г. Санкт-Петербург |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А56-108914/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Снукишкис И.В.
при участии:
от истца (заявителя): Стародубцева Т.Н. - доверенность от 16.03.2021
от ответчика (должника): 1) Титова М.А. - доверенность от 13.01.2021 2) Захаров А.В. - доверенность от 28.05.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26552/2021) Шабалиной Татьяны Петровны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2021 по делу N А56-108914/2020 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению Шабалиной Татьяны Петровны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу; Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу
об оспаривании действий
УСТАНОВИЛ:
Шабалина Татьяна Петровна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными актов Межрайонной ИФНС России N 23 по Санкт-Петербургу и УФНС России по Санкт-Петербургу (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия, налоговая инспекция и управление), связанных с отказом в удовлетворении требования об отмене уточняющей декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) за 4-й квартал 2018 года, поданной 27 мая 2020 года от имени налогоплательщика - общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Витаторг" (ОГРН 1027735009015, ИНН 7735116318, место государственной регистрации: Санкт-Петербург, ул. Заставская, д. 33, корп. 24, литер ТА, помещение 1-Н, пом. N 1046, далее - общество "Витаторг").
В заседании суда 16.06.2021 Шабалина Т.П. отказалась от заявления к УФНС России по Санкт-Петербургу и окончательно просила признать незаконными: решение налоговой инспекции о принятии 27.05.2020 уточняющей декларации ООО "Витаторг" N 3 по НДС за 4-й квартал 2018 года от неуполномоченного лица и отказ налоговой инспекции аннулировать (т.е. признать неподанной) вышеназванную декларацию; обязать налоговою инспекцию аннулировать (т.е. признать неподанной) вышеназванную декларацию. Данные изменения приняты арбитражным судом по правилам статей 49, 150, 151 АПК РФ.
В судебном заседании 09 - 16.06.2021 заявитель требования в окончательной редакции поддержала и пояснила, что принятие уточненной декларации и последующий отказ в ее аннулировании создают угрозу привлечения к ответственности ее, как единственного учредителя и бывшего единоличного исполнительного органа ликвидированного юридического лица, контрагентами последнего, которым доначислены суммы НДС.
Решением суда от 24.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
От Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оспариваются доводы заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Шабалина Татьяна Петровна являлась единственным участником, а также единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью "Витаторг" (ИНН: 77351 16318): до 28 октября 2019 года - генеральным директором, после - ликвидатором.
"09" июня 2020 года общество прекратило деятельность в результате добровольной ликвидации, о чем в единый государственный реестр юридических лиц была внесена соответствующая запись за ГРН 2207802887290.
В период деятельности ООО "Витаторг" (далее также - Общество) исправно исполняло свои обязанности как налогоплательщика, вовремя и в полном объеме платило налоги, исполняло все требования налоговых органов. Общество применяло общую систему налогообложения, своевременно подало декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года, уплатило причитающиеся суммы налога, что подтверждается копиями платежных поручений.
На момент ликвидации Общество прошло все установленные законодательством процедуры налогового контроля, уплатило все причитающиеся налоги и сборы, предоставило все налоговые декларации и расчеты, в том числе задекларировало все выпущенные им счета-фактуры.
После ликвидации Шабалиной Т.П. стало известно от бывших контрагентов ООО "Витаторг", что 27 мая 2020 года 27 мая 2020 года в МИ ФНС России N 23 по Санкт-Петербургу неустановленным лицом была подана уточняющая налоговая декларация N 3 по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года, в результате чего была обнулена выручка Общества за указанный период, а в системе автоматического контроля за уплатой НДС образовались искусственные "разрывы".
Указанными действиями Обществу и Шабалиной Т.П. как его единоличному исполнительному органу и единственному участнику, отвечающему субсидиарно по обязательствам общества, был причинен значительный материальный и репутационный ущерб, так как контрагентам Общества в результате названных действий была доначислена сумма НДС, ранее принятая к вычету в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика.
По данным Инспекции, Общество являлось организацией, уплачивающей НДС.
В силу п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики, в частности являющиеся плательщиками НДС, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.
В силу п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с п. 5 ст. 80 НК РФ налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика, в налоговой декларации указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на.'подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации.
В соответствии с п. 1 ст. 29 НК РФ, уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Порядок представления налогоплательщиками налоговых деклараций в электронной форме по ТКС отражен в Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций в электронной форме по ТКС, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ (далее -Методические рекомендации N ММВ-7-6/398@).
Согласно п. 1.11 Методических рекомендаций N ММВ-7-6/398@ при представлении налоговой декларации в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающим право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации, предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации.
В соответствии с п. 2.2 Методических рекомендаций N ММВ-7-6/398@ при представлении налоговой декларации в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве.
В соответствии с п. 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по ТКС, информационное сообщение о доверенности, выданной представителю, о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах представляется уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговые органы только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом с обязательным представлением копии доверенности на бумажном носителе в налоговый орган до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя.
Доверенность может быть представлена в налоговый орган лично, по почте или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по ТКС за подписью лица, выдавшего доверенность.
В силу п. 5.1 ст. 23 НК РФ, документы, подтверждающие полномочия уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.
Таким образом, направление налоговой декларации в сопровождении электронного сообщения о представительстве в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, формируемого уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа в электронной форме, при наличии бумажной доверенности в налоговом органе является достаточным для подтверждения полномочий уполномоченного представителя налогоплательщика.
По смыслу главы 24 АПК РФ к бездействию относится неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 16.04.2013 N16929/12).
В силу пунктов 1, 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, обязанность произвести обработку налоговых деклараций путем ввода данных в карточку лицевых счетов налогоплательщика из нормативных правовых актов, в том числе Административного регламента, не усматривается, в связи с чем обязанность совершить действия, связанные с аннулированием налоговой декларации ООО "Витаторг", не может быть возложена на налоговый орган в соответствии с требованиями п.З ч.5 ст. 201 АПК РФ.
Аналогичная правовая отражена в Определении Верховного Суда РФ от 19.07.2018 N 303-КГ18-9403 по делу NA51-13921/2017.
Вышеуказанные выводы также соответствуют правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской; Федерации от 05.11.2002 N 6294/01, от 11.05.2005 N 16507/04. Из указанных постановлений следует, что содержание лицевого счета, который ведет налоговый орган и который является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов, само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Основания для отказа в принятии декларации установлены в пункте 19 Приказа ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343 "Об утверждении Административного регламента ФНС по представлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2019 N 55942). Одним из оснований для отказа в принятии декларации является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя на представление налоговой декларации.
В Инспекцию на бумажном носителе поступила доверенность б/н от 25.05.2020 г. (вх. N 054725 от 26.05.2020 г.) (дата ввода:26.05.2020 г.), согласно которой данная доверенность, выданная Обществом в лице Шабалиной Т.П., наделяет правом Петрова С.В. (генерального директора ООО "Финансы Бухгалтерия Учет" ИНН 6658253001) направлять и подписывать налоговую и бухгалтерскую отчетность усиленной квалифицированной электронной подписью.
В своем заявлении Заявитель указал на ошибочную информацию о руководителе Общества в имеющейся у налоговых органов доверенности (на момент действия доверенности Шабалина Т.П. являлась ликвидатором, а не директором Общества).
Однако исходя из содержания доверенности б/н от 25.05.2020 г. полномочия представлены "ООО "Витаторг" в лице Шабалиной Т.П.", т.е. без наименования должности руководителя, подписана данная доверенность "руководителем "Витаторг" Шабалиной Т.П.".
Наличие некорректности содержания и существенных нарушений и ошибок в вышеуказанной доверенности Инспекцией не установлено.
Информация об отзыве указанной доверенности в период ее действия от Общества в адрес Инспекции не поступала.
На текущий момент вышеуказанная доверенность является недействующей в связи с истечением срока действия (выдана сроком на 3 месяца).
Согласно информационным ресурсам Инспекции, 27.05.2020 г. Обществом в Инспекцию сдана уточненная налоговая декларация по НДС за 4 кв. 2018 г. (корректировка N 3). Сумма, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб.
В результате проведенной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 4 кв. 2018 (корректировка N 3), завершившейся 27.07.2020, Инспекцией нарушения налогового законодательства не выявлено.
Вышеуказанная налоговая декларация подписана согласно файлу информации о подписях следующим лицом: Петров Сергей Владимирович (директор ООО "ФБУ" ИНН 006658253001) - дата начала действия сертификата: 27.03.2020 г.; дата окончания действия сертификата: 27.06.2021 г.).
К данной налоговой декларации приложен файл "доверенность", согласно которому по доверенности ООО "Витаторг" в лице Шабалиной Татьяны Петровны (дата начала действия доверенности: 25.05.2020 г.; дата окончания действия доверенности: 25.08.2020 г.) представляет полномочия ООО "Финансы Бухгалтерия Учет" ИНН 6658253001 в лице Петрова Сергея Владимировича.
Вышеуказанная налоговая декларация была принята Инспекцией 27.05.2020 г. согласно квитанции о приеме.
Таким образом, на момент представления Обществом через представителя налоговой декларации по НДС за 4 кв. 2018 г. (корректировка N 3) полномочия представителя Общества Петрова СВ. были подтверждены доверенностью, представленной в Инспекцию в бумажном виде, правовые основания для отказа в принятии уточненной налоговой декларации у налогового органа в силу п.4 ст.80 НК РФ отсутствовали, поступившая декларация подписана ЭЦП уполномоченного представителя Общества, сведения о котором как об уполномоченном лице совпадали со сведениями в представленной доверенности.
Учитывая изложенное, в действиях должностных лиц налогового органа по принятию уточненной налоговой декларации, представленной уполномоченным представителем по доверенности, отсутствуют нарушения норм налогового законодательства.
Кроме того, из материалов дела не следует, что налоговым органом допущено нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку налоговой орган не возражает, что все налоги и сборы были оплачены в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2021 по делу N А56-108914/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-108914/2020
Истец: Шабалина Татьяна Петровна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ