г. Москва |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А40-265263/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
С.Л.Захарова, Е.В.Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-265263/20
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ООО "РАМПОЛЬ"
о признании незаконным уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Стовбун Н.А. по дов. от 29.12.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по г.Москве (далее - ответчик, Управление) от 07.10.2020 N 77/017/247/2020-7434 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 22.06.2020 к договору аренды земельного участка от 12.04.2017 N М-01-050436; о возложении обязанности осуществить действия по государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
ООО "Рамполь" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя возражал по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционные жалобы, в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, рассмотрены в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, между Департаментом городского имущества города Москвы и ООО "Рамполь" заключен договор аренды от 12.04.2017 N М-01-050436 (далее - Договор).
Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001098:2473 с адресным ориентиром: г Москва, Настасьинский пер., вл. 8, стр. 1, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации здания под деловое управление, общественное питание, здравоохранение, гостиничное обслуживание, магазины и бытовое обслуживание.
Согласно пункту 1.5 договора на земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001098:1043 площадью 777,9 кв. м, принадлежащие ООО "РАМПОЛЬ" на праве аренды (запись N 77-77/011-77/012/211/2016-1862/2 от 30.11.2016).
В рамках реализации городской программы, осуществляемой на основании постановления Правительства Москвы от 24.01.2012 N 12-ПП "О предоставлении в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии" (далее Постановление N 12-ПП, Приложение N 1), по результатам проведенного аукциона на право заключения договора аренды, был заключен договор аренды здания, находящегося в неудовлетворительном состоянии от 14.11.2016 г. N 00-00576/16 на объект культурного наследия, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Настасьинский пер., д. 8, стр. 1.
ООО "Рамполь" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении услуги "выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, за исключением земельных участков и объектов жилищного фонда" в отношении имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Настасьинский пер., д.8, стр.1, о признании за ООО "Рамполь" права на применение годовой ставки арендной платы в размере 1 руб. за 1 кв.м площади объекта с 22.10.2018 и на весь последующий период до окончания срока действия договора аренды от 14.11.2016 N 00-00576/16, о возложении обязанности на Департамент устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Рамполь" путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды от 14.11.2016 N 00-00576/16 в части установления ставки арендной платы в размере 1 руб. за 1 кв.м в год, начиная с 22.10.2018, и возложения обязанности внести изменения в данные персонифицированного учета, в том числе лицевые счета, в части указания задолженности по арендной плате, начисляемой с 22.10.2018.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2019 по делу N А40-28852/19 исковые требования удовлетворены в части признания за ООО "Рамполь" права на применение годовой ставки арендной платы по договору аренды от 14.11.2016 N 00-00576/16 в размере 1 руб. за 1 кв.м площади объекта с 22.10.2018 и на весь последующий период до окончания срока действия договора аренды и возложении обязанности на Департамент заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 14.11.2016 N 00- 00576/16 в части установления ставки арендной платы в размере 1 руб. за 1 кв.м в год, начиная с 22.10.2018. В удовлетворении остальной части требований отказано.
На основании указанного решения суда между Департаментом и ООО "РАМПОЛЬ" заключено дополнительное соглашение от 16.12.2019 к договору от 14.11.2016 N 00-00576/16 аренды объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Настасьинский пер., д. 8, стр.1, по условия которого годовая ставка арендной платы установлена в размере 1 руб.
В Департамент поступило заявление ООО "Рамполь" от 28.02.2020 N 196542647 (вх. от 02.03.2020 N 33-5-24173/20-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: Настасьинский пер., вл. 8, стр. 1 (кадастровый номер 77:01:0001098:2473) в части порядка начисления арендной платы за землю.
В связи с обращением арендатора от 02.03.2020 N 33-5-24173/20-(0)-0, в соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2019 по делу NА40-28852/19, на основании дополнительного соглашения от 16.12.2019 к договору от 14.11.2016 N00-00576/16, в соответствии с п. 2.8 постановления Правительства Москвы N 273-ПП между Департаментом и ООО "Рамполь" заключено Дополнительное соглашение от 22.06.2020 к договору аренды от 12.04.2017 N М-01-050436.
По условиям Дополнительного соглашения от 22.06.2020 приложение к договору аренды по расчету арендной платы изложено с 22.10.2018 в редакции Приложения, приложенного к указанному Дополнительному соглашению.
Кроме того, в целях приведения положений Договора в соответствие с действующим законодательством, Договор аренды дополнен иными условиями, в том числе, п. 1.1 договора "Предмет и цель предоставления земельного участка" дополнен абзацем:
- "Разрешенное использование земельного участка согласно ЕГРН - деловое управление (4,1)(земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); здравоохранение (3.4) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); гостиничное обслуживание (4.7) (земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); бытовое обслуживание (3.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))".
Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации Дополнительного соглашения от 22.06.2020 к договору аренды от 12.04.2017 N М-01-050436.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением в адрес Департамента направлено уведомление от 07.10.2020 N 77/017/247/2020-7434 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения от 22.06.2020.
Причинами отказа в государственной регистрации Дополнительного соглашения от 22.06.2020 послужили:
- по данным ЕГРН в отношении земельного участка внесены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56 ЗК РФ, а именно: Режим использования земель утвержден приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 28.05.2018N 405, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ. Между тем представленное соглашение не содержит указанных сведений;
- не соответствие разрешенного использования земельного участка между актуальными сведениями ЕГРН и Правилами землепользования и застройки.
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Законом сведений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно части 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (п. 1 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 1 ГрК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующие ограничения и обременения по использованию земельного участка содержатся в разделе 4 "Особые условия договора".
Кроме того, Дополнительном соглашением от 22.06.2020 раздел 4 "Особые условия договора" дополнен п. 4.9 следующего содержания: "Арендатор обязан использовать земельный участок, расположенный в охранной зоне объекта культурного наследия, в соответствии с требованиями, установленными ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов российской Федерации".
Согласно пункту 53 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
Следовательно, указание Управления в уведомлении, что сделка не содержит установленные законом ограничения прав сторон такой сделки, не соответствует действительности и является незаконным.
Кроме того, регистрирующий орган указал, что отсутствие в ЕГРН актуальных сведений о разрешенном использовании земельного участка препятствует регистрации Дополнительного соглашения к договору аренды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка, договоре безвозмездного пользования. В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), которые утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Согласно ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001098:2473 расположен в границах территориальной зоны, для которой установлены следующие виды разрешенного использования - 3.4 - (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи), 3.8.1 - (размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения органов государственной власти, государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность), 4.1 - (Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности); 5.1.2 - (Размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-центров).
При этом согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001098:2473 имеет вид разрешенного использования "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); здравоохранение (3.4) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); гостиничное обслуживание (4.7) (земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); бытовое обслуживание (3.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)).
По условия договора аренды от 12.04.2017 N М-01-050436 земельный участок предоставлен арендатору в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации здания под деловое управление, общественное питание, здравоохранение, гостиничное обслуживание, магазины и бытовое обслуживание.
Таким образом, установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001098:2473, содержащийся в ЕГРН, не противоречит видам разрешенного использования, установленным ПЗЗ.
Условия Дополнительного соглашения не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что дополнительное соглашение от 22.06.2020 к договору аренды от 12.04.2017 N М-01-050436 оформлено заявителем надлежащим образом с учетом требований действующего законодательства.
Таким образом, решение Управления от 07.10.2020 N 77/017/247/2020-7434 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации Дополнительного соглашения не имеет под собой правового основания.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-265263/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-265263/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "РАМПОЛЬ"