г. Москва |
|
23 августа 2021 г. |
Дело N А41-14417/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Казаковой Т.А.,
при участии в заседании:
от ИП Корчагина А. В.: Дьяченко О.В., по доверенности от 11.08.2021;
от ИФНС России по г. Красногорску Московской области: Волкова С.А., по доверенности от 29.12.2020;
от УФНС России по Московской области: Волкова С.А., по доверенности от 23.11.2020.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Корчагина А. В. на решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2021 года по делу N А41-14417/21 по заявлению ИП Корчагина А. В. (ИНН 502407167522, ОГРН 317502400005874) к ИФНС России по г. Красногорску Московской области, УФНС России по Московской области об отмене решения инспекции от 21.09.2020 N 7210 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления от 03.12.2020 N 07-12/086819@ по апелляционной жалобе,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Корчагин Александр Владимирович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Красногорску Московской области, УФНС России по Московской области об отмене решения инспекции от 21.09.2020 N 7210 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления от 03.12.2020 N 07-12/086819@ по апелляционной жалобе.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Корчагин А. В. обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Московской области, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон и повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Корчагин А.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Красногорску Московской области с 02.02.2017 и применяет упрощенную систему налогообложения с объектом обложения "Доход" на основании уведомления.
Кроме того, с 01.03.2017 ИП Корчагиным получен патент на применение патентной системы налогообложения.
На период с 01.01.2019 по 31.12.2019 инспекция выдала ИП Корчагину А.В. патент от 28.12.2018 N 5024190000645 на право применения патентной системы налогообложения по виду деятельности "подметание улиц и уборка снега; деятельность по очистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки; деятельности по фотокопированию и подготовке документов и прочая специализированная вспомогательная деятельность по обеспечению деятельности офиса (группировка включает только услуги по подготовке документов и прочие услуги по обеспечению деятельности офиса); деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки (группировка услуги по проведению фейерверков, световых и звуковых представлений); предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки (Группировка включает только услуги справочно-информационной службы по оказанию услуг населению по заполнению бланков, написанию заявлений, снятию копий по индивидуальному заказу населения; услуги справочно-информационной службы по приёму в расклейку объявлений; услуги копировальномножительные по индивидуальному заказу населения; услуги посреднические на информацию о финансовых, экономических, промышленных и иных данных по индивидуальному заказу населения; услуги по оборудованию квартир (навеска карнизов, картин, вешалок, зеркал др. предметов); услуги по стирке и глажению белья на дому у заказчика; прочие персональные услуги, не включенные в другие группировки.
В период с 15.04.2020 по 15.07.2020 ИФНС России по г. Красногорску Московской области проведена камеральная налоговая проверка заявителя в отношении полноты и правильности уплаты налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения, доходы.
В ходе проверки установлено, что налогоплательщик не включил в налоговую базу для исчисления УСН полученные в 2019 году доходы в сумме 7535575,49 руб., полученные от ООО "Астерлинк" за выполнение работ по благоустройству и уборке территории двора по договору от 10 февраля 2017 (без номера).
Размер дохода по контрагенту ООО "Астерлинк" установлен налоговым органом по банковской выписке ИП Корчагина А.В., размер дохода заявителем не оспаривается.
По результатам проверки составлен Акт от 29.07.2020 N 6580.
По результатам рассмотрения материалов проверки 21 сентября 2020 ИФНС России по г. Красногорску Московской области принято решение N 7210 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю доначислен УСН за 2019 год в сумме 452124 руб., пени по УСН - 29 342,52 руб., также заявитель привлечен к налоговой ответственности по ст.122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 90 425 руб. за неполную уплату УСН.
В качестве оснований к названным доначислениям и привлечению к ответственности налоговый орган ссылается на невозможность применения патентной системы налогообложения в отношении дохода, полученного заявителем от исполнения выше названного договора с ООО "Астерлинк", а именно на то, что договор подряда, заключенный на выполнение работ для юридического лица не относится к бытовому подряду.
Заявитель, не согласившись с вынесенным Инспекцией Решением, в порядке установленном статьей 139.1 Кодекса, обратился в Управление с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по Московской области от 03.12.2020 N 07- 12/086819@ апелляционная жалоба ИП Корчагина А.В. оставлена без удовлетворения, решение инспекции без изменения.
Не согласившись с решением управления, ИП Корчагин А.В. обратился в суд с заявлением о признании их незаконными и недействительными.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Пунктом 5 статьи 100 НК РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (пункт 6 статьи 100 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 346.43 НК РФ определен перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальным предпринимателям разрешается применять патентную систему налогообложения.
В силу нормы подпункта 2 пункта 8 статьи 346.43 НК РФ субъекты Российской Федерации вправе, в том числе, устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе: в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) и (или) Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД); устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 статьи 346.43 Кодекса, в отношении которых применяется ПСН.
При этом коды видов деятельности в соответствии с ОКВЭД и коды услуг в соответствии с ОКПД, относящиеся к бытовым услугам, определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р "Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам"
Как следует из содержания поименованного выше распоряжения Правительства Российской Федерации в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности, в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.
На основании абзаца 2 пункта 1 Правил бытового обслуживания населения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (действовали до 01.01.2021, с 01.01.2021 утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1036 в связи с утверждением Правительством РФ 21.09.2020 новых Правил N 1514), под относящимися к населению потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно Правилам N 1025 под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги или выполняющий работы потребителям по возмездному договору.
Согласно п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 730 ГК РФ).
Именно субъектный состав и направленность работ (услуг) на удовлетворение бытовых и иных личных потребностей заказчика отличает бытовой подряд от иных договоров подряда.
По смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следовательно, объектом бытового подряда для целей НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект, который предназначен исключительно для удовлетворения личных бытовых потребностей гражданина. Перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и перечень кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р.
Следовательно в случае установления законом субъекта Российской Федерации дополнительного перечня видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, индивидуальные предприниматели вправе применять ПСН по видам предпринимательской деятельности, относящимся к бытовым услугам, при оказании данных услуг по заказам физических лиц.
Из вышеизложенного следует, что при оказании услуг (проведению работ) по благоустройству и уборке территории юридических лиц, налогоплательщики, осуществляющие эти работы, не вправе применять ПСН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 НК РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах письма Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2020 N 03-11-11/22072 и иные, указанные в оспариваемом решении, не влекут изменение действующих норм налогового законодательства и внесение новых норм, отличных от Кодекса.
Таким образом, инспекция правомерно доначислила заявителю недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пени и привлекла заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога по УСН.
Нарушений ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену решения, арбитражным судом при рассмотрении настоящего спора не установлено.
Судом апелляционной инстанции также не выявлены обстоятельства, смягчающие вину заявителя в совершенном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 НК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд также суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя
Согласно доводам апелляционной жалобы заявителя решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.2021 года по делу N А41-14417/2020 подлежит отмене в силу следующих оснований:
-неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, -несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, -неправильным применением норм материального и процессуального права.
Доводы отклоняются апелляционным судом как основанные на неправильном толковании норм права и противоречащие материалам дела.
ИП Корчагин А.В. в 2019 году совмещал применение упрощенной системы налогообложения (УСН) с ПСН.
ИП Корчагину А.В. выдан патент (N 5024190000645) на право применения ПСН на период с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. по виду деятельности "Подметание улиц и уборка снега; деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки; деятельность по фотокопированию и подготовке документов и прочая специализированная вспомогательная деятельность по обеспечению деятельности офиса (группировка включает только услуги по подготовке документов и прочие услуги по обеспечению деятельности офиса); деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки (группировка включает только услуги по проведению фейерверков, световых и звуковых представлений); предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки (группировка включает только услуги справочно-информационной службы по оказанию услуг населению по заполнению бланков, написанию заявлений, снятию копий по индивидуальному заказу населения; услуги справочно-информационной службы поприему в расклейку объявлений; услуги копировально-множительные по индивидуальному заказу населения; услуги посреднические на информацию о финансовых, экономических, промышленных и иных данных по индивидуальному заказу населения; услуги по оборудованию квартир (навеска карнизов, картин, вешалок, зеркал и др. предметов); услуги по стирке и глажению белья на дому у заказчика; прочие персональные услуги, не включенные в другие группировки)".
Согласно выписке об операциях на счетах, поступившей из ПАО Банк "Финансовая Корпорация Открытие" поступления в 2019 году составили 7 535 575 руб. 49 коп. Таким образом, сумма дохода от предпринимательской деятельности за 2019 год у ИП Корчагина А.В. по результатам камеральной налоговой проверки составила 7 535 575 руб. 49 коп.
Сумма дохода получена от ООО "Астерлинк"с назначением платежа "Оплата за выполненные работы по благоустройству и уборке территории договор б/н от 10.02.17. Без НДС".
Согласно пункту 1 статьи 346.43 НК РФ ПСН устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 346,43 Кодекса поименованы виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН.
При этом применение ПСН в отношении указанных видов предпринимательской деятельности не ставится в зависимость от того, кто именно является заказчиком по договору на оказание данных услуг (юридические или физические лица).
Предпринимательская деятельность в сфере подметания улиц и уборка снега в указанном перечне видов деятельности не предусмотрена.
Вместе с тем согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в пункте 2 вышеуказанной статьи Кодекса, в отношении которых применяется ПСН. Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД2) и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2), относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации.
Перечень кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД2 и перечень кодов услуг в соответствии с ОКПД2, относящихся к бытовым услугам, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р "Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам". В перечне кодов видов деятельности в соответствии с ОКПД 2 содержится код 81.29.12 "Услуги по подметанию и уборке снега".
В случае установления законом субъекта Российской Федерации дополнительного перечня видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, индивидуальные предприниматели вправе применять ПСН по видам
предпринимательской деятельности, относящимся к бытовым услугам, при оказании данных услуг по заказам физических лиц.
Исходя из пункта 1 статьи 730 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
Как указал суд первой инстанции, к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 730 ГК РФ).
Именно субъектный состав и направленность работ (услуг) на удовлетворение бытовых и иных личных потребностей заказчика отличает бытовой подряд от иных договоров подряда.
Следовательно, объектом бытового подряда для целей НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект, который предназначен исключительно для удовлетворения личных бытовых потребностей гражданина.
Перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и перечень кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов, экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р.
Учитывая изложенное, в случае установления законом субъекта Российской Федерации дополнительного перечня видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам, индивидуальные предприниматели вправе применять ПСН по видам предпринимательской деятельности, относящимся к бытовым услугам, при оказании данных услуг по заказам физических лиц.
Из вышеизложенного следует, что при оказании услуг (проведению работ) по благоустройству и уборке территории юридических лиц, налогоплательщики, осуществляющие эти работы, не вправе применять ПСН.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права является: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Однако, как следует из материалов судебного дела, решения арбитражного суда первой инстанции и доводов апелляционной жалобы Общества, вышеперечисленные основания для отмены или изменения обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области отсутствуют.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.2021 по делу N А41- 14417/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14417/2021
Истец: ИП Корчагин Александр Владимирович
Ответчик: ИФНС по г Красногорск Московской области
Третье лицо: ИФНС по г Красногорск Московской области, Управление Федеральной налоговой службы по Московской област