город Ростов-на-Дону |
|
06 сентября 2021 г. |
дело N А53-15786/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от Южного УГМРН Ространснадзора: Галицкого А.И. по доверенности
от 21.07.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25.06.2021 по делу N А53-15786/2021
по заявлению Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (правопредшественник - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное))
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Южное управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, Южное УГМРН Ространснадзора) обратилось с заявлением в Арбитражный суда Ростовской области к государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ростове-на-Дону (межрайонное) (далее - пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 26.04.2021 N 071S19210008603 о привлечении страхователя к ответственности по абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 500 руб.
Решением суда первой инстанции от 25.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, Южное УГМРН Ространснадзора обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что в представленной форме СЗВ-М "Исходная" управлением самостоятельно были выявлены следующие нарушения: неверно указаны имя, отчество, СНИЛС и ИНН застрахованного лица - Кудряшовой Н.С. В соответствии со ст. 15 Закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В судебном заседании представитель Южного УГМРН Ространснадзора доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Южным УГМРН Ространснадзора - страхователь, в адрес пенсионного фонда по телекоммуникационным каналам связи 13.10.2020 представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года (тип формы "Исходная") на 76 застрахованных лиц.
Страхователем самостоятельно выявлено неверное указание имя, отчества, СНИЛС, ИНН застрахованного лица - Кудряшовой Натальи Сергеевны
Управлением 09.12.2020 самостоятельно представлена "Дополняющая" форма СЗВ-М за сентябрь 2020 года на 1 застрахованное лицо - Кудряшову Наталью Сергеевну, поскольку в "Исходной" форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года управлением было указана Кудряшова Юлия Юрьевна.
По результатам проверки указанных форм, пенсионным фондом выявлено нарушение управлением положений Закона N 27-ФЗ, на основании чего составлен акт от 17.03.2021 N071S18210006902 (т. 1л.д. 24).
Решением от 26.04.2021 N 071S19210008603 Южное УГМРН Ространснадзора привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. (500 руб. х1 чел.) (т. 1 л.д. 26).
Считая незаконным решение о привлечении к административной ответственности, управление оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) университет является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ он устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Указанным Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлена обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Как следует из материалов дела, 13.10.2020 в адрес пенсионного фонда представлена исходная форма СЗВ-М (сведения индивидуального (персонифицированного) учета) о застрахованных лицах сентябрь 2020 года (тип формы "Исходная") на 76 застрахованных лиц.
Согласно протоколу проверки отчетности (т. 1 л.д. 15) исходная форма СЗВ-М за сентябрь 2020 года успешно прошла форматно-логический контроль.
Выявив, что исходная формах СЗВ-М за сентябрь 2020 года представлена с неверными данными на одно застрахованное лицо, 09.12.2020 заявителем в адрес учреждения представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая форма) за сентябрь 2020 года на "1" застрахованное лицо.
Установив данный факт, пенсионный фонд пришел к выводу о наличии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, о чем составил акт от 17.03.2021 N071S18210006902 и вынес решение от 26.04.2021 N071S19210008603 о привлечении Южного УГМРН Ространснадзора к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.
Вместе с тем, статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 40 Приказа Минтруда России от 22.04.2020 N 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, финансовые санкции не подлежат применению в случае самостоятельного выявления ошибки до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку страхователь по собственной инициативе 09.12.2020 до составления акта о выявлении правонарушения от 17.03.2021 представил дополнительные сведения на застрахованное лицо, что следует из данного акта, основания для применения к страхователю штрафных санкций отсутствовали.
Аналогичная правовая позиция изложена ВАС РФ в Определении от 25.02.2013 N ВАС-1338/13, а также Верховным Судом Российской Федерации в Определениях от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805, от 13.02.2018 N 302-КГ17-22454, от 12.03.2018 N 306-КГ18-170, от 26.03.2018 N 306-КГ18-1470, 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 и от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета.
Учитывая вышеизложенное, решение пенсионного фонда не соответствует положениям Закона N 27-ФЗ и нарушает права и законные интересы управления, поскольку в нарушение установленной процедуры привлечения к ответственности необоснованно возлагает обязанность по уплате штрафа.
При изложенных обстоятельствах по делу решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2021 по делу N А53-15786/2021 отменить.
Признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) от 26.04.2021 N 071S19210008603 о привлечении Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15786/2021
Истец: ЮЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОРСКОГО И РЕЧНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ МЕЖРАЙОННОЕ