Екатеринбург |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А07-16447/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 по делу N А07-16447/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Солдатенко Сергей Васильевич (далее - предприниматель, Солдатенко С.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации о внесении изменений в условия договора аренды от 14.04.2016 N 109 в части арендной платы, установив годовую арендную плату за пользование земельным участком с кадастровым номером 02:55:120101:17 общей площадью 96 229 кв. м в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с момента заключения договора аренды.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 исковые требования удовлетворены частично, суд внес изменения в договор аренды земельного участка от 14.04.2016 N 109, установив размер годовой арендной платы за пользование земельным участком в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:26:120101:17 с момента вступления настоящего решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с названным решением суда, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. Заявитель кассационной жалобы, считает выводы суда о наличии у истца, как индивидуального предпринимателя, права на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, необоснованными. Администрация полагает, что в силу пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на дату приобретения истцом недвижимого имущества по договорам купли-продажи от 10.01.2014 N 1 и от 18.07.2014 N 2) у предпринимателя Солдатенко С.В. не было оснований на приобретение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Также указывает, что согласно перечню имущества, являющегося предметом договоров купли-продажи, к линейному объекту, речь о котором идет в статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относится исключительно высоковольтная линия, протяженность которой составляет 11 метров, ТП не является линейным объектом. По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций необоснованно не принято во внимание несоответствие протяженности линейного объекта площади земельного участка, находящегося в аренде у истца (96 229 кв. м). Администрация настаивает на том, что ставка в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка в данном случае не применима.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель, отклоняя доводы жалобы, просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, в пределах доводов заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судами двух инстанций установлено, что Солдатенко С.В. является собственником следующих объектов недвижимости:
1. Сооружение: технологическая скважина 7Т, общая площадь 3520 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:221, расположенная по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-528 от 21.07.2014;
2. Сооружение: буферный парк, общая площадь 20000 кв. м с кадастровым номером 02:26:120101:41, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-523 от 21.07.2014;
3. Сооружение: отстойник рассола, общая площадь 10000 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:220, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-527 от 21.07.2014;
4. Здание: площадка фильтров 1-этажный, общая площадь 600 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:218, расположенная по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-525 от 21.07.2014;
5. Здание: нежилое здание 1-этажное, общая площадь 365 кв. м с кадастровым номером 02:26:120101:40, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-520 от 21.07.2014;
6. Здание: нежилое здание 1-этажное, общая площадь 864 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:216, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-521 от 21.07.2014;
7. Здание: нежилое здание 1-этажное, общая площадь 160 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:219, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-522 от 21.07.2014;
8. Сооружение: трансформаторная подстанция 1-этажный, общая площадь 162 кв. м с кадастровым номером 02:26:120201:217, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, Майский с/с, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/017/2014-524 от 21.07.2014;
9. Здание: нежилое здание 1-этажный, общая площадь 325 кв. м с кадастровым номером 02:26:120101:43, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-258 от 18.04.2014;
10. Здание: нежилое здание 1-этажный, общая площадь 2160 кв. м с кадастровым номером 02:26:120101:44, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-257 от 18.04.2014;
11. Сооружение: сооружение электроэнергетики, протяженностью 8000 м с кадастровым номером 02:26:120201:223, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-261 от 18.04.2014;
12. Сооружение: нежилое, общая площадь 3520 кв. м с кадастровым номером 02:26:120101:45, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-263 от 18.04.2014;
13. Сооружение: сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, протяженностью 3520 м с кадастровым номером 02:26:120201:224, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-259 от 18.04.2014;
14. Сооружение: сооружения нефтеперерабатывающей промышленности, протяженностью 3520 м с кадастровым номером 02:26:120201:225, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Иглинский район, вблизи с. Казаяк, номер государственной регистрации права 02-04-23/036/2014-260 от 18.04.2014.
Указанный комплекс объектов недвижимого имущества, включая сооружение электроэнергетики протяженностью 8000 м (как пояснил истец, высоковольтную линию ВЛ - 35в), нежилое помещение - трансформаторную подстанцию, Солдатенко С.В. приобрел в 2014 году с публичных торгов посредством публичного предложения у предприятия-банкрота закрытого акционерного общества "Подземнефтепродукт", что подтверждается договорами купли-продажи N 1 от 10.01.2014, N 2 от 18.07.2014, а также свидетельствами о регистрации объектов недвижимого имущества.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:26:120101:17 (далее - земельный участок) из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу (ориентир): Республика Башкортостан, Иглинский район, с/с Майский, площадью 96 229 кв. м. Земельный участок расположен в кадастровом квартале N 02:26:120101, разрешенное использование: для размещения нефтепроводов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 14.02.2013 N02/13/1-95030.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 02:26:120101:17 на момент сделки принадлежал продавцу обществу "Подземнефтепродукт" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается государственным актом на право владения, постоянного пользования землей от 26.01.1996 N 1-34.
Истец 04.12.2014 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Главой администрации Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 05.11.2015 вынесено постановление N 11-4571 о предоставлении в аренду Солдатенко С.В. земельного участка для размещения нефтепроводов.
Между Солдатенко С.В. и Администрацией 14.04.2016 заключен договор аренды N 109 земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 02:26:120101:17, находящегося по адресу: РБ, Иглинский район, с/с Майский, для размещения нефтепроводов, общей площадью 96 229 кв. м.
Согласно пункту 2.1 договора аренды срок его действия устанавливается с 05.11.2015 до 04.11.2064.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по Республике Башкортостан 13.06.2016 (номер регистрации 02-04/12304/301/003/2016-3212).
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды расчет годовой арендной платы за участок производится в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления, оформляется в виде приложения к договору аренды и является его неотъемлемой частью.
В силу пункта 3.2 договора аренды арендная плата начисляется с момента заключения настоящего договора.
Согласно представленным расчетам размер годовой арендной платы рассчитывается по утвержденной нормативно-правовыми актами, а именно решением Совета муниципального района Иглинский район РБ, формуле: АП=П х Кс х К/100, где П - площадь земельного участка, КС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, К - ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости (%).
В соответствии с указанными условиями договора аренды арендатором вносилась арендная плата.
Ссылаясь на то, что ответчиком неправильно определена методика расчета арендной платы за пользование земельным участком, истец 04.02.2020 направил ответчику требование об изменении условий договора.
Поскольку указанное требование оставлено ответчиком без ответа, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На основании пункта 1 статьи 39.7 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В абзаце 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, указан принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 05.04.2013, действовавшей на дату предоставления земельного участка) юридические лица, за исключением указанных в пунктах 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Данное положение об ограничении размера арендной платы является императивным и имеет приоритет по отношению к правилам определения арендной платы за земельные участки с неразграниченной государственной собственностью, предоставляемые на иных правовых основаниях (не в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования на право аренды).
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, отметил, что Законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование земельными участками, право аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (пункт 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ). Поскольку содержащиеся в Законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При переходе права собственности на здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (от 30.10.2001), сохраняется (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент приобретения объектов недвижимости) и прекращается в рамках статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для землепользователей, не указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками после введения в действие этого кодекса не прекращается автоматически, несмотря на то, что они более не относятся к лицам, которым земельные участки могут быть предоставлены на этом праве (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 N 512-О).
При рассмотрении спора судами установлено, что Солдатенко С.В. является собственником недвижимого имущества - строений и сооружений, которые расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:26:120101:17 общей площадью 96 229 кв. м, по адресу (ориентир): Республика Башкортостан, Иглинский район, с/с Майский, площадью 96 229 кв. м.
Указанный земельный участок передан истцу по договору аренды земельного участка от 14.04.2016 N 109, заключенному между муниципальным районом Иглинский район Республики Башкортостан и Солдатенко С.В. на срок с 05.11.2015 по 04.11.2064. Ранее земельный участок находился в пользовании общества "Подземнефтепродукт" согласно государственному акту на право владения, постоянного пользования землей, выданному на основании постановления главы администрации Иглинского района от 26.01.1996 N 1-34.
Солдатенко С.В. обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду 04.12.2014. Постановление о предоставлении в аренду Солдатенко С.В. земельного участка вынесено 05.11.2015, договор аренды заключен сторонами 14.04.2016.
Договор аренды земельного участка от 14.04.2016 N 109 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Башкортостан 13.06.2016.
Отклоняя доводы Администрации относительно отсутствия оснований для приобретения предпринимателем Солдатенко С.В. земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования со ссылкой на пункт 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, суды обоснованно исходили из следующего.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
В силу пункта 2 статьи 422, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, и статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей редакции за находящиеся в публичной собственности земельные участки, переданные в аренду без проведения торгов по договорам, заключенным после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, взимается арендная плата, которая определяется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (включая земельные участки, право собственности на которые не разграничено) и органами местного самоуправления, и относится к категории регулируемых цен.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 342-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2016 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона (срок установлен редакцией от 29.12.2014 N 44, начало действия - 01.03.2015, до этого с 2010 г. - 01.01.2015).
Судами установлено, что Солдатенко С.В., как собственник комплекса недвижимого имущества, включая линии электропередачи и прочее, обратился в Администрацию с целью переоформления прав на земельный участок своевременно до 01.01.2016. Поскольку в рассматриваемом споре размер арендной платы является нормативно регулируемым, то арендная плата должна исчисляться из того размера, который применялся бы в случае, если бы арендные отношения между сторонами были бы оформлены.
Отсутствие документального переоформления права постоянного (бессрочного) пользования не является основанием для неприменения льготы, установленной пунктом 1.5.6 Порядка N 469-п (пункт 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Доводы Администрации в этой части не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 342-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ) в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
При этом содержащиеся в Законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Указанные правовые подходы закреплены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 15824/12, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
На основании изложенного, с учетом того, что в отношении спорного земельного участка произошло переоформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды в период со дня вступления в законную силу Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 01.01.2016, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае к правоотношениям сторон по аренде земельного участка, занимаемого объектами недвижимости, подлежат применению положения, устанавливающие льготную арендную ставку в размере 2% кадастровой стоимости земельного участка и правомерно удовлетворили заявленные требования в данной части.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с указанными судебными актами в указанной части, также подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, а также направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательства.
Довод Администрации относительно того, что протяженность высоковольтной линии на спорном участке несоразмерна площади занимаемого земельного участка, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен, поскольку законодатель не устанавливает критериев отнесения того или иного объекта к линейному по его протяженности, площади, размеру и т.д., суды верно установили, что ТП является частью единого технологического цикла.
Судами принято во внимание, что согласно кадастровому паспорту земельного участка от 14.02.2013 разрешенное его использование: для размещения нефтепроводов. На спорном земельном участке расположен единый имущественный комплекс зданий и сооружений подземного хранилища нефтепродуктов, включая нефтепроводы.
Кассационная жалоба Администрации не содержит доводов, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.06.2021 по делу N А07-16447/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
При этом содержащиеся в Законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Указанные правовые подходы закреплены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 15824/12, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
На основании изложенного, с учетом того, что в отношении спорного земельного участка произошло переоформление права постоянного бессрочного пользования на право аренды в период со дня вступления в законную силу Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 01.01.2016, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае к правоотношениям сторон по аренде земельного участка, занимаемого объектами недвижимости, подлежат применению положения, устанавливающие льготную арендную ставку в размере 2% кадастровой стоимости земельного участка и правомерно удовлетворили заявленные требования в данной части.
...
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 февраля 2022 г. N Ф09-10049/21 по делу N А07-16447/2020