г. Москва |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А41-18031/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании:
от ТСН "ТСЖ Юбилейный 14" - Круглова Е.О. по доверенности N 10 от 14.07.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от ОАО "Химкинский водоканал" - Покачалова И.Д. по доверенности N 64/2020 от 21.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от МУП городского округа Химки Московской области "Жилищник городского округа Химки" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Юбилейный 14"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 июня 2021 года по делу N А41-18031/21
по иску товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Юбилейный 14"
к открытому акционерному обществу "Химкинский водоканал"
при участии в деле третьего лица: муниципального унитарного предприятия городского округа Химки Московской области "Жилищник городского округа Химки"
об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "ТСЖ Юбилейный 14" (далее - ТСН "ТСЖ Юбилейный 14", истец,) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к открытому акционерному обществу "Химкинский водоканал" (далее - ОАО "Химкинский водоканал", ответчик) об обязании с даты вступления решения в законную силу направить оформленный надлежащим образом договор на поставку коммунального ресурса по холодному водоснабжению и водоотведению, потребляемого при содержании общего имущества дома, расположенного по адресу: Московская область, Химки, г. Сходня, мкр. Юбилейный проезд 14 с учетом всех условий, содержащихся в письме от 22.11.2019 N 06/ТСЖ/Ю-11-19.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное унитарное предприятие городского округа Химки Московской области "Жилищник городского округа Химки".
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2021 года по делу N А41-18031/21 в иске отказано (т. 2 л. д. 156-162).
Не согласившись с данным судебным актом, ТСН "ТСЖ Юбилейный 14" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ТСН "ТСЖ Юбилейный 14" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель ОАО "Химкинский водоканал" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с постановлением администрации Городского округа Химки Московской области от 30.03.2015 N 284 ОАО "Химкинский водоканал" является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского округа Химки Московской области.
Согласно протоколу от 19.11.2019 N 3 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Химки, мкр. Сходня, Юбилейный проезд д. 14 (далее - МКД), собственниками были приняты решения о заключении прямых договоров поставки коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с 01.12.2019.
На этом основании ТСН "ТСЖ Юбилейный 14" (далее - ТСН) направило в ОАО "Химкинский водоканал" (ресурсоснабжающая организация) письмо от 22.11.2019 (Исх. 06/ТСЖ/Ю-11-19) с просьбой заключить договора ресурсоснабжения с собственниками помещений МКД, а также заключить договор ресурсоснабжения с ТСН на поставку ресурса, потребляемого при содержании общего имущества с 01 декабря 2019 года (Вх. N 3110 от 25.11.2019).
Поскольку вышеназванное письмо ответчиком было проигнорировано, ТСН "ТСЖ Юбилейный 14" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска в связи со следующим.
На основании статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободы в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ в случае, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
К числу таких договоров относится публичный договор.
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 13, пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) договор водоснабжения и договор водоотведения являются публичными договорами.
Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
29 июля 2019 года Правительством Российской Федерации утверждены Постановлением N 644 Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила N 644).
Как следует из материалов дела, 05.09.2019 от истца поступила заявка о заключении договора водоснабжения и водоотведения.
К заявке были приложены следующие документы:
- копия протокола общего собрания собственников от 27.07.2019;
- копия листа записи ЕГРЮЛ;
- копия устава ТСН "ТСЖ Юбилейный 14";
- копия техпаспорта;
- копия свидетельства о постановке на учет.
06 сентября 2019 года в адрес истца было направлено письмо исх. N 1730 о приостановлении рассмотрения заявления, в связи с тем, что вышеперечисленных документов недостаточно для заключения договора. В письме, направленном истцу указаны все необходимые документы и сведения, которые нужно предоставить для заключения прямых договоров с жителями, в соответствии с пунктом 6 Правил N 354.
Также, согласно информации, на момент обращения истца к ответчику, содержащейся на сайте ГЖИ МО, управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: МО, Химки г., Сходня мкр., Юбилейный проезд, 14, являлась МУП "Жилищник г.о. Химки" с которым у Ответчика заключен договор водоснабжения и водоотведения.
Повторно протоколом N 3 общего собрания собственников помещений спорного МКД было принято решение о переходе на прямые договора водоснабжения и водоотведения с 01.12.2019.
22 ноября 2019 года ТСН "ТСЖ Юбилейный 14" (далее - ТСН) повторно направило в ОАО "Химкинский водоканал" (далее - ресурсоснабжающая организация) письмо (Исх. N 06/ТСЖ/Ю-11-19) с просьбой заключить договора ресурсоснабжения с собственниками помещений МКД, а также заключить договор ресурсоснабжения с ТСН на поставку ресурса, потребляемого при содержании общего имущества с 01 декабря 2019 года (Вх. N 3110 от 25.11.2019).
Однако на момент обращения истца к ответчику, управление спорного МКД осуществлялось управляющей организацией МУП "Жилищник г.о. Химки" с которым у ответчика заключен договор водоснабжения и водоотведения.
Также из письма не следует, что истец исполнил обязанности по предоставлению сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил N 354. В этой связи договор между сторонами заключен не был.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110 частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 9 Правил 124 в случае обращения в ресурсоснабжающую организацию 2 и более лиц с заявками (офертами) в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома либо представления в ресурсоснабжающую организацию заявок (оферт) в период действия ранее заключенного договора ресурсоснабжения в отношении одного и того же многоквартирного дома или жилого дома ресурсоснабжающая организация приостанавливает рассмотрение таких заявок (оферт) до установления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, правомочий на заключение договора ресурсоснабжения лиц, обратившихся с заявками (офертами), в том числе путем проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации к созданию и деятельности юридических лиц и деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, которые проводятся в установленном порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственный жилищный надзор, или до принятия судом решения (в случае рассмотрения судом вопроса о законности создания и деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами).
Истец обратился в ГЖИ МО с письмом о выборе способа управления спорного МКД.
Однако ГЖИ МО 06.12.2019 отказала во внесении изменений в реестр лицензий в связи с несоблюдением требований подпунктов "а" и "г" пункта 3 Приказа N 938/пр.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2020 года по делу N А41-13640/20, признаны недействительными решения ГЖИ МО от 23.10.2019 N 22293, от 06.12.2019 N 25276/24, обязав ГЖИ МО исключить МУП "Жилищник г.о. Химки" в качестве управляющей компании спорного МКД.
Согласно сведениям предоставленным на официальном портале ГЖИ МО (http://portal.gzhi.mosreg.ru/dom/common.php?id dom=163545) внесены сведения об осуществлении деятельности по управлению спорного МКД расположенного по адресу: МО, Химки г. Сходня мкр., Юбилейный проезд 14, ТСН "ТСЖ Юбилейный 14" с 01.08.2020.
Впоследствии истец обратился к ответчику с просьбой заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения (письмо от 05.08.2020 за исх. N 2-08/2020).
В этой связи в установленный законом срок был подготовлен единый договор водоснабжения и водоотведения.
10 сентября 2020 года за исх. 2117 истцу передан под подпись с сопроводительным письмом единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от 07.08.2020 N 90598, что подтверждается документами, приложенными к отзыву ответчика (т. 1 л. д. 105-109).
Также истцу направлено дополнительное соглашение об изменении баланса, в связи с переходом на прямые договоры с 01.10.2020, что подтверждается письмами о направлении договора с дополнительным соглашением (от 06.10.2020 N 2375; от 09.11.2020 N 2641).
По общему правилу правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах (в том числе в отношении нежилых помещений, находящихся в жилом многоквартирном доме) регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Обязанность товарищества собственников жилья заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией вытекает из положений части 12 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой товарищества не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (вступил в силу 03.04.2018) часть 2 статьи 44 ЖК РФ была дополнена пунктом 4.4, о праве собственников на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 17(1) Правил N 354 ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида в соответствии с подпунктом "ж" пункта 17 настоящих Правил при условии поступления в ее адрес копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях.
В разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, указанным в письме от 04 мая 2018 года N 20073-АЧ/04, и в силу части 11 статьи 161 ЖК РФ указано, что в обязанность лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при переходе на прямые договоры вменяется предоставление ресурсоснабжающим организациям информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что протоколом N 3 общего собрания собственников помещений спорного МКД было принято решение о переходе на прямые договора водоснабжения и водоотведения с 01.12.2019, протокол и решения были направлены ответчику.
Согласно представленным сведениям истец предоставил ответчику информацию в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ и абзаца 7 пункта 6 Правил N 354., необходимую для перехода на прямые договора с собственниками помещений МКД (транспортный файл).
В связи с чем, было подготовлено дополнительное соглашение от 01.10.2020 N 1 к спорному договору относительно перехода собственниками МКД на прямые договора, что подтверждается письмами о направлении договора с дополнительным соглашением (от 06.10.2020 N 2375, от 09.11.2020 N 2641).
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно - канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно- канализационного хозяйства.
Согласно пункту 13 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" абонент в течение 30 календарных дней со дня поступления проекта договора холодного водоснабжения, проекта договора водоотведения или проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства, направившей такие проекты договоров, извещение об акцепте на иных не противоречащих положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно - канализационного хозяйства и абонентом) условиях (протокол разногласий). Протокол разногласий, подписанный абонентом, направляется им в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, направившую предложение о заключении договора (договоров), любым способом, позволяющим подтвердить получение такого протокола организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Истец исх. N 3-09/2020 от 10.09.2020 (вх. N 1076 от 17.09.2020) отказался от заключения договора представленного ответчиком с просьбой заключить прямые договора на холодное водоснабжение и водоотведение с собственниками жилых помещений спорного МКД и отдельно заключить договор на обслуживание СОИ МКД с истцом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 ГК РФ).
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 445 ГК РФ в случае, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Договор и соглашение неоднократно направлялись истцу, однако, на настоящий момент договор и соглашение к нему не возвращены ответчику, от ТСН "ТСЖ Юбилейный 14" протокол разногласий в установленный законом срок в адрес ОАО "Химкинский водоканал" не поступал.
Таким образом, в соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" договор считается заключенными на условиях, содержащихся в договоре, представленном организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, между ОАО "Химкинский водоканал" и ТСН "ТСЖ Юбилейный 14" заключен единый договор холодного водоснабжения от 07.08.2020 N 90598.
На основании представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленный ответчиком проект договора в данном случае правомерен, дополнительным соглашением внесены изменения в договор относительно условий перехода собственников на прямые договора, а доводы истца носят формальный характер.
При этом материалами дела не подтверждено, то обстоятельство, что истец, фактически осуществлял управление МКД до 01.08.2020, в частности принимал оплату за предоставленные жителям коммунальные услуги и коммунальные услуги в целях содержания общего имущества МКД, а также производил расчеты в интересах жителей МКД в пользу ответчика.
Таким образом, у суда нет оснований полагать, что между жителями и ответчиком фактически сложились договорные отношения по поставке коммунальных услуг до 01.08.2020, несмотря на признание решений ГЖИ МО от 23.10.2019 N 22293, от 06.12.2019 N 25276/24 недействительными, заключение договора до даты фактического оказания услуг приведет к правовому противоречию, в том числе, в части расчетов между сторонами.
Вместе с тем счетами, актами выполненных работ, счет-фактурами установлено начисление истцом оплаты ответчику с августа 2020 года.
Согласно сведениям, предоставленным на официальном портале ГЖИ МО (dom=163545) внесены сведения об осуществлении деятельности по управлению спорного МКД расположенного по адресу: МО, Химки г. Сходня мкр., Юбилейный проезд 14. ТСН "ТСЖ Юбилейный 14" с 01.08.2020.
Таким образом, в предоставленном истцом, проекте договора, неверно указаны даты: начала подачи холодной воды и приема сточных вод (п. 2.1) и распространения действия (п. 12.1), так как они не соответствуют сведениям, указанным ранее в реестре лицензий Московской области.
В случае, если абонент не согласен с условиями, то согласно пункту 13 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" абонент в течение 30 календарных дней со дня поступления проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения вправе представить организации водопроводно-канализационного хозяйства, направившей такие проекты договоров, извещение об акцепте на иных не противоречащих положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом) условиях (протокол разногласий). Протокол разногласий, подписанный абонентом, направляется им в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, направившую предложение о заключении договора (договоров), любым способом, позволяющим подтвердить получение такого протокола организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Протокол разногласий истцом не направлялся, представленный истцом в суд проект договора холодного водоснабжения и водоотведения с товариществом собственников жилья в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме N /СОИ не соответствует типовой форме, утвержденной Постановлением N 645, и не предусмотрен Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Исходя из части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения является типовым и заключается по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения". В соответствии с Постановлением N 645 утверждены:
- типовой договор холодного водоснабжения; типовой договор водоотведения;
единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения; типовой договор по транспортировке холодной воды; типовой договор по транспортировке сточных вод;
- типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения;
- типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора. Применение к указанным отношениям в соответствующей части предусмотренных настоящим Федеральным законом порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, а также порядка начисления пеней по указанным договорам является обязательным (часть 2 статьи 15 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Оценив содержание проекта договора, который истец предлагает обязать заключить суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный проект разработан и составлен истцом без учета требований действующего законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям, и не соответствует утвержденным типовым формам.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. Избрание конкретного способа защиты предопределяется правовой нормой, регулирующей спорное правоотношение.
Избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, истец, обращаясь в суд с иском о понуждении к заключению договора на условиях проекта, не соответствующего нормам действующего законодательства и не содержащего существенные условия договора, избрал ненадлежащий способ защиты своих прав.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2021 года по делу N А41-18031/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18031/2021
Истец: ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ " ЮБИЛЕЙНЫЙ 14"
Ответчик: ОАО "ХИМКИНСКИЙ ВОДОКАНАЛ"