г. Челябинск |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А76-6449/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная сфера" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2021 по делу N А76-6449/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная сфера" - Тарасова И.И. (паспорт, доверенность N 05/2020 от 02.10.2020, диплом);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Миклина Ю.Б. (паспорт, доверенность N 37 от 17.03.2021. диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная сфера" (далее - заявитель, ООО "ЖКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", управление) о признании незаконным решения от 10.12.2020 N 20405-в в части даты внесения изменений в реестр лицензий Челябинской области в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Озерск, ул. Свердлова, д. 2;
об обязании ГУ "ГЖИ Челябинской области" повторно рассмотреть заявление ООО "ЖКС" о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Озерск, ул. Свердлова, д. 2, относительно даты внесения соответствующих изменений в реестр лицензий (с учётом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ л.д. 73).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 15.06.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "ЖКС" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что датой внесения изменений в реестр лицензий (исключение дома из управления ООО "ЖКС") необоснованно указано 01.01.2021, вместо 01.12.2020.
Отмечает, что окончание срока действия договора управления многоквартирным домом в связи с заявлением управляющей организации о его прекращении в соответствии с ч. 6 ст. 162 ЖК РФ влечет прекращение деятельности по управлению таким домом. При этом жилищным и иным законодательством не возлагается в этом случае на управляющую организацию обязанность по управлению таким домом до дня, определенного в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, в том числе до выбора иной управляющей организации. Следовательно, датой внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом в настоящем случае должна быть указана дата окончания срока действия договора управления многоквартирным домом.
Ссылается на то, что заявление об исключении многоквартирного дома из реестра лицензий подается лицензиатом в орган государственного жилищного надзора только после прекращения договора управления многоквартирным домом. Подача в орган государственного жилищного надзора заявления об исключении многоквартирного дома из реестра лицензий до наступления срока прекращения договора управления многоквартирным домом приведенными нормами жилищного законодательства не предусмотрена.
Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае при рассмотрении спора нормы гражданского законодательства относительно деятельности по управлению многоквартирным домом при решении вопроса об исключении такого дома из реестра лицензий в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом не могут применяться.
Полагает, что решение Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" в части даты внесения изменений в реестр лицензий нарушает права и законные интересы ООО "ЖКС", поскольку влечет возложение на нашу организацию обязанности по управлению указанным домом, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в указанном доме после прекращения договора управления многоквартирным домом и противоречит положениям жилищного законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.12.2020 (вх. N 20405-В) от ООО "ЖКС" г. Озерск (ИНН 7413017810, ОГРН 1137413001549) в адрес ГУ "ГЖИ Челябинской области" поступило заявление от 01.12.2020 о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в связи с прекращением договора управления многоквартирным домой, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Свердлова, д. 2 (л.д. 46).
10.12.2020 ГУ "ГЖИ Челябинской области" вынесено решение N 20405-в о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области (л.д. 6).
Указанным решением внесены следующие изменения в реестр: исключить из реестра лицензий Челябинской области многоквартирный дом, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Свердлова, д. 2 за ООО "Жилищно-коммунальная сфера", лицензия N 0099. Дата внесения изменения в реестр 01.01.2021.
Не согласившись с принятым ГУ "ГЖИ Челябинской области" решением от 10.12.2020 N 20405-в в части даты внесения изменений в реестр лицензий 01.01.2021, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, ООО "ЖКС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 10.12.2020 N 20405-в об исключении многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Свердлова в г. Озерске Челябинской области за ООО "ЖКС" в оспариваемой части основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1 статьи 198 ЖК РФ).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с подпунктами 1, 2 Порядка N 938/пр определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр).
Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ, или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161, частям 1, 5 статьи 162 ЖК РФ одним из выбираемых собственниками помещений в многоквартирном доме способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией, с которой заключается договор в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами на срок: не менее чем один год, но не более чем пять лет (часть 1 статьи 162 Кодекса); не менее чем один год, но не более чем три года (части 4 и 13 статьи 161 Кодекса); не более чем три месяца (часть 14 статьи 161 Кодекса).
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (часть 6 статьи 162 ЖК РФ).
Исходя из смысла приведенного положения при заявлении одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия договор не продлевается, что отвечает принципу свободы договора, предусмотренному статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1).
В соответствии с частью 2 статьи 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Окончание срока действия договора управления многоквартирным домом в случае заявления одной из сторон о его прекращении по данному основанию влечет прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом и изменяет перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, что в силу требований частей 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ требует внесения изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
При этом ЖК РФ, иной закон не предусматривают, что при прекращении действия договора управления в указанном случае на управляющую организацию (лицензиата) возлагается обязанность по управлению многоквартирным домом до выбора иной управляющей организации либо дня возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом у других лиц (например, при изменении способа управления многоквартирным домом). Следовательно, такой лицензиат, не являясь участником последующих правоотношений по управлению многоквартирным домом, не должен располагать документами, предусмотренными подпунктами пункта 3 Порядка, и представлять их вместе с заявлением о внесении изменения в реестр лицензий.
Согласно статье 200 ЖК РФ прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами может иметь место и в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием (статья 199), когда лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня, определенного в пунктах 1 - 4 части 3 статьи 200 Кодекса.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что с 01.12.2014 ООО "ЖКС" осуществляло управление многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Свердлова в г. Озерске Челябинской области на основании решения собрания собственников помещений оформленного протоколом от 30.09.2014 N 2 и заключенного сроком на три года договора управления (л.д. 16-17).
На основании части 6 статьи 162 ЖК РФ действие данного договора управления многоквартирным жилым домом N 2 по ул. Свердлова в г. Озерске Челябинской области было продлено с 01.12.2017 на тот же срок (три года) и на тех же условиях, в связи с отсутствием заявления одной из сторон о его прекращении.
27.10.2020 ООО "ЖКС" уведомило собственников о истечении с 30.11.2020 срока действия договора управления данного многоквартирного дома и отказе заявителя о продлении действия договора на новый срок (л.д. 7).
03.12.2020 (вх. N 20405-В) ООО "ЖКС" обратилось в адрес ГУ "ГЖИ Челябинской области" поступило заявление от 01.12.2020 о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в связи с прекращением договора управления многоквартирным домой, расположенным по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Свердлова, д. 2. Дата прекращения действия договора управления многоквартирным домом в заявлении указано: 30.11.2020 (л.д. 46).
Решением от 10.12.2020 ГУ "ГЖИ Челябинской области" внесло изменения в реестр лицензий Челябинской области N 20405-в.
Довод апеллянта о том, что датой внесения изменений в реестр лицензий необоснованно указано 01.01.2021, вместо 01.12.2020, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Так, согласно пп. б п. 14 Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (ред. от 30.10.2020) "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41716), в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления многоквартирным домом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу части 4 статьи 198 и части 7 статьи 162 ЖК РФ именно дата внесения изменений в реестр лицензий определяет момент начала и окончания управления МКД.
Принимая во внимание, что ООО "ЖКС" обратилось в ГУ "ГЖИ Челябинской области" с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области 03.12.2020, а также учитывая время, фактически затраченное инспекцией на рассмотрение заявления, а также время, необходимое для осуществления проверки в порядке пункта 15 вышеуказанного Порядка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что окончательное решение о внесении изменений в реестр лицензий в такой ситуации не могло быть вынесено ранее даты обращения с заявлением в управление. При рассмотрении заявления ООО "ЖКС" с соблюдением всех требований пунктов Порядка изменения в реестр лицензий могли быть внесены не ранее чем с 01.01.2021.
На основании изложенного, ГУ "ГЖИ Челябинской области" правомерно указало дату внесения изменения в реестр лицензий - 01.01.2021.
Следовательно, само по себе указание в оспариваемом решении ГУ "ГЖИ Челябинской области" даты исключения из реестра лицензий Челябинской области многоквартирный дом расположенный по адресу: Челябинская область, г. Озерск, ул. Свердлова, д. 2 за ООО "ЖКС", лицензия N 0099 с 01.01.2021, а не с 01.12.2020 не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности по управлению многоквартирным жилым домом.
Довод апеллянта о том, что обжалуемое решение влечет возложение на ООО "ЖКС" обязанности по управлению указанным домом, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в указанном доме после прекращения договора управления многоквартирным домом, судебной коллегией отклоняется.
Так, при прекращении договора управления многоквартирным домом в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе, как отмечено выше, направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.
В этом случае, согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Констатировав обязанность общества продолжать осуществление возложенных на него функций управляющей организации в отношении рассматриваемого многоквартирного дома до наступления одного из поименованных в подпунктах 1 - 4 части 3 статьи 200 ЖК РФ обстоятельств, судом первой инстанций не было принято во внимание, что в рассматриваемом случае, договор управления спорным многоквартирным домом прекращен в связи с окончанием срока его действия, что и явилось основанием для внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации изменений в сведения о спорном многоквартирном доме.
Между тем, суд апелляционной инстанции признает, что указанный вывод суда первой инстанции является неверным, однако не привел к принятию неправомерного решения, не повлиял на правильность выводов суда относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований.
Ссылка апеллянта на нарушение его прав, выраженном в выставлении обществу счетов ресурсоснабжающими организациями, для разрешения настоящего спора не имеют правового значения. Указанные доводы могут быть рассмотрены в ходе отдельного спора к ресурсоснабжающим организациям.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.06.2021 по делу N А76-6449/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальная сфера" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6449/2021
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"