г. Москва |
|
15 декабря 2021 г. |
Дело N А40-265263/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.12.2021.
Полный текст постановления изготовлен 15.12.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Петровой В.В., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от истца: Шавловский И.Н. по дов от 29.12.2020
от ответчика: не явился
от третьего лица-не явился
рассмотрев 08.12.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Рамполь"
о признании незаконным уведомления
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) от 07.10.2020 N 77/017/247/2020-7434 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 22.06.2020 к договору аренды земельного участка от 12.04.2017 N М-01-050436; о возложении обязанности осуществить действия по государственной регистрации.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Рамполь" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о принятии кассационной жалобы к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: www.fasmo.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Департамента оставить обжалуемые решение и постановление без изменения. Управление и общество, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствие выводов в обжалуемых судебных актах имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом и обществом заключен договор аренды от 12.04.2017 N М-01-050436, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001098:2473 с адресным ориентиром: г Москва, Настасьинский пер., вл. 8, стр. 1, предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей эксплуатации здания под деловое управление, общественное питание, здравоохранение, гостиничное обслуживание, магазины и бытовое обслуживание.
Согласно пункту 1.5 договора на земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0001098:1043 площадью 777,9 кв. м, принадлежащие обществу на праве аренды.
В рамках реализации городской программы, осуществляемой на основании постановления Правительства Москвы от 24.01.2012 N 12-ПП "О предоставлении в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии" (далее - Постановление N 12-ПП, Приложение N 1), по результатам проведенного аукциона на право заключения договора аренды, был заключен договор аренды здания, находящегося в неудовлетворительном состоянии от 14.11.2016 N 00-00576/16 на объект культурного наследия, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Настасьинский пер., д. 8, стр. 1.
Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту с исковым заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности города Москвы, за исключением земельных участков и объектов жилищного фонда" в отношении имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Настасьинский пер., д. 8, стр. 1, о признании за обществом права на применение годовой ставки арендной платы в размере 1 руб. за 1 кв. м площади объекта с 22.10.2018 и на весь последующий период до окончания срока действия договора аренды от 14.11.2016 N 00-00576/16, о возложении обязанности на Департамент устранить нарушение прав и законных интересов общества путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды от 14.11.2016 N 00-00576/16 в части установления ставки арендной платы в размере 1 руб. за 1 кв. м в год, начиная с 22.10.2018, и возложения обязанности внести изменения в данные персонифицированного учета, в том числе лицевые счета, в части указания задолженности по арендной плате, начисляемой с 22.10.2018.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2019 по делу N А40-28852/19 исковые требования удовлетворены в части признания за обществом права на применение годовой ставки арендной платы по договору аренды от 14.11.2016 N 00-00576/16 в размере 1 руб. за 1 кв. м площади объекта с 22.10.2018 и на весь последующий период до окончания срока действия договора аренды и возложении обязанности на Департамент заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 14.11.2016 N 00-00576/16 в части установления ставки арендной платы в размере 1 руб. за 1 кв. м в год, начиная с 22.10.2018. В удовлетворении остальной части требований отказано.
На основании указанного решения суда между Департаментом и обществом заключено дополнительное соглашение от 16.12.2019 к договору от 14.11.2016 N 00-00576/16 аренды объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Настасьинский пер., д. 8, стр. 1, по условия которого годовая ставка арендной платы установлена в размере 1 руб.
В Департамент поступило заявление общества от 28.02.2020 N 196542647 (вх. от 02.03.2020 N 33-5-24173/20-(0)-0) по вопросу предоставления государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: Настасьинский пер., вл. 8, стр. 1 (кадастровый номер 77:01:0001098:2473) в части порядка начисления арендной платы за землю.
В связи с обращением арендатора от 02.03.2020 N 33-5-24173/20-(0)-0, в соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы от 23.04.2019 по делу N А40-28852/19, на основании дополнительного соглашения от 16.12.2019 к договору от 14.11.2016 N 00-00576/16, в соответствии с пунктом 2.8 постановления Правительства Москвы N 273-ПП между Департаментом и обществом заключено дополнительное соглашение от 22.06.2020 к договору аренды от 12.04.2017 N М-01-050436.
По условиям дополнительного соглашения от 22.06.2020 приложение к договору аренды по расчету арендной платы изложено с 22.10.2018 в редакции Приложения, приложенного к указанному дополнительному соглашению.
Кроме того, в целях приведения положений договора в соответствие с действующим законодательством, договор аренды дополнен иными условиями, в том числе, пункт 1.1 договора "Предмет и цель предоставления земельного участка" дополнен абзацем:
- "Разрешенное использование земельного участка согласно ЕГРН - деловое управление (4,1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); здравоохранение (3.4) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); гостиничное обслуживание (4.7) (земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6)); магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); бытовое обслуживание (3.3) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5))".
Департамент обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 22.06.2020 к договору аренды от 12.04.2017 N М-01-050436.
Уведомлением от 10.2020 N 77/017/247/2020-7434 Управление отказало в осуществлении действий по государственной регистрации дополнительного соглашения от 22.06.2020. В обоснование отказа Управление указало на следующее:
- по данным ЕГРН в отношении земельного участка внесены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: Режим использования земель утвержден приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 28.05.2018 N 405, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ. Между тем, представленное соглашение не содержит указанных сведений;
- несоответствие разрешенного использования земельного участка между актуальными сведениями ЕГРН и Правилами землепользования и застройки.
Полагая, что решение Управления нарушает законные права и интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суды, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, удовлетворили заявленные требования на основании статей 7, 56 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 14, 18, 21, 26, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом суды исходили из того, что дополнительное соглашение от 22.06.2020 к договору аренды от 12.04.2017 N М-01-050436 оформлено надлежащим образом с учетом требований действующего законодательства.
В связи с чем суд округа не усматривает оснований к отмене принятых по делу судебных актов. Выводы суда об удовлетворении заявления соответствуют представленным доказательствам, оцененным судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и требованиям закона.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, суды полно и всесторонне исследовали конкретные обстоятельства дела и дали им оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы фактических обстоятельств дела не свидетельствует о незаконности принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по делу N А40-265263/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уведомлением от 10.2020 N 77/017/247/2020-7434 Управление отказало в осуществлении действий по государственной регистрации дополнительного соглашения от 22.06.2020. В обоснование отказа Управление указало на следующее:
- по данным ЕГРН в отношении земельного участка внесены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: Режим использования земель утвержден приказом Департамента культурного наследия города Москвы от 28.05.2018 N 405, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ. Между тем, представленное соглашение не содержит указанных сведений;
...
Оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суды, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, удовлетворили заявленные требования на основании статей 7, 56 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 14, 18, 21, 26, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 декабря 2021 г. N Ф05-30425/21 по делу N А40-265263/2020