город Ростов-на-Дону |
|
19 августа 2021 г. |
дело N А32-1655/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Барановой Ю.И., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курипко В.А.,
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представителя Кучерова А.В. по доверенности от 20.01.2021,
от ответчика: представителя Половковой И.А. по доверенности от 15.07.2021, директора Джанашвили Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛАНА" (ОГРН 1022301220017, ИНН 2308049595)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2021 по делу N А32-1655/2021
по иску индивидуального предпринимателя Романова Алексея Викторовича (ОГРНИП 316774600419052, ИНН 771502364367)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛАНА" (ОГРН 1022301220017, ИНН 2308049595)
о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Романов Алексей Викторович (далее - истец, предприниматель, ИП Романов А.В.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЛАНА" (далее - ответчик, общество, ООО "ЛАНА") об обязании прекратить использование товарного знака "ДЖОНДЖОЛИ", о взыскании 1000000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак "ДЖОНДЖОЛИ" и расходов по оплате государственной пошлины в размере 23000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2021 ООО "Лана" запрещено размещение и использование обозначения "ДЖОНДЖОЛИ" в коммерческой деятельности, физических носителях и в сети интернет, сходного до степени смешения с товарным знаком "ДЖОНДЖОЛИ" с номером регистрации 637976. С ООО "Лана" в пользу ИП Романова А.В. взыскано 1000000 руб. компенсации за незаконное использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком N 637976, а также 23000 руб. расходов по оплате госпошлины. С ООО "Лана" в доход федерального бюджета взыскано 6000 руб. госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЛАНА" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что ООО "ЛАНА" не может считаться надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания по настоящему делу, судебный акт по существу спора вынесен без участия ответчика, не извещенного о начавшемся судебном процессе. Судом допущена подмена символа и сделан вывод о схожести с обозначением, не являющимся товарным знаком истца и не имеющим различительной способности.
Графический элемент товарного знака истца либо схожие с ним элементы ответчиком не использовались. Словесные элементы также имеют очень низкую, недостаточную схожесть. В отличие от товарного знака истца обозначение ответчика схоже не с написанием названия растения джонджоли, а с двумя именами Джон и Джоли. Кроме того, в обозначении ответчика имеется сочетание вымышленных слов "Вкуснидзе Веселидзе", служащих усилению отличительной способности обозначения в целом. Товарный знак тождественных либо схожих элементов не содержит. Ресторан ответчика и рестораны, использующие спорное обозначение, находятся в разных субъектах РФ (Краснодарский край и г. Москва), имеют разный, территориально обусловленный, круг потребителей. Использование товарного знака нельзя признать длительным. Рыночная стоимость товарного знака не подтверждена объективными данными. Предоставленный стороной истца отчет об оценке нельзя признать имеющим доказательственное значение. Нарушение нельзя признать имеющим место на протяжении длительного периода времени.
От ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела заключения внесудебной экспертизы.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Романов А.В. указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Кодекса повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
По смыслу указанных разъяснений суд апелляционной инстанции не вправе принимать во внимание новые доводы лиц, участвующих в деле, и новые доказательства в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заключение внесудебной экспертизы не может быть принято во внимание, поскольку является новым доказательством, полученным после вынесения обжалуемого судебного акта. На наличие уважительных причин непредставления документов заявитель не ссылается.
На основании изложенного апелляционный суд отказывает в удовлетворении ходатайства ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является правообладателем товарного знака * по свидетельству Российской Федерации N 637976, который зарегистрирован 05.12.2017 с приоритетом от 17.01.2017 в отношении услуг 43-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков "услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; закусочные; кафе; кафетерии; рестораны; рестораны самообслуживания; столовые на производстве и в учебных заведениях; услуги баров; услуги кемпингов; услуги по приготовлению блюд и доставке их на дом".
13.08.2020 в результате мониторинга веб-ресурсов, расположенных в телекоммуникационной сети "Интернет", ИП Романовым А.В. было выявлено, что на сайте https://instagram.com/djondjolykrd?igshid=xd0cpa06ajaw, опубликованы графические материалы, на которых отражен товарный знак по свидетельству Российской Федерации N 637976. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра сайта.
Как указал истец, ответчик использует указанный сайт для целей рекламирования услуг общественного питания ресторана с наименованием "Джонджоли". Принадлежность ресторана ответчику подтверждается кассовым чеком от 09.03.2021, содержащим наименование ресторана с неправомерным использованием товарного знака истца и фирменным наименованием ответчика.
По мнению истца, ответчик без согласования с правообладателем и в нарушение его законных прав использует товарный знак.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 13.08.2020 с требованием о прекращении использования товарного знака "ДЖОНДЖОЛИ" N 637976 и выплате компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак.
Оставление претензии без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с иском.
Согласно статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности), отнесены, в том числе товарные знаки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
В силу статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно пункту 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Согласно пункту 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Из названной нормы права следует, что обозначение, сходное до степени смешения или тождественное товарному знаку (статья 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации), зарегистрированному в отношении определенных товаров и услуг (статья 1480 Гражданского кодекса Российской Федерации), перечень которых изложен в свидетельстве на товарный знак (статья 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации), не может быть использован в отношении указанных товаров и услуг, или однородных с ним, без разрешения правообладателя (статья 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Незаконным использованием товарного знака признается любое действие, нарушающее исключительные права владельцев товарного знака: несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение о продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, при этом незаконность воспроизведения чужого товарного знака является признаком контрафактности.
В предмет доказывания по требованию о защите права на товарный знак входят следующие обстоятельства: факт принадлежности истцу указанного права и факт его нарушения ответчиком путем использования товарного знака либо обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Установление указанных обстоятельств является существенным для дела, от них зависит правильное разрешение спора.
Факт принадлежности истцу исключительных прав на товарный знак, в защиту которого он обратился с настоящим иском, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В абзаце пятом пункта 162 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 18.07.2006 N 2979/06 по делу N А40-63533/2004 и от 17.04.2012 N 16577/11 по делу N А40-2569/2011, в пункте 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015, вывод о сходстве до степени смешения обозначений делается на основе восприятия не отдельных элементов, а общего впечатления, которое производят это обозначение и товарный знак в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.
Аналогичная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2017 N 309-ЭС16-15153.
В соответствии с пунктом 41 Правил N 482 обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах; сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком) - если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В силу пункта 42 тех же Правил N 482 словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями. Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам.
Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
Графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в этом пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Как указывалось выше, в пункте 162 Постановления N 10 разъяснено, что при выявлении сходства до степени смешения используемого ответчиком обозначения с товарным знаком истца учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе: используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров; длительность и объем использования товарного знака правообладателем; степень известности, узнаваемости товарного знака; степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены); наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
При определении вероятности смешения также могут учитываться представленные лицами, участвующими в деле, доказательства фактического смешения обозначения и товарного знака, в том числе опросы мнения обычных потребителей соответствующего товара.
Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга.
Сравнив комбинированный товарный знак * по свидетельству Российской Федерации N 637976, содержащий охраняемые словесные и изобразительные элементы, с обозначением, используемым ответчиком *, апелляционный суд приходит к выводу о том, что данные обозначения обладают высокой степенью сходства по фонетическому и семантическому признакам.
Товарный знак истца и обозначение ответчика имеют отличия по графическому (визуальному) критерию.
Вместе с тем, указанные различия не оказывают существенного влияния на восприятие обозначений, поскольку внимание потребителя, прежде всего, акцентируется на сходном словесном элементе "ДЖОНДЖОЛИ".
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о высокой степени сходства спорного товарного знака истца и используемого обозначения ответчика, близкой к тождеству.
В пункте 162 постановления N 10 разъяснено, что однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие обстоятельства.
В силу пункта 45 Правил N 482 при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
Признаки деятельности истца и ответчика совпадают, истец и ответчик осуществляют аналогичную деятельность в области предоставления услуг питания.
При этом довод ответчика о том, что ресторан ответчика и рестораны, использующие спорное обозначение, находятся в разных субъектах РФ (Краснодарский край и г. Москва), имеют разный, территориально обусловленный, круг потребителей, судебной коллегией отклоняется.
Положения действующего законодательства не ставят в зависимость правомерность защиты интеллектуальных прав и взыскания компенсации за их нарушение от территории использования обозначения, зарегистрированного в качестве товарного знака, поскольку в силу положений статьи 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации действие исключительного права распространяется на всю территорию Российской Федерации безоговорочно.
Ссылка заявителя жалобы на то, что логотип ресторана ответчика был разработан в 2016 году, не принимается апелляционным судом.
Фактически данный довод сводится к тому, что ответчику принадлежит право преждепользования на спорное обозначение, обусловленное его использованием в качестве коммерческого обозначения еще до подачи заявки на его регистрацию в качестве товарного знака и до момента возникновения исключительного права на товарный знак у истца.
Вместе с тем, товарные знаки в отличии от объектов патентных прав не могут являться объектом преждепользования.
Таким образом, установив вышеперечисленные обстоятельства, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении N 10 о достаточности для признания сходства обозначений и товарного знака уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков в глазах потребителя, апелляционный суд приходит к выводу о том, что ответчик использует в своей экономической деятельности обозначение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца.
Факт незаконного использования обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком истца, подтверждается представленными скриншотами страницы Инстаграмм, фотографиями с сайтов сети Интернет, протоколом осмотра веб-сайта от 13.08.2020, кассовым чеком от 09.03.2021.
В соответствии со статьей 1250 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.
Статьей 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:
1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;
2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;
3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 настоящего Кодекса;
4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;
5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.
Согласно пункту 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных названным Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
Пунктом 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
В соответствии с разъяснениями, сформулированными в пункте 47 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015, взыскание компенсации за незаконное использование товарного знака, по смыслу пункта 3 статьи 1252 ГК РФ, является альтернативой взысканию убытков в случае, когда доказывание их конкретного размера не представляется возможным. При удовлетворении требования о взыскании компенсации на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ суд определяет ее размер не произвольно. Истец должен представить доказательства, обосновывающие расчет суммы компенсации (статья 65 АПК РФ). Ответчик же вправе оспаривать как сам факт нарушения, так и размер требуемой истцом компенсации.
Таким образом, действующим законодательством бремя доказывания обстоятельств чрезмерности заявленной ко взысканию компенсации за нарушение исключительных прав возложено на ответчика.
Истец определил компенсацию в размере 1000000 руб. на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец указал, что согласно отчету от 10.09.2019, подготовленному АНО "Судебный эксперт", рыночная стоимость товарного знака составляет 139998290 руб.; Паушальный взнос при заключении договора коммерческой концессии составляет 50000 долларов США, среднегодовой роялти 18135000 руб. За последний год истец получил убыток в виде неполученной прибыли с паушального взноса и роялти в размере 21846675 руб. При этом размер такой недополученной прибыли снижен истцом до 1000000 руб.
Суд первой инстанции, исходя из представленных в материалы дела доказательств и в отсутствие возражений ответчика по предъявленным требованиям, признал обоснованным определенный истцом размер компенсации за нарушение исключительных прав.
Оснований для переоценки указанных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку заявитель жалобы не представил суду первой и апелляционной инстанции доказательства в подтверждение несоразмерности заявленного истцом размера компенсации последствиям нарушения его прав, а равно не обосновал необходимость снижения судом размера компенсации и не составил контррасчет.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности является предъявление требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним.
Таким образом, поскольку ответчиком допущены нарушения исключительного права истца на принадлежащий ему товарный знак, в отсутствие доказательств прекращения использования спорного товарного знака требования истца о запрете ответчику размещать и использовать обозначение "ДЖОНДЖОЛИ" в коммерческой деятельности, физических носителях и в сети интернет, сходного до степени смешения с товарным знаком "ДЖОНДЖОЛИ" с номером регистрации 637976, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Ссылка заявителя жалобы на его ненадлежащее извещение о судебном процессе признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания путем направления копии судебного акта не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Как следует из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснению, данному в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Из материалов дела усматривается, что судебная заказная корреспонденция направлялась ответчику по его юридическому адресу: 350910, Краснодарский край, город Краснодар, улица Мира, 27 (т. 1, л.д. 78, 87, 102). Данный адрес соответствует и адресу, указанному апеллянтом в апелляционной жалобе.
Направленная в адрес общества по указанному выше адресу заказная почтовая корреспонденция возвращена в суд без вручения ее адресату.
В силу пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (в редакции Приказа Минкомсвязи России от 13.02.2018 N 61) почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При этом, вторичное извещение адресата не производится.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела конверты, а также отчеты об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором N 35099157199565, 35099159148905 апелляционный суд установил, что срок хранения почтовых отправления разряда "судебное" и возврата их в суд по истечении срока хранения (7 дней) органом почтовой связи не нарушен.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 161.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (пункт 68 указанного постановления Пленума).
Подателем жалобы не представлено доказательств невозможности получения корреспонденции, направленной ему Арбитражным судом Краснодарского края, по месту государственной регистрации.
Доказательств того, что юридический адрес ответчика был изменен и об этом внесена запись в ЕГРЮЛ, подателем апелляционной жалобы не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции извещал ответчика о времени и месте судебных разбирательств путем направления телеграмм по юридическому и фактическому адресам (т. 1, л.д. 111, 112, 107,108)
Таким образом, ответчик считается извещенным надлежащим образом, доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации последним в материалы дела не представлено.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 300 от 11.07.2021) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2021 по делу N А32-1655/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Суд по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1655/2021
Истец: Романов А В
Ответчик: ООО "ЛАНА"