г. Красноярск |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А74-1265/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" августа 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Охотничье промысловое хозяйство Сибирская охота": Квичанской Н.В., представителя по доверенности от 07.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакассия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24.05.2021 по делу N А74-1265/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Охотничье промысловое хозяйство Сибирская охота" (далее также - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакассия (далее также - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду лесного участка площадью 496,6 га с кадастровым номером 19:10:121001:8, из состава земель лесного фонда Усть-Бюрского лесничества Майского участкового лесничества Усть-Абаканского района Республики Хакасия, согласно условиям охотхозяйственного соглашения от 04.06.2013 N 21 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, выраженного в письме от 18.12.2020 N 010-8883-СГ; об обязании принять решение о предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером 19:10:121001:8, из состава земель лесного фонда Усть-Бюрского лесничества Майского участкового лесничества Усть-Абаканского района Республики Хакасия, согласно условиям охотхозяйственного соглашения от 04.06.2013 N 21 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казаков Николай Николаевич (далее также - третье лицо).
Решением суда от 24.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Отказ Министерства в предоставлении обществу в аренду лесного участка площадью 496,6 га с кадастровым номером 19:10:121001:8, из состава земель лесного фонда Усть-Бюрского лесничества Майского участкового лесничества Усть-Абаканского района Республики Хакасия, согласно условиям охотхозяйственного соглашения от 04.06.2013 N 21 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, выраженный в письме от 18.12.2020 N 010-8883-СГ, признан незаконным.
В порядке устранения нарушения прав заявителя на Министерство возложена обязанность в 30-дневный срок со дня вступления в силу решения рассмотреть вопрос о предоставлении обществу в аренду лесного участка с кадастровым номером 19:10:121001:8, из состава земель лесного фонда Усть-Бюрского лесничества Майского участкового лесничества Усть-Абаканского района Республики Хакасия, согласно условиям охотхозяйственного соглашения от 04.06.2013 N 21 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции Министерство ссылается на то, что письмо Министерства по своему содержанию не является отказом в предоставлении испрашиваемого заявителем лесного участка. Кроме того, по мнению Министерства, судом первой инстанции не дана оценка доводу о наличии объективных препятствий (запрет сноса самовольных построек, расположенных на спорном земельном участке) к выполнению условий пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Часть 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации не регулирует спорные правоотношения, поскольку в данной статье идет речь о заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов с арендаторами, находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившими договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров.
Общество представило в материалы дела возражения на апелляционную жалобу, в которых с ее доводами не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет"), в судебное заседание не явились. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между обществом (охотопользователь) и Государственным комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Республики Хакасия (далее также - Госкомитет) 04.06.2013 заключено охотхозяйственное соглашение, по условиям которого обществу предоставлены в пользование охотничьи угодья для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, общей площадью 52060 га и расположенные в пределах границ муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия. Охотхозяйственное соглашение заключено на срок до 04.06.2062 (пункт 7.1. соглашения).
Согласно пункту 1.1 соглашения охотопользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создания охотничьей инфраструктуры, а Госкомитет обязался предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, указанных в соглашении.
Пунктом 2.1.2 соглашения определены границы охотничьего угодья:
- Cеверная: от вершины с отметкой высоты 1271 м.н.у.м. (N 53° 42' 50", Е 89° 57' 22") по водораздельному хребту между р. Бейка и р. Уйбат до истоков р. Тибек, далее вниз по течению р. Тибек до проселочной дороги, идущей в лог Известковый;
- Восточная: от р. Тибек по проселочной дороге в южном направлении по логу Известковый, далее по проселочной дороге до лога Маганак, затем вниз по логу Маганак между горами Аттир, Кизектаг и Улагхая до р. Бейка, далле на юго-восток по дороге вдоль р. Бейка, огибая с запада с. Бейка, до дороги Чарков-Камышта, по дороге Чарков-Камышта на юг административной границы Усть-Абаканского и Аскизского районов;
- Южная: от дороги Чарков-Камышта по границе Усть-Абаканского и Аскизского районов до пересечения с р. Большой Со (N 53° 32' 07.0", Е 89° 59' 14,3");
- Западная: от точки пересечения с р. Большой Со с границей Усть-Абаканского и Аскизского районов (N 53° 32' 07.0", Е 89° 59' 14,3") вниз по течению р. Бол.Со до ее устья, далее вниз по течению р. Ниня до пересечения с лесной дорогой, идущей из лога Муртах (N 53° 34' 11,5", Е 90° 07' 23,2"), дальше на север до точки пересечения с автодорогой аал Аххол-аал Майский (N 53° 34' 34,6", Е 90° 07' 02,8"), затем вверх по логу Пастыр Гол по лесной дороге через лог Юр, по водоразделительному хребту р. Ниня и р. Бейка через г. Пергим, г. Тимир, вершину с отметкой высоты 1105 м (N 53° 39' 34,2", Е 90° 00' 41,1"), вершину с отметкой высоты 1155-м (N 53° 40' 55,1", Е 89° 58* 46,2"), далее до пересечения р. Бейка с лесной дорогой (N 53° 41' 29,9", Е 89° 58' 08,6"), затем вверх по р. Бейка до ее истока, от истока р. Бейка до отметки 1271 м н.у.м. (N 53° 42' 50", Е 89° 57' 22").
Согласно пунктам 2.1.5 и 2.1.6 соглашения земельные и лесные участки, указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте, в границах охотничьего угодья, описанные в пункте 2.1.2, на момент заключения соглашения отсутствуют.
Заявитель 17.11.2020 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении лесного участка с кадастровым номером 19:10:121001:8 в аренду с целью использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Министерство письмом от 18.12.2020 исх. N 010-8883-СГ отказало обществу в предоставлении лесного участка в аренду, указав, что в настоящее время на испрашиваемом лесном участке расположены самовольные постройки: объекты капитального строительства с кадастровым N 19:10:121001:16 (здание администрации), с кадастровым N 19:10:121001:18 (здание ветеринарной службы), с кадастровым N 19:10:121001:17 (столовая), с кадастровым N 19:10:121001:13 (баня), с кадастровым N 19:10:121001:15 (сторожка), с кадастровым N 19:10:121001:12 (котельная), с кадастровым N 19:10:121001:14 (гараж). В обоснование отказа Министерство, ссылаясь на решение Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-521/2917 от 30.10.2018 указало, что испрашиваемый заявителем лесной участок для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, с кадастровым номером 19:10:121001:8, должен быть приведен в первоначальное состояние после сноса самовольных построек - объектов капитального строительства. До исполнения решения Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-521/2917 от 30.10.2018 и приведения лесного участка с кадастровым номером 19:10:121001:8 в первоначальное состояние (в состояние, пригодное для использования в лесном хозяйстве) предоставление лесного участка для использования лесов не представляется возможным. Кроме того, в письме от 18.12.2020 исх. N 010-8883-СГ Министерство, ссылаясь на пункт 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации рекомендовало заявителю рассмотреть возможность использования испрашиваемого лесного участка для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления земельного участка, поскольку заявителем не планируется проведение на испрашиваемом лесном участке рубок деревьев, либо возведение охотничьей инфраструктуры.
Ссылаясь на то, что отказ в предоставлении лесного участка нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ненормативным правовым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает отказ Министерства в предоставлении лесного участка с кадастровым номером 19:10:121001:8 площадью 496,6 га по договору аренды, выраженный в письме от 18.12.2020 исх. N 010-8883-СГ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что отказ в предоставлении указанного лесного участка по договору аренды не соответствует положениям пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 и пунктом 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли лесного фонда, порядок использования и охраны которых регулируется названным кодексом и лесным законодательством.
На основании части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства относится к одному из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
На основании части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.
Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков (часть 1 статьи 36 ЛК РФ).
В силу части 4 статьи 27 Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в охотхозяйственное соглашение включается условие об обязательстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов указанные земельные участки и лесные участки (пункт 7).
Таким образом, компетентный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации обязан предоставить лицу, с которым по результатам аукциона было заключено охотхозяйственное соглашение, необходимые для охотхозяйственной деятельности земельные участки и лесные участки в аренду на срок действия указанного соглашения без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2.1.8.7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 N 346, на Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия возложены полномочия в части предоставления в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации соответствующих аукционов.
Следовательно, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия в соответствии с предоставленными ему полномочиями правомочно заключать договоры аренды лесных участков.
Как следует из материалов дела Государственным комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Республики Хакасия 04.06.2013 заключено с обществом охотхозяйственное соглашение, согласно пункту 1.1 которого Госкомитет обязался предоставить в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте земельные и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно настоящему соглашению. Соглашение заключено на срок до 04.06.2062.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.05.2020 по делу N А74-11824/2019, вступившим в законную силу, удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Охотничье промысловое хозяйство Сибирская охота" о признании незаконным бездействия Министерства, выразившееся в невнесении изменений в Лесохозяйственный регламент Усть-Бюрского лесничества в части установления возможности осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в границах охотничьих угодий, определенных пунктом 2.1.2 охотхозяйственного соглашения N 21 от 04.06.2013, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Охотничье промысловое хозяйство Сибирская охота" и Государственным комитетом по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия.
Суд обязал Министерство в 30-дневный срок со дня вступления в силу настоящего решения рассмотреть вопрос о предоставлении ООО "Охотничье промысловое хозяйство Сибирская охота" в аренду лесного участка с кадастровым номером 19:10:121001:8, из состава земель лесного фонда Усть-Бюрского лесничества Майского участкового лесничества Усть-Абаканского района Республики Хакасия, согласно условиям охотхозяйственного соглашения от 04.06.2013 N 21 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Приказом от 07.10.2020 N 010-1512-пр "О внесении изменения в приложение 13 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 21.12.2018 N 010-1197-пр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов" Министерством были внесены изменения в Лесохозяйственный регламент Усть-Бюрского лесничества, согласно которым предусмотрена возможность осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Усть-Бюрского лесничества Майского участкового лесничества в кварталах 6, 7, 11, 16, 22, 23, 41-78 (т.е. в границах охотничьих угодий общества).
Учитывая изложенное, общество вправе получить испрашиваемый лесной участок.
Министерство мотивировало отказ в предоставлении в аренду спорного земельного участка нахождением на нем самовольных построек, в отношении которых принято решение о сносе, не исполненное на дату рассмотрения настоящего спора по причине запрета на снос, установленного арбитражным судом в рамках дела N А74-14881/2019.
Вместе с тем, в силу части 6 статьи 73.1 ЛК РФ порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
ЛК РФ запрета на предоставление лесного участка в аренду при наличии на таком земельном участке самовольных построек, в отношении которых принято решение о сносе, не содержит, Министерством нормы, которая запрещала бы такое предоставление лесного участка, в апелляционной жалобе не привила.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. При этом в силу пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка тот случай, когда подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 7.1 статьи 39.8 ЗК РФ в случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, договор аренды, заключаемый в отношении такого земельного участка, должен предусматривать обязательство арендатора за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, - обязательство арендатора осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30.10.2018 по делу N А74-521/201, вступившим в законную силу, на главу крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуального предпринимателя Казакова Николая Николаевича возложена обязанность осуществить в месячный срок с момента вступления решения в законную силу снос самовольных построек - объектов капитального строительства: кадастровый N19:10:121001:16 (здание администрации); кадастровый N19:10:121001:18 (здание ветеринарной службы); кадастровый N19:10:121001:17 (столовая); кадастровый N19:10:121001:13 (баня); кадастровый N19:10:121001:15 (сторожка); кадастровый N19:10:121001:12 (котельная); кадастровый N19:10:121001:14 (гараж) и привести земельный участок кадастровый N19:10:121001:8 в первоначальное состояние. Судом принято решение об истребовании из незаконного владения главы крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуального предпринимателя Казакова Николая Николаевича земельного участка с кадастровым N19:10:121001:8, площадью 4965838 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, в 24 км западнее аала Чарков, в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Казаков Николай Николаевич 23.12.2019 обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия о взыскании убытков в размере 78 291 892 рублей 50 копеек, возникших в связи со сносом самовольных построек, возведенных на земельном участке с кадастровым N 19:10:121001:8.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.02.2020 по делу N А74-14881/2019 удовлетворено заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Казакова Николая Николаевича о принятии обеспечительных мер, в виде запрета судебному приставу-исполнителю осуществлять снос самовольных построек - объектов капитального строительства: кадастровый N 19:10:121001:16 (дом фермера); кадастровый N19:10:121001:18 (здание администрации); кадастровый N 19:10:121001:17 (здание ветеринарной службы); кадастровый N19:10:121001:13 (столовая); кадастровый N 19:10:121001:15 (баня); кадастровый N19:10:121001:12 (сторожка); кадастровый N 19:10:121001:14 (котельная); гараж (в рамках исполнительного производства N 15295/19/19021-ИП, возбужденного 17.07.2019 на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Республики Хакасия по делу N А74-571/2017), до определения их стоимости путем проведения судебной экспертизы и вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
Таким образом, являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что указанные в качестве причины не предоставления лесного участка обстоятельства не является препятствием для предоставления заявителю в аренду земельного участка. Указанные нормы права не содержат запрета по предоставлению земельного участка в аренду в рассматриваемом случае. Наличие на земельном участке самовольных построек, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек, основанием для отказа в предоставлении лесного участка не является.
Заявитель, заключивший охотхозяйственное соглашение, имел законное право обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия с заявлением о предоставлении ему в целях реализации соглашения земельных участков и лесных участков в аренду без проведения торгов, а Министерство обязано было рассмотреть данное заявление в полном соответствии с процедурой, предусмотренной законом и принять по результатам его рассмотрения законное и обоснованное решение.
Наличие определения от 25.02.2020 по делу N А74-14881/2019 о приостановлении исполнительных действий по сносу указанных построек не препятствует реализации части 7.1 статьи 39.8 ЗК РФ, запрет на снос установлен в отношении иного лица.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, принимая во внимание вышеизложенные нормы права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у суда первой инстанции достаточных правовых оснований для признания незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении спорного лесного участка по договору аренды.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что, признав отказ Министерства незаконным, арбитражный суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, суд первой инстанции правомерно обязал Министерство в 30-дневный срок со дня вступления в силу настоящего решения рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду лесного участка с кадастровым номером 19:10:121001:8, из состава земель лесного фонда Усть-Бюрского лесничества Майского участкового лесничества Усть-Абаканского района Республики Хакасия, согласно условиям охотхозяйственного соглашения от 04.06.2013 N 21 для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Доводы Министерства о том, что письмо Министерства по своему содержанию не является отказом в предоставлении испрашиваемого заявителем лесного участка, отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащие содержанию письма от 18.12.2020 исх. N 010-8883-СГ. Констатация факта невозможности предоставления лесного участка, в ответ на просьбу его предоставить, является отказом в предоставлении лесного участка, независимо от наличия или отсутствия самого слова "отказ".
Доводы Министерства о невозможности заключения договора аренды в связи с тем, что типовая форма договора аренды лесного участка не предусматривает возможность для включения в договор аренды условий о сносе самовольных построек, суд апелляционной инстанции также отклоняет в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 73.1 ЛК РФ порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 7.1 статьи 39.8 ЗК РФ в случае, если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами, договор аренды, заключаемый в отношении такого земельного участка, должен предусматривать обязательство арендатора за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц осуществить снос самовольной постройки в срок, не превышающий двенадцати месяцев, если было принято решение о сносе самовольной постройки, а если было принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, - обязательство арендатора осуществить снос самовольной постройки или представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев, и осуществить последующее приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий трех лет.
Типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 73.1 ЛК РФ).
Вместе с тем, нормы ЛК РФ не содержат требования о заключении договора аренды лесного участка только на тех условиях, которые изложены в типовых договорах аренды лесных участков (аналогичный правовой подход высказан в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.10.2020 по делу N А56-34498/2019).
В связи с чем, доводы Министерства подлежат отклонению, как не препятствующие предоставлению обществу спорного лесного участка в аренду.
Доводы Министерства о невозможности заключения договора аренды в связи с тем, что действия заявителя и третьего лица направлены на сохранение самовольных построек, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не имеющие правового значения и основанные на предположениях.
Иные доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции также отклоняются, поскольку не свидетельствуют о принятии судом первой инстанции неверного решения. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции правильно установлены и исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ее заявителем не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 мая 2021 года по делу N А74-1265/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1265/2021
Истец: ООО "ОХОТНИЧЬЕ ПРОМЫСЛОВОЕ ХОЗЯЙСТВО СИБИРСКАЯ ОХОТА"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
Третье лицо: Казаков Николай Николаевич, Квичанская Наталья Владимировна