г. Челябинск |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А07-28848/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2021 по делу N А07-28848/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан - Гизатуллин Ильдар Камилович (доверенность от 07.09.2020 N 16-Д сроком действия один год, служебное удостоверение, диплом);
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Яруллина Алия Рустамовна (доверенность от 03.03.2021 N НП-21/3254 сроком действия до 31.12.2021, паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака);
прокуратуры Республики Башкортостан - Дроженко Иван Николаевич (поручение от 06.08.2021 N 8-761-2021, служебное удостоверение).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кулясов Александр Михайлович (далее - глава КФХ Кулясов А.М., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо 1), к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО РБ, Министерство, заинтересованное лицо 2) о признании незаконным бездействия Администрации по заключению с главой КФХ Кулясовым А.М. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок; о признании незаконными отказов Администрации в заключении с главой КФХ Кулясовым А.М. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок, выраженных в письмах N 5176 от 10.12.2019, N 5469 от 23.12.2019, N 290 от 27.01.2020, N 757 от 02.03.2020; о признании незаконным постановления Администрации от 30.09.2020 N 1566-П об изъятии арендуемого земельного участка; об обязании МЗИО РБ в течение 2 недель с момента вступления в законную силу судебного акта заключить договор аренды земельного участка, из категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый номер 02:28:150201:39, общей площадью 175 019 кв.м (17,5019 га), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: населенный пункт. Участок находится примерно в 750 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, с/с Урман-Бишкадайский, д. Шихан, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в границах, указанных на кадастровом плане участка, сроком на 10 лет, без проведения торгов (с учетом уточнения предмета заявленных требований, т. 3 л.д. 48-53).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан со встречным иском к главе КФХ Кулясову А.М. об обязании демонтировать деревянные беседки для отдыха в количестве 30 штук вокруг озера Тугар-Салган, об освобождении земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 и нечинении препятствий в пользовании данным земельным участком (т. 1 л.д. 52-57).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены прокуратура Республики Башкортостан, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г. Ишимбаю, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2021 (резолютивная часть от 20.05.2021) заявленные главой КФХ Кулясовым А.М. требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие Администрации по заключению с главой КФХ Кулясовым А.М. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок, признал незаконным постановление Администрации от 30.09.2020 N 1566-П об изъятии у заявителя данного земельного участка, а также в порядке восстановления нарушенных прав заявителя обязал МЗИО РБ в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда заключить с главой КФХ Кулясовым А.М. договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок.
В удовлетворении иных требований главы КФХ Кулясова А.М., а также в удовлетворении встречного иска Администрации судом было отказано.
С указанным решением суда не согласились Администрация и МЗИО РБ, подали апелляционные жалобы.
Администрация в апелляционной жалобе просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования Администрации удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация указала, что поскольку граница земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на момент обращения главы КФХ Кулясова А.М. (октябрь 2019 г., декабрь 2019 г., январь 2020 г.) проходила через поверхностные воды озера Тугар-Салган, отказы в заключении договора аренды земельного участка на новый срок были правомерными. Указала также, что в ходе судебного заседания было установлено, что глава КФХ Кулясов А.М. осуществляет свою хозяйственную деятельность по рыбоводству и рыболовству на территории земельных участков, предоставленных ему в аренду, в т.ч. на озере Тугар-Салган и его береговой полосы, тогда как согласно паспорту памятнику природы озеро Тугар-Салган запрещена любая хозяйственная деятельность, которая может привести к нарушению экосистемы территории памятника или потере его эстетического вида.
МЗИО РБ в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления главы КФХ Кулясова А.М. в полном объеме и удовлетворив встречное исковое заявление Администрации в полном объеме.
В апелляционной жалобе МЗИО РБ не согласилось с выводом суда первой инстанции об отсутствии препятствий для предоставления главе КФХ Кулясова А.М. земельного участка в аренду на новый срок, указало, что из ответа начальника Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 28.11.2019 N 06-1694 следует, что в границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 было расположено озеро Тугар-Салган, на момент рассмотрения заявления имело место оформление береговой полосы озера, а также пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 с поверхностными водами озера Тугар-Салган, что препятствовало предоставлению земельного участка в аренду. Только в мае-июне 2020 года по заданию главы КФХ Кулясова А.М. кадастровым инженером были выполнены кадастровые работы по уточнению (исправлению) границ земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39, после проведения исправлений площадь земельного участка составила 175 019 кв.м, уменьшилась за счет исключения из состава земельного участка территории озера Тугар-Салган и береговой полосы.
МЗИО РБ не согласилось с выводом суда первой инстанции о том, что не были представлены доказательства ведения заявителем на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150201:39 хозяйственной деятельности, которая может привести к нарушению экосистемы территории памятника или к потере эстетического вида. Указало, что согласно выписке из ЕГРИП главы КФХ Кулясова A.M., основным видом его деятельности является рыбоводство, и такой вил деятельности запрещен на территории памятника природы.
С учетом отрицательного разрешения вопроса о предоставлении главе КФХ Кулясову A.M. земельного участка в аренду на новый срок, истечения срока действия прежнего договора аренды, МЗИО РБ полагало неверным вывод суда первой инстанции о незаконности постановления Администрации от 30.09.2020 N 1566-11 "Об изъятии земельного участка".
Определениями Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021, от 07.07.2021 апелляционные жалобы Администрации и Министерства на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2021 по делу N А07-28848/2020 были приняты к производству и назначены к рассмотрению на 27.07.2021.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от главы КФХ Кулясова A.M., от прокуратуры Республики Башкортостан поступили отзывы на апелляционные жалобы Администрации и Министерства, в которых заявитель и прокуратура Республики Башкортостан просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2021 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционных жалоб Администрации и МЗИО было отложено на 25.08.2021.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 в составе суда, рассматривающего дело, на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судей Соколовой И.Ю. и Томилиной В.А. судьями Аникиным И.А. и Колясниковой Ю.С.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от главы КФХ Кулясова A.M. и Администрации по запросу апелляционного суда поступили дополнительные письменные пояснения, которые в порядке статьи 81 АПК РФ были приобщены к материалам дела.
От Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан поступил отзыв на апелляционные жалобы Администрации и МЗИО, в котором третье лицо просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя, третьих лиц (за исключением прокуратуры Республики Башкортостан) не явились.
От главы КФХ Кулясова А.М. и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, которые в силу части 2 статьи 156 АПК РФ удовлетворены апелляционным судом.
В отсутствие возражений представителей апеллянтов, прокуратуры Республики Башкортостан и в соответствии со статьями 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации от 23.06.2009 N 1117 "О формировании земельного участка" было принято решение о формировании земельного участка площадью 19,3 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, о проведении межевания земельного участка и определения его границ (т. 2 л.д. 132).
15.01.2010 на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок, из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадью 194 214 кв.м, с присвоением кадастрового номера 02:28:150201:39 (кадастровый паспорт земельного участка от 03.02.2010 N 02/10/1-64440, т. 1 л.д. 24-25).
Постановлением Администрации от 18.02.2010 N 408 указанный сформированный земельный участок на основании статей 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) был предоставлен в аренду сроком на 10 лет Кулясову А.М. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 2 л.д. 133).
Между Администрацией (арендодатель) и главой КФХ Кулясовым А.М. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010 (т. 1 л.д. 18-22), по условиям п. 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, именуемый в дальнейшем участок, из категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющий кадастровый номер 02:28:150201:39, площадью 194 214 кв.м (19,4214 га, в т.ч. 18,4214 га пастбищ чистых, 1 га болот), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: населённый пункт. Участок находится примерно в 750 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, с/с Урман-Бишкадакский, д. Шихан, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в границах, указанных на кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью.
В силу п. 3.1 договора срок аренды земельного участка был установлен с 18.02.2010 по 18.02.2020.
На основании п. 3.4 договора продление договора на неопределенный срок по истечении срока действия не допускается.
Согласно п. 3.6 договора по истечении срока действия договора преимущественное право арендатора на заключение договора на новый срок исключается в случае недобросовестного исполнения арендатором условий настоящего договора.
По акту приема-передачи от 26.02.2010 земельный участок с кадастровым номером 02:28:150201:39 был передан в арендное пользование заявителю (т. 1 л.д. 26).
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:28:150201:39 граничит с бессточным озером Тугар-Салган, которое включено в перечень государственных памятников природы по охране дикорастущих растений на территории Башкирской АССР согласно постановлению Совета Министров Башкирской АССР от 26.12.1985 N 212 "Об охране дикорастущих видов растений на территории Башкирской АССР", с главой КФХ Кулясовым А.М. было оформлено охранное обязательство на памятник природы Республики Башкортостан от 12.09.2010, согласно которому на заявителя возложены обязанности по охране озера Тугар-Салган и обеспечению режима особой охраны (т. 1 л.д. 79).
Согласно паспорту на памятник природы Республики Башкортостан озеро Тугар-Салган, утвержденному Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 28-31), памятник природы находится в Ишимбайском районе, в 0,6 км к востоку от д. Шихан и в 0,8 км к северу от горы Тратау и представляет собой живописное озеро подковообразной формы. На территории памятника природы запрещена в том числе любая хозяйственная деятельность, которая может привести к нарушению экосистемы территории памятника или к потере его эстетического вида.
Согласно акту осмотра (муниципального контроля) от 12.11.2014 земельный участок с кадастровым номером 02:28:150201:39 огорожен тесовым забором от проникновения сельскохозяйственных животных к водоему, по периметру водоема установлены навесы со встроенными скамейками и столом, установлены ворота со шлагбаумом, также возле ворот имеется проход для свободного доступа граждан к водоему. У каждого навеса установлены мусорные бачки и мангалы на высоких ножках, благодаря чему не происходит уничтожение флоры и плодородного верхнего слоя почвы. Вблизи водоема стоят два металлических вагончика, установленных на деревянных стойках. Для посетителей развешаны информационные стенды. Также указано, что деятельность главы КФХ Кулясова А.М. соответствует разрешенному виду использования земельного участка (т. 1 л.д. 141-142).
Согласно справке от 18.11.2014, составленной по результатам проверки Ишимбайской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан главы КФХ Кулясова А.М., при визуальном осмотре памятника природы - озера Тугар-Салган и прилегающей к нему территории нарушений режима охраны указанного памятника природы не выявлено. Для предотвращения выпаса и водопоя скота вокруг озера Тугар-Салган имеется ограждение из жердей. Свободный доступ граждан к водному объекту не ограничен. Факты осуществления запрещенной паспортом деятельности не установлены. На юго-западном берегу имеются два строения (вагончика), у которых отсутствует фундамент. Данные строения используются ИП Кулясовым А.М. для нахождения там работников и хранения применяемого при уборке территории рабочего инвентаря. Один из вагончиков расположен на расстоянии около 5 метров от уреза воды, то есть в береговой полосе озера, ширина которой составляет 20 метров. Нарушения природоохранного и водного законодательства не выявлены.
Согласно акту проверки Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 26.06.2015 на земельном участке с кадастровым номером 02:28:150201:39 капитальных строений не имеется, нарушений не выявлено (т. 1 л.д. 86-89).
Из заключений о фактическом выполнении мероприятий по обеспечению установленного режима охраны памятника природы республиканского значения - озер Тугар-Салган за 2018-2020 гг. (т. 2 л.д. 31-33) следует, что главой КФХ Кулясовым А.М. обеспечивается охрана памятника природы в соответствии с охранным обязательством.
До истечения срока действия договора аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010 глава КФХ Кулясов А.М. обратился к Администрации с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок.
Письмом исх. N 5176 от 10.12.2019 Администрацией было отказано в заключении нового договора аренды со ссылкой на то, что 28.11.2019 от начальника Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан был получен ответ N 06-1694 о том, что оформление земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 будет являться нарушением требований Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), так как часть земельного участка покрыта поверхностными водами озера Тугар-Салган (т. 1 л.д. 10-11).
Аналогичные отказы Администрации содержатся в письмах N 5469 от 23.12.2019, N 290 от 27.01.2020, N 757 от 02.03.2020 на обращения заявителя о заключении договора аренды земельного участка на новый срок (т. 1 л.д. 12-16).
Полагая указанные отказы незаконными, глава КФХ Кулясов А.М. обратился в Ишибайскую межрайонную прокуратуру Республики Башкортостан с жалобой на действия Администрации.
По результатам рассмотрения в том числе обращений главы КФХ Кулясова А.М. Ишибайской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан в адрес главы Администрации было вынесено представление от 20.04.2020 N 3-2-2020/65, в котором указано на незаконность действий Администрации по уклонению от предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок и предписано принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений (т. 1 л.д. 33-37).
После этого Администрацией было разъяснено главе КФХ Кулясову А.М. о необходимости подготовки обновленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с учетом требований статьи 11.9 ЗК РФ.
Письмами Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г. Ишимбаю N 429 от 31.01.2020, N 768 от 14.02.2020, N 1347 от 06.03.2020, N 3017 от 23.06.2020 срок рассмотрения обращений заявителя для заключения договора аренды земельного участка продлялся до согласования новых границ участка (т. 1 л.д. 80-83).
При этом из письма N 3017 от 23.06.2020 следует, что главой КФХ Кулясовым А.М. были устранены замечания, препятствия для предоставления земельного участка в аренду на новый срок, указанные в п. 15 протокола комиссии по землепользованию и застройке Администрации N 101 от 15.04.2020. Администрацией был подписан акт согласования границ земельного участка с исключением из него части поверхностных вод озера Тугар-Салган и береговой полосы.
23.06.2020 Администрацией была согласована новая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с исключением из него части территории, занимаемой водным объектом.
На основании заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременении объектов недвижимости, сделок от 24.07.2020 с прилагаемыми документами, в частности межевого плана от 22.07.2020, подготовленного кадастровым инженером Байгильдиным Рустамом Тагировичем (квалификационный аттестат N 02-13-909), в ЕГРН в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 были внесены изменения, после чего изменились координаты спорного земельного участка соответственно и площадь с 194 214 кв.м. на 175 019 кв.м. (т. 2 л.д. 8).
02.09.2020 глава КФХ Кулясов А.М. снова обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок.
Письмом N 4663 от 23.09.2020 Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г. Ишимбаю известил главу КФХ Кулясова А.М., что по его заявлению подготовлен и направлен проект информационного письма о предоставлении запрашиваемого им земельного участка в аренду. Также указано, что при поступлении двух и более заявлений, право аренды будет реализовано посредством проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок (т. 1 л.д. 39).
Письмом от 04.11.2020 N ОГР-1349-2020 Ишибайская межрайонная прокуратура Республики Башкортостан сообщила главе КФХ Кулясову А.М., что отказ в реализации преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка на новый срок, изложенный в письме N 4663 от 23.09.2020, нарушает права заявителя, предусмотренные земельным законодательством, и может быть обжалован в установленном порядке (т. 1 л.д. 38).
Постановлением Администрации от 30.09.2020 N 1566-П "Об изъятии земельного участка" в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010 было принято решение изъять у главы КФХ Кулясова А.М. арендуемый им земельный участок, договор аренды считать расторгнутым с 19.02.2020 и учитывать в фонде перераспределения земель района (т. 1 л.д. 17).
Согласно акту осмотра от 17.11.2020 земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 выявлено самовольное использование (без оформления прав) земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39, площадью 17,5019 га, расположенного (местоположение): Республика Башкортостан, р-н Ишимбайский, с/с Урман-Бишкадакский, д. Шихан, в виде установленных беседок для отдыха в количестве 30 штук вокруг озера Тугар-Салган главой КФХ Кулясовым А.М. (приложение ко встречному исковому заявлению, поступившему через систему "Мой Арбитр", т. 1 л.д. 50-57).
Полагая отказы в продлении договора аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010, выраженные в письмах N 5176 от 10.12.2019, N 5469 от 23.12.2019, N 290 от 27.01.2020, N 757 от 02.03.2020, бездействие Администрации в разрешении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок, а также изъятие арендуемого земельного участка на основании постановления Администрации от 30.09.2020 N 1566-П незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя, глава КФХ Кулясов А.М. обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми первоначальными требованиями. Главой КФХ Кулясовым А.М. было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока по оспариванию отказов Администрации в продлении договора аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010, выраженные в письмах N 5176 от 10.12.2019, N 5469 от 23.12.2019, N 290 от 27.01.2020, N 757 от 02.03.2020 (т. 3 л.д. 35-37).
Ссылаясь на прекращение действия договора аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010, отсутствие оснований для предоставления земельного участка в аренду на новый срок и, как следствие, продолжения использования данного земельного участка, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми встречными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для восстановления пропущенного процессуального срока по оспариванию отказов Администрации в продлении договора аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010, выраженные в письмах N 5176 от 10.12.2019, N 5469 от 23.12.2019, N 290 от 27.01.2020, N 757 от 02.03.2020, в силу чего отказал главе КФХ Кулясову А.М. в удовлетворении соответствующего требования. Исходя из того, что испрашиваемый в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения из владения и пользования заявителя не выбывал, надлежаще используются арендатором, обстоятельств, препятствующих предоставлению испрашиваемого заявителем земельного участка в аренду на новый срок без торгов не имеется, при совокупности положений подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6, пункта 4 статьи 39.6, пункта 4 статьи 11.8 ЗК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что глава КФХ Кулясов А.М. имеет право на заключение нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок без проведения торгов, и признал незаконными бездействие Администрации по заключению с главой КФХ Кулясовым А.М. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок и постановление Администрации от 30.09.2020 N 1566-П об изъятии арендуемого земельного участка. С учетом результатов рассмотрения административных требований главы КФХ Кулясова А.М. суд не усмотрел оснований для удовлетворения встречных исковых требований Администрации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционных жалоб Администрации и МЗИО РБ, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 3 указанной статьи граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
В пункте 4 статьи 39.6 ЗК РФ закреплено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между Администрацией (арендодатель) и главой КФХ Кулясовым А.М. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010 (т. 1 л.д. 18-22), по условиям п. 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, именуемый в дальнейшем участок, из категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющий кадастровый номер 02:28:150201:39, площадью 194 214 кв.м (19,4214 га, в т.ч. 18,4214 га пастбищ чистых, 1 га болот), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир: населённый пункт. Участок находится примерно в 750 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, с/с Урман-Бишкадакский, д. Шихан, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в границах, указанных на кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью.
Срок действия договора аренды земельного участка был установлен с 18.02.2010 по 18.02.2020, и из дела не следует, что у Администрации имелись претензии к главе КФХ Кулясову А.М. как к арендатору земельного участка, или что имелась информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 11.07.2013 действия главы КФХ Кулясова А.М. в пользовании озера Тулган-Салган и его береговой полосы при осуществлении деятельности по рыболовству и рыболовству были признаны незаконными, запрещено пользоваться водным объектом и его береговой полосой в целях осуществления деятельности по рыболовству и рыболовству до получения разрешительных документов.
При этом из материалов дела не следует, апеллянтами суду первой инстанции не были представлены доказательства того, что несмотря на наличие указанного судебного акта глава КФХ Кулясов А.М. продолжил на озере Тулган-Салган и в его береговой полосе деятельность по рыболовству и рыболовству без получения разрешительных документов.
Довод апелляционной жалобы Администрации о том, что глава КФХ Кулясов А.М. осуществляет свою хозяйственную деятельность по рыбоводству и рыболовству на территории земельных участков, предоставленных ему в аренду, в т.ч. на озере Тугар-Салган и его береговой полосы, документально не подтвержден, опровергается заключениями о фактическом выполнении мероприятий по обеспечению установленного режима охраны памятника природы республиканского значения - озер Тугар-Салган за 2018-2020 гг. (т. 2 л.д. 31-33).
Довод апелляционной жалобы Министерства о том, что согласно выписке из ЕГРИП главы КФХ Кулясова A.M., основным видом его деятельности является рыбоводство, и такой вил деятельности запрещен на территории памятника природы, несостоятелен, поскольку факт отражения заявителем в ЕГРИП в качестве основного вида деятельности рыбоводства сам по себе не свидетельствует об использовании заявителем арендуемого земельного участка с нарушением требований закона или охранного обязательства.
Судом первой инстанции было установлено, что до истечения срока действия договора аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010 глава КФХ Кулясов А.М. обратился к Администрации с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок.
Письмом исх. N 5176 от 10.12.2019 Администрацией было отказано в заключении нового договора аренды со ссылкой на то, что 28.11.2019 от начальника Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан был получен ответ N 06-1694 о том, что оформление земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 будет являться нарушением требований Водного кодекса Российской Федерации, так как часть земельного участка покрыта поверхностными водами озера Тугар-Салган (т. 1 л.д. 10-11).
Последнее обстоятельство заявителем не оспаривалось.
Однако апелляционный суд отмечает, что согласно постановлению Администрации от 23.06.2009 N 1117 (т. 2 л.д. 132), постановлению Администрации от 18.02.2010 N 408 (т. 2 л.д. 133) вопросы формирования и предоставления заявителю земельного участка решались Администрацией, которой в ходе судебного заседания не было аргументировано причин включения в состав формируемого земельного участка части земельного участка покрыта поверхностными водами озера Тугар-Салган, несовершения действий по устранению данной ошибки при формировании земельного участка, которая по сути являлась единственной причиной для отказа главе КФХ Кулясову А.М. в заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
Доказательства того, что в результате виновных действий арендатора, допущенных в ходе исполнения условий договора аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010, оказалось невозможным предоставление данного земельного участка на новый срок, Администрацией суду первой инстанции также представлены не были.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что при формальной правильности отказов Администрации в заключении с главой КФХ Кулясовым А.М. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок, выраженных в письмах N 5176 от 10.12.2019, N 5469 от 23.12.2019, N 290 от 27.01.2020, N 757 от 02.03.2020, Администрацией не было подтверждено, что причиной невозможности предоставления земельного участка явились действия главы КФХ Кулясова А.М., а не действия самой Администрации, совершенные при формировании спорного земельного участка.
По общему правилу, если орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в аренду хозяйствующему субъекту земельный участок земель водного фонда, покрытый поверхностными водами пруда, находящегося в федеральной собственности, такая сделка является недействительной (ничтожной) в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку противоречит требованиям статей 1, 5, 8 ВК РФ, статьи 102 ЗК РФ.
Однако в силу статьи 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
С учетом площади земельный участок с кадастровым номером 02:28:150201:39 является делимым, что также подтверждается обстоятельством внесения в ЕГРН в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 изменений, направленных на исключение из него части территории, занимаемой водным объектом (т. 2 л.д. 8).
Договор аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010 исполнялся сторонами на протяжении десяти лет без каких-либо возражений или замечаний со стороны Администрации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Администрацией невозможности устранения собственной ошибки в формировании земельного участка и предоставлении заявителю в аренду на новый срок земельного участка с исключением из него части территории, занимаемой водным объектом.
На основании пунктов 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).
Фактически из материалов дела следует, что совершение указанного действия по приведению границ земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 в соответствие с требованиями действующего законодательства Администрацией было переложено на главу КФХ Кулясова А.М.
Из письма Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и г. Ишимбаю N 3017 от 23.06.2020 следует, что главой КФХ Кулясовым А.М. были устранены замечания, препятствия для предоставления земельного участка в аренду на новый срок, указанные в п. 15 протокола комиссии по землепользованию и застройке Администрации N 101 от 15.04.2020.
Администрацией был подписан акт согласования границ земельного участка с исключением из него части поверхностных вод озера Тугар-Салган и береговой полосы.
23.06.2020 Администрацией была согласована новая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с исключением из него части территории, занимаемой водным объектом.
На основании заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременении объектов недвижимости, сделок от 24.07.2020 с прилагаемыми документами, в частности межевого плана от 22.07.2020, подготовленного кадастровым инженером Байгильдиным Рустамом Тагировичем (квалификационный аттестат N 02-13-909), в ЕГРН в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 были внесены изменения, после чего изменились координаты спорного земельного участка соответственно и площадь с 194 214 кв.м. на 175 019 кв.м. (т. 2 л.д. 8).
При таких фактических обстоятельствах дела судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку глава КФХ Кулясов А.М. обратился к Администрации с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок до истечения срока действия договора аренды земельного участка, стороны длительное время разрешали вопрос о предоставлении земельного участка, глава КФХ Кулясов А.М. выполнил условие Администрации, необходимое для разрешения данного вопроса, и изменил координаты (границы) спорного земельного участка, у Администрации не было законных оснований для отказа в положительном разрешении указанного вопроса и предоставлении испрашиваемого земельного участка в измененных границах в аренду без проведения торгов на новый срок.
Ссылка Министерства в апелляционной жалобе на то, что только в мае-июне 2020 года по заданию главы КФХ Кулясова А.М. кадастровым инженером были выполнены кадастровые работы по уточнению (исправлению) границ земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39, после проведения исправлений площадь земельного участка составила 175 019 кв.м, уменьшилась за счет исключения из состава земельного участка территории озера Тугар-Салган и береговой полосы, несостоятельна, поскольку из обстоятельств дела следует, что задержка в разрешении данного вопроса была обусловлена бездействием Администрации, которое было устранено в результате вмешательства Ишибайской межрайонной прокуратуры Республики Башкортостан.
Доказательства того, что заявителем в береговой или прибрежной полосе озера Тугар-Салган ведется хозяйственная деятельность, которая может привести к нарушению экосистемы территории памятника или потере его эстетического вида, в дело не представлены.
Поскольку требования, предусмотренные подпунктом 12 пункта 2, пунктами 3, 4 статьи 39.6 ЗК РФ, соблюдены, после изменения главой КФХ Кулясов А.М. координат (границ) спорного земельного участка, на чем настаивала Администрация, последняя фактически уклонилась от предоставления земельного участка на новый срок, суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Администрации по заключению с главой КФХ Кулясовым А.М. договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок и признал незаконным постановление Администрации от 30.09.2020 N 1566-П об изъятии арендуемого земельного участка, поскольку право на пользование земельным участком у главы КФХ Кулясовым А.М. сохраняется в пределах нового срока действия договора аренды земельного участка.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По правилам главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Таким образом, суд самостоятельно определяет необходимые действия, которые нужно произвести с целью устранения нарушений прав лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
В порядке восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции обязал МЗИО РБ в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда заключить с главой КФХ Кулясовым А.М. договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:28:150201:39 на новый срок, так как Законом Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-З "О внесении изменений в статью 10.1 Закона Республики Башкортостан "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" уполномоченным органом управления земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, с 01.01.2021 определено Министерство.
Поскольку правовая позиция Администрации по встречному иску построена на доводах о прекращении действия договора аренды земельного участка N 2942 от 26.02.2010, отсутствии оснований для предоставления земельного участка в аренду на новый срок и, как следствие, продолжении использования данного земельного участка, однако указанные доводы не нашли своего подтверждения, опровергаются подтверждённым судом правом заявителя на предоставление ему земельного участка в аренду на новый срок, при этом нарушений со стороны главы КФХ Кулясова А.М. охранного обязательства в отношении озера Тугар-Салган не выявлено, суд первой инстанции обоснованно и правомерно отказал в удовлетворении встречного иска Администрации.
Выводы суда первой инстанции по существу первоначального встречного исков являются верными, основаны на правильном применении норм материального права.
Учитывая, что податели апелляционных жалоб не приводят доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд полагает, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб Администрации и МЗИО РБ.
Доводы подателей апелляционных жалоб не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции, а представляют собой лишь несогласие с результатами оценки судом представленных доказательств и применения судом первой инстанции к спорным правоотношениям норм материального права, в то время как в силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16549/12 от 23.04.2013, судебный акт суда первой инстанции, основанный на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменен судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Основания для отмены судебного акта судебной коллегией не усмотрены, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В связи с подачей апелляционных жалоб лицами, освобожденными от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2021 по делу N А07-28848/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-28848/2020
Истец: Кулясов А М
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: КУС МЗИО РБ по Ишимбайскому району и г. Ишимбай, МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Министерство природопользования и экологии РБ, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РБ, АППАРАТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, Прокуратура РБ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2650/2022
09.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9098/2021
30.08.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9440/2021
27.05.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-28848/20