г. Челябинск |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А07-19389/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2021 по делу N А07-19389/2020.
В судебном заседании до перерыва принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Латзар" - Загретдинов Рамиль Габбасович (доверенность от 25.12.2020 сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Латзар" (далее - ООО "КХ "Латзар", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным действия Администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ООО "КХ "Латзар" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район в районе с. Старые Туймазы, в установленный законом срок; об обязании устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и направления ООО "КХ "Латзар" проектов договоров купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170, относящего в категории земель сельскохозяйственного назначения, в 15-дневный срок с момента вступления в силу решения суда.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (далее - ПАО "АНК "Башнефть"), государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ Управление дорожного хозяйства), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2021 (резолютивная часть от 03.06.2021) заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконными действия Администрации, выразившиеся в письме от 26.06.2020 в непринятии решения о предоставлении ООО КХ "Латзар" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, в районе с. Старые Туймазы. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и направления ООО КХ "Латзар" проекта договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170, относящего в категории земель сельскохозяйственного назначения, в 15-дневный срок с момента вступления в силу решения суда.
С указанным решением суда не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить полностью, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что право на выкуп земельного участка на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возникает при наличии совокупности условий к которым, в том числе, относится обстоятельство размещения на участке принадлежащих заявителю объектов недвижимости, доказанность потребности в предоставлении участка именно такой площади, исходя из градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, и соответствие вида разрешенного использования участка целям, для которых земельный участок испрашивается к выкупу. При разрешении вопроса о наличии оснований для передачи земельного участка в собственность без проведения торгов, уполномоченный орган вправе оценивать лишь те основания, которые указаны заявителем в заявлении о выкупе. Общая площадь нежилых помещений, принадлежащих заявителю составляет 1 755,9 кв.м, тогда как площадь испрашиваемого земельного участка равна 220 812 кв.м. Заявителем в качестве основания выкупа в поданном в суд заявлении было указано на положения подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, при этом в поданном в Администрацию заявлении вх. N 3372 "о" от 29.05.2020 ссылки на нормы права о выкупе земельного участка отсутствовали, в качестве основания для выкупа были указаны объекты капитального строительства.
Апеллянт также отметил, что заявитель не обосновал нуждаемость во всей испрашиваемой площади земельного участка. Суд первой инстанции не учел, что согласно данных публичной кадастровой карты объекты недвижимости заявителя фактически расположены только на двух земельных участках с кадастровыми номерами 02:46:000000:837, 02:46:000000:850, тогда как испрашиваются все три части единого землепользования.
По мнению апеллянта, судом были нарушены нормы процессуального права, не установлены даты ознакомления ответчика, с учетом заблаговременности направления, и приобщены к материалам дела дополнения истца, датированные согласно системе "Мой арбитр" 27.05.2021, и объяснения от 01.06.2021.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 апелляционная жалоба Администрации на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2021 по делу N А07-19389/2020 была принята к производству и назначена к рассмотрению на 18.08.2021.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от заявителя и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу заинтересованного лица в материалы дела не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
Протокольным определением от 18.08.2025 Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании был объявлен перерыв до 25.08.2021 для представления сторонами заявления вх. N 3372 "о" от 29.05.2020, с которым ООО КХ "Латзар" обращался в Администрацию за предоставлением земельного участка.
К дате судебного заседания после перерыва от ООО КХ "Латзар" и Администрации поступили запрошенные судом документы.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, между Администрацией (арендодатель) и ООО "КХ "Латзар" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 852-К от 23.07.2004 (далее также - договор аренды, л.д. 12-15), согласно п. 1.1 которого на основании постановления Администрации муниципального образования Старотуймазинский сельсовет Туймазинского района Республики Башкортостан от 10.06.2004 N 34 арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, именуемый в дальнейшем "участок", из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 02:46:000000:0170, площадью 220 866 кв.м, находящийся по адресу: Туймазинский район, в районе с. Старые Туймазы, для использования в целях выращивания овощей открытого и закрытого грунта, в границах, указанных на кадастровом плане участка, прилагаемом к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью.
В силу п. 2.1 договора аренды участок имеет обременение: особый режим использования земли. Охранная зона ВЛ 220 кВТ в пользу ОАО АПН "Башнефть".
На основании п. 2.2 договора аренды участок имеет обременение: особый режим использования земли. Охранная зона ВЛ 35 кВТ в пользу ОАО АПН "Башнефть".
В соответствии с п. 2.3 договора аренды участок имеет обременение: сервитут. Право прохода и проезда через земельный участок для обслуживания и ремонта в пользу ОАО "Башкирэнерго".
Согласно п. 2.4 договора аренды участок имеет обременение: сервитут. Право прохода и проезда через земельный участок для обслуживания и ремонта в пользу ОАО "Башкирэнерго".
В п. 2.6 договора аренды указано, что срок аренды участка устанавливается с 10.06.2004 по 10.06.2053.
В соответствии с п. 3.1 договора аренды арендатор имеет право, в том числе, самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием и распоряжаться продукцией и полученным доходом в результате использования земли.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.07.2007 N 246/07-02-2656 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170 - "для выращивания овощей открытого и закрытого грунта" (л.д. 16-23).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2021 N 99/2021/37239996 на земельном участке с кадастровым номером 02:46:000000:170 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 02:46:000000:11312, 02:46:000000:11478, 02:46:000000:11508, 02:46:000000:11509, 02:46:000000:11510, 02:46:000000:11511, 02:46:000000:11512, 02:46:000000:11513, 02:46:080311:415, земельный участок имеет вид разрешенного использования - для выращивания овощей открытого и закрытого грунта, для иных видов сельскохозяйственного использования. Обременение земельного участка в виде аренды по договору аренды земельного участка N 852-К от 23.07.2004 зарегистрировано в пользу ООО "КХ "Латзар". Граница земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, кадастровые номера обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование: 02:46:000000:837, 02:46:000000:850, 02:46:080311:14. В пределах земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170 расположен объект недвижимости 02:46:000000:11478 - объект капитального строения сооружение дорожного транспорта автомобильная дорога "Подъезд к с. Старые Туймазы" (л.д. 139).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.10.2020 N КУВИ-002/2020-27227830 объект недвижимости с кадастровым номером 02:46:000000:11312 - сооружения нефтяных месторождений, водоводы сточных вод от скв. 1933 до ГУ-1992 принадлежит на праве собственности ПАО АНК "Башнефть", запись регистрации N 02-04/118-04/376/003/2016-2171/1 от 24.08.2016 (л.д. 57-58).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.10.2020 N КУВИ-002/2020-27228264 объект недвижимости с кадастровым номером 02:46:000000:11478 - сооружение дорожного транспорта, подъезд к с. Старые Туймазы принадлежит на праве собственности Республики Башкортостан, запись регистрации N 02:46:000000:11478-02/118/2017-2 от 14.08.2017, передан на праве оперативного управления ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, запись регистрации права N 02:46:000000:11478-02/118/2017-1 от 14.08.2017 (л.д. 61-62).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.10.2020 N КУВИ-002/2020-27227404 объект недвижимости с кадастровым номером 02:46:080311:415 - нефтевыкидная линия от скв. N1350 до АГЗУ N1992 принадлежит на праве собственности ПАО АНК "Башнефть", запись регистрации N 02- 04/118-04/218/001/2015-985/1 от 21.07.2015 (л.д. 59-60).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.03.2020 объект недвижимости с кадастровым номером 02:46:000000:11508, нежилое здание - склад, площадью 202,5 кв.м принадлежит на праве собственности ООО "КХ "Латзар", запись регистрации N 02:46:000000:11508-02/118/2020-1 от 24.03.2020 (л.д. 34-35).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.03.2020 объект недвижимости с кадастровым номером 02:46:000000:11509, нежилое здание - склад, площадью 257,4 кв.м принадлежит на праве собственности ООО "КХ "Латзар", запись регистрации N 02:46:000000:11509- 02/118/2020-1 от 24.03.2020 (л.д. 32-33).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.03.2020 объект недвижимости с кадастровым номером 02:46:000000:11510, нежилое здание - склад, площадью 456,8 кв.м принадлежит на праве собственности ООО "КХ "Латзар", запись регистрации N 02:46:000000:11510-02/118/2020-1 от 24.03.2020 (л.д. 30-31).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.03.2020 объект недвижимости с кадастровым номером 02:46:000000:11511, нежилое здание - склад, площадью 315 кв.м принадлежит на праве собственности ООО "КХ "Латзар", запись регистрации N 02:46:000000:11511- 02/118/2020-1 от 24.03.2020 (л.д. 28-29).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.03.2020 объект недвижимости с кадастровым номером 02:46:000000:11512, нежилое здание - склад, площадью 170,6 кв.м принадлежит на праве собственности ООО "КХ "Латзар", запись регистрации N 02:46:000000:11512-02/118/2020-1 от 24.03.2020 (л.д. 26-27).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.03.2020 объект недвижимости с кадастровым номером 02:46:000000:11513, нежилое здание - склад, площадью 353,6 кв.м принадлежит на праве собственности ООО "КХ "Латзар", запись регистрации N 02:46:000000:11513- 02/118/2020-1 от 24.03.2020 (л.д. 24-25).
ООО "КХ "Латзар" направило в Администрацию заявление (вх. N 3372 о от 29.05.2020) о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170.
В указанном заявлении ООО "КХ "Латзар" указало дословно следующее:
"Прошу предоставить мне в собственность за плату без проведения торгов находящейся в муниципальной собственности /в государственной собственности до разграничения/ земельный участок с кадастровым номером 02:46:000000:170 площадью 220812 кв.м, расположенный по адресу: Респ. Башкортостан. Туймазиснкий район, с. Старые Туймазы, мкр.Тепличный, д.1
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся у меня в собственности (перечислить все объекты с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров):
1) Нежилое здание - склад 02:46:000000:11508.
2) Нежилое здание - склад 02:46:000000:11509.
3) Нежилое здание - склад 02:46:000000:11510.
4) Нежилое здание - склад 02:46:000000:11511.
5) Нежилое здание - склад 02:46:000000:11512.
6) Нежилое здание - склад 02:46:000000:11513.
К заявлению прилагаются:
1) паспорт РФ - копия.
2) выписка из ЕГРН - копия (6 экземпляров)
3) решение о назначении директора - копия
4) сообщение - оригинал.".
Письмом от 26.06.2020 N 706 пр10 Администрация отказала в предоставлении в собственность без проведения торгов заявителю земельного участка, сообщила, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. На испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности третьим лицам. Администрация также указала, что ООО "КХ "Латзар" является собственником нежилых зданий общей площадью 1 755,9 кв.м, в то время как общая площадь испрашиваемого земельного участка составляет 220 812 кв.м (л.д. 11).
Полагая указанный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим экономические интересы заявителя, ООО "КХ "Латзар" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок используются ООО "КХ "Латзар" в соответствии с его разрешенным использованием и условиями заключенного в отношении него договора аренды; на данном земельном участке расположены шесть складских помещений предназначенных для ведения хозяйственных дел с кадастровыми номерами 02:46:000000:11513, 02:46:000000:11512, 02:46:000000:11511, 02:46:000000:11510, 02:46:000000:11509, 02:46:000000:11508; ООО "КХ "Латзар" владеет и пользуется упомянутым земельным участком в составе единого землепользования на основании договора аренды более чем три года. Суд первой инстанции посчитал, что удовлетворение заявленных требований не нарушает законных прав и интересов третьих лиц, поскольку наличие сервитута не влияет на возможность пользования земельного участка под объектом. Суд отклонил довод Администрации о том, что будет превышен максимальный размер земельного участка сельскохозяйственного назначения, который может находиться в собственности одного юридического лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В подпункте 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ указано, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, должны быть указаны основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Таким образом, право выбора основания, по которому заявитель желает предоставления земельного участка без проведения торгов лежит на самом заявителе.
В пункте 3 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В рассматриваемом случае ООО "КХ "Латзар" при обращении с заявлением к Администрации не было указано конкретное основание предоставления земельного участка из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Ссылка на какой-либо из подпунктов указанной нормы ООО "КХ "Латзар" также сделана не была, однако ООО "КХ "Латзар" указало в заявлении, что на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся у меня в собственности: нежилое здание - склад 02:46:000000:11508; нежилое здание - склад 02:46:000000:11509; нежилое здание - склад 02:46:000000:11510; нежилое здание - склад 02:46:000000:11511; нежилое здание - склад 02:46:000000:11512; нежилое здание - склад 02:46:000000:11513.
На основании изложенной в заявлении информации Администрация обосновано посчитала, что речь идет о предоставлении земельного участка на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Ссылка заявителя в рассмотренном судом первой инстанции заявлении на то, что в силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" заявитель имеет право претендовать на спорный земельный участок, а также аналогичные выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку в заявлении (вх. N 3372 о от 29.05.2020) ООО "КХ "Латзар" не ссылалось на указанные нормы права в качестве основания для предоставления ему земельного участка, в то время как административный орган лишен права самостоятельного выбора подходящего основания для удовлетворении заявителя.
Выводы суда первой инстанции в указанной части не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции не было запрошено у сторон и не было исследовано содержание заявления (вх. N 3372 о от 29.05.2020).
Поскольку единственное, на что ссылался заявитель в заявлении о предоставлении земельного участка, это на расположенные на нем объекты недвижимости, Администрация правомерно рассматривала данное заявление, исходя из диспозиции подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08, земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий и сооружений.
Из материалов дела не следует, между Администрацией (арендодатель) и ООО "КХ "Латзар" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 852-К от 23.07.2004, с кадастровым номером 02:46:000000:0170, площадью 220 866 кв.м, для использования в целях выращивания овощей открытого и закрытого грунта.
Для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости указанный земельный участок не формировался и ООО "КХ "Латзар" не предоставлялся.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.07.2007 N 246/07-02-2656 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170 - "для выращивания овощей открытого и закрытого грунта" (л.д. 16-23).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 N 305-КГ16-16409 указано, что при предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган государственной власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта.
С учетом вышеизложенного, право на выкуп земельного участка на основании статьи 39.20 ЗК РФ возникает при наличии совокупности условий к которым, в том числе, относится обстоятельство размещения на участке принадлежащих заявителю объектов недвижимости, доказанность потребности в предоставлении участка именно такой площади, исходя из градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, и соответствие вида разрешенного использования участка целям, для которых земельный участок испрашивается к выкупу.
ООО "КХ "Латзар" является собственником нежилых зданий общей площадью 1 755,9 кв.м, тогда как площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170 составляет 220 812 кв.м. ООО "КХ "Латзар" не было представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок, граница которого не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и который фактически состоит из обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование: 02:46:000000:837, 02:46:000000:850, 02:46:080311:14, с учетом пространственного расположения на нем объектов недвижимости заявителя только на двух земельных участках с кадастровыми номерами 02:46:000000:837, 02:46:000000:850, был целиком необходим ООО "КХ "Латзар".
При удовлетворении заявления ООО "КХ "Латзар" судом первой инстанции также не было учтено, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 02:46:000000:170 расположен объект недвижимости 02:46:000000:11478 - автомобильная дорога "Подъезд к с. Старые Туймазы" (л.д. 61, 166).
Вывод суда первой инстанции о том, что не исключается оформление сервитута на земельный участок с кадастровым номером 02:46:000000:170 для размещения и эксплуатации данной дороги, не основан на законе. В силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Автомобильная дорога IV категории "Подъезд к с. Старые Туймазы" имеет идентификационный номер 80 ОП М3 80 Н-489, учетный номер 80 Н-489 и входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28.
С учетом вышеизложенной совокупности фактических обстоятельств дела апелляционный суд находит законным и обоснованным отказ Администрации в предоставлении ООО "КХ "Латзар" спорного земельного участка, изложенный в письме от 26.06.2020 N 706 пр10.
Обратные выводы суда первой инстанции не верны, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при неполном выявлении обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм материального права (пункты 1, 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), в силу чего решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Оснований для удовлетворения заявления ООО "КХ "Латзар" не имеется, в удовлетворении заявления апелляционный суд отказывает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение заявления ООО "КХ "Латзар" судом первой инстанции и дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В силу отказа в удовлетворении заявления ООО "КХ "Латзар" уплаченная им государственная пошлина относится на заявителя и распределению не подлежит.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.06.2021 по делу N А07-19389/2020 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Латзар" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19389/2020
Истец: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ЛАТЗАР
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, МЗИО РБ, ПАО "АНК "Башнефть"