г. Москва |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А40-80533/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "ВОСК+"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2021 г. по делу N А40-80533/21
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г.Москве и Московской области
к АО "ВОСК+"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Лосев И.А. по доверенности от 01.07.2021, Еремин М.В. по доверенности от 20.05.2021, Буланов Ю.В. по паспорту; |
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области (далее - Заявитель, Административный орган) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к акционерному обществу "ВОСК+" (далее - Ответчик, АО "ВОСК+", Общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2021 г. АО "ВОСК+" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
АО "ВОСК+" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
Представители АО "ВОСК+" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, представил отзыв на апелляционную жалобу с ходатайством о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что организация оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения АО "ВОСК+" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии N ФС-99-02-004979 от 14.10.2015 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, действующей бессрочно. Место осуществления деятельности, согласно имеющейся лицензии по адресу: 107150, г. Москва, ул. Пермская, д. 11, стр. 5.
В ходе выездной проверки и изучения полученных документов, установлены следующие нарушения:
В нарушении пунктов 3, 42, 24 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" и приказа Минздрава РФ от 31.10.2018 г. N 749 "Об утверждении общих фармакопейных статей и фармакопейных статей", требований ОФС. 1.1.0010.18 "Хранение лекарственных средств" Государственной Фармакопеи РФ XIV "Об утверждении правил хранения лекарственных средств", на момент проверки в АО "ВОСК+" не проводится контроль за организацией условий хранения лекарственных препаратов.
16.03.2021 г. в зоне основного хранения при температуре +19°С и влажности 44% по показателям гигрометра ВИТ-1; по показателям логгера из отчета зоны основного хранения температура в данный период +20,5°С влажность 25% отчетный период 16.03.2021 г 10:00:00 - температура в данный период +20,9°С влажность 39,1%, в журнале регистрации параметров температуры и влажности в помещении температура +21°С и влажности 39%.
Показания различных приборов - "показатель влажность"- в одних тех же помещениях имеют значения 44% и по показателям логгеров не превышает 33%, что не соотносимо согласно возможной погрешности измерения различными приборами.
В зоне основного хранения при естественном и искусственном освещении хранились следующие лекарственные средства: "Аскорбиновая кислота порошок для приготовления раствора для приема внутрь 2,5г", серии 091220, в количестве 9984 уп., производства ЗАО "Фармацевтическое предприятие "МЕЛИГЕН", установленные производителем условия хранения: хранить в сухом, защищенном от света месте при температуре не выше+25°С.
Согласно требованиям пункту 24 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" лекарственные средства с маркировкой "Хранить в защищенном от света месте" хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения.
Как установлено Административным органом, службой качества АО "ВОСК+" не разработан алгоритм управления рисками по качеству и корректирующим действиям.
Выявленные нарушения составляют событие административного правонарушения и квалифицируются как несоблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения указанных обязательных требований при осуществлении фармацевтической деятельности, предусмотренных пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1081 (далее - Положения о лицензировании).
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании данные нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований, поскольку влекут за собой возникновение потенциальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что юридическое лицо АО "ВОСК+" в нарушение пункта 5 Положения о лицензировании, статьи 55, 56 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" допустило осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренным специальным разрешением (лицензией), в связи с чем в его действиях имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
05.04.2021 г. при участии генерального директора Общества Буланова Ю.В. должностным лицом заявителя составлен протокол N 144/21 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Процессуальных нарушений, допущенных Административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела не установлено. Нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проведении проверки Административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность является лицензируемым видом деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" законодательство об обращении лекарственных средств состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с приложением к Положению о лицензировании, к фармацевтической деятельности, в том числе относятся розничная торговля и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения и хранение лекарственных препаратов и лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с подпунктом г пункта 5 Положения о лицензировании лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям: соблюдение аптечными организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием 1 к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" законодательство об обращении лекарственных средств состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. N 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств.
Несоблюдение вышеуказанных требований и правил создают реальную угрозу жизни граждан, являясь причиной возникновения и распространения заболеваний.
Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей АО "ВОСК+".
Факты нарушения подтверждаются актом проверки, иными доказательствами по делу.
Применительно к положениям части 1 статьи 9, статьи 64, части 1 статьи 65 АПК РФ Ответчиком в материалы дела не представлены достаточные и убедительные доказательства, опровергающие выводы Административного органа.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (части 2 статьи 71 АПК РФ).
Отказывая Обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции убедительно и подробно мотивировал свои выводы.
При этом, проверив доводы отзыва, суд первой инстанции их отклонил их, как документально неподтвержденные.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 г. N 306-КГ16- 7326, от 06.10.2017 г. N 305-КГ17-13953).
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные Обществом в суде первой инстанции, являлись предметом проверки судом и не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, в действиях АО "ВОСК+" усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вина АО "ВОСК+" в совершении вменяемого правонарушения установлена, поскольку последнее имело возможность соблюдать условия, предусматривающие осуществление лицензируемого вида деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, имеются все основания для удовлетворения заявленных требований о привлечении Общества к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем, суд назначил наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, то есть в размере 100 000 рублей.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2021 по делу N А40-80533/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-80533/2021
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г.Москве и Московской области
Ответчик: АО "ВОСК+"