г. Москва |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А40-228356/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-228356/20
по заявлению ИП Шлыков А.Н.
к ДГИ г. Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Низовцев И.В. по доверенности от 10.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Михнев М.П. по доверенности от 29.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Шлыков А.Н. (далее также - Заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 24.08.2020 N ДГИ-1-61962/20-1.
Решением суда от 31.03.2021 заявление предпринимателя удовлетворено.
С таким решением суда не согласился Департамент и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель предпринимателя поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, предпринимателем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителя предпринимателя, Департамента, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель Шлыков Александр Николаевич (ОГРНИП: 314774615501060, ИНН 772855583005) является собственником нежилого помещения N III на первом этаже в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д. 15. Факт регистрации права собственности Заявителя на Помещение подтверждается свидетельством о праве собственности 77-АП 174609 от 30.09.2013 г. Указанно, помещение используется предпринимателем в коммерческих целях, а именно под гостиницу.
Многоквартирный дом с обозначенным Помещением расположен на земельном участке, который в настоящее время не образован, не поставлен на кадастровый учет и входит в состав земель, находящихся в государственной собственности. В соответствии с проектом межевания территории квартала, ограниченной улицей Красного Маяка, Чертановской улицей, ПК "Долина реки Городня", утвержденного распоряжением заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы N 16303 от 17.09.2015 г многоквартирному дому, в котором находится Помещение, определен участок N 27 площадью 0.4219 га.
25.05.2020 года Заявитель обратился в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением N 20, в котором содержалась просьба образовать и поставить на государственный кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом, в котором расположено Помещение.
Посчитав отказ ответчика необоснованным и несоответствующим действующему законодательству, а также нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Судом правомерно сделан вывод о том, что обязанность по образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом возложена именно на Заинтересованное лицо, а само инициирование процесса образования земельного участка может быть осуществлено на основании обращения Заявителя.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации7 собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом.
В Законе о введении в действие ЖК РФ установлен специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен. Так, согласно ч. 5 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ, земельный участок под многоквартирным домом переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента проведения государственного кадастрового учета. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса образования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
Если земельный участок не образован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В то же время право пользования и владения земельным участком собственниками помещений в многоквартирном доме закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Исходя из ч. 4 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. Так, в целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
В соответствии с п. 11 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7.03.2019 г. N 153/пр: "Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом".
Аналогичная норма предусмотрена и на уровне законодательства субъекта г. Москвы, а именно в ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет образование земельных участков многоквартирных домов, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ. В целях образования земельных участков многоквартирных домов уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы совершает все необходимые действия, предусмотренные федеральным законодательством.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП, Заинтересованное лицо является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, который осуществляет формирование и постановку на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом.
Таким образом, из указанного следует, что обязанность по образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом возложена именно на Заинтересованное лицо, а само инициирование процесса образования земельного участка под многоквартирным домом в соответствующем уполномоченном государственном органе может быть осуществлено любым собственником помещения в многоквартирном доме, посредством обращения к уполномоченному лицу.
Данные выводы подтверждаются, в том числе, и в Кассационном определении Верховного суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 г. N 5-КГ18-208.
Поскольку образование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, то Заинтересованное лицо, являясь органом государственной власти, на который возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для образования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Указанные выводы вытекают из правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П.
Таким образом, решение Заинтересованного лица об отказе в предоставлении Услуги по образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором расположено Помещение Заявителя, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Заявителя, связанные с владением и пользованием общим имуществом многоквартирного дома, а также препятствует оформлению в общую долевую собственность земельного участка под многоквартирным домом.
Заинтересованное лицо, отказывая в предоставлении Услуги, указало на обязательность предоставления Заявителем решения в порядке ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. Между тем судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что ранее для обращения к Заинтересованному лицу, в целях инициации процесса образования земельного участка под многоквартирным домом, необходимо было представить решение общего собрания собственников многоквартирного дома, однако на данный момент в связи с изменениями в законодательстве такое решение не требуется.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П норма ч. 3 ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, а именно ч. 1 ст. 19, ч. 1, 2 ст. 35 и ст. 36 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Конституционным Судом Российской Федерации в обозначенном акте конституционного судопроизводства отдельно отмечено, что в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства - единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. В силу части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Таким образом, положение части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации. Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Более того, Верховный Суд Российской Федерации в своей правоприменительной практике полностью принял подходы, предложенные Конституционным Судом Российской Федерации (Кассационное определении Верховного суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 г. N 5-КГ18-208).
Судом сделан верный вывод о том, что образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом без решения собрания всех собственников не нарушает и не может нарушать права последних.
В силу прямого указания закона (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме уже принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Следовательно, в рассматриваемом случае, государственная регистрация права земельный участок под многоквартирным домом, носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.
Довод Заявителя о невозможности образования земельного участка без выбора границ участка на общем собрании собственников многоквартирного дома, отклоняется судом.
Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территории квартала.
В соответствии с проектом межевания территории квартала, ограниченного улицей Красного Маяка, Чертановской улицей, ПК "Долина реки Городня", утвержденного распоряжением заместителя руководителя Департамента городского имущества города Москвы N 16303 от 17.09.2015 г., многоквартирному дому по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д.15 определен участок N 27 площадью 0.4219 га.
Таким образом границы земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д.15 определены проектом межевания.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования общества подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2021 по делу N А40-228356/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228356/2020
Истец: Шлыков Александр Николаевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-29473/2021
22.08.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-44684/2024
17.11.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-29473/2021
25.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-45352/2022
26.01.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-29473/2021
12.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36410/2021
31.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-228356/20