г. Краснодар |
|
17 октября 2021 г. |
Дело N А25-746/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества ограниченной ответственностью "Аркада" (ИНН 0917026000, ОГРН 1140917003600) и заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ИНН 2634098984, ОГРН 1162651080790), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аркада" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 по делу N А25-746/2021, установил следующее.
ООО "Аркада" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - управление) от 15.03.2021 N ЭХ2021/19 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 20 тыс. рублей штрафа и признании недействительным представления от 15.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 17.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.08.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение срока и процедуры привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса, а также законностью оспариваемого представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что общество является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем не обязано представлять в органы статистики формы федерального статистического наблюдения, утвержденные для юридических лиц (кроме субъектов малого предпринимательства), в том числе первичную статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" в 2020 году. Кроме того, представление административного органа направлено не на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а на принятие мер по устранению выявленного нарушения, что не соответствует требованиям статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющим сущность самого представления, и нарушает права общества.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 12.12.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике общество зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1140917003600. Основным видом деятельности общества является деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (ОКВЭД 63.11.1).
Управление провело проверку своевременности представления обществом первичной статистической информации по форме федерального статистического наблюдения N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" по форме отчетности - годовая, срок представления которой - 03.02.2021.
Проверкой установлено, что за 2020 год общество не представило в установленный срок отчет по форме N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций", в связи с чем управление составило протокол об административном правонарушении от 09.03.2021 N 19, вынесло постановление от 15.03.2021 N ЭХ-2021/19 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 20 тыс. рублей штрафа и выдало представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии со статьями 197, 198, 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило постановление и представление управления в арбитражном суде.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц и правильного применения к установленным по делу обстоятельствам Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (ред. от 30.06.2021), приказа Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020 N 412и "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам" суды сделали верный вывод о законности постановления от 15.03.2021 N ЭХ2021/19 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и представления от 15.03.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Суды обоснованно отклонили довод общества о том, что у него отсутствует обязанность по представлению Отчета по форме N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" за 2020 год, поскольку общество состоит в Едином реестре субъектов малого предпринимательства (далее - ЕРСМП).
Суды установили, что по состоянию на 10.08.2020 общество исключено из ЕРСМП и, соответственно, на конец 2020 года не является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем у общества возникла обязанность представления в органы статистики Отчета по форме N 1 Кадры "Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций" за 2020 год.
Суды указали, что исключение общества из ЕРСМП с 10.08.2020 подтверждено письмом Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике от 07.04.2021 N 07-18/03340@, в котором указано, что по состоянию на 01.07.2020 общество не соответствует условию, установленному подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ ввиду непредставления обществом сведений о среднесписочной численности за 2019 год (том 1 л. д. 72, 73).
Доказательства оспаривания и признания незаконной записи об исключении общества из ЕРСМП в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды обоснованно поддержали позицию управления о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Административное наказание обществу назначено с соблюдением процедуры и срока привлечения к административной ответственности в пределах санкции части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен правильно.
В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, управление выдало обществу представление от 15.03.2021, которое также является законным и обоснованным.
Документально выводы судов общество не опровергло.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение.
Оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
Пределы рассмотрения в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и апелляционной инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества не установлены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела, имеющие существенное значение для его рассмотрения, суды установили на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, дали правильную оценку, основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2021 по делу N А25-746/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и апелляционной инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2021 г. N Ф08-10354/21 по делу N А25-746/2021