малого предпринимательства.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что 10.08.2020 ООО "Аркада" исключено из единого реестра субъектов малого предпринимательства и, соответственно на конец 2020 года, не является субъектом малого предпринимательства (т.1, л.д.57, 59).
Таким образом, у общества возникла обязанность представления в органы статистики Отчета по форме N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" за 2020 год.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Аркада" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством. О наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих исполнению надлежащим образом обязанности по соблюдению требований законодательства, материалы дела не содержат, доказательств обратного суду не представлено.
Соответственно, вина общества в совершенном правонарушении является установленной и в полной мере подтверждена материалами дела.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Наказание назначено административным органом в минимальном размере санкции части 1 статьи 13.19 КоАП РФ - 20 000 рублей.
Назначенное обществу наказание в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
В связи с отсутствием оснований для отмены постановления управления, представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений также обоснованно признано судом первой инстанции законным.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно посчитал, что ООО "Аркада" не является субъектом малого предпринимательства, опровергается материалами дела и положениями действующего законодательства.
Так, в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства вносятся сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, соответствующих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Перечень респондентов, подлежащих обследованию по формам федерального статистического наблюдения, как субъектов малого предпринимательства. так и других категорий. в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 209-ФЗ, формируется на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРСПМ), ведение которого возложено на Федеральную налоговую службу.
В соответствии с положениями 5 Закона N 209-ФЗ, перечни юридических лиц. подлежащих обследованию по итогам деятельности за 2020 год, сформированы на основании данных ЕРСМП, по состоянию на конец 2020 года.
Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии с Законом N 209-ФЗ.
Пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 указанного Федерального закона), вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведений, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Указанные нормы права однозначно устанавливают дату (1 июля текущего календарного года), по состоянию на которую используются сведения в целях ежегодного формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе сведения, которые содержатся в представляемых налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведениях о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Непредставление юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или)налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, в силу пункта 5 части 5 статьи 4.1 1 Закона N 209-ФЗ, является основанием для исключения 10 августа текущего календарного года содержащихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о таких юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях.
Материалами дела установлено, что ООО "Аркада" 10.08.2020 исключено из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку по состоянию на 01.07.2020 сведения о среднесписочной численности за 2019 год не представлены.
Довод апелляционной жалобы о наличии оснований для замены административное наказание в виде административного штрафа не подлежит на предупреждение.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.
В связи с тем, что общество не является субъектом малого и среднего предпринимательства, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.06.2021 по делу N А25-746/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-746/2021
Истец: ООО "Аркада"
Ответчик: Управление федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу