г. Москва |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А40-34420/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
судей: |
Ж.В. Поташовой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 мая 2021 года по делу N А40-34420/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
3-е лицо - Коробкова Александра Петровна
о признании незаконным уведомления
при участии:
от заявителя: |
Акшонова Ю.Н. по дов. от 12.07.2021; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании уведомления Управления Росреестра по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, Росреестр, Управление) от 13.11.2020 г. N MFC-0558/2020-127936 об отказе в государственной регистрации Дополнительного соглашения о от 13.07.2020 г. к договору аренды от 31.10.2010 г. N М-04-035083 и обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 13.07.2020 г. к договору аренды от 31.10.2010 г. N М-04-035083.
Решением суда от 18.05.2021 требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ответчик считает, что представленное на государственную регистрацию дополнительное соглашение не соответствует нормам действующего законодательства. Указал на то, что сведения о соблюдении п. 3.3.5 Правил при выборе вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка отсутствуют.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Департаментом городского имущества города Москвы (далее -Департамент) и Лещенко А.П. был заключен договор аренды от 31.12.2010 N М-04-035083 (в редакции дополнительных соглашений от 29.05.2019, 14.08.2017, 15.06.2016) в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001001:3 площадью 1122 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Авиамоторная, вл. 19 (далее - договор аренды).
Земельный участок предоставлен арендатору для эксплуатации офисного здания.
Договор и дополнительные соглашения зарегистрированы в установленном порядке.
В границах земельного участка расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001001:1055 по адресу: Москва, ул. Авиамоторная, д. 19.
Согласно сведениям из ЕГРН право собственности на здание 77:04:0001001:1055 перешло от Лещенко А.П. к Коробковой Александре Петровне (запись от 19.03.2020 N 77:04:0001001:1055-77/003/2020-12).
На основании обращения Коробковой А.П. от 05.06.2020 N 33-5-41622/20, в связи с переходом права собственности на здание между Департаментом и Коробковой А.П. заключено Дополнительное соглашение от 13.07.2020 к договору от 31.12.2010 N М04-035083, предусматривающее переход прав и обязанностей по договору аренды к Коробковой А.П. с 19.03.2020.
В том числе раздел 5 "ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АРЕНДАТОРА" дополнен пунктом о вспомогательных видах разрешенного использования (п. 5.5.1.). "5.5.1 Использовать Участок под вспомогательные виды разрешенного использования при условии соблюдения условий и критериев, установленных правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки Москвы".
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 13.07.2020 к договору от 31.12.2010 N М-04-035083 (далее - дополнительное соглашение).
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Москве в адрес Департамента направлено уведомление от 13.07.2020 N КУВД001/2020-8943848 о приостановлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения.
В целях устранения причин, послуживших основанием для приостановки регистрации договора аренды, Департаментом в адрес Управления Росреестра по Москве направлено письмо от 07.09.2020 N ДГИ-И-62365/20 с соответствующими разъяснениями.
Однако Уведомлением от 13.11.2020 N MFC-0558/2020-127936 было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения, в связи с не устранением причин, указанных в уведомлении о приостановлении.
Причинами приостановления государственной регистрации, а затем отказа в государственной регистрации Дополнительного соглашения послужило: отсутствие сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с указанными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества, а также дополнительные соглашения к нему, подлежат государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы (далее - Правила N 120-ПП).
Согласно сведениям из ЕГРН разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001001:3 - Для размещения объектов делового назначения, в том числе офисных центров; деловое управление (4.1).
Согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001001:3 расположен в границах территориальной зоны сохраняемого (фактического) землепользования (зона "Ф").
Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс "Ф") в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
В территориальных зонах сохраняемого землепользования в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Согласно ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с п. 3.3.4. Правил вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка устанавливаются для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в п. 3.3.6. настоящих Правил (территориальные зоны, для которых предусмотрен основной вид разрешенного использования с кодами 5.1.3, 5.2, 9.0, 9.1, 9.2, 11.1, 12.0.2, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.16, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.15, 1.17, 1.18. 2.1, 2.2, 13.2).
Таким образом, положения п. 3.3.6. Правил землепользования и застройки города Москвы не распространяются на территориальную зону, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001001:3.
Нормами пункта 3.3.5 Правил N 120-ПП определены условия и критерии, при соблюдении которых допускается применение вспомогательных видов разрешенного использования:
1) вспомогательные виды разрешенного использования должны быть выбраны из числа видов, не установленных в качестве основных или условно-разрешенных для территориальной зоны, в которой находится земельный участок;
2) вспомогательный вид разрешенного использования не может реализоваться без реализации основного вида разрешенного использования
3) в случае, если выбранный вид разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, то их строительство может опережать во времени реализацию основных, условно-разрешенных видов разрешенного использования (но не может быть единственным фактическим использованием земельного участка или объектов капитального строительства;
4) суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% площади всех объектов капитального строительства, включая площадь подземных частей зданий, сооружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001001:3 может быть использован с учетом вспомогательных видов разрешенного использования при условии соблюдения критериев, определенных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
В силу действующего законодательства, решение правообладателя о выборе вспомогательного вида разрешенного использования не требует дополнительных разрешений и согласований.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16.10.2020 N 42-П отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о вспомогательном виде разрешенного использования земельного участка не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации, а собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования (аналогичная позиция выражена также в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 310-ЭС20-8733).
При этом Дополнительное соглашение от не устанавливает вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка 77:04:0001001:3, а только содержит условие о возможности их применения при соблюдении критериев, определенных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о том, что дополнительное соглашение от 13.07.2020 г. к договору аренды от 31.10.2010 г. N М-04-035083, вопреки Доводам подателя апелляционной жалобы об обратном, оформлено с учетом требований действующего законодательства, в то время как оспариваемое решение указанным требованиям не соответствует.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заинтересованное лицо не доказало наличие обстоятельств, которые могли бы служить основанием для вывода о законности и обоснованности оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм права и оценке доказательств по делу.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 года по делу N А40-34420/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34420/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Коробкова Александра Петровна