г.Москва |
|
07 сентября 2021 г. |
А40-939/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юрковой Н.В.,
судей Маслова А.С., Сафроновой М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Овчаренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Череводкина И.В.,
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2021 по делу N А40-939/20,
вынесенное судьей Кузнецовой Д.А.,
о признании недействительным договора купли- продажи автомобиля от 20 ноября 2019 года, заключенного между ООО "Гидроланс" и Череводкиным Игорем Владимировичем
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Гидроланс",
при участии в судебном заседании:
лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2020 должник ООО "Гидроланс" (ОГРН 1027739657725, ИНН 7717115600) признан несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждена Сергиенко Алексей Валентинович. Соответствующее сообщение опубликовано в газете Коммерсантъ N 234 от 19.12.2020.
01 марта 2021 года (штамп канцелярии) в суд поступило заявление конкурсного управляющего о признании недействительной сделкой договор купли-продажи автомобиля от 20 ноября 2019 года, заключенного между ООО "Гидроланс" и Череводкиным Игорем Владимировичем.
Определением суда от 02.06.2021 года признан недействительным договор купли- продажи автомобиля от 20 ноября 2019 года, заключенный между ООО "Гидроланс" и BMW 740 Li xDrive 2013 г.в. VIN X4XYF41130DZ81856; применены последствия недействительности сделки в виде наложения на Череводкина Игоря Владимировича обязательства возвратить в конкурсную массу должника ООО "Гидроланс" автомобиль BMW 740 Li xDrive 2013 г.в. VIN X4XYF41130DZ81856; восстановлена задолженность ООО "Гидроланс" перед Череводкиным Игорем Владимировичем в размере 100 000 рублей по договору купли-продажи автомобиля от 20 ноября 2019 года.
Не согласившись с определением суда, Череводкин И.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит определение суда отменить, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В суд поступил письменный отзыв конкурсного управляющего на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы и просит определение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Из материалов дела следует, что 20 ноября 2019 года между должником и Череводкиным Игорем Владимировичем заключен договор купли-продажи транспортного средства, в соответствии с условиями которого должник продает в собственность ответчика следующее транспортное средство: автомобиль BMW 740 Li xDrive 2013 г.в. VIN X4XYF41130DZ81856, а ответчик должен уплатить денежные средства в сумме 100 000 рублей.
Передача транспортного средства от должника к ответчику состоялась по Акту приема-передачи от 21 ноября 2019 года.
Вместе с тем, согласно экспертному заключению N 01/20 от 14.12.2020 рыночная стоимость автомобиля по стоянию на 20.11.2019 г. в размере 1 500 000 рублей.
В силу пункта 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки, в том числе в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (подозрительная сделка). Неравноценным встречным исполнением обязательств будет признаваться, в частности, любая передача имущества или иное исполнение обязательств, если рыночная стоимость переданного должником имущества или осуществленного им иного исполнения обязательств существенно превышает стоимость полученного встречного исполнения обязательств, определенную с учетом условий и обстоятельств такого встречного исполнения обязательств.
Таким образом, для признания сделки недействительной по основанию, указанному в пункте 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве, лицу, требующему признания сделки недействительной, необходимо доказать, а суд должен установить следующие обстоятельства: сделка заключена в течение года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия данного заявления (данный срок является периодом подозрения, который устанавливается с целью обеспечения стабильности гражданского оборота); неравноценное встречное исполнение обязательств.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 63) указал, что при определении соотношения пунктов 1 и 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве судам надлежит исходить из следующего. Если подозрительная сделка была совершена в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия этого заявления, то для признания ее недействительной достаточно обстоятельств, упомянутых в пункте 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве, в связи с чем наличие иных обстоятельств, определенных пунктом 2 данной статьи (в частности, недобросовестности контрагента), не требуется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 названного постановления, пункт 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве предусматривает возможность признания недействительной сделки при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки. Для признания сделки недействительной на основании указанной нормы не требуется, чтобы она уже была исполнена обеими или одной из сторон сделки, поэтому неравноценность встречного исполнения обязательств может устанавливаться исходя из условий сделки. При сравнении условий сделки с аналогичными сделками следует учитывать как условия аналогичных сделок, совершавшихся должником, так и условия, на которых аналогичные сделки совершались иными участниками оборота.
Как верно установлено судом первой инстанции, распродажу по заниженной цене основных средств в преддверие банкротства при отсутствии к тому объективных причин, нельзя отнести к обычной хозяйственной деятельности предприятия.
Вследствие спорных сделок фактически из конкурсной массы должника безвозмездно выбыл ликвидный актив в виде транспортного средства, что свидетельствует о наличии правовых оснований для признания оспариваемых сделок недействительными на основании п.1 ст. 61.2 Закона о банкротстве.
Как установлено п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Согласно п. 1 ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Как разъяснено в п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 01.12.2015 N 4-КГ15-54, под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о признании спорного договора недействительной сделкой правомерны.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу о законности принятого судом определения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г.Москвы от 02.06.2021 по делу N А40-939/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Череводкина И.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.С. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-939/2020
Должник: ООО "ГИДРОЛАНС"
Кредитор: Reflex Winkelmann GmbH, АО "АЛЬФА ЛАВАЛЬ ПОТОК", АО "АЛЬФА-БАНК", АО "ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД "СЫКТЫВКАРСКИЙ", ИФНС N 31 по г. Москве, ОАО "ЗАВОД ИМ. В.А. ДЕГТЯРЕВА", ООО АНТАРЕС, ООО "БИЛД ИНЖИНИРИНГ", ООО "ГРУНДФОС", ООО "ДЖОУЛЬ-СЕРВИС", ООО "Е8", ООО "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СЧЕТОВ", ООО "КОРУНД", ООО "ПОИСК", ООО "Промэнерготехмонтаж", ООО "СК НОВЫЙ ВЕК", ООО "ТермоЮнити", ООО "Фрэнс Стар", ООО "ФСК", ООО "ЭКОГИДРОТЕХНОЛОГИИ", ПАО "Восточный экспресс банк", ПАО "Промсвязьбанк", ФОНД СОДЕЙСТВИЯ КРЕДИТОВАНИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА МОСКВЫ, Шлейфер Леонид Ильич
Третье лицо: Авилов Александр Борисович, Алмазов Кирилл Константинович, Артемьева М.В., Бутошин Святослав Игоревич, Гаврилова Любовь Петровна, Конк.упр. Ефимкин Владимир Викторович, Малаканов Денис Владимирович, Мироненко Сергей Николаевич, ООО "ГАЗПРОМБАНК АВТОЛИЗИНГ", ООО Гольфстрим, ООО "ПСО ИНЖИНИРИНГ", ООО Сервисный центр АСТИВ, Сергиенко Алексей Валентинович, Череводкин Игорь Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34808/2021
22.03.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72183/2021
20.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56213/2021
07.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41461/2021
17.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36603/2021
03.08.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36584/2021
04.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-939/20
20.02.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-939/20