город Томск |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А27-7280/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-6678/2021) на решение от 21.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7280/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Мраморная Т.А.) по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к индивидуальному предпринимателю Кукушкину Эдуарду Юрьевичу (ОГРНИП: 311420520900148, ИНН: 420531954016) о взыскании 13 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Кукушкина Эдуарда Юрьевича (далее - Предприниматель) 13 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за отчетные периоды - январь - декабрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, а также за предоставление страхователем неполных (недостоверных) сведений за указанные периоды.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 15.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Предпринимателя в доход соответствующего бюджета взыскан штраф в общем размере 3 250 рублей за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М за январь-декабрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, также взыскано 500 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета Российской Федерации.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 21.06.2021 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, указывает на то, что не согласен с решением суда первой инстанции в части снижения штрафа за несвоевременное представление сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ до 3 250 рублей, поскольку Пенсионным фондом доказано наличие в действиях страхователя вмененного ему состава правонарушения, страхователь своевременно не предоставил сведения по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, следовательно, основания для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ доказаны, Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении к ответственности; в части отказа суда первой инстанции в удовлетворении требований о взыскании штрафных санкций за представление страхователем неполных (недостоверных) сведений, полагает, что при наличии ежемесячных выплат и уплаченных страховых взносов страхователь должен был представлять сведения о застрахованном лице по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ за отчетные периоды - январь - декабрь 2019 года, однако 28.10.2020 в нарушении пунктов 2, 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователем представлены неполные (недостоверные) сведения о работающем у него застрахованном лице, при этом Предприниматель в налоговый орган не внес изменения в расчет по страховым взносам, не обратился с заявлением о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов.
Предпринимателем отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Предприниматель по телекоммуникационным каналам связи 31.01.2020 представил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2019 год на 2 застрахованных лица, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
По результатам сверки наличия на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц данных из расчетов по страховым взносам, представляемых плательщиком в налоговые органы, и данных из отчетов по страховому стажу застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за отчетные периоды 2017 - 2019 года, Пенсионным фондом выявлен факт расхождения в сведениях по форме СЗВ-М за январь - декабрь 2019, а именно: в представленных сведениях отсутствовал факт о стаже 2 застрахованных лиц, при наличии сумм выплат, в связи с чем, 17.07.2020 Пенсионным фондом в адрес Предпринимателя по телекоммуникационным каналам направлено уведомление об устранении имеющихся расхождений в сведениях.
Предприниматель по телекоммуникационным каналам связи 28.10.2020 представил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за отчетные периоды - январь - декабрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2019 год на 2 застрахованных лица в каждой отчетности, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования относительно представленных дополняющих сведений.
По результатам рассмотрения актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 25.01.2021 N 052S19210001034 (за январь 2019 года), N 052S19210001035 (за февраль 2019 года), N 052S19210001036 (за март 2019 года), N 052S19210001037 (за апрель 2019 года), N 052S19210001038 (за май 2019 года), N 052S19210001039 (за июнь 2019 года), N 052S19210001040 (за июль 2019 года), N 052S19210001041 (за август 2019 года), N 052S19210001042 (за сентябрь 2019 года), N 052S19210001043 (за октябрь 2019 года), N 052S19210001044 (за ноябрь 2019 года), N 052S19210001045 (за декабрь 2019 года), N 052S19210001046 (за 2019 год) в размере 500 рублей каждое.
Предпринимателю выставлены требования от 19.02.2021 N 052S01210002204 (за январь 2019 года), N 052S01210002205 (за февраль 2019 года), N 052S01210002207 (за март 2019 года), N 052S01210002208 (за апрель 2019 года), N 052S01210002209 (за май 2019 года), N 052S01210002210 (за июнь 2019 года), N 052S012100022011 (за июль 2019 года), N 052S01210002212 (за август 2019 года), N 052S01210002213 (за сентябрь 2019 года), N 052S01210002214 (за октябрь 2019 года), N 052S01210002215 (за ноябрь 2019 года), N 052S01210002216 (за декабрь 2019 года), N 052S01210002217 (за 2019 год) об уплате финансовых санкций в срок до 19.03.2021.
Предприниматель по телекоммуникационным каналам связи 28.10.2020 представил в Пенсионный фонд сведения по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ тип "отменяющая" за отчетные периоды - январь - декабрь 2019 года, 2019 год на 1 застрахованное лицо, указанное в дополняющих сведениях, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования относительно представленных отменяющих сведений.
По результатам рассмотрения актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за представление страхователем неполных (недостоверных) сведений, от 02.02.2021 N 052S19210001637 (за январь 2019 года), N 052S19210001638 (за февраль 2019 года), N 052S19210001639 (за март 2019 года), N 052S1921000140 (за апрель 2019 года), N 052S19210001641 (за май 2019 года), N 052S19210001642 (за июнь 2019 года), N 052S19210001643 (за июль 2019 года), N 052S19210001644 (за август 2019 года), N 052S19210001645 (за сентябрь 2019 года), N 052S19210001646 (за октябрь 2019 года), N 052S19210001647 (за ноябрь 2019 года), N 052S19210001648 (за декабрь 2019 года), N 052S19210001649 (за 2019 год) в размере 500 рублей каждое.
Обществу выставлены требования от 03.03.2021 N 052S01210002995 (за январь 2019 года), N 052S01210002996 (за февраль 2019 года), N 052S01210002997 (за март 2019 года), N 052S01210002998 (за апрель 2019 года), N 052S01210002999 (за май 2019 года), N 052S01210003000 (за июнь 2019 года), N 052S01210003001 (за июль 2019 года), N 052S01210003002 (за август 2019 года), N 052S01210003003 (за сентябрь 2019 года), N 052S01210003004 (за октябрь 2019 года), N 052S01210003005 (за ноябрь 2019 года), N 052S01210003006 (за декабрь 2019 года), N 052S01210003007 (за 2019 год) об уплате финансовых санкций в срок до 30.03.2021.
Неисполнение Предпринимателем указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, установив факт предоставления Предпринимателем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ позже установленного законом пятидневного срока для предоставления уточненных (исправленных) сведений по уведомлению Пенсионного фонда, оценив характер правонарушения, обстоятельства его совершения, и, принимая во внимание отсутствие доказательств причинения ущерба Пенсионному фонду, государству, иным лицам в связи с нарушением срока представления сведений (доказательства обратного в представленных в суд материалах отсутствуют), отнесение страхователя к субъектам малого и среднего бизнеса, с учетом принципа справедливости и соразмерности при привлечении к ответственности, пришел к выводу о возможности снижения размера штрафа за совершение должником правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, до 3 250 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявления Пенсионного фонда в части взыскания финансовых санкций за представление страхователем неполных (недостоверных) сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ за отчетные периоды - январь - декабрь 2019 года, 2019 год, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 420 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 642 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона N 27-ФЗ, установил, что у страхователя не имелось обязанности по исчислению страховых взносов в отношении 1 застрахованного лица, указанного в отменяющих формах СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ с которым у Предпринимателя был заключен гражданско - правовой договор по предоставлению транспортного средства в аренду страхователю без оказания ему услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, признал требование Пенсионного фонда в указанной части неправомерным.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Предприниматель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
По эпизоду о привлечении Предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды - январь - декабрь 2019 года, 2019 год (нарушение срока предоставления сведений), апелляционным судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Предпринимателя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по формам СЗВ-М, за январь - декабрь 2019 года, СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица.
Установив, что Предприниматель, после получения уведомления об обнаружении ошибок в представленных сведениях (17.07.2020), не реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений по форме СЗВ-М за январь - декабрь 2019 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении спорного застрахованного лица в установленный законом пятидневный срок (дополняющие сведения индивидуального (персонифицированного) учета представлены Предпринимателем 28.10.2020), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований Пенсионного фонда о взыскании с Предпринимателя финансовых санкций, вместе с тем, установив смягчающие ответственность обстоятельства, пришел к выводу о возможности снижения размера финансовых санкций до 3 250 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Пенсионным фондом доказано наличие в действиях страхователя вмененного ему состава правонарушения, страхователь своевременно не предоставил сведения по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, следовательно, основания для привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ доказаны, Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении к ответственности подлежат отклонению исходя из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
Поскольку Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении к ответственности, правоотношения сторон, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, с 01.01.2017 регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации установлены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом предусмотренный перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации при наложении санкций за налоговые правонарушения налоговый орган или суд, рассматривающий дело, устанавливает обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика за совершение таких правонарушений, и учитывает эти обстоятельства в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Из системного толкования статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что примененная органом контроля мера ответственности за совершение конкретного правонарушения проверяется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П и в определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 16.12.2008 N 1069-О, санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами налогового законодательства Российской Федерации и учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 12.05.1998 N 14-П и от 15.07.1999 N 11-П, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив характер нарушения, обстоятельства его совершения, установил обстоятельства, смягчающие ответственность (отсутствие ущерба Пенсионному фонду, государству, иным лицам в связи с нарушением срока представления сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, отнесение страхователя к субъектам малого и среднего бизнеса) и пришел к мотивированному выводу о наличии оснований для снижения размера штрафа за совершение страхователем правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, до суммы 3 250 рублей.
Определенная судом первой инстанции сумма финансовой санкции соответствует общим принципам и целям наказания, тяжести и характеру совершенного нарушения, не возлагает на Предпринимателя чрезмерного бремени по уплате штрафа, достаточна для реализации превентивного характера штрафных санкций.
Снижение судом первой инстанции размера финансовых санкций не было произвольным, произведено с учетом конкретных обстоятельств дела, действующих норм права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
По эпизоду о привлечении Предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды - январь - декабрь 2019 года, 2019 год (предоставление неполных (недостоверных) сведений), апелляционным судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Предпринимателя к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о представлении страхователем неполных (недостоверных) сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за январь - декабрь 2019 года, 2019 год в отношении 1 застрахованного лица.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса), в том числе, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Между тем, в силу пункта 4 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Согласно материалам дела, между Предпринимателем и физическим лицом, в отношении которого страхователем представлены дополняющие сведения по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ за январь - декабрь 2019, 2019 год, и в отношении которого не направлены отменяющие формы по указанным периодам, заключен гражданско - правовой договор аренды транспортного средства с экипажем от 09.01.2019 N 6, согласно условиям пункта 1.1 которого физическое лицо (арендодатель) представляет Предпринимателю (арендатору) за плату транспортное средство во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и его технической эксплуатации.
Поскольку согласно условиям договора аренды транспортного средства с экипажем от 09.01.2019 N 6 физическим лицом были оказаны услуги, выплачено соответствующее вознаграждение в рамках договора (что не оспаривается Предпринимателем), у Предпринимателя возникла обязанность по исчислению страховых взносов в отношении указанного лица, что было исполнено страхователем в дополняющих сведениях. Сторонами данные обстоятельства не оспариваются.
Кроме того Предпринимателем 09.01.2019 заключен гражданско - правовой договор аренды транспортного средства без экипажа N 7 с физическим лицом, в отношении которого страхователем представлены дополняющие сведения по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ за январь - декабрь 2019, 2019 год, и в отношении которого направлены отменяющие формы по указанным периодам.
По условиям пункта 1.1 договора аренды транспортного средства без экипажа от 09.01.2019 N 7 физическое лицо (арендодатель) представляет Предпринимателю (арендатору) за плату во временное владение и пользование транспортное средство, при этом услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства арендодатель не оказывает.
Таким образом, поскольку физическим лицом (в отношении которого представлены отменяющие сведения) по указанному договору было передано в пользование имущество, услуги не оказаны (что не оспаривается сторонами, доказательства обратного в представленных в суд материалах отсутствуют), у страхователя не возникло обязанности исчислять страховые взносы, о чем суд первой инстанции пришел к верному выводу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при наличии ежемесячных выплат и уплаченных страховых взносов страхователь должен был представлять сведения о застрахованном лице по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, однако 28.10.2020 в нарушение пунктов 2, 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователем представлены неполные (недостоверные) сведения о работающем у него застрахованном лице, при этом Предприниматель в налоговый орган не внес изменения в расчет по страховым взносам, не обратился с заявлением о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права. Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что факт перечисления страхователем в Пенсионный фонд страховых взносов на физическое лицо, в отношении которого такая обязанность не предусмотрена, не является основанием для привлечения Предпринимателя к ответственности за непредставление указанных сведений.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7280/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7280/2021
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Кемерово Кемеровской области-Кузбассамежрайонное
Ответчик: Кукушкин Эдуард Юрьевич