г. Чита |
|
25 августа 2021 г. |
дело N А10-1189/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ломако Н.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Дальневосточного таможенного управления и Бурятской таможни на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 июня 2021 года по делу N А10-1189/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лера" к Дальневосточному таможенному управлению о признании незаконными решений 21.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10602050/251218/0022526, N 10602050/261218/0022629, N 10602050/281218/0022759, N 10602050/291218/0022857, N 10602050/241218/0022452, N 10602050/251218/0022570, N 10602050/271218/0022738, N 10602050/271218/0022744, N 10602050/281218/0022795, N 10602050/281218/0022797, N 10602050/291218/0022897, N 10602050/291218/0022899, к Бурятской таможне о признании незаконными корректировок и уведомлений от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000032, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000030, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000026, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000035, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000034, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000033, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000028, от 15.02.2021 N 10718000-У2021-0000025, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000029, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000027, от 16.02.2021 N 10718000-У2021- 0000031, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000036,
при участии в судебном заседании:
от Дальневосточного таможенного управления - Кайгородовой И.В. - представителя по доверенности N 01-21/01203 от 25.01.2021,
от Бурятской таможни - Кайгородовой И.В. - представителя по доверенности N 06-53/07510 от 29.07.2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лера"" (далее - заявитель, ООО "Лера" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Дальневосточному таможенному управлению о признании незаконными решений 21.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10602050/251218/0022526, N 10602050/261218/0022629, N 10602050/281218/0022759, N 10602050/291218/0022857, N 10602050/241218/0022452, N 10602050/251218/0022570, N 10602050/271218/0022738, N 10602050/271218/0022744, N 10602050/281218/0022795, N 10602050/281218/0022797, N 10602050/291218/0022897, N 10602050/291218/0022899, Бурятской таможне о признании незаконными корректировок и уведомлений от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000032, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000030, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000026, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000035, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000034, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000033, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000028, от 15.02.2021 N 10718000-У2021-0000025, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000029, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000027, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000031, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000036.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Дальневосточное таможенное управление и Бурятская таможня обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители жалоб ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального и процессуального права, по мотивам, изложенным в жалобах.
В судебном заседании представитель Дальневосточного таможенного управления и Бурятской таможни поддержала доводы жалоб.
Общество в представленном письменном отзыве на апелляционные жалобы выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционных жалоб к производству.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 11 августа 2021 года был объявлен перерыв до 10 часов 15 минут 13 августа 2021 года, в судебном заседании 13 августа 2021 года - до 14 часов 30 минут 16 августа 2021 года, а 16 августа 2021 года - до 09 часов 10 минут 18 августа 2021 года. Информация о перерывах размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзыва на их, изучив материалы дела, выслушав представителя Дальневосточного таможенного управления и Бурятской таможни, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Дальневосточным таможенным управлением с 26.02.2020 по 18.11.2020 на основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и статьи 228 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) проведена камеральная таможенная проверка ООО "Лера" по вопросу проверки соблюдения иных требований, установленных международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации, в части применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации при таможенном декларировании товаров по декларациям на товары (ДТ): N 10602050/251218/0022526, 10602050/261218/0022629, 10602050/281218/0022759, 10602050/291218/0022857, 10602050/241218/0022452, 10602050/251218/0022570, 10602050/271218/0022738, 10602050/271218/0022744, 10602050/281218/0022795, 10602050/281218/0022797, 10602050/291218/0022897, 10602050/291218/0022899.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки Дальневосточным таможенным управлением установлено, что ООО "Лера" (продавец) заключены внешнеторговые контракты от 22.12.2017 N RLZHCH-008, от 14.03.2018 N RLZH-N-06 с Экономическо-торговой компанией с ограниченной ответственностью "Чжун Хэ" (покупатель) на поставку товаров согласно спецификациям, которые являются неотъемлемой частью контракта.
ООО "Лера" в соответствии с контрактом от 22.12.2017 N RLZH-CH-008, приложениями (спецификациями) к контракту помещены под таможенную процедуру экспорта по ДТ: N 10602050/241218/0022452, 10602050/251218/0022570, 10602050/271218/0022738, 10602050/271218/0022744, 10602050/281218/0022795, 10602050/291218/0022897, 10602050/291218/0022899, 10602050/281218/0022797 товары - "пиловочник х/п сосны обыкновенной "Pinus Sylvestris", неокоренный, бревна без черновой обработки, необработанные консервантом, сорт 1, ГОСТ 9463-88".
Отправителем товаров, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, при таможенном декларировании товаров по ДТ: N 10602050/241218/0022452, 10602050/251218/0022570, 10602050/271218/0022738, 10602050/271218/0022744, 10602050/281218/0022795, 10602050/291218/0022897, 10602050/291218/0022899, 10602050/281218/0022797 выступает ООО "Лера".
В графе 33 "Код товара" ДТ заявлен классификационный код 4403 21 110 0 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) "Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные: хвойных пород, прочие: из сосны (Pinus spp.), с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более: сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L.": бревна", основная ставка вывозной таможенной пошлины по которому составляет 80% от таможенной стоимости, но не менее 55.2 евро за 1 куб.м.
При таможенном декларировании указанных товаров ООО "Лера" представило разовую лицензию от 17.01.2018 N 284RU17002011923 (период действия с 17.01.2018 по 31.12.2018) на экспорт товаров "бревна из сосны (Pinus Spp.) обыкновенного вида "Pinus Sylvestris": с размером наибольшего поперченного сечения 15 см или более (лесоматериалы круглые хвойных пород ГОСТ 9463-88)" по контракту от 22.12.2017 N RLZH-CH-008, выданную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России). Сведения о лицензии отражены в графе 44 ДТ под номером "01011". В связи с наличием лицензии в отношении товаров, задекларированных по ДТ: N 10602050/241218/0022452, 10602050/251218/0022570, 10602050/271218/0022738, 10602050/271218/0022744, 10602050/281218/0022795, 10602050/291218/0022897, 10602050/291218/0022899, 10602050/281218/0022797, применена ставка вывозной таможенной пошлины 15% от таможенной стоимости товаров.
Также в соответствии с контрактом от 14.03.2018 N RLZH-N-06, приложениями (спецификациями) к контракту под таможенную процедуру экспорта по ДТ: N 10602050/291218/0022857, 10602050/281218/0022759, 10602050/261218/0022629, 10602050/251218/0022526 ООО "Лера" помещены товары - "пиловочник х/п сосны обыкновенной "Pinus Sylvestris", неокоренный, бревна без черновой обработки, необработанные консервантом, сорт 1, ГОСТ 9463-88".
Отправителем товаров по ДТ: N 10602050/291218/0022857, 10602050/281218/0022759, 10602050/261218/0022629, 10602050/251218/0022526 является ИП Егорова Лариса (ИНН 032313300654, ОГРН 315032700026322), декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, выступало ООО "Лера".
В графе 33 "Код товара" ДТ заявлен классификационный код 4403 21 110 0 ЕТНВЭД ЕАЭС, основная ставка вывозной таможенной пошлины по которому составляет 80% от таможенной стоимости, но не менее 55.2 евро за 1 куб.м.
При таможенном декларировании товаров ООО "Лера" представило разовую лицензию от 01.08.2018 N 284RU18002006135 (период действия с 01.08.2018 по 31.12.2018) на экспорт товаров "бревна из сосны (Pinus Spp.) обыкновенного вида "Pinus Sylvestris": с размером наибольшего поперченного сечения 15 см или более (длина 4 м, 6 м, ГОСТ 9463-2016)" по контракту от 14.03.2018 N RLZH-N-06, выданную Минпромторгом России. Сведения о лицензии отражены в графе 44 ДТ: под номером "01011". В связи с наличием лицензии в отношении товаров, задекларированных по ДТ 10602050/291218/0022857, 10602050/281218/0022759, 10602050/261218/0022629, 10602050/251218/0022526, применена ставка вывозной таможенной пошлины 15% от таможенной стоимости товаров.
По результатам проверки Дальневосточным таможенным управлением составлен акт камеральной проверки N 10700000/210/181120/А000008, которым установлено:
- в заявлении в графах 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование", 14 "Декларант" ДТ: N 10602050/251218/0022526, N 10602050/261218/0022629, N 10602050/281218/0022759, N 10602050/291218/0022857, N 10602050/241218/0022452, N 10602050/251218/0022570, N 10602050/271218/0022738, N 10602050/271218/0022744, N 10602050/281218/0022795, N 10602050/281218/0022797, N 10602050/291218/0022897, N 10602050/291218/0022899, в графах 5 "Заявитель" лицензий Минпромторга России от 17.01.2018 N 284RU17002011923, от 01.08.2018 N 284RU18002006135, недостоверных сведений об адресе ООО "Лера";
- в неправомерном применении тарифных квот на основании лицензий Минпромторга России от 17.01.2018 N 284RU17002011923, от 01.08.2018 N 284RU18002006135 в отношении лесоматериалов, выпуск которых осуществлён по ДТ: N 10602050/251218/0022526, N 10602050/261218/0022629, N 10602050/281218/0022759, N 10602050/291218/0022857, N 10602050/241218/0022452, N 10602050/251218/0022570, N 10602050/271218/0022738, N 10602050/271218/0022744, N 10602050/281218/0022795, N 10602050/281218/0022797, N 10602050/291218/0022897, N 10602050/291218/0022899, повлекшим за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
Предполагаемая сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих дополнительному исчислению и уплате (взысканию) составляет 2 598 494 рубля 27 копеек.
Не согласившись с указанным актом, общество направило возражения.
23.12.2021 Дальневосточным таможенным управлением составлено заключение по акту проверки, согласно которому выводы, содержащиеся в акте, признаны правомерными.
На основании акта проверки Дальневосточным таможенным управлением приняты решения от 21.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ: N 10602050/251218/0022526, N 10602050/261218/0022629, N 10602050/281218/0022759, N 10602050/291218/0022857, N 10602050/241218/0022452, N 10602050/251218/0022570, N 10602050/271218/0022738, N 10602050/271218/0022744, N 10602050/281218/0022795, N 10602050/281218/0022797, N 10602050/291218/0022897, N 10602050/291218/0022899.
15.02.201 и 16.02.2021 во исполнение решений в целях начисления к уплате вывозной таможенной пошлины по ставке 55,2 евро за м.куб. произведены корректировки.
12.03.2021 в адрес заявителя направлены уведомления от 16.02.2021 N 10718000- У2021-0000032, N 10718000-У2021-0000030, N 10718000-У2021-0000026, N 10718000- У2021-0000035, N 10718000-У2021-0000034, N 10718000-У2021-0000033, N 10718000- У2021-0000028, N 10718000-У2021-0000029, N 10718000-У2021-0000027, N 10718000- У2021-0000031, N 10718000-У2021-0000036, от 15.02.2021 N 10718000-У2021-0000025.
Заявитель, полагая решения Дальневосточного таможенного управления и корректировки и уведомления Бурятской таможни незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества этими решениями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционных жалоб. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемых решений правильным, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ТК ЕАЭС в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе) (пункт 2).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.
Товары "древесина", "лесоматериалы" в зависимости от вида, сорта и кода то вара по ТН ВЭД ЕАЭС могут подпадать под действие Раздела 2.28 Перечня "Товары, в отношении которых государствами - членами ЕАЭС применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации (далее - ВТО)".
Так, при экспорте, в том числе сосны обыкновенной вида "Pinus sylvestris" (коды ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 110 0, 4403 21 190 0 и 4403 22 100 0) применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к ВТО, а именно Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзеN (далее - Постановление N 779) установлена ежегодная тарифная квота на экспорт указанных товаров.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" ставка вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4403 21 1100 составляет: 15% при наличии лицензии, выданной компетентным органом и 80%, но не менее 55,2 евро за м. куб. без предоставления лицензии.
В соответствии с пунктом 8 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, утвержденных Постановлением N 779, использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Лицензия).
Пунктом 9 указанных Правил установлено, что лицензия выдается в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами (далее - Правила выдачи лицензий и разрешений).
В соответствии с пунктом 8 Правил выдачи лицензий и разрешений оформление заявления на выдачу лицензии и оформление лицензии осуществляются в соответствии с инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утверждаемой Комиссией.
В целях реализации пункта 8 Правил выдачи лицензий и разрешений Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 года N 199 утверждена Инструкция об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии (далее - Инструкция).
Заявление оформляется заявителем на бумажном носителе и заполняется с использованием электронных печатающих устройств по формам 1 и 2 согласно приложению N 1 (пункт 5 Инструкции).
В силу подпункта 5 пункта 6 Инструкции в графе 5 заявления указываются следующие сведения о заявителе: для юридических лиц - полное официальное наименование и юридический адрес.
Подпунктом 3 пункта 8 Инструкции установлено, что графы 2 - 14, 16, 17 лицензии заполняются в соответствии с порядком заполнения соответствующих граф заявления.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, графа 5 лицензии должна содержать полное официальное наименование и юридический адрес заявителя.
Внесение изменений в выданные лицензии, в том числе по причинам технического характера, не допускается (пункт 17 Правил выдачи лицензий и разрешений).
При этом, в случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения (пункт 18).
Кроме того, Уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии, в том числе в следующих случаях:
1) обращение заявителя, представленное в письменной форме или в форме электронного документа, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
2) внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом (пункт 19).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 218 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по результатам проведения таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии с частью 2 статьи 226 настоящего Федерального закона или таможенной проверки в соответствии с частью 28 статьи 237 настоящего Федерального закона принимается решение в случае выявления нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, - если в указанном случае Кодексом Союза принятие иных решений не предусмотрено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что по состоянию на 24.12.2018, то есть на даты подачи рассматриваемых ДТ 24 - 29.12.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены изменения сведений об адресе ООО "Лера" на г. Улан-Удэ, ул. ул. Партизанская, д. 29 А, кв. 20, не связанные с изменением в учредительных документах.
Государственная регистрация внесения изменений в учредительные документы об адресе ООО "Лера" на г. Улан-Удэ, ул. ул. Партизанская, д. 29 А, кв. 20 осуществлена 12.03.2020.
При этом в графе 5 лицензии N 284RU17002011923 от 17.01.2018, N 284RU18002006135 от 01.08.2018, а также в графах 2, 9,14 ДТ указан адрес заявителя: г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, д. 14, кв. 61.
Оценив указанные обстоятельства, Дальневосточное таможенное управление пришло к выводу, что лицензии N 284RU17002011923 от 17.01.2018, N 284RU18002006135 от 01.08.2018 в нарушение подпункта 5 пункта 6 Инструкции содержат недостоверные сведения в графе 5 об адресе ООО "Лера", следовательно, они не могут быть приняты в качестве документа, подтверждающего возможность применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, сведения о которой заявлены в графе 47 спорных ДТ, что влечет необходимость исчисления и уплаты таможенных платежей по ставке 80%, но не менее 55,2 евро за м. куб.
Данные выводы суд апелляционной инстанции считает ошибочными в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3).
Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц (пункт 5).
То есть, как правильно указал суд первой инстанции, изложенные нормы придают различное содержание понятиям "место нахождения юридического лица" и "адрес юридического лица".
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснил, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
При этом арбитражным судам необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица (пункт 10).
На основании изложенного, поскольку положениями актов международного права, регулирующих лицензирование внешнеэкономической деятельности, в том числе Правил выдачи лицензий и Инструкции, не раскрываются понятия таких дефиниций как место нахождения юридического лица и его юридический адрес (более того, исходя из их буквального толкования, несущих различную смысловую нагрузку), не регулируются правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также при ведении ЕГРЮЛ и внесении в него необходимых сведений, к рассматриваемым отношениям, вопреки доводам таможенного органа о приоритетном применении международных норм права в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, должны применяться нормы национального законодательства, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что местом нахождения общества является Республика Бурятия, г. Улан-Удэ (пункт 1.10 Устава).
При этом в графе 5 лицензий N 284RU17002011923 от 17.01.2018, N 284RU18002006135 от 01.08.2018 сведения об адресе заявителя: г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, д. 14, кв. 61 соответствовали актуальным сведениям, содержащимся в заявлениях о выдаче лицензий и в ЕГРЮЛ, то есть являлись действительными как одно из оснований для выдачи лицензии.
При внесении 24.12.2018 в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица изменения в учредительные документы не вносились.
Следовательно, в силу приведенных положений Правил выдачи лицензий и разрешений, Инструкции и Гражданского кодекса Российской Федерации у общества отсутствовала обязанность обращения в уполномоченный орган - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с просьбой о прекращении действия выданных лицензий и оформлении новых лицензий.
У Министерства промышленности и торговли Российской Федерации также отсутствовали основания для прекращения или приостановления действия лицензий N 284RU17002011923 от 17.01.2018, N 284RU18002006135 от 01.08.2018.
При указанных обстоятельствах и при отсутствии иных оснований для прекращения или приостановления действия лицензий N 284RU17002011923 от 17.01.2018, N 284RU18002006135 от 01.08.2018, предусмотренных Правилами выдачи лицензий и разрешений и Инструкцией, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что такие лицензии является действительными, предоставляющими обществу в соответствии с пунктом 8 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, утвержденных Постановлением N 779, право на использование тарифной квоты по ставке 15% от таможенной стоимости товара.
В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 3 статьи 112 Таможенного кодекс Евразийского экономического союза после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической Решением от 10 декабря 2013 года N 289 утвердила Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - Порядок внесения изменений (дополнений)).
Правовым основанием внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, Дальневосточное таможенное управление указывает подпункт "б" пункта 11 указанного Порядка.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 11 раздела III "Случаи внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров" Порядка внесения изменений (дополнений) после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств - членов, в том числе несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что сведения, заявленные в декларациях на товары, полностью соответствуют сведениям, содержащимся лицензиях N 284RU17002011923 от 17.01.2018, N 284RU18002006135 от 01.08.2018.
Следовательно, у таможенных органов отсутствовали основания для принятия решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, в соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) и, как следствие, - корректировок и уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
В силу указанного, оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ своему внутреннему убеждению, их относимость, допустимость, достоверность в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу несоответствии оспариваемых решений Дальневосточного таможенного управления от 21.01.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10602050/251218/0022526 от 25.12.2018, N 10602050/261218/0022629 от 26.12.2018, N 10602050/281218/0022759 от 28.12.2018, N 10602050/291218/0022857 от 29.12.2018, N 10602050/241218/0022452 от 24.12.2018, N 10602050/251218/0022570 от 25.12.2018, N 10602050/271218/0022738 от 27.12.2018, N 10602050/271218/0022744 от 27.12.2018, N 10602050/281218/0022795 от 28.12.2018, N 10602050/281218/0022797 от 28.12.2018, N 10602050/291218/0022897 от 29.12.2018, N 10602050/291218/0022899 от 29.12.2018, корректировок и уведомлений Бурятской таможни от 16.01.2021 о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10718000-У2021-0000032 по ДТ N 10602050/241218/0022452, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000030 по ДТ N 10602050/251218/0022526, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000026 по ДТ N 10602050/251218/0022570, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000035 по ДТ N 10602050/261218/0022629, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000034 по ДТ N 10602050/271218/0022738, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000033 по ДТ N 10602050/271218/0022744, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000028 по ДТ N 10602050/281218/0022759, от 15.02.2021 N 10718000-У2021-0000025 по ДТ N 10602050/281218/0022795, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000029 по ДТ N 10602050/281218/0022797, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000027 по ДТ N 10602050/291218/0022857, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000031 по ДТ N 10602050/291218/0022897, от 16.02.2021 N 10718000-У2021-0000036 по ДТ N 10602050/291218/0022899 о неправомерности применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% на основании лицензий N 284RU17002011923 от 17.01.2018, N 284RU18002006135 от 01.08.2018, и о необходимости применения вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости товара, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м., Таможенному кодексу Евразийского экономического союза и Федеральному закону от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушении прав и законных интересов общества указанными решениями, корректировками и уведомлениями.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 02 июня 2021 года по делу N А10-1189/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1189/2021
Истец: Общество с ограниченной отвественностью Лера
Ответчик: Бурятская таможня, Дальневосточное таможенное управление
Третье лицо: Шагдуров Александр Чимитович