г. Пермь |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А50-9356/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Крючкова Александра Валерьевича,
на решение Арбитражного суда Пермского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-9356/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Крючкова Александра
Валерьевича (ОГРН 310590821400038, ИНН 590811717865)
к Пермской таможне (ОГРН 1025900913884, ИНН 5902290177)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Крючков Александр Валерьевич (далее - предприниматель, заявитель, ИП Крючков А.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 01.04.2021 по делу N 10411000-131/2021, вынесенного Пермской таможней (далее - таможенный орган).
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 16.06.2021, мотивированное решение изготовлено 21.07.2021), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым заявленные требования будут удовлетворены.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлениях от 14.05.1999 N 8-П, от 14.11.2005 N 10-П, от 13.07.2010 N 15-П, полагает, что во избежание чрезмерности примененного к нему постановлениями по делу об административном правонарушении N10411000-1056/2020 от 26.01.2021 и N 10411000-131/2021 от 01.04.2021 наказания, превышающего в совокупности максимальный размер штрафа, предусмотренного нормой ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, тогда как основанием для вынесения двух отдельных постановлений явилось совершение одного нарушения таможенного законодательства в отношении четырех статформ, исходя из недопустимости нарушения конституционных принципов административного производства, необходимо отменить оспариваемое постановление от 01.04.2021; также заявитель полагает, что с учетом отсутствия доказательств причинения имущественного ущерба совершенным административным правонарушением, материального положения предпринимателя, небольшой суммой сделки (37 500 рублей), в связи с совершением которой должна была быть представлена статистическая форма учета перемещения товаров, самостоятельным устранением предпринимателем нарушения и представлением указанной статформы и исходя из общих критериев назначения административного наказания - дифференцированности, соразмерности, справедливости, характера совершенного административного правонарушения, степени вины предпринимателя, имеются основания для применения частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снижения размера административного штрафа в два раза и назначения административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Таможенный орган в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, ИП Крючков А.В. 26.01.2021 представил в Пермскую таможню в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет, статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером ED20210126161056898 и регистрационным номером 10411000/260121/С120222 за отчетный период "июль 2020 года".
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/260121/С120222, ИП Крючков А.В. вывез в Республику Казахстан товар: "ФОРМЫ ДЛЯ ЛИТЬЯ МИНЕРАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ", код товара - 8480600000, общая стоимость товаров - 37500,00 руб., страна происхождение товаров - Россия, покупатель - ТОО "МТЕК WEST Union", 090000. КАЗАХСТАН, Уральск, Ружейникова, отчетный период - июль 2020 года. Заявитель либо лицо, должным образом уполномоченное представлять статистическую форму от имени заявителя, - ИП Крючков А.В. (тел.: 89028324180, электронная почта: julom108@gmail.com).
Из представленных ИП Крючковым А.В. документов по статистической форме N 10411000/260121/С120222 (договор от 21.07.2020 N 45/11-27, универсальный передаточный документ от 24.07.2020 N 340) следует, что товары отгружены ИП Крючковым А.В. - в июле 2020 года.
Исходя из требований Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.15 N 1329, статистическую форму на товары, отгруженные в июле 2020 года, ИП Крючков А.В. должен был представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведена отгрузка товаров, т.е. до 14 августа 2020 года включительно.
Однако в нарушение данных требований ИП Крючков А.В. представил статистическую форму учета за отчетный период "июль 2020 года" 26 января 2021 года с нарушением установленного срока.
Также таможенным органом установлено, что ранее ИП Крючков А.В. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении N 10411000-001132/2019 от 21.10.2019 (вступило в законную силу 08.11.2019) предпринимателю назначено наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, по факту выявленных нарушений таможенного законодательства в отношении ИП Крючкова А.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
01.04.2021 Пермской таможни вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10411000-131/2021, в соответствии с которым предприниматель Крючков А.В. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель Крючков А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
В силу пункта 2 статьи 278 Закона о таможенном регулировании, российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 278 Закона о таможенном регулировании, порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Союз) в отношении товаров, полученных российским лицом в Российской Федерации с территорий государств - членов Союза или отгруженных российским лицом из Российской Федерации на территории государств - членов Союза (далее - статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации), статистическую форму учета перемещения товаров согласно приложению N 1 (далее - статистическая форма) и Правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров согласно приложению N 2.
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил).
В силу пункта 6 Правил, статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пункт 8 Правил определяет, что статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Исходя из пункта 10 Правил, местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил).
Судом установлен, материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается факт несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период "июль 2020 года", что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Под повторным совершением однородного административного правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения.
Такой период исчисляется со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения года со дня окончания его исполнения (пункт 2 части 1 статьи 4.3, статья 4.6 КоАП РФ).
Административным органом установлено, что ранее ИП Крючков А.В. постановлением N 10411000-001132/2019 от 21.10.2019 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения. Указанное постановление вступило в законную силу 08.11.2019, следовательно, до 07.11.2020 предприниматель считался подвергнутым административному наказанию.
Поскольку на момент совершения правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетный период "июль 2020 года", заявитель считался привлеченным к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП, следовательно, правонарушение совершено повторно, что является квалифицирующим признаком по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о наличии в действиях предпринимателя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Вина в совершении административного правонарушения выразилась в том, что предприниматель в соответствии с таможенным законодательством не исполнил надлежащим образом свои обязанности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась для соблюдения норм таможенного законодательства.
Доказательств, подтверждающих, что совершение правонарушения вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля заявителя, не имеется.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительность ситуации, в которой было совершено правонарушение, из материалов дела не усматривается.
Назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. соответствует санкции части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
На заявителя наложен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Правовых оснований для замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку предприниматель ранее привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 19.7.13 КоАП РФ, рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению.
Положениями статьи 19.7.13 КоАП РФ устанавливается исключительно размер санкции, применяемой к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, за совершение соответствующего административного правонарушения, общие же правила назначения административного наказания установлены иной нормой КоАП РФ - статьей 4.1.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П).
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 2.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Из смысла положений указанной нормы следует, что возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При этом установление исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, и назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного за соответствующее деяние, во всяком случае остается прерогативой судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, т.е. возможность назначения административного штрафа с использованием оспариваемых норм не предопределяет обязанность следования соответствующего органа или должностного лица доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, о наличии в его деле оснований для указанного снижения размера штрафа (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.04.2020 N 15-П).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, не установив наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения положений части 2.2 и части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера назначенного административного штрафа. Оснований для переоценки данных суждений суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд апелляционной инстанции полагает, что избранная мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края по делу А50-9356/2021, принятое в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 16.06.2021, мотивированное решение изготовлено 21.07.2021), оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9356/2021
Истец: Крючков Александр Валерьевич
Ответчик: ПЕРМСКАЯ ТАМОЖНЯ