город Омск |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А46-3571/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7908/2021) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 08.06.2021 по делу N А46-3571/2021 (судья Ширяй И.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" (ИНН 5504152467, ОГРН 1185543002039, адрес: 644024, Омская область, город Омск, улица Чкалова, дом 37, офис 19) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, адрес: 644024, Омская область, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8) о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Пяткова Кирилла Викторовича по доверенности от 14.09.2020 N 9061;
от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Резерв" - Щекотова Дмитрия Дмитриевича по доверенности от 01.09.2020;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "РЕЗЕРВ" (далее - заявитель, общество, ООО Фирма "РЕЗЕРВ") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:170101:117 без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выраженного в распоряжении от 15.02.2021 N 133; а также об обязании департамента в 30-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу направить ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" подписанный уполномоченным органом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:170101:117.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.06.2021 по делу N А46-3571/2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что за предоставлением земельного участка обратились не все собственники объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, в связи с чем предоставить земельный участок в единоличную собственность заявителю невозможно, поскольку будут нарушены права третьих лиц. На земельном участке расположена только часть нежилого здания
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Заявителю на праве собственности принадлежит автозаправочная станция (далее - АЗС), назначение: нежилое, литера А, этажность: 1, расположенная по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 81, угол ул. Гашека, д. 30 (кадастровый номер: 55:36:00 00 00:8370). Указанная стационарная АЗС входит в состав производственно-технологического комплекса (ПТК) с кадастровым номером 55:36:17 01 01:16072..
ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" 02.10.2019 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:117, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости, без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ. В заявлении также указано, что испрашиваемый земельный участок предоставлен ООО "Фирма "Резерв" на праве аренды по договору от 04.06.2019 N Д-Л-14-11767, задолженности по которому не имеется.
Письмом от 11.10.2019 N Исх-ДИО/13776 Департамент, со ссылкой на статью 39.20 ЗК РФ, указал, что представленные документы не содержат обоснования площади испрашиваемого земельного участка, необходимого для эксплуатации АЗС, и возвратил заявление Обществу без его рассмотрения по существу с указанием на возможность повторного обращения с таким заявлением, документально обосновав площадь испрашиваемого земельного участка.
Общество 04.12.2019 повторно обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:117 без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, приложив к нему заключение от 21.11.2019, выполненное специализированным предприятием - обществом с ограниченной ответственностью Техническое проектное предприятие "Автоматика", где обоснована необходимость предоставления заявителю земельного участка для эксплуатации АЗС по адресу: г. Омск, ул. Машиностроительная, д. 81, угол ул. Гашека, д. 30.
Департамент распоряжением от 13.01.2020 N 13 со ссылкой на пункт 1,19 статьи 39.16, статьей 39.17, 39.20 ЗК РФ отказал обществу в предоставлении участка по следующим основаниям:
- в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, в связи с тем, что объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:170101:16072 частично расположен в границах испрашиваемого земельного участка;
- предоставление земельного участка на испрашиваемом виде прав не допускается;
- площадь земельного участка превышает нормативный размер земельного участка, установленный для предприятий по техническому обслуживанию транспортных средств, автозаправочных станций, моечных пунктов, установленный в Решении Омского городского Совета от 22.03.2017 N 519 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области", в соответствии с которым предусмотрены расчётные показатели и нормативные параметры градостроительного проектирования объектов по техническому обслуживанию транспортных средств, автозаправочных станций, моечных пунктов.
Посчитав, что отказ в предоставлении участка, изложенный в распоряжении от 13.01.2020 N 13, является незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 24.07.2020 по делу N А46-4101/2020 признано недействительным распоряжение Департамента от 13.01.2020 N 13 об отказе в предоставлении ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:117 без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Суд обязал заинтересованное лицо рассмотреть по существу заявление ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" от 04.12.2019 и принять соответствующее решение в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Распоряжением Департамента от 15.02.2021 N 133 ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:117 площадью 5 039 кв. м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 9-этажный жилой дом, Участок находится примерно в 100 м по направлению на запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, ул. Гашека, д. 22, с видом разрешённого использования: для размещения автозаправочной и газонаполнительной станции.
В обоснование отказа Департамент сослался на следующее: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. В границах испрашиваемого земельного участка расположен объект капитально строительства, правоустанавливающие документы на который заявителем не предоставлены.
Полагая, что распоряжение Департамента от 15.02. 2021 N 133 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 08.06.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 ЗК РФ принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, и включает в себя:
- подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подачу гражданином или юридическим лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 ЗК РФ.
Положениями статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением, содержание которого определено в пункте 1 названной нормы.
Предусмотренный законодательством перечень документов необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка в порядке реализации исключительного права заявителем представлен в уполномоченный орган.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ и уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как усматривается из оспариваемого распоряжения от 15.02. 2021 N 133, отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, Департамент, исходит из сведений Единого государственного реестра недвижимости, согласно которыми в пределах земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:00 00 00:8370, 55:36:17 01 01:16072, состоящий из следующих объектов недвижимости:
- 55:36:000000:6644 (стационарная АЗС площадью 2 193,1 кв.м);
- 55:36:000000:8370 площадью 86,2 кв. м (принадлежит на праве собственности заявителю);
- 55:36:00 00 00:9374 (сооружение: линии электропередач, наружное освещение);
- 55:36:17 01 01:3584 (сооружение: сети водопровода и канализации).
При этом в составе объекта с кадастровым номером 55:36:170101:16072 находится стационарная АЗС площадью 2 193,1 кв. м (кадастровый номер 55:36:00 00 00:6644), сведения о правообладателе которой отсутствуют.
Вместе с тем указанный вывод Департамента является ошибочным, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 23.01.2018 по делу N А46-16463/2017 установлено, что на испрашиваемом земельном участке располагаются объекты, являющиеся частью АЗС как имущественного комплекса, которые в силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подпадают под понятие объектов дорожного сервиса.
В соответствии с решением Арбитражного суда Омской области от 23.01.2018 по делу N А46-16463/2017 обществом установлен сервитут на часть земельного участка площадью 626 кв.м из земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1310 - соседнего участка по отношению к испрашиваемому земельному участку, поскольку установление сервитута является единственным способом обеспечения потребностей общества как собственника АЗС. Отсутствие сервитута делает использование объекта недвижимости невозможным.
Более того, суд апелляционной инстанции находит необоснованным отказ в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке находится объект недвижимости (стационарная автозаправочная станция с кадастровым номером 55:36:000000:6644), право собственности на который у общества отсутствует.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами неко торых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый не движимый комплекс.
Согласно статье 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопро воды и другие линейные объекты).
В рассматриваемом случае принадлежащая обществу на праве собственности автозаправочная станция представляет собой производственно-технологический комплекс, включая инженерные сети, в том числе электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, резервуары для моторного топлива, которые относятся к инженерно-технической системе обеспечения, навесы, операторную, разворотную площадку и иное имущество.
При рассмотрении дела N А46-235342017 установлено, что, что в границах испрашиваемого обществом земельном участке расположен объект недвижимого имущества стационарная автозаправочная станция, принадлежащая обществу на праве собственности. Иные объекты недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в установленном порядке, отсутствуют.
Согласно выписке ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 55:36:170101:117 (испрашиваемый заявителем): площадь земельного участка- 5 039 кв.м; в пределах указанного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:170101:16072 (выписка от 27.09.2017N 55/001/005/2017-91967).
Из выписки ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером 55:36:170101:16072 следует, что данный объект является производственно-технологическим комплексом (далее в ПТК), площадью 1804 кв.м, расположенным в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:000000:1310, 55:36:170101:117 (выписка от 27.09.2017N 55/001/005/2017-91965).
Соразмерность испрашиваемой площади земельного участка для эксплуатации находящегося на нем ПКТ и вспомогательных объектов подтверждается заключением от 21.11.2019 б/н, выполненным специализированным предприятием - ООО Техническое проектное предприятие "АВТОМАТИКА".
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-4101/2020.
Доказательств возможного использования земельного участка меньшей площади для эксплуатации принадлежащей заявителю АЗС департаментом в материалы дела не представлено, равно как и доказательств того, что испрашиваемая заявителем площадь земельного участка несоразмерна площади, необходимой для использования принадлежащих заявителю объектов недвижимости.
Кроме того, ранее между Департаментом и ООО "Фирма "РЕЗЕРВ" уже заключался договор аренды земельного участка от 04.06.2019 N Д-Л-14-11767, что позволяет прийти к выводу о том, что стороны полагали испрашиваемую площадь земельного участка необходимой и достаточной для эксплуатации автозаправочной станции, расположенной на данном участке.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент оспариваемым распоряжением неправомерно отказал заявителю в предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка,
. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платил и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 08.06.2021 по делу N А46-3571/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3571/2021
Истец: ООО "ФИРМА "РЕЗЕРВ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска