город Омск |
|
16 августа 2021 г. |
Дело N А46-840/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7481/2021) акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2021 по делу N А46-840/2021 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" (ИНН 5507029944, ОГРН 1025501378572, адрес: 644103, Омская область, г. Омск, ул. Суровцева, 112) к Омской таможне (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090, адрес: 644024, Омская область, г. Омск, ул. Лермонтова угол Пушкина, д. 27/31) о признании недействительным решения от 13.01.2021 N 10610000/210/130121/Т000057,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" - до и после перерыва Евченко Светлана Александровна, представитель по доверенности от 03.02.2021 N 1/706 сроком действия 31.12.2022, до и после перерыва Коробов Николай Сергеевич, представитель по доверенности от 09.08.2021 N 8/4626;
от Омской таможни - до и после перерыва Маилян Шушан Амбарцумовна, представитель по доверенности от 12.01.2021 N 05-39107 сроком действия 31.12.2021, до и после перерыва Кинсфатор Сергей Александрович, представитель по доверенности от 12.01.2021 N 05-39/04 сроком действия 30.12.2021;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омский завод гражданской авиации" (далее по тексту - заявитель, АО "ОЗГА", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) о признании недействительным решения от 13.01.2021 N 10610000/210/130121/Т000057.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.05.2021 по делу N А46-840/2021 в удовлетворении требований АО "ОЗГА" отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что товар, помещенный под процедуру переработки (вертолет), находится на территории лица, указанного в разрешении на переработку, то есть у заявителя, что, по мнению подателя жалобы, исключает вывод о нарушении условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки, установленных подпунктом 3 пункта 2 статьи 164 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), а также о применении последствий, установленных подпунктом 1 пункта 4 статьи 174 ТК ЕАЭС. АО "ОЗГА" полагает, что перемещение на территорию иных лиц нескольких агрегатов вертолета, которые не являются товаром в смысле таможенных правоотношений, не может быть приравнено к обстоятельству отсутствия на территории заявителя товара (вертолета), помещенного под процедуру переработки. На момент окончания проверки заявителем уже было подано заявление об изменении разрешения на переработку вертолета и таможенным органом уже одобрены и внесены изменения в разрешение на переработку в части лиц, которым соответствующие агрегаты передавались в ремонт.
АО "ОЗГА" также ссылается на то, что таможенные платежи должны исчисляться исходя из стоимости перемещенных комплектующих, а не вертолета в целом. С учетом представленного в материалы дела отчета ООО "Западно-Сибирского Центра Независимой Оценки Собственности" N Р-400/2021 от 12.03.2021 об оценке рыночной стоимости агрегатов вертолета Ми-8АМТ заводской номер 8AMT00496114709U бортовой номер JU-6600 общая сумма таможенных платежей и налога на добавленную стоимость (далее - НДС) составит 15 343 187 руб. 42 коп.
АО "ОЗГА" полагает, что указание суда первой инстанции на то, что заявитель должен был руководствовать Приказом ФТС РФ от 14.03.2011 N 532 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядка отзыва и порядка аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории" (далее - Приказ ФТС РФ от 14.03.2011 N 532) необоснованным, так как из преамбулы данного приказа следует, что он был принят в соответствии с положениями статьи 244 Таможенного кодекса Таможенного союза и части 4 статьи 224 и части 11 статьи 250 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", которые утратили свою силу в 2018 году, в связи с чем Приказ ФТС РФ от 14.03.2011 N 532 также утратил силу. Прекращение действия законодательных актов влечет прекращение действия нормативного акта, принятого в их исполнение, для чего не требуется специального акта об его отмене. Приказ Минфина России от 24.12.2019 N 246н "Об утверждении порядка выдачи разрешения на переработку товаров на таможенной территории, передачи разрешения на переработку товаров на таможенной территории, отзыва, аннулирования, восстановления разрешения на переработку товаров на таможенной территории, формы заявления на переработку товаров на таможенной территории и порядка его заполнения, формы разрешения на переработку товаров на таможенной территории и порядка ее заполнения, формы заявления на передачу разрешения на переработку товаров на таможенной территории, формы заявления о внесении изменений в разрешение на переработку товаров на таможенной территории, формы отказа таможенного органа во внесении изменений в разрешение на переработку товаров на таможенной территории" (далее - Приказ Минфина России от 24.12.2019 N 246н) вступил в силу 25.04.2019. Передача комплектующих вертолета в ремонт состоялась в период с 20.02.2020 по 02.03.2020. На момент передачи комплектующих вертолета в ремонт отсутствовал установленный законом порядок и форма подачи заявления о внесении изменений в решение о переработке, что исключает для заявителя наличие обязанности по подаче такого заявления на момент передачи комплектующих вертолета в ремонт.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, таможня представила отзыв, согласно которому просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители АО "ОЗГА" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители таможни поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, возражения на отзыв, заслушав представителей заинтересованного лица, общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 04.12.2019 заявитель обратился в таможню с заявлением на открытие таможенной процедуры "переработка на таможенной территории" товара вертолёт Ми8АМТ для гражданской авиации, бортовой номер JU-6600, заводской номер 8АМТ00496114709U, 2011 года выпуска.
В заявлении на переработку в качестве товара на переработку указан вертолёт Ми8АМТ для гражданской авиации, бортовой номер JU-6600, заводской номер 8AMT00496114709U 2011 года выпуска, в качестве организации-переработчика указано АО "ОЗГА".
Ввоз товара для переработки осуществлён на основании контракта N 496/83-706-0819 от 22.10.2019 с КОО "МонголынАЛТ" (МАК), Монголия.
Согласно пункту 1.1 контракта (с учётом дополнительного соглашения к нему N 1 от 18.12.2019) предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту вертолёта Ми-8АМТ гражданского назначения, бортовой номер JU-6600, заводской номер 8AMT00496114709U, 2011 года выпуска.
В таможенной декларации в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" указан вертолёт гражданский, 2011 года выпуска, предназначен для перевозки пассажиров и грузов. Радиоактивный источник отсутствует. Поставка на ремонт, бортовой номер JU-6600, перевозится в разобранном виде для удобства транспортировки (указаны составные части). Серийный номер: 8AMT00496114709U. Кол-во 1 шт.
12.12.2019 Омской таможней заявителю выдано разрешение на переработку, в котором в качестве товара для переработки указан вертолёт Ми-8АМТ для гражданской авиации б/у, бортовой номер JU-6600, заводской номер 8АМТ00496114709U, 2011 года выпуска.
Товар продекларирован на таможенном посту Улан-Удэнский (ЦЭД) Бурятской таможни по ДТ N 10718050/240120/00000995.
24.01.2020 товар помещён под процедуру таможенной переработки.
В период с 27.10.2020 по 26.11.2020 таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении товара, продекларированного АО "ОЗГА" по декларации на товары N 10718050/240120/0000995 по вопросу соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренными ТК ЕАЭС с целью проверки наличия (отсутствия) товара - вертолёта (и составных узлов и агрегатов), бортовой номер JU-6600.
По указанному в разрешении на переработку адресу: г. Омск, ул. Суровцева, д. 112, проведён таможенный осмотр помещений и территорий АО "ОЗГА".
По результатам таможенного осмотра помещений и территорий составлен акт от 24.07.2020 N 10610000/210/240720/А000021, в котором зафиксировано, что в процессе осуществления операций по переработке отдельные узлы и агрегаты, имеющие статус иностранных товаров: комбинированные гидравлические рулевые приводы КАУ-115AM, авиагоризонты АГБ-96Д, редуктор ВР-14, демонтированные с вертолёта Ми-8АМТ, бортовой номер JU-6600, заводской номер 8ЛМТ00496114709, были переданы АО "ОЗГА" для проведения капитального ремонта (и отремонтированы) лицами, не заявленными в разрешении на переработку N 10610000/121219/51/2, а именно:
1) редуктор ВР-14 заводской индивидуальный номер 1040141123219 находился на площадке территории АО "ОЗГА", упакованным в заводскую деревянную тару серого цвета с номером "2", опломбирован металлической пломбой "УЗГА" на боковых стенках упаковки имеются записи: "1040141123219", "30.04.2020", "вес брутто 1300". В ходе осмотра АО "ОЗГА" представлен формуляр на редуктор ВР-14 N 1040141123219, подтверждающий, что фактически ремонт данной силовой установки произведён АО "Уральский завод гражданской авиации" в период с 10.03.2020 по 30.04.2020;
2) двигатель АИ-9В заводской номер 7080922100155, в соответствии с отметками в формуляре N 001350 отремонтирован в период с 10.02.2020 по 21.02.2020 ООО "Авиаремонтное предприятие "Мотор";
3) двигатели ТВЗ-1 17 ВМ сер.2 заводской номер 788520780 и заводской номер 788520779 к таможенному осмотру не были представлены в связи с их отсутствием на территории АО "ОЗГА".
Согласно документам (накладной от 13.02.2020 N 111, накладной (экспедиторской расписки) от 16.02.2020 N 20-00391009901, договору от 20.11.2019 N 20-ОР/2019), представленными АО "ОЗГА" в ходе проведения таможенного осмотра, данные двигатели, отправлены для проведения капитального ремонта АО "Уральский завод гражданской авиации";
4) в соответствии со спецификацией ремонтируемого авиационно-технического имущества (АТИ) N 1 от 20.11.2019, являющейся приложением N 1 к договору от 20.11.2019 N 20-ОР/2019, заключённому АО "ОЗГА" с ООО "Улан-Удэ АэроРемСервис", являющимся по условиям договора исполнителем обязательств по организации капитального ремонта, сторонними предприятиями должны быть отремонтированы следующие узлы и агрегаты, снятые с контролируемого вертолёта бортовой номер JU-6600, заводской номер 8АМТ00496114709:
Двигатель ТВЗ-117 ВМ сер.2 788520780
Двигатель ТВЗ-117 ВМ сер.2 788520779
Главный редуктор ВР-14 1040141123219
Авиагоризонт АГБ-96Р 1840312033
Авиагоризонт АГБ-96Д 1840901934
Авиагоризонт АГБ-96Д 1840412030
Комбинированный гидравлический рулевой привод КАУ-115АМ 821031520201
Комбинированный гидравлический рулевой привод КАУ-115АМ 821031520204
Комбинированный гидравлический рулевой привод КАУ-115АМ 821031520199
Комбинированный гидравлический рулевой привод КАУ-115АМ 821031520211.
По состоянию на 24.07.2020 АО "ОЗГА" в Омскую таможню с заявлением о внесении изменений в сведения о лицах, уполномоченных совершать операции по переработке (субподрядчиках) в разрешение на переработку товаров на таможенной территории N 10610000/121219/51/2 не обращалось.
28.07.2020 АО "ОЗГА" обратилось в таможню с заявлением о продлении срока переработки вертолёта Ми-8АМТ заводской номер 8АМТ00496114709U бортовой номер JU-6600 на 4 месяца и внесении соответствующих изменений в пункт 12 разрешения на переработку N 10610000/121219/51/2, в связи с невыполнением заказчиком КОО "МонголынАлт" условий пункта 3.3 контракта от 22.10.2019 N 496/83-706-0819 (в части условий расчётов за капитальный ремонт). А также, о внесении дополнительной информации по организациям - переработчикам в пункт 13 разрешения на переработку N 10610000/121219/51/2 (исх. N 37/4564):
- вертолёт Ми-8 АМТ для гражданской авиации бортовой номер JU -6600 заводской номер 8АМТ400496114709U, г.в. 2011, Код ТН ВЭД ЕАЭС 8802120001, Наименование организации переработчика - АО "ОЗГА";
- часть вертолёта (входящая в его состав) Ми-8АМТ. заводской номер 8АМТ400496114709U: авиационный газотурбинный двигатель (вспомогательная силовая установка) АИ-9В зав. N 7080922100155, Код ТН ВЭД ЕАЭС 8411810008, Наименование организации переработчика - ООО "Авиамоторное предприятие "Мотор", договор от 12.02.2020 N 7;
- часть вертолёта (входящая в его состав) Ми-8АМТ, заводской номер 8АМТ400496114709U: двигатель ТВЗ-11117ВМ серия 02 зав.N К788520780 зав.N К788520779, Код ТН ВЭД ЕАЭС 8411222008, Наименование организации переработчика - ООО "У-У АРС", договор от 20.11.2019 N 20-ОР/2019;
- часть вертолёта (входящая в его состав) Ми-8АМТ. заводской номер 8АМТ400496114709U: авиагоризонт АГБ-96Р зав. N 1840312033 зав.N 1840901934 зав. N1840412030, Код ТН ВЭД ЕАЭС 9014208009, Наименование организации переработчика - ООО "У-У АРС", договор от 20.11.2019 N 20-ОР/2019;
- часть вертолёта (входящая в его состав) Ми-8АМТ, заводской номер 8АМТ400496114709U: комбинированный гидравлический рулевой привод КАУ-115 AM зав. N -821031520201 зав. N 821031520204 зав. N 821031520199 зав. N821031520211, Код ТН ВЭД ЕАЭС 8412212009, Наименование организации переработчика - ООО "У-У АРС", договор от 20.11.2019 N 20-ОР/2019.
31.07.2020 в дополнение к заявлению от 28.07.2020 N 37/4564 АО "ОЗГА" представило в таможню дополнительную информацию по организациям - переработчикам в пункт 13 разрешения на переработку N 10610000/121219/51/2: АО "ОЗГА", ООО "Авиаремонтное предприятие "МОТОР" ООО "Улан - Удэ АэроРемСервис", с указанием их ИНН, ОГРН, КПП, места нахождения, почтового адреса, адресов электронной почты, мест нахождения производственных мощностей.
05.08.2020 АО "ОЗГА" в дополнение к заявлению от 28.07.2020 N 37/4564 представило в Омскую таможню копию письма ООО "Улан-Удэ АэроРемСервис" от 10.02.2020 N 08 с адресами организаций переработчиков к договору от 20.11.2019 N 20-ОР/2019.
07.08.2020 таможней, в соответствии со статьёй 129 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ, Закон о таможенном регулировании), внесены изменения в разрешение на переработку товаров на таможенной территории N 10610000/121219/51/2 согласно сведениям, указанным АО "ОЗГА" в заявлении от 28.07.2020 N 37/4564 и в письме от 05.08.2020 N 37/4757.
Контролируемые узлы и агрегаты от лиц, непосредственно осуществивших проведение капитального ремонта, возвращены в г. Омск на территорию, указанную в разрешении на переработку товаров на таможенной территории N 10610000/121219/51/2: г. Омск, ул. Суровцева, д. 112, до обращения АО "ОЗГА" 28.07.2020 в Омскую таможню с заявлением о внесении дополнительной информации по организациям - переработчикам в пункт 13 разрешения на переработку N 10610000/121219/51/2 (исх.28.07.2020 N 37/4564).
23.11.2020 таможней в адрес АО "ОЗГА" направлено требование о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке, подтверждающих соблюдение условий использования заявленной таможенной процедуры.
Проанализировав документы, представленные обществом на требование таможенного органа, установив факт передачи АО "ОЗГА" лицам, не указанным в разрешении на переработку иностранных товаров, помещённых под таможенную процедуру, без внесения в соответствии со статьёй 129 Закона о таможенном регулировании изменений в разрешение на переработку (то есть без письменного разрешения таможенного органа, выдавшего разрешение на переработку), таможней 13.01.2021 принято решение N 10610000/210/130121/Т000057 о выявлении нарушения, регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании: код 1801/200220/240120 - о возникновении у АО "ОЗГА" обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товара, помещённого под таможенную процедуру переработка на таможенной территории по ДТ N 10718050/240120/0000995 (товар 1).
15.01.2021 таможней сформирован расчёт таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин N 10610000/150121/0000002 на сумму задолженности в размере 90 127 178 руб. 04 коп., на основании которого создан паспорт задолженности в отношении АО "ОЗГА" в базе данных АПС "Задолженность".
15.01.2021 таможней в соответствии со статьёй 73 Закона о таможенном регулировании в адрес АО "ОЗГА" направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее уведомление) на сумму 94 124 693 руб. 93 коп. (с учётом пени). Срок добровольного исполнения требования истёк 08.02.2021.
Не согласившись с решением таможенного органа о несоблюдении заявителем таможенной процедуры переработка товаров на таможенной территории, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
29.05.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано АО "ОЗГА" в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС определено, что к числу обязанностей декларанта относится, в том числе, обязанность соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой.
Статьей 104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (пункт 3 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС определено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Сведения, которые подлежат указанию в декларации на товары, перечислены в пункте 1 статьи 106 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории ЕАЭС, их вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС в отношении товаров применяются таможенные процедуры, в числе которых - переработка на таможенной территории (пункт 2 статьи 127 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 123 Закона о таможенном регулировании содержание и применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории, условия помещения товаров под таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой процедурой, срок действия таможенной процедуры, возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, срок их уплаты и исчисление регулируются главой 24 ТК ЕАЭС и главой 21 Закона о таможенном регулировании.
Согласно пункту 1 статьи 163 ТК ЕАЭС таможенная процедура переработки на таможенной территории - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой с такими товарами совершаются операции по переработке на таможенной территории ЕАЭС в целях получения продуктов их переработки, предназначенных для последующего вывоза с таможенной территории ЕАЭС. без уплаты в отношении таких иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС (продукты переработки, отходы и остатки), приобретают статус иностранных товаров (пункт 2 статьи 163 ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 166 ТК ЕАЭС к числу операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС относится ремонт товаров, включая их восстановление, замену составных частей, модернизацию.
Подпунктами 3 и 6 пункта 2 статьи 168 ТК ЕАЭС установлено, что документ об условиях переработки товаров на таможенной территории ЕАЭС должен содержать сведения о лице (лицах), которое будет непосредственно совершать операции по переработке на таможенной территории ЕАЭС; о документах. подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 164 ТК ЕАЭС к числу условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории относится, в том числе, условие о нахождении товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, у лиц, указанных в документе об условиях переработки товаров на таможенной территории ЕАЭС. и использование таких товаров для совершения операций по переработке товаров этими лицами.
В силу статьи 127 Закона о таможенном регулировании переработка на таможенной территории осуществляется на основании разрешения таможенного органа. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории является документом об условиях переработки товаров на таможенной территории.
В соответствии со статьей 128 Закона о таможенном регулировании разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое заинтересованное российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров, которое на основании статьи 83 ТК ЕАЭС может быть декларантом в отношении иностранных товаров, указанных в разрешении на переработку товаров, иностранное лицо, имеющее филиал, зарегистрированный в Российской Федерации, в том числе не осуществляющее непосредственно операций но переработке товаров, если такое лицо поместило товары под специальную таможенную процедуру и операциями по переработке является ремонт товаров (далее - заинтересованное лицо).
Для получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории заинтересованное лицо подает заявление на переработку товаров на таможенной территории в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в таможенный орган, в регионе деятельности которого оно зарегистрировано как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В заявлении на переработку товаров на таможенной территории указываются сведения:
1) о заявителе (декларанте);
2) о лице (лицах), которое будет непосредственно совершать операции по переработке товаров;
3) об иностранных товарах, предназначенных для переработки, о продуктах их переработки, а также об отходах и остатках (наименование, код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количество в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, стоимость или ее диапазон);
4) о товарах ЕАЭС, в отношении которых законодательством государств -членов ЕАЭС установлены ставки вывозных таможенных пошлин, обеспечивающих осуществление технологического процесса переработки иностранных товаров (наименование, код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количество);
5) об операциях по переработке иностранных товаров, о способах и сроках их совершения;
6) о месте нахождения производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;
7) о норме (нормах) выхода продуктов переработки;
8) о способах идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки;
9) о сроке переработки товаров;
10) о замене иностранных товаров эквивалентными товарами ЕАЭС;
11) о возможности дальнейшего коммерческого использования отходов;
12) о документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения иностранными товарами;
13) о таможенном органе (таможенных органах), в котором предполагаются помещение иностранных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и завершение действия такой таможенной процедуры;
14) о производственных потерях (наименование, код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количество в основных или дополнительных единицах измерения в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности) {часть 4 статьи 128 Закона о таможенном регулировании).
К заявлению на переработку товаров на таможенной территории прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем сведения (часть 6 статьи 128 Закона о таможенном регулировании).
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС иностранные товары - товары, не являющиеся товарами ЕАЭС, в том числе, утратившие статус товаров ЕАЭС в соответствии с ТК ЕАЭС, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно части 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС.
Частью 5 статьи 130 Закона о таможенном регулировании установлено, что лицо, принявшее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, пользуется правами и несет обязанности по соблюдению условий помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, со дня принятия таможенным органом решения о передаче ему разрешения на переработку товаров на таможенной территории.
Статьёй 129 Закон N 289-ФЗ установлено, что в случае необходимости в выданное разрешение на переработку товаров на таможенной территории таможенным органом могут быть внесены изменения или дополнения, не противоречащие международным договорам и актам в сфере таможенного регулирования и законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании, по заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров на таможенной территории.
Материалами дела подтверждается, что после выпуска таможней товара часть ремонтных работ в отношении товара - вертолёта, помещённого под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, производились лицами, не указанными в разрешении на переработку товаров, а именно организациями-переработчиками ООО "Авиамоторное предприятие "Мотор", АО "Уральский завод гражданской авиации", ООО "У-У АРС".
Указанные обстоятельства подтверждаются ответами данных организаций на запросы таможенного органа с предоставлением подтверждающего проведение ремонтных работ комплекта документов, а также следуют из обращения АО "ОЗГА" от 28.07.2020 с заявлением о внесении дополнительной информации по организациям - переработчикам в пункт 13 разрешения на переработку N 10610000/121219/51/2.
Таким образом, в нарушение таможенной процедуры в период с 20.02.2020 по 02.03.2020 узлы и агрегаты, снятые с контролируемого вертолёта Ми - 8АМТ, бортовой номер JU-6600, заводской номер 8AMT00496II4709U, помещенного под указанную процедуру таможенной переработки на таможенной территории, были переданы без разрешения таможенного органа иным лицам для ремонта, что свидетельствует о нарушении АО "ОЗГА" условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории ЕАЭС.
Позиция Общества об отсутствии возможности перемещения декларантом отдельно составных частей, о том, что составные части товара, помещённого под таможенный режим в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭФ ЕАЭС 2 (А), таможенным законодательством не определяются в качестве товара, из чего следует, что относительно составных частей товара таможенным законодательством не установлены требования, равнозначные требованиям к обращению товара в целом, а у декларанта не возникают права и обязанности, равнозначные правам и обязанностям относительно товара в целом, противоречит нормам действующего законодательства и отклоняется апелляционным судом.
Как указывалось ранее, товары, помешенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров. Товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС (продукты переработки, отходы и остатки). приобретают статус иностранных товаров (пункт 2 статьи 163 ТК ЕАЭС).
Завершение таможенной процедуры переработки на таможенной территории (ИМ51) в соответствии со статьей 173 ТК ЕАЭС оканчивается: помещением ранее ввезенного товара под таможенную процедуру реэкспорта (ЭК31), либо под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ИМ40).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 166 ТК ЕАЭС одной из операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС является ремонт товаров. Ремонт товаров включает в себя, в том числе, их восстановление, замену составных частей и модернизацию.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 164 ТК ЕАЭС одним из условий помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки является наличие документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, который в соответствии с частью 1 статьи 127 Закона о таможенном регулировании является разрешением на переработку товаров на таможенной территории (далее - разрешение на переработку товаров).
Согласно пункту 1 статьи 172 ТК ЕАЭС с разрешения таможенного органа допускается замена иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории либо планируемых к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории в соответствии с документом об условиях переработки товаров на таможенной территории ЕАЭС, товарами ЕАЭС, которые по своим описанию. качеству и техническим характеристикам совпадают с такими иностранными товарами (эквивалентные товары). Порядок и условия замены иностранных товаров эквивалентными товарами устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 5 статьи 172 ТК ЕАЭС).
Порядок и условия применения эквивалентной компенсации установлены положениями статьи 132 ТК ЕАЭС и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2015 N 872 "Об утверждении Правил замены иностранных товаров эквивалентными товарами (эквивалентной компенсации) при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории" (далее - Правила).
Согласно пунктам 3 и 4 Правил лицо, получающее разрешение на переработку товаров, для получения разрешения на замену указывает в заявлении о переработке товаров на таможенной территории следующие сведения:
а) наименование эквивалентных товаров, их код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕА ЭС и количество;
б) описание, качественные и технические характеристики эквивалентных товаров;
в) информацию о вывозе продуктов переработки, полученных из эквивалентных товаров, с таможенной территории ЕАЭС до ввоза на таможенную территорию иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории.
Таможенный орган принимает решение о выдаче разрешения на замену, если соблюдаются следующие условия:
а) описание, качество и технические характеристики иностранных товаров и эквивалентных товаров совпадают;
б) в случае совершения операций по ремонту:
- иностранные товары заменяются эквивалентными товарами, являющимися продукцией типа, непосредственно совершающего операции по переработке;
- возможность замены иностранных товаров эквивалентными товарами предусматривается договором о продаже товаров ЕАЭС (в случае операций по гарантийному (безвозмездному) ремонту) или договором об оказании услуг по ремонту товаров (в случае совершения операций по возмездному ремонту).
В результате совершения операций по ремонту при замене неисправных составных частей на исправные, а также в результате иных операций, связанных с ремонтом, образуются отходы, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 170 ТК К АЭС подлежат помещению под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС, за исключением случаев, когда такие отходы признаются непригодными для их дальнейшего коммерческого использования либо такие отходы в соответствии с законодательством Российской Федерации об отходах производства и потребления подлежат захоронению, обезвреживанию, утилизации или уничтожению.
Сведения об отходах, образовавшихся в результате проведения операций по ремонту, могут быть внесены в разрешение на переработку товаров после выявления и демонтажа дефектных составных частей товаров, помещенных под процедуру переработки.
В соответствующем пункте разрешения на переработку товаров указывается информация о помещении отходов, образовавшихся в результате совершения операций по переработке, под определенную таможенную процедуру.
В пункте 2 Инструкции N 257, предусмотрено, что в одной декларации о товарах декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
В одной декларации о товарах, при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС заявляются - товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также если такие товары в пределах сроков, предусмотренных ТК ЕАЭС, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применяюсь таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи декларации о товарах в соответствии со статьей 120 ТК ЕАЭС (абзац 3 пункта 2 Инструкции N 257).
Указанная норма, в том числе регламентирующая, что одну товарную партию составляют товары, перевозимые по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки, применима только к случаям ввоза нескольких товаров.
Декларант вправе заявить сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких декларациях на товары, подаваемых в один и тот же таможенный орган, за исключением случая, когда товары, содержащиеся в одной товарной партии в силу Основного правила интерпретации 2а, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 5, рассматриваются как составляющие товара, представленного в несобранном или разобранном виде, и классифицируются в позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, соответствующей комплектному или завершенному товару.
В рассматриваемой ситуации на таможенную территорию ЕАЭС фактически ввезен один товар - вертолет.
Учитывая, что установка на вертолете оборудования (переданных третьим лицам агрегатов), являющегося с момента установки его неотъемлемой частью, влечет утрату данным оборудованием статуса вещи (в гражданско-правовом смысле), а, следовательно, и статуса самостоятельного товара (в смысле с подпунктом 45 пункта I статьи 2 ТК ЕАЭС), объектом декларирования в данном случае будет являться вертолет с установленным на нем оборудованием. Ремонтируемые узлы и агрегаты товара - вертолёта, являются составной частью воздушного судна.
Таким образом, поскольку под таможенную процедуру переработки на таможенной территории помещалось воздушное судно - вертолёт, а не узлы и агрегаты, для целей процедуры переработки товара на таможенной территории не имеет правового значения вывозился ли весь вертолёт с территории заявителя для осуществления ремонта или только его составные части, поскольку в данном случае имеется непосредственная связь между ремонтом воздушного судна и ремонтом двигателей и агрегатов.
Позиция Общества основана на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы АО "ОЗГА" о том, что таможенные платежи должны исчисляться исходя из стоимости перемещенных комплектующих, а не вертолета в целом, также признаются необоснованными, поскольку, как было сказано выше, объектом декларирования в данном случае является один товар - вертолет.
Обстоятельства того, что на момент окончания проверки заявителем уже было подано заявление об изменении разрешения на переработку вертолета и таможенным органом уже одобрены и внесены изменения в разрешение на переработку в части лиц, которым соответствующие агрегаты передавались в ремонт, не устраняются обстоятельств того, что Обществом была нарушена таможенная процедура, узлы и агрегаты, снятые с контролируемого вертолёта Ми - 8АМТ, были переданы без разрешения таможенного органа иным лицам для ремонта.
Кроме того, заявление об изменении разрешения было подано после обнаружения таможенным органом нарушений.
Довод Общества об отсутствии обязанности по подаче заявления о внесении изменений в решение о переработке, в связи с отсутствием на момент передачи комплектующих вертолёта установленного порядка и формы подачи указанного заявления, со ссылкой на прекращение действия Приказа ФТС РФ от 14.03.2011 N 532, является несостоятельным.
Вопреки позиции заявителя, в период с 20.02.2020 по 02.03.2020 (периода передачи без разрешения таможенного органа иным лицам для ремонта узлов и агрегатов с вертолёта Ми - 8АМТ) действовал Приказ ФТС РФ от 14.03.2011 N 532.
Указанный документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФТС России от 04.03.2020 N 235, вступившего в силу со дня вступления в силу Приказа Минфина России от 24.12.2019 N 246н.
Приказ Минфина России от 24.12.2019 N 246н вступил в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 25.03.2020) - 25.04.2020.
Таким образом, окончание действия Приказа ФТС РФ от 14.03.2011 N 532 - 24.04.2020.
Обстоятельства того, что Таможенный кодекс Таможенного союза, а также положения Раздела VI. "Таможенные процедуры" Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" утратили силу в 2018 году, не свидетельствуют об автоматической отмене положений Приказа ФТС РФ от 14.03.2011 N 532, поскольку правовое регулирование в указанной области не было прекращено, с момента прекращения действия Таможенного кодекса Таможенного союза в силу вступили положения ТК ЕАЭС, положения Раздела VI. "Таможенные процедуры" Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Материалами дела подтверждено нарушение АО "ОЗГА" таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории в отношении товара - вертолёт Ми-8АМТ для гражданской авиации, бортовой номер JU-6600, заводской номер 8AMT00496114709U 2011 года выпуска. Основания для признания решения Омской таможни от 13.01.2021 N 10610000/210/130121/Т000057 у суда отсутствуют.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что, отказав в удовлетворении заявления АО "ОЗГА", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба АО "ОЗГА" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
При изготовлении постановления в полном объеме судом апелляционной инстанции обнаружена техническая ошибка (опечатка), допущенная в резолютивной части постановления, объявленной 10.08.2021, которая выразилась в неуказании результата рассмотрения апелляционной жалобы, а именно - вместо "апелляционную жалобу акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2021 по делу N А46-840/2021 - без изменения" указано "апелляционную жалобу акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2021 по делу N А46-840/2021".
По правилам части 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Учитывая, что исправление опечатки не затрагивает существа судебного акта, подтверждается протоколом и аудиопротоколом судебного заседания, суд считает необходимым исправить допущенную опечатку.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Омский завод гражданской авиации" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2021 по делу N А46-840/2021 - без изменения.
Возвратить акционерному обществу "Омский завод гражданской авиации" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 03.06.2021 N 3647.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-840/2021
Истец: АО "Омский завод гражданской авиации"
Ответчик: ОМСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5890/2021
16.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7481/2021
29.05.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-840/2021
01.04.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1844/2021