город Ростов-на-Дону |
|
08 сентября 2021 г. |
дело N А53-41840/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
при участии: от Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республики Калмыкия: Помникова О.И. по доверенности N 1634-СЗ/0 от 30.12.2020;
от АО "Азовский оптико-механический завод": Попов А.Г. по доверенности от 21.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Азовский оптико-механический завод"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2021 по делу N А53-41840/2020
по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия
к акционерному обществу "Азовский оптико-механический завод" (ИНН 6140022069, ОГРН 1046140009530)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее -Управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к акционерному обществу "Азовский оптико-механический завод" (далее - Общество) с исковым заявлением о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2017 годы в размере 265 737 руб. 89 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2021 исковые требования Управления были удовлетворены частично: с общества в пользу Управления задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в размере 168626 руб. 48 копеек. В остальной части требований было отказано.
Решение мотивировано тем, что при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду следовало учитывать класс опасности отходов, которые были утверждены приказом от 10.09.2012 N 3434. Требование Управления о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 96347 руб. 72 коп. заявлены за пределами срока исковой давности и удовлетворению не подлежали.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части взыскания задолженности в размере 63460 руб. 43 копейки.
Апелляционная жалоба Общества мотивирована тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Вступившей в силу с 01.01.2016 плательщиками платы за платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещение твёрдых коммунальных отходов являются региональные операторы либо операторы по обращению с твёрдых коммунальных отходов, осуществляющие деятельность по их размещению, что подтверждается также письмом Росприроднадзора от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
Таким образом, за 2016 год и до момента выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов взимается с операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твёрдых коммунальных отходов. Общество не относится к подобной категории лиц, соответственно не является плательщиком платы за размещение твёрдых коммунальных отходов.
Судом необоснованно взыскана с Общества плата за размещение в 2017 двух видов отходов, относящихся к твёрдым коммунальным отходам, а именно 73310001724 "Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный,исключая крупногабаритный" в размере 62624 руб. 78 коп., 73130001205 "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками" в размере 835 руб. 75 копеек.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме. Общества подало дополнительные пояснения по апелляционной жалобе. Апелляционный суд приобщил дополнительные пояснения к материалам дела.
Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество в 2016-2017 осуществляло эксплуатацию объекта по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Промышленная, 5, который оказывал негативное воздействие на окружающую среду.
Управление произвело проверку фактически произведённых ответчиком платежей за негативное воздействие на окружающую среду, по итогам которой были выявлены недоплаты.
В ходе проверки установлено, что Управлением начислена плата за негативное воздействие на окружающую за 2016 год на сумму 130686 руб. 25 коп., из которых: 1984 руб. 20 коп. - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 2106 руб. 01 коп. - выбросы загрязняющих веществ в водные объекты, 126595 руб. 04 коп. - размещение твёрдых бытовых отходов, что также подтверждается декларацией за 2016 год.
За 2017 год Управлением начислена плата за негативное воздействие на окружающую на сумму 180133 руб. 99 коп., из которых: 2098 руб. 55 коп. - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 1543 руб. 89 коп. - сброс загрязняющих веществ в водные объекты, 176491 руб. 55 коп. - размещение твёрдых бытовых отходов.
Обществом за 2016 год произведена оплата в размере 30247 руб. 32 коп., задолженность за 2016 год составила - 96 347 руб. 72 коп., за 2017 год произведена оплата в размере 7 101 руб. 38 коп., задолженность за 2017 год составила - 169390 руб. 17 копеек.
Управлением, в рамках исполнения полномочий администратора доходов бюджетов всех уровней по плате за негативное воздействие на окружающую среду, проведены доначисления по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и за размещение отходов производства и потребления.
Письмом от 18.11.2019 N 01-09/126-АП3 Управление направило Обществу требование об уплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2017 гг. в размере 265737 руб. 89 копеек.
Обществом требование оставлено без исполнения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду (далее - НВОС) является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2016, к видам НВОС, за которые взимается плата, относится, в том числе размещение отходов производства и потребления.
Федеральным законом N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная или иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среды.
Статьёй 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пунктом 5 статьи 23 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов (ТКО) являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
При этом указанные положения законодательства вступили в действие с 01.01.2016 года согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ учёт лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учёта объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены действующим в спорный период постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 029 (далее - Критерии).
Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учёт объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ), оказывающих НВОС, факт которого удостоверяется выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства.
В силу пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за НВОС, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Таким образом, с 01.01.2016 не предусматривается взимание платы за установленные в статье 16 Федерального закона N 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. К указанным объектам согласно пункту 6 части IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Освобождение от внесения платы за НВОС, которое предусмотрено в пункте 1 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ, является безусловным, поскольку объекты IV категории наносят окружающей среде минимальный вред.
Из материалов дела следует, что Департаментом Росприроднадзора по ЮФО приказом от 10.09.2012 N 3434 для Общества утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Приложением к указанному приказу утверждены перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, состоящий из 8 наименований вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от I до V классов опасности. В результате хозяйственной и (или) иной деятельности в атмосферу выбрасывается более 90 наименований загрязняющих веществ I, III, IV, V классов опасности.
Таким образом, нельзя сделать вывод, что объект общества, на котором ведется деятельность, в соответствии с Критериями относится к объектам IV, так как на объекте осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, не указанная в I, II и IV разделах критериев, и не соответствует уровням воздействия на окружающую среду, определённым в IV разделе критериев.
Общество не представило доказательств отнесения эксплуатируемого объекта к IV категории. Таким образом, Общество не является лицом, которое освобождается от внесения платы за НВОС в соответствии со статьёй 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего заявления является взыскание задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2017 годы.
Судом первой инстанции верно установлено, что требование истца о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 96347 руб. 72 коп. удовлетворению не подлежат, поскольку заявлены за пределами срока исковой давности.
Довод ответчика об отсутствии у него обязанности вносить плату за размещение отходов отклоняется апелляционным судом, как основанный на ошибочном толковании положений законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.01.2002 N 284-0 закреплено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность.
При этом, негативное воздействие на окружающую среду не носит прямого негативного воздействия, а носит компенсационный характер, на что указывает определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-0. Так, в ходе хозяйственной деятельности любой организации образуется бытовой мусор (бумага, остатки еды и т.д.).
Указанные отходы вывозятся специализированной организацией на соответствующие полигоны, где они размещаются.
Таким образом, компенсационный характер платы за негативное воздействие рассматривается Конституционным Судом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации как индивидуальный платеж (сбор), который обязаны платить (вносить) любая организация, желающая осуществлять на территории Российской Федерации любую хозяйственную или иную деятельность, на что и указывает определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.01.2002 N 284-0 (пункт 5).
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации положений в письме от 22.02.2017 N 5554-АТ/04 были даны рекомендации по применению ряда положений относительно порядка заключения договоров на вывоз твёрдых коммунальных отходов.
В письме указано, что согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, все собственники твёрдых коммунальных отходов (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твёрдые коммунальные отходы) заключают договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
В письме также отмечено, что Федеральным законом от 28.12.2016 N 486- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29.12.2016, предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года.
Нормативными актами право на освобождение от оплаты в связи с образованием и размещением коммунальных отходов за период 2016 год было предоставлено только гражданам, поскольку стоимость таких услуг включена в состав платы за содержание жилого помещения.
Минприроды России в своем письме от 14.12.2017 N 09-47/34954 "Об исполнении обязанности по внесению платы за НВОС" разъясняет положения пунктов 1 и 2 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ.
Минприроды России указывает, что исключение из лиц, обязанных вносить плату, составляют только лица, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории и имеющее соответствующее свидетельство о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, относящегося к IV категории. Такие лица не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять декларацию о плате.
Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами регулируются Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила).
Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 17 Правил).
По результатам рассмотрения заявки о постановке на государственный учёт объектов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке данного объекта на государственный учёт или направляется уведомление с указанием причин отказа в постановке (пункты 20,25 Правил).
В соответствии с Правилами приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" был утверждён Федеральный классификационный каталог отходов с целью определения исчерпывающего перечня отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам.
В соответствии с указанным Федеральным классификационным каталогом отходов, твёрдые коммунальные отходы выделены в отдельную группу и относятся к отходам 4-5 классов опасности начиная с 23.06.2017.
Таким образом, нормативными актами право на освобождение от оплаты в связи с образованием и размещением коммунальных отходов за период 2016 год было предоставлено только гражданам, поскольку стоимость таких услуг включена в состав платы за содержание жилого помещения.
Общество, являясь организацией, у которой в процессе хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг) образуются отходы, должна производить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Отходы образуются в процессе хозяйственной деятельности любого предприятия, за исключением безотходного производства.
Аналогичный правовой вывод содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.09.2020 по делу N А32-39445/2019.
Управления считает, что, в данном случае, правильным следует читать - с не слитым электролитом, следовательно, правильным классом опасности должен быть 921 101 01 13 012, а не 921 101 02 13 013, как это указанно в утверждённых нормативах.
Общество считает, что верным следует считать код - 921 101 02 13 013 аккумуляторы являются - не разобранными, что подтверждается паспортом отхода 3 класса опасности, на основании которого был произведён расчёт норматива. Паспорт является неотъемлемой частью Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 2012 года (представлен в электронном виде).
Общество в материалы дела представило расчёт норматива отхода, в котором применяется показатель mi - средняя масса одного аккумулятора i-ой марки без электролита. Расчёт также является неотъемлемой частью Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 2012 года.
Отход, в котором содержится опечатка, находится в блоке "отходы 3 класса опасности", блока "2 класс опасности" в утверждённых нормативах нет.
Общество указывает, что в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 2012 года, на основании которого были утверждены нормативы в 2012 году, подробно описывается процесс слива электролита и его дальнейшее использование в качестве химреагентов в гальваническом производстве. То обстоятельство, что в 2018 году приказом от 16.03.2018 N 09/304 были утверждены новые нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, которые не содержат отходов аккумуляторов со слитым электролитом, не позволяет прийти к выводу, что в 2017 году следует применять положения, которые были созданы в последующем году.
Согласно позиции Общества с 2018 года оно не осуществляло использование в качестве химреагета - слитого электролита, поскольку деятельность по разбору аккумуляторов и сливу электролитов стала лицензируемой.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает верным вывод суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае при расчёте платы следует применять классы опасности отходов, которые были утверждены истцом приказом от 10.09.2012 N 3434, соответственно разница в расчёте платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в 2017 году составит на 763 руб. 69 коп. и подлежит взысканию сумма 168626 руб. 48 копеек.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.06.2021 по делу N А53-41840/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-41840/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкии, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкия
Ответчик: АО "АЗОВСКИЙ ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД"