г. Челябинск |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А07-16447/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Колясниковой Ю.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 по делу N А07-16447/2020.
В судебном заседании принял участие индивидуальный предприниматель Солдатенко Сергей Васильевич (лично, паспорт).
По основаниям части 4 статьи 61 и части 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции отказано в признании полномочий Сидо Евгения Михайловича на участие в деле в качестве представителя индивидуального предпринимателя Солдатенко Сергея Васильевича в связи с непредставлением документов о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.
Индивидуальный предприниматель Солдатенко Сергей Васильевич (далее - ИП Солдатенко С.В., истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - администрация, ответчик) о внесении изменений в условия договора аренды от 14.04.2016 N 109 в части арендной платы, установив годовую арендную плату за пользование земельным участком с кадастровым номером 02:55:120101:17 общей площадью 96 229 кв. м в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с момента заключения договора аренды (т.2, л.д. 47).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 (резолютивная часть объявлена 09.06.2021) исковые требования удовлетворены частично, суд внес изменения в договор аренды земельного участка от 14.04.2016 N 109, установив размер годовой арендной платы за пользование земельным участком в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:26:120101:17 с момента вступления настоящего решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказано (т.2, л.д. 73-80).
С указанным решением суда не согласилась администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы считает выводы суда о наличии у истца, как индивидуального предпринимателя, права на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, необоснованными. Полагает, что в силу пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на дату приобретения истцом недвижимого имущества по договорам купли-продажи от 10.01.2014 N 1 и от 18.07.2014 N 2) у ИП Солдатенко С.В. не было оснований на приобретение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Также указывает, что согласно перечню имущества, являющегося предметом договоров купли-продажи, к линейному объекту, речь о котором идет в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относится исключительно высоковольтная линия, протяженность которой составляет 11 метров. При таких обстоятельствах податель жалобы полагает, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание несоответствие протяженности линейного объекта площади земельного участка, находящегося в аренде у истца (96 229 кв. м).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание ответчик явку своих представителей не обеспечил.
С учетом мнения истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика.
До начала судебного заседания от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
В судебном заседании истце возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Солдатенко С.В. является собственником следующих объектов недвижимости:
1. Сооружение: технологическая скважина 7Т, общая площадь 3520 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:221, расположенная по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-528 от 21.07.2014 (т.1, л.д. 43);
2. Сооружение: буферный парк, общая площадь 20000 кв. м с кадастровым номером 02:26:120101:41, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-523 от 21.07.2014 (т. 1, л.д. 44);
3. Сооружение: отстойник рассола, общая площадь 10000 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:220, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-527 от 21.07.2014 (т. 1, л.д. 45);
4. Здание: площадка фильтров 1-этажный, общая площадь 600 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:218, расположенная по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-525 от 21.07.2014 (т. 1, л.д. 46);
5. Здание: нежилое здание 1-этажное, общая площадь 365 кв. м с кадастровым номером 02:26:120101:40, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-520 от 21.07.2014 (т. 1, л.д. 47);
6. Здание: нежилое здание 1-этажное, общая площадь 864 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:216, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-521 от 21.07.2014 (т. 1, л.д. 48);
7. Здание: нежилое здание 1-этажное, общая площадь 160 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:219, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-522 от 21.07.2014 (т. 1, л.д. 49);
8. Сооружение: трансформаторная подстанция 1-этажный, общая площадь 162 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:217, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-524 от 21.07.2014 (т. 1, л.д. 50);
9. Здание: нежилое здание 1-этажный, общая площадь 325 кв. м с кадастровым номером 02:26:120101:43, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-258 от 18.04.2014 (т.1, л.д. 51);
10. Здание: нежилое здание 1-этажный, общая площадь 2160 кв. м с кадастровым номером 02:26:120101:44, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-257 от 18.04.2014 (т.1, л.д. 55);
11. Сооружение: сооружение электроэнергетики, протяженностью 8000 м с кадастровым номером 02:26:120201:223, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-261 от 18.04.2014 (т.1, л.д. 52);
12. Сооружение: нежилое, общая площадь 3520 кв. м с кадастровым номером 02:26:120101:45, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-263 от 18.04.2014 (т. 1, л.д. 53);
13. Сооружение: сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, протяженностью 3520 м с кадастровым номером 02:26:120201:224, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-259 от 18.04.2014 (т. 1, л.д. 54);
14. Сооружение: сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, протяженностью 3520 м с кадастровым номером 02:26:120201:225, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-260 от 18.04.2014 (т. 1, л.д. 56).
Указанный комплекс объектов недвижимого имущества, включая сооружение электроэнергетики протяженностью 8000 м (как пояснил истец, высоковольтную линию ВЛ - 35в), нежилое помещение - трансформаторную подстанцию, Солдатенко С.В. приобрел в 2014 году с публичных торгов посредством публичного предложения у предприятия-банкрота ЗАО "Подземнефтепродукт", что подтверждается договорами купли-продажи N 1 от 10.01.2014, N2 от 18.07.2014, а также свидетельствами о регистрации объектов недвижимого имущества (т. 1, л.д. 108-115).
Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:26:120101:17 (далее - земельный участок) из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу (ориентир): Республика Башкортостан, Иглинский район, с/с Майский, площадью 96 229 кв. м. Земельный участок расположен в кадастровом квартале N 02:26:120101, разрешенное использование: для размещения нефтепроводов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 14.02.2013 N02/13/1-95030.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 02:26:120101:17 на момент сделки принадлежал продавцу ЗАО "Подземнефтепродукт" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается государственным актом на право владения, постоянного пользования землей от 26.01.1996 N 1-34 (т.1, л.д. 116-118).
04.12.2014 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
05.11.2015 Главой администрации Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан вынесено постановление N 11-4571 о предоставлении в аренду Солдатенко С.В. земельного участка для размещения нефтепроводов (т.1, л.д. 24).
14.04.2016 между Солдатенко С.В. и администрацией заключен договор аренды N 109 земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 02:26:120101:17, находящегося по адресу: РБ, Иглинский район, с/с Майский, для размещения нефтепроводов, общей площадью 96 229 кв. м (т.1, л.д. 19-20).
Согласно пункту 2.1 договора аренды срок его действия устанавливается с 05.11.2015 до 04.11.2064.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Республике Башкортостан 13.06.2016 (номер регистрации 02-04/12304/301/003/2016-3212).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды расчет годовой арендной платы за участок производится в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления, оформляется в виде приложения к договору аренды и является его неотъемлемой частью.
В силу пункта 3.2 договора аренды арендная плата начисляется с момента заключения настоящего договора.
Согласно представленным расчетам размер годовой арендной платы рассчитывается по утвержденной нормативно-правовыми актами, а именно решением Совета муниципального района Иглинский район РБ, формуле: АП=П х Кс х К/100, где
П - площадь земельного участка,
КС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка,
К - ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости (%).
В соответствии с указанными условиями договора аренды арендатором вносилась арендная плата.
Полагая, что ответчиком неправильно определена методика расчета арендной платы за пользование земельным участком, истец 04.02.2020 направил ответчику требование об изменении условий договора (т.1 л.д.13-15), и не получив ответа на него, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Истец указывает, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2013, действовавшей на дату предоставления земельного участка (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), размер арендной палаты по земельным участкам, приобретаемым в аренду в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, не должен превышать 2 % кадастровой стоимости земельного участка.
Администрация в своем отзыве на исковое заявление, возражениях и объяснениях исковые требования не признала, указав что арендная плата за пользование земельным участок установлена в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления в пределах его компетенции, истец не имеет право на льготу, установленную Законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ, поскольку не переоформил право постоянного пользования земельным участком до 01.07.2012.
Частично удовлетворяя заявленные требования истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (пункт 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В данном случае Солдатенко С.В. является собственником недвижимого имущества - строений и сооружений, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:26:120101:17 общей площадью 96 229 кв. м, по адресу (ориентир): Республика Башкортостан, Иглинский район, с/с Майский, площадью 96 229 кв. м.
Указанный земельный участок передан истцу по договору аренды земельного участка от 14.04.2016 N 109, заключенному между муниципальным районом Иглинский район Республики Башкортостан и Солдатенко С.В. на срок с 05.11.2015 по 04.11.2064.
Ранее земельный участок находился в пользовании ЗАО "Подземнефтепродукт" согласно государственному акту на право владения, постоянного пользования землей (т.1, л.д. 116-117), выданному на основании постановления главы администрации Иглинского района от 26.01.1996 N 1-34.
Судом первой инстанции установлено, что у сторон спора отсутствуют разногласия относительно того, что земельный участок, обозначенный в государственном акте на право пользования ЗАО "Подземнефтепродукт", и участок, находящийся в аренде у Солдатенко С.В., являются одним и тем же участком, с расположенными на нем объектами капитального строительства, принадлежащими Солдатенко С.В.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган при рассмотрении поступившего заявления проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам рассмотрения и проверки при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, может совершить одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Солдатенко С.В. обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду 04.12.2014.
Постановление о предоставлении в аренду Солдатенко С.В. земельного участка вынесено 05.11.2015, договор аренды заключен сторонами 14.04.2016.
В силу статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного пользования на образуемые земельные участки. В указанных случаях принятие решений о предоставлении образуемых и измененных земельных участков не требуется. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возникает у покупателя объекта недвижимости, расположенного на этом участке, с момента государственной регистрации права собственности на недвижимость, при этом отсутствие государственной регистрации права пользования участком за продавцом, владевшим им как до вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ранее возникшее право), так и в период действия данного Закона, не может быть препятствием для перехода этого права к покупателю недвижимости. (постановление Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 N 16448/12 по делу NА76-20548/2011)
Материалами дела подтверждается, что между ЗАО "Подземнефтепродукт" и Солдатенко С.В. заключены договоры купли-продажи объектов недвижимости от 10.01.2014 N 1 и от 18.07.2014 N 2, расположенных на земельном участке, на право пользования которым был выдан вышеуказанный государственный акт, и который находится в настоящее время в аренде у истца.
Договор аренды земельного участка от 14.04.2016 N 109 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Башкортостан 13.06.2016 (номер регистрации 02-04/12304/301/003/2016-3212).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 39.7 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В абзаце 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, указан принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 05.04.2013, действовавшей на дату предоставления земельного участка) юридические лица, за исключением указанных в пунктах 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Данное положение об ограничении размера арендной платы является императивным и имеет приоритет по отношению к правилам определения арендной платы за земельные участки с неразграниченной государственной собственностью, предоставляемые на иных правовых основаниях (не в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования на право аренды).
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, отметил, что Законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование земельными участками, право аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (пункт 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ). Поскольку содержащиеся в Законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При переходе права собственности на здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (от 30.10.2001), сохраняется (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент приобретения объектов недвижимости) и прекращается в рамках статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации
Для землепользователей, не указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками после введения в действие этого кодекса не прекращается автоматически, несмотря на то, что они более не относятся к лицам, которым земельные участки могут быть предоставлены на этом праве (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 N 512-О).
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для приобретения ИП Солдатенко С.В. земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования со ссылкой на пункт 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации следует признать несостоятельными.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
После приобретения объектов недвижимости Солдатенко С.В. с целью переоформления прав на земельный участок, обратился 04.12.2014 в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N 02:26:120101:17 в аренду за плату.
В силу пункта 2 статьи 422, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей редакции за находящиеся в публичной собственности земельные участки, переданные в аренду без проведения торгов по договорам, заключенным после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, взимается арендная плата, которая определяется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (включая земельные участки, право собственности на которые не разграничено) и органами местного самоуправления, и относится к категории регулируемых цен.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 342-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2016 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона (срок установлен редакцией от 29.12.2014 N 44, начало действия - 01.03.2015, до этого с 2010 г. - 01.01.2015)
Учитывая, что Солдатенко С.В., будучи собственником комплекса недвижимого имущества, включая линии электропередачи и пр., обратился в администрацию с целью переоформления прав на земельный участок своевременно до 01.01.2016.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом споре размер арендной платы является нормативно регулируемым, то арендная плата должна исчисляться из того размера, который применялся бы в случае, если бы арендные отношения между сторонами были бы оформлены.
Отсутствие документального переоформления права постоянного (бессрочного) пользования не является основанием для неприменения льготы, установленной пунктом 1.5.6 Порядка N 469-п (пункт 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 342-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ) в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Поскольку, содержащиеся в Законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Аналогичной правовые позиции закреплены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 15824/12, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
Учитывая, что в отношении спорного земельного участка произошло переоформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды в период со дня вступления в законную силу Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 01.01.2016, что, в частности, подтверждается представленными в дело постановлениями администрации N 11-4571 от 05.11.2015, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что к правоотношениям сторон по аренде земельного участка, занимаемого объектами недвижимости, подлежат применению положения, устанавливающие льготную арендную ставку в размере 2% кадастровой стоимости земельного участка.
При этом в силу положений пункта 3 статьи 453 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или расторжении договора.
Таким образом, обязательства по договору будут считаться измененными с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Доводы апеллянта об обратном отклоняются, как направленные на переоценку установленных судом обстоятельств и основанные на неверном толковании норм материального права.
В свою очередь, довод подателя жалобы о том, что протяженность высоковольтной линии на спорном участке составляет 11 метров, что несоразмерно площади занимаемого земельного участка, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку законодатель не устанавливает критериев отнесения того или иного объекта к линейному по его протяженности, площади, размеру и т.д. Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 14.02.2013 разрешенное его использование: для размещения нефтепроводов. На спорном земельном участке расположен единый имущественный комплекс зданий и сооружений подземного хранилища нефтепродуктов, включая нефтепроводы.
Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Вместе с тем согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 по делу N А07-16447/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
Ю.С. Колясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16447/2020
Истец: ИП Солдатенко Сергей Васильевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН