город Ростов-на-Дону |
|
29 августа 2021 г. |
дело N А32-52865/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.,
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель Матюшкова А.И. по доверенности от 21.02.2021, паспорт, представитель Гусев А.В. по доверенности от 02.03.2021;
от ответчика - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Газпром газораспределение Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.05.2021 по делу N А32-52865/2020 по иску ИП Куксова Ивана Сергеевича к АО "Газпром газораспределение Краснодар" об урегулировании разногласий, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Куксов И.С. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями к АО "Газпром Газораспределение Краснодар" урегулировать возникшие разногласия путем заключения между сторонами соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении; обязать акционерное общество "Газпром газорспределение Краснодар", ОГРН 102230118790, ИНН 2308021656, юридический адрес: 350063, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Строителей, 23 заключить с индивидуальным предпринимателем Куксовым Иваном Сергеевичем ОГРНИП 313230410600012, ИНН 230407822400, адрес: 353497, Краснодарский край, г. Геленджик, с. Возрождение, ул. Заречная, 27 Соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в следующей редакции:
СОГЛАШЕНИЕ
Преамбулу Соглашения изложить в следующей редакции: "Индивидуальный предприниматель Куксов Иван Сергеевич, именуемый в дальнейшем "Специализированная организация", действующий на основании записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, свидетельства ОГРНИП серия 23 N 008772539 от "16" апреля 2013 г., и реестре уведомлений Государственной жилищной инспекции Краснодарского края "О начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" от 27.06.2017 N В75-24030, с одной стороны и АО "Газпром газораспределение Краснодар", именуемое в дальнейшем "Газораспределительная организация" (ГРО), в лице генерального директора АО "Газпром газораспределения Краснодар" Руднева Алексея Валентиновича, действующего на основании устава, с другой стороны, совместно в дальнейшем именуемые "Стороны", заключили настоящее соглашение (далее - Соглашение) о нижеследующем".
Пункт 2.1 изложить в следующей редакции: "Предметом настоящего Соглашения является взаимодействие Сторон в рамках осуществления "ГРО" аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее по тексту соглашения - ВДГО и (или) ВКГО) многоквартирных домов и (или) домовладений и (или) квартир, указанных в приложении N 1 к настоящему Соглашению, обслуживание которых осуществляется "Специализированной организацией" по договору(ам) о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО".
Подпункт 3.5. исключить.
Приложение N 2 исключить полностью.
П. п. 3.7 изложить в следующей редакции: "При наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая ГРО обязана незамедлительно осуществить приостановление подачи газа на Объект без предварительного уведомления об этом Заказчика в порядке, предусмотренном Правилами пользования газом".
Приложение N 3 исключить полностью.
П. п. 3.8. исключить.
Приложение 5 исключить полностью.
П. п. 3.9. Возобновление подачи газа на Объект осуществляется ГРО после надлежащего выполнения Специализированной организацией аварийно-восстановительных и ремонтных работ на Объекте, проверки Специализированной организацией герметичности соединений и отключающих устройств на ВДГО (ВКГО). Направления Специализированной организацией в адрес ГРО Письменного уведомления об окончании аварийно-восстановительных и ремонтных работ на Объекте.
П. п. 3.11. Исключить.
П. п. 3.12. Исключить.
П. п. 3.13. Исключить полностью.
П. п. 4.1.3. изложить в следующей редакции: "В течение 2 рабочих дней после заключения настоящего Соглашения предоставить ГРО сведения об ответственном (-ых) представителе (-ях) Специализированной организации (ФИО, должность, контактные телефоны), которого (-ых) ГРО должна уведомить о поступившей аварийной заявке".
П. п. 4.1.6. В случае возникновения аварии на Объекте в присутствии представителя Специализированной организации немедленно информировать ГРО.
П. п. 4.1.7. Исключить.
П. п. 4.1.10. Исключить.
П. п. 4.1.12. Исключить.
П. п. 4.1.12. Исключить.
П. п. 4.1.14. Исключить.
П. п. 4.2.1. Исключить.
П. п. 4.3.1. Исключить.
П. п. 4.3.2. Исключить.
П. п. 4.3.3. Исключить.
П. п. 4.3.4. Немедленно информировать о поступлении аварийной заявки с Объекта ответственного (-ых) представителя (-ей) по адресу электронной почты gazservissouth@gmail.com. или по телефону 8-928-255 55 41.
П. п. 4.3.5. исключить.
П. п. 4.3.6. исключить.
П. п. 4.3.7. изложить в следующей редакции: "Организовать составление и подписание Акта об АДО незамедлительно по окончании АДС работ по АДО на месте аварии".
П. п. 4.4.3. исключить.
П. п. 4.4.3. исключить.
П. п. 4.4.4. исключить.
Пункт 5 исключить полностью.
П. п. 6.1. Изложить в следующей редакции: "Настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами, или вступления решения суда в законную силу. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации".
Исковые требования мотивированы тем, что заключение соглашения на аварийно-диспетчерское обслуживание является обязательным для истца и ответчика, однако между сторонами возникли разногласия, касающиеся возмездности договора.
Решением суда от 26.05.2021 урегулированы разногласия, возникшие между индивидуальным предпринимателем Куксовым Иваном Сергеевичем и АО "Газпром газораспределение Краснодар", при заключении Соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения (АДО), приняв спорные пункты в следующей редакции:
Пункт 1.1. Соглашения абзац 2: "Аварийно-диспетчерское обеспечение (далее - АДО) - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникших в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений";
Пункт 2.1. Соглашения: "Предметом настоящего соглашения является взаимодействие сторон в рамках осуществления "ГРО" аварийно-диспетчерского внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее по тексту соглашения - ВДГО и (или) ВКГО) многоквартирных домов и (или) домовладений и (или) квартир, указанных в Приложении N 1 к настоящему соглашению, обслуживание которых осуществляется Специализированной организацией по договору(ам) о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО."
Пункт 2.2.2. принять в редакции ответчика, изложенной в проекте Соглашения;
Пункт 3.2.: "При поступлении в АДС аварийной заявки на место аварии диспетчером АДС должна быть направлена аварийная бригада на специальном автомобиле АДС, оборудованной радиостанцией, сиреной, проблесковым маячком, и укомплектованном инструментом, материалами, приборами контроля, оснасткой и приспособлениями".
Пункт 4.1.13.: "Ежемесячно подписывать акт об осуществлении АДО";
Пункт 6.1.: "Соглашение вступает в силу с момента вступления в силу решения по настоящему делу и действует в течение 3 лет.
Если ни одна из сторон не позднее, чем за 30 дней до окончания срока действия Соглашения не заявит о прекращении отношений, то Соглашение считается пролонгированным на срок 1 год. Пролонгация осуществляется неоднократно при условии наличия у Специализированной организацией действующего договора(ов) о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО."
Пункты 3.14., 4.1.8., 4.5.1., 4.5.2., 5 из Соглашения исключить, из Приложения N 6 исключить сведения о стоимости услуг.
В приложении N 2 к Соглашению спорные пункты изложить в следующей редакции: "Составление акта (оформление аварийной заявки), передача информации диспетчеру Специализированной организации на производство АВР".
Пункт 9 изложить в редакции истца, указав адрес Специализированной организации: г. Геленджик, ул. Киевская, 47А".
В остальной части в иске отказано.
С АО "Газпром Газораспределение Краснодар" в пользу индивидуального предпринимателя Куксова Ивана Сергеевича взыскано 6 000 руб. расходов по госпошлине.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования подпадает по действие статей п. 1 ст. 572, п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации и не может носить безвозмездный характер. Расходы ГРО, связанные с оказанием возмездных услуг независимым организациям по техническому обслуживанию ВДГО, относятся на прочую деятельность и не учитываются при утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. При оказании услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению ГРО вправе рассчитывать на покрытие указанных издержек, что, в свою очередь, порождает возмездный характер таких правоотношений. Ответчик ссылается решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-42543/2019 с выводами о возмездности мероприятий по АДО.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 17 августа 2021 года в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 24 августа 2021 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, индивидуальный предпринимать Куксов И.С. является Специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что подтверждается Реестром уведомлений о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
В порядке абзаца 4, пункта 7, Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее- правила N 410), который гласит: "Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашение), абзац 6, п. 7, правил N 410 в котором сказано: "Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения".
Действуя в рамках своей деятельности ИП Куксов И.С., направил письмо в адрес газораспределительной организации - АО "Газпром газораспределения Краснодар" филиал N 10 (353460, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Горького, 70; тел.; (86141)3-42-61) о заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования исх. N 3 от 28.02.2020 с приложением соглашения, подписанного с его стороны, что подтверждается входящем штемпелем от 28.02.2020.
На письмо исх. N 3 от 28.02.2020, поступил ответ исх. N 1894 от 27.03.2020, который был направлен в адрес истца 05.05.2020, что подтверждается вх. N 5 от 25.05.2020, с калькуляцией оплаты за аварийно-диспетчерское обеспечение. На это письмо была направлена просьба предоставить соглашение для подписания исх. N 24 от 26.05.2020 (вх. N 1465 от 26.05.2020), что подтверждается выпиской из официальной электронной почты, указанной на официальном сайте https://www.gazpromgk.ru/ в качестве обратной связи.
Ответ (исх. N 6067 от 25.09.2020) с проектом Соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения в адрес истца поступил 08.10.2020, что подтверждается штемпелем на почтовом конверте.
ИП Куксов И.С. направил протокол разногласий исх. N 46 от 19.10.2020, что подтверждается штемпелем с вх. N 3429 20.10.2020 г., предложив внести следующие изменения:
Подпункт 1.1, 2-й абзац,
- после слов: "...направленных на устранение непосредственной..." техническая ошибка, повлиявшая на потерю смысла предложения;
- после слов: "...причинения вреда имуществу физических или юридических..." техническая ошибка, повлиявшая на потерю смысла предложения;
Пункт 2.1. изложен не корректно, так как Специализированная организация ИП Куксов И.С. не имеет и не предполагает иметь на техническом обслуживании сети газораспределения;
Пункт 2.2.2. вступает в противоречие с п. 1, п. п. 8, Приложения N 2. Так согласно п. 2.2.2. Специализированная организация устраняет причину возникновения аварии. А в п. п. 8, п. 1 Приложения N 2 указывается, что после составления акта, передается информация в адрес ООО "ГазМонтаж" на производство АВР. У истца и ООО "ГазМонтаж" нет договорных отношений.
Пункт 3.2 среди прочего гласит: "...Руководитель аварийной бригады должен иметь исполнительную документацию Объекта, предоставленную Специализированной организацией заблаговременно в соответствии с п. 4.1.3. Однако Специализированная организация не обязана иметь "Исполнительную документацию", так как в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 13/14 от 30.12.2013 (далее по тексту - правил N 13/14 от 30.12.2013) "исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов;
"фактическое присоединение" - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя или сети газораспределения и (или) сети газопотребления основного абонента с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя, а в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - в сеть газораспределения заявителя.
В соответствии с пунктом 88, Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными ПП РФ N 13/14 от 30.12.2013 Мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта "а" пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 настоящих Правил.
Пунктом 97 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными ПП РФ N 13/14 от 30.12.2013 Мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Из чего следует, что "Исполнительная документация" находится у Исполнителя по договору о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения. Согласно данным официального сайта WWW.gazpromgk.ru АО "Газпром газораспределение Краснодар" подпадает под определение "Исполнитель" утвержденное ПП РФ N 13/14 от 30.12.2013, а также на основании Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ является субъектом естественных монополий.
Пункт 3.14. противоречит нормам права, утвержденным Гражданским кодексом Российской Федерации, акт выполненных работ не может быть подписан, без факта выполнения работ.
п. 4.1.6 - так как представители Специализированной организации могут не обладать информацией о возникновении аварийной ситуации на Объекте газоснабжения, поэтому требование пункта п. 4.1.6 в Соглашении об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения (далее по тексту - Соглашение АДО) не исполнимо;
п. 4.1.7 - соответственно так же не исполним, так как в соответствии с п. 3.3 Соглашения АДО авариная бригада должна выезжать к месту аварии не позднее 5 мин. после поступления аварийной заявки с Объекта. В соответствии с п. 3.4 аварийная бригада АДС должна прибыть на место аварии в возможно короткий срок, но не позднее, чем через один час после поступления аварийной заявки. То есть для прибытия на место аварии Специализированной организации необходимо иметь штат сотрудников круглосуточной диспетчерской службы, что противоречит предмету Соглашения АДО;
Пункт 4.1.8 вменяет в обязанность Специализированной организации обеспечить доступ аварийной бригады АДС к месту аварии, а также во все иные помещения, в том числе закрытые, для выполнения мероприятий по АДО. В свою очередь Специализированная организация не может принять на себя полномочия, которыми располагает только, собственник объекта, либо сотрудники правоохранительных органов, в исключительных случаях ст. 15 Федерального Закона "О полиции" N 3-ФЗ от 07.02.2011;
п. 4.1.10 не исполним, так как вступает в противоречие с предметом Соглашения АДО;
Пункт 4.1.13 дублирует пункт 3.14;
Пункт 4.5.1 не корректен, так как в нем ссылка на договор, а подписываемый документ Соглашение. Кроме того, он полностью дублируется пунктом 7.2, но с корректным наименованием подписываемого документа;
Пункт 4.5.2 не корректен, так как в нем ссылка на договор. Он дублируется пунктом 7.2, но с корректным наименованием подписываемого документа;
Пункт 6.1. Срок действия договора не определен. "Соглашение действует до исполнения обеими сторонами принятых на себя обязательств". Такой порядок действия Соглашения (договора) относится к разовой услуге, не предполагающей дальнейшее развитие отношений. Соответственно не подходит к долгосрочным договорным обязательствам;
Пункт 9 не корректно указан фактический адрес места нахождения Специализированной организации, правильный адрес - г. Геленджик, ул. Киевская, 47А;
В части приложений к Соглашению:
Приложение N 2, пункт 1, п. п. 8, п. 2, п. п. 12, п. 3, п. п. 10, п. 4, п. п. 9, п. 5, п. п. 10, п. 6. п. п. 10, п. 7, п. п. 9, п. 8, п. п. 8, п. 9, п. п. п. п. 11, п. 10, п. п. 11, п. 11, п. п. 11, п. 12, п. п. 11 гласят о направлении информации диспетчеру ООО "ГазМонтаж" на производство АВР. Однако по предложенному тексту нет отсылки к третьим лицам, для привлечения их к выполнению условий Соглашения.
В преамбуле Приложения N 6 к Соглашению не корректно указано основание действия индивидуального предпринимателя.
Приложение N 6 акт выполненных работ (оказания услуг) аварийно - диспетчерское обеспечение согласно калькуляции за месяц, включая НДС составляет 428 441 рубль.
Однако согласно данным, предоставленным на официальном сайте WWW.gazpromgk.ru стоимость услуги АО "Газпром газораспределение Краснодар" по осуществлению аварийно-диспетчерского обеспечения (АДО) абонентская плата за АДО на 1 абонента в месяц составляет 428 441 рублей с учетом НДС для расчетов с промышленными потребителями. ИП Куксов действует как Специализированная организация, предоставляющая услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного и внутри домового газового оборудования. ИП Куксов не подпадает под определение "промышленный потребитель". Соответственно расчет, указанный в Приложении N 6 к Соглашению применен неправильно.
Кроме того, истец направил в адрес ответчика досудебное уведомление 17.11.2020 исх. 56 от 12.11.2020, ответ на которое не получил.
Изложенные обстоятельства послужили причиной обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании норм статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В настоящем деле разногласия сторон при заключении соглашения возникли в отношении условий возмездности либо безвозмездности оказания услуг по АДО ВДГО/ВКГО.
По мнению истца, выполнение АДО в рамках соглашения между ГРО и специализированной организацией должно быть безвозмездным. Обязанность осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газопотребления возложена действующим законодательством на ГРО (ответчика) и не требует дополнительных поручений со стороны специализированной организации (истца).
Ответчик, в свою очередь, указывает, что при оказании услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению специализированной организации ГРО вправе рассчитывать на покрытие указанных издержек, что, в спою очередь, порождает возмездный характер таких правоотношений.
Судом учтено следующее.
Согласно пункту 2 Правил N 410 "АДО" - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования ВДГО/ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
"специализированная организация" - организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО, в том числе ГРО, соответствующая требованиям, установленным разделом IX Правил N 410, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 7 Правил N 410 аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой ГРО незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к ВДГО/ВКГО, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил.
Специализированная организация, не являющаяся ГРО, заключает с ГРО, имеющей обязанность по транспортировке газа до МКД (жилого дома, домовладения), в котором установлено ВДГО/ВКГО, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении АДО ВДГО/ВКГО (далее - соглашение).
В соответствии с абзацем 6 пункта 7 Правила N 410 ГРО не вправе отказать специализированной организации, не являющейся ГРО, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте ВДГО/ВКГО с заказчиком (заказчиками), в заключение соглашения.
Индивидуальный предпринимать Куксов И.С. является Специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что подтверждается Реестром уведомлений о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
В силу специфики данного вида предпринимательской деятельности истец подпадает под признаки специализированной организации, осуществляющей деятельность по выполнению работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования для населения.
Уведомление о начале деятельности, связанной с техническим обслуживанием, ремонтом и техническим диагностированием внутридомового и внутриквартирного газового оборудования зарегистрировано 24.01.2020 г. в Государственной жилищной инспекции Краснодарского края за N В75-1462.
Согласно п. 131 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" специализированная организация осуществляет аварийно-диспетчерское обеспечение, техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО/ВКГО), по соответствующим договорам.
Второй стороной по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей (сетей газопотребления), а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию (ГРО), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На территории Российской Федерации действует единый номер 104 (04) газовой аварийной службы, закрепленный за ГРО.
Своевременная, незамедлительная локализация аварийных участков сетей газопотребления (ВДГО и ВКГО) является законной гарантией со стороны ГРО по надлежащей поставке газа населению.
На основании п. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. По смыслу п. 3. ст. 179 ГК, не допускается сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась, такая сделка (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
В силу статьи 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с абзацем 3 пункта 7 Правил N 410 аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами N 410.
Определяя особенности предоставления коммунальной услуги газоснабжения потребителей по централизованной сети газоснабжения, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в пункте 131 предусматривают, что газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностировании внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам.
Абзац 4 пункта 7 Правил N 410 определяет взаимоотношения специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией по осуществлению аварийно-диспетчерского обеспечения. При этом в силу абзаца 6 пункта 7 Правил газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в заключении соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения, каких-либо выплат указанные нормы не предусматривают.
Истец, являясь специализированной организацией в толковании Правил N 410, выполняет работы по техническому обслуживанию внутридомового/внутриквартирного газового оборудования (ВДГО/ВКГО) согласно заключенным договорам. Сведения об истце, как специализированной организации, содержатся на официальном сайте Департамента государственного жилищного и строительного надзора Краснодарского края.
В соответствии с п. 7 Правил N 410 специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Таким образом, заключение соглашения на аварийно-диспетчерское обслуживание является обязательным для истца и ответчика.
Предметом договора на техническое обслуживание ВДГО, заключенного между ИП Куксовым И.С. и заказчиками, является техническое обслуживание и ремонт ВДГО, аварийно-диспетчерское обслуживание не входит в состав услуг по договору; при этом выгодоприобретателями услуг аварийно-диспетчерского обеспечения, выполняемого газораспределительной организацией, являются собственники помещений жилого дома, а не специализированная организация, которая не имеет перед собственниками иных обязательств, за исключением обязанности провести техническое обслуживание и ремонт ВДГО, а также обязанности заключить соглашение по взаимодействию при аварийно-диспетчерском обслуживании ВДГО.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 69-ФЗ.
Данный закон к компетенции Правительства Российской Федерации относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральной программы газификации в Российской Федерации, правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядка доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядка использования газа в качестве топлива, перечня потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (часть вторая статьи 8).
В соответствии с требованиями Закона о газоснабжении Правительство Российской Федерации постановлением от 14.05.2013 N 410 утвердило Правила.
Принятые во исполнение названного Закона Правила N 410 устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2017 N 1091 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", пункт 7 Правил N 410 изложен в новой редакции.
Устанавливая порядок пользования газом, Правила N 410 предусматривают оказание комплекса работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО/ВКГО; аварийно-диспетчерскому обеспечению; техническому диагностированию ВДГО/ВКГО; замене оборудования (пункт 2).
Раздел II Правил N 410, регулируя вопросы организации безопасного использования и содержания ВДГО/ВКГО, в пункте 7 определяет порядок организации аварийно-диспетчерского обеспечения, согласно которому аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 названных Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 Правил.
Для локализации аварий на внутридомовом и (или) внутриквартирном газовом оборудовании при необходимости привлекаются сотрудники полиции и (или) сотрудники подразделений территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (абзац 2 пункта 7 Правил N 410).
Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами (абзац 3 пункта 7 Правил N 410).
Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (абзац 4 пункта 7 Правил N 410).
Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения (абзац 4 пункта 7 Правил N 410).
То есть заключение соглашения на аварийно-диспетчерское обслуживание является обязательным как для специализированной организации, так и для газораспределительной организации.
Соглашение об аварийно-диспетчерском обслуживании само по себе не предусматривает оказание ответчиком услуг истцу, поскольку аварийно-диспетчерское обслуживание предусматривает комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования ВДГО/ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (пункт 2 Правил N 410).
Таким образом, фактически условия спорного соглашения направлены на обеспечение ответчиком, как газораспределительной организацией, безопасных условий жизнедеятельности граждан, проживающих в жилых домах; истец не является выгодоприобретателем по условиям заключаемого соглашения, в рамках договорных отношений с Заказчиками истец не обязывался осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание и, соответственно, получать за это плату от управляющей компании либо от собственников помещений многоквартирного дома, или от собственников жилых домов. В то время как ответчик обязан осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание в силу закона.
Кроме того, в пункте 2 Правил N 410 определено, что под аварийно-диспетчерским обеспечением понимается комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования ВДГО и ВКГО, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Абзацем 14 пункта 2 Правил N 410 установлено, что техническое обслуживание ВДГО включает в себя работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
При этом согласно пункту 4 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение входят в комплекс работ (услуг) по безопасному использованию и содержанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Таким образом, из анализа положений названных Правил в их совокупности следует, что работы по аварийно-диспетчерскому обслуживанию сами по себе не являются предметом оборота на рынке содержания и обслуживания газового оборудования, а являются составной частью комплекса работ (услуг) по безопасному использованию и содержанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2020 г. N Ф09-2036/20 вынесенное по Делу N А60-38451/2019 и поддержана Верховным Судом Российской Федерации Определение от 10 ноября 2020 г. N 309-ЭС20-18154.
Принимая во внимание изложенное, ответчик ошибочно полагает, что соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования подпадает по действие статей п. 1 ст. 572, п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации и не может носить безвозмездный характер.
Таким образом, судом первой инстанции законно и обоснованно приняты разногласия сторон в части оплаты цены в редакции истца, из Приложения N 6 исключены сведения о стоимости услуг, а именно принята редакция:
Пункт 1.1. Соглашения абзац 2: "Аварийно-диспетчерское обеспечение (далее - АДО) - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникших в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений", т.к. истец согласился с предложенной ответчиком в Протоколе согласования разногласий редакции.
Пункт 2.1. Соглашения: "Предметом настоящего соглашения является взаимодействие сторон в рамках осуществления "ГРО" аварийно-диспетчерского внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее по тексту соглашения - ВДГО и (или) ВКГО) многоквартирных домов и (или) домовладений и (или) квартир, указанных в Приложении N 1 к настоящему соглашению, обслуживание которых осуществляется Специализированной организацией по договору(ам) о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО."
Пункт 2.2.2. принят в редакции ответчика, изложенной в проекте Соглашения, как отражающий цель и порядок исполнения договора;
Пункт 3.2.: "При поступлении в АДС аварийной заявки на место аварии диспетчером АДС должна быть направлена аварийная бригада на специальном автомобиле АДС, оборудованной радиостанцией, сиреной, проблесковым маячком, и укомплектованном инструментом, материалами, приборами контроля, оснасткой и приспособлениями", т.к. истец согласился с предложенной ответчиком в Протоколе согласования разногласий редакции.
Пункт 4.1.13.: "Ежемесячно подписывать акт об осуществлении АДО", т.к. истец согласился с предложенной ответчиком в Протоколе согласования разногласий редакции.
Пункт 6.1.: "Соглашение вступает в силу с момента вступления в силу решения по настоящему делу и действует в течение 3 лет. Если ни одна из сторон не позднее, чем за 30 дней до окончания срока действия Соглашения не заявит о прекращении отношений, то Соглашение считается пролонгированным на срок 1 год. Пролонгация осуществляется неоднократно при условии наличия у Специализированной организацией действующего договора(ов) о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО."
Учитывая сроки действия договоров между истцом и заказчиками, установлен срок действия настоящего договора. При продлении указанных договоров истец не лишен возможности требовать продления срока действия настоящего договора в установленном законом порядке.
Пункты 3.14., 4.1.8., 4.5.1., 4.5.2., 5 из соглашения суд исключил, из Приложения N 6 также правомерно исключил сведения о стоимости услуг, с учетом безвозмездного характера договора.
В приложении N 2 к Соглашению спорные пункты изложены в следующей редакции: "Составление акта (оформление аварийной заявки), передача информации диспетчеру Специализированной организации на производство АВР", истец согласился с редакцией согласования ответчиком.
Пункт 9 изложен в редакции истца, указав адрес Специализированной организации: г. Геленджик, ул. Киевская, 47А".
В остальной части в иске отказано, поскольку остальные пункты требований истца признаны не подлежащими урегулированию, поскольку отсутствовали в протоколе разногласий, и соответственно урегулированы сторонами в досудебном порядке, действуют на условиях проекта Соглашения, направленного ответчиком истцу. Таким образом, договор урегулирован судом первой инстанции по тем пунктам, которые имелись в протоколе разногласий, в остальной части судом отмечено, что договор действует в редакции Соглашения, представленного ответчиком, и к которому истцом составлен протокол разногласий, с учетом его урегулирования в редакции, указанной в резолютивной части настоящего решения.
При указанных обстоятельствах доводы ответчика о презумпции возмездности договора об оказании услуг фактически сводятся к несогласию с составом затрат, включаемых в подлежащую государственному регулированию плату за жилое помещение. Поскольку проверка названных затрат на соответствие закону не является предметом настоящего спора, требование ответчика по существу направлено на обход действующего тарифного регулирования жилищно-коммунальных услуг. Данная правовая позиция изложена Верховным судом РФ в Определении от 13 июля 2020 г. N 309-ЭС20-9185.
Ссылка ответчика на решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-42543/19 не принимается судом, поскольку не имеет отношения к настоящему делу, предметом рассмотрения заявления о признании незаконным решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства являлся факт законности вынесенного решения антимонопольным органом.
Вывод суда первой инстанции о наличии на стороне АО "Газпром газораспределение Краснодар" обязанности подписать договор, исключив из него условие о цене на свои услуги, соответствует сложившейся судебной практике (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 по делу N А32-59796/2019, от 05.07.2021 по делу N А32-40454/2020, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.03.2021 по делу N А32-30262/2019 и проч.).
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2021 по делу N А32-52865/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52865/2020
Истец: Куксов И С
Ответчик: АО "Газпром газораспределение Краснодар", АО "Газпром газораспределение Краснодар" филиал N9