г. Москва |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А41-64717/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ГБУЗ "ДС СОСНОВКА ДЗМ": Шустиков К.В., представитель по доверенности от 15.03.2021;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Разумак М.А., представитель по доверенности от 28.12.2020;
от ТУ ФАУГИ в Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального агентства лесного хозяйства: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации городского округа Люберцы Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.06.2021 по делу N А41-64717/20, по заявлению ГБУЗ "ДС СОСНОВКА ДЗМ" к Комитету лесного хозяйства Московской области; третье лицо: ТУ ФАУГИ в Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация городского округа Люберцы Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений:
1) признать незаконным приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 04.07.2019 N 29п-2607 "О предварительном согласовании предоставления земельного (лесного) участка".
2) обязать Комитет лесного хозяйства Московской области внести с изменения в приказ от 04.07.2019 N 29П - 2607 "О предварительном согласовании земельного (лесного) участка", а именно:
Включить следующие сведения о земельном (лестном) участке:
- условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка;
- адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка: Московская область, Люберецкий городской округ, выдел 18 квартала 49 Виноградовского лесничества;
- наименование и место нахождения Заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика: ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ", адрес: 140051, Московская область, город Люберцы, деревня Сосновка, д 1, ОГРН: 1035005014186, ИНН: 5027075370;
- территориальную зону, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка: Здравоохранение. Код 3.4; Стационарное медицинское обслуживание. Код: 3.4.2; Санаторная деятельность 9.2.1; Образование и просвещение. Код 3.5; Дошкольное, начальное и среднее общее образование. Код: 3.5.1;
- необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны: земли населенных пунктов.
- сведения об утверждение схемы его расположения.
Указать следующие достоверные сведения:
- условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков: в соответствии со схемой расположения земельного участка на основании ст. 4.7 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;
- категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок: земли населенных пунктов;
- сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости: отсутствуют.
- исключить из пункт 3 следующую фразу "Утвержденной Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - Росимущество, а также...".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2021 года по делу N А41-64717/20 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Возражений против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" части от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке части 2 статьи 265, статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ТУ ФАУГИ в Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Администрации городского округа Люберцы Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А41-33844/19, решением Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 11.04.1941 N 949 за детским санаторием "Сосновка" Пролетарского района г. Москвы в поселке Малаховка Ухтомского района закреплено 2,5 га земли, расположенной в 41 квартале Малаховского лесопарка (т. 1, л.д. 32).
Решением Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 22.10.1959 N 1340/31 детскому туберкулезному санаторию N 12 "Сосновка" Ждановского райздравотдела г. Москвы под строительство очистных сооружений отведен из Гослесфонда земельный участок площадью 1 га в квартале 49/41 Малаховского лесничества Раменского лесхоза, в лесах 1 группы, в 50-километровой зеленой зоне г. Москвы, во временное пользование без исключения из гослесфонда.
Решением Исполкома Мособлсовета депутатов трудящихся от 09.12.1969 N 1804/32 в дополнение к решению Исполкома Люберецкого горсовета от 14.10.1969 N 1516 "О разрешении детскому туберкулезному санаторию N 12 "Сосновка" Ждановского райздравотдела г. Москвы строительства нового корпуса детского сада на 140 мест и об отводе санаторию N 12 земельного участка площадью 0,16 га под строительство очистных сооружений из земель гослесфонда, дополнительно детскому туберкулезному санаторию N 12 "Сосновка" отведен земельный участок площадью 0,15 га из земель гослесфонда в квартале 49 под трассу канализации, дороги и ЛЭП, без исключения из земель гослесфонда.
Согласно выписке из ЕГРН указанный лесной участок площадью 1907306 +/- 24168 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, Виноградовское лесничество, Малаховское участковое лесничество, кв. 48, выделы 1, 3 - 12, кварталы 49, 50, квартал 57 выделы 1 - 6, 8, 11, квартал 58 выделы 1 - 17, 19, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:22:0000000:96657. Границы данного участка определены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
В границах земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 расположены следующие объекты недвижимого имущества, принадлежащие ГБУ здравоохранения г. Москвы "Детский бронхолегочный санаторий N 12 Департамента здравоохранения города Москвы" на праве оперативного управления:
- гараж с кадастровым номером 50:22:0000000:15138, общая площадь 105,2 кв. м;
- водонапорная башня с кадастровым номером 50:22:0000000:71219, общая площадь 4,2 кв. м;
- административный корпус с кадастровым номером 50:22:0000000:15148, общая площадь 319,9 кв. м;
- здание физиотерапии с кадастровым номером 50:22:0000000:15145, общая площадь 113,8 кв. м;
- склад с кадастровым номером 50:22:0000000:15080, общая площадь 62,6 кв. м; здание пищеблока с кадастровым номером 50:22:0000000:100477, общая площадь 154,1 кв. м;
- очистные сооружения с кадастровым номером 50:22:0000000:15149, общая площадь 102,5 кв. м;
- насосная с кадастровым номером 50:22:0000000:15083, общая площадь 13,7 кв. м; здание насосно-очистных сооружений с кадастровым номером 50:22:0000000:15142, общая площадь 5,4 кв. м;
- лечебный корпус с кадастровым номером 50:22:0000000:15157, общая площадь 1243,2 кв. м;
- здание общежития, общая площадь 141,21 кв. м; здание персонала, общая площадь 113,7 кв. м.
Являясь правообладателем объектов недвижимости, расположенных в границах участка лесного фонда с кадастровым номером 50:22:0000000:96657, с целью оформления земельного участка, ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" обратилось в Мособлкомлес с заявлениями от 10.09.2018, лот 25.05.2019, от 18.06.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка под территорию ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" и предварительно согласовать его предоставление без проведения торгов в постоянное (бессрочное) пользование.
Письмом от 25.09.2018 N исх-20223/26-12 Комитет лесного хозяйства Московской области довел до сведения заявителя, что ранее в адрес ГБЗУ "ДС N 12 ДЗМ" направлено "Уведомление о согласовании схемы расположения земельного участка с находящимися на нем зарегистрированными объектами капитального строительства на кадастровом плане территории". В связи с этим заявителю предложено самостоятельно осуществить государственный кадастровый учет испрашиваемого участка.
Письмом от 19.09.2019 N Исх-21591/19 Комитет лесного хозяйства Московской области сообщил о принятии решения о предварительном согласовании предоставления лесного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96657, направил в адрес заявителя копию приказа от 04.07.2019 N 29п-2607.
При этом постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А41-33844/19 на Комитет лесного хозяйства Московской области возложена обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 28296,45 кв. м на кадастровом плане территории в определенных координатах из состава земельного участка с кадастровым номером 50:22:0000000:96657.
Полагая, что содержание приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 04.07.2019 N 29п-2607 в части обязательных сведений, предусмотренных статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, не соответствуют закону и препятствуют формированию земельного участка, ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений статей 2, 4, 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Исходя из предмета рассматриваемых требований, ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" оспаривает приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 04.07.2019 N 29п-2607.
При этом рассматриваемое заявление подано в Арбитражный суд Московской области через систему Мой арбитр 05.10.2020.
ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" представило в материалы дела ходатайство о восстановлении срока на судебную защиту, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, в связи с установлением правовой определенности относительно действий (бездействия) Комитета лесного хозяйства Московской области по предварительному согласованию предоставления испрашиваемого лесного участка только в процессе рассмотрения дела N А41-33844/19.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О, частями 1, 2 статьи 117 АПК РФ, частью 11 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), обоснованно счел ходатайство заявителя подлежащим удовлетворению.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно части 9 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);
2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
11.1) сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
12) право заявителя или кадастрового инженера обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).
Отказывая в удовлетворении требования ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ" о включении в приказ от 04.07.2019 N 29п-2607 сведений об условном номере образуемого участка, территориальной зоне, в границах которой будет образован участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид разрешенного использования суд первой инстанции, установил, что уведомление Комитета лесного хозяйства Московской области от 16.07.2018 о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А41-33844/19 об удовлетворении требования о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не содержат сведений о присвоении вновь образуемому земельному участку условного номера.
Согласно постановлению Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А41-33844/19 Комитет лесного хозяйства Московской области обязан принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 28296,45 квадратных метра на кадастровом плане территории, в следующих координатах:
Обозначение характерных точек границ |
X |
Y |
1 |
2 |
3 |
Н1 |
459045,97 |
2222807,13 |
Н2 |
459051,42 |
2222970,76 |
Н3 |
459051,58 |
2222971,87 |
Н4 |
459052,36 |
2223002,15 |
Н5 |
459027,16 |
2223002,53 |
Н6 |
459005,72 |
2223003,04 |
Н7 |
458980,99 |
2223003,71 |
Н8 |
458969,69 |
2223003,94 |
Н9 |
458933,80 |
2222995,53 |
Н10 |
458905,41 |
2222986,19 |
Н11 |
458916,41 |
2222918,71 |
Н12 |
458921,64 |
2222882,97 |
Н13 |
458928,71 |
2222841,93 |
Н14 |
458933,36 |
2222816,10 |
Н15 |
458885,63 |
2222808,17 |
Н16 |
458910,95 |
2222730,58 |
Н17 |
458933,83 |
2222731,97 |
Н18 |
458935,29 |
2222805,39 |
Н19 |
458976,22 |
2222805,36 |
Н20 |
458991,37 |
2222805,09 |
Н21 |
458993,36 |
2222801,91 |
Н22 |
459002,33 |
2222805,08 |
Следовательно, такие сведения не подлежали внесению в оспариваемый приказ ввиду их отсутствия.
В соответствии с частью 10 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: 1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; 2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; 3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
В соответствии с частью 2.1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Между тем, в силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Испрашиваемый лесной участок образуется из земель лесного фонда, на которые не распространяется градостроительный регламент.
Кроме того, в соответствии с приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 04.07.2019 N 29п-2607 образуемый земельный участок подлежит отнесению к категории земель - земли особо охраняемых природных территорий, к которой градостроительный регламент также не подлежит применению.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вид разрешенного использования образуемого участка не подлежит установлению приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 04.07.2019 N 29п-2607.
Суд первой инстанции также не нашел достаточных правовых оснований для внесения изменений в приказ от 04.07.2019 N 29п-2607 в части отнесения образуемого земельного участка к землям населенных пунктов.
Согласно статье 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (часть 1).
Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется (часть 2).
Исходя из содержания пункта 2 приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 04.07.2019 N 29п-2607, исходный участок с кадастровым номером 50:22:0000000:96657 отнесен к категории земель - земли лесного фонда, образуемый земельный участок - земли особо охраняемых территорий.
Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.
При этом в силу статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Как следует из материалов дела и установлено постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А41-33844/19 образуемый земельный участок испрашивается заявителем под территорию ГБУЗ "ДС Сосновка ДЗМ".
Следовательно, данный земельный участок подлежит отнесению к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов и в частности к землям рекреационного назначения.
В силу части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отнесения образуемого земельного участка к землям населенных пунктов не имеется, поскольку данная категория земель не предусматривает функциональную зону - здравоохранение либо санаторно-оздоровительная деятельность.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отнесение образуемого земельного участка к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов в приказе Комитета лесного хозяйства Московской области от 04.07.2019 N 29п-2607 является обоснованным и изменению не подлежит.
Включение в приказ сведений об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости, также не требуется, поскольку испрашиваемый земельный участок не находится в пределах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что, исходя из положений нормы части 11 статьи 39.15 ЗК РФ, заинтересованное лицо прежде, чем издать ненормативный правовой акт о предварительном согласовании земельного (лесного) участка, должно издать решение об утверждении схемы расположения земельного участка, и только потом издавать решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка с указанием в нем сведений на утверждении схемы его расположения, со ссылкой на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-33844/19, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании нижеследующего.
В соответствии с частью 11 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Приказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 04.07.2019 N 29п-2607 не содержит сведений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Вместе с тем, решение об утверждении схемы расположения земельного участка не подлежит включению в приказ от 04.07.2019 N 29п-2607, а указание на утверждение схемы Росимуществом не подлежит исключению в связи со следующим.
Согласно Положению о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденному Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности (пункт 12.39 Положения).
Следовательно, Комитет лесного хозяйства Московской области не обладает полномочиями по утверждению схемы расположения образуемых земельных участков, данный орган исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений уполномочен исключительно на согласование схемы расположения.
При этом имеется правовая неопределенность относительно органа, уполномоченного на утверждение схемы расположения земельного участка, образуемого из земель лесного фонда.
В силу пункта 5.4.24 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, принятие решений об образовании земельных (лесных) участков из земельных (лесных) участков, находящихся в государственной собственности, в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в указанной статье полномочия субъекта Российской Федерации принимать решения об образовании земельного участка не предусмотрены. В связи с чем образование земельного участка из состава земель лесного фонда должен осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Учитывая изложенное, формулировка п. 5.4.24 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" является неточной, поскольку такими полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации изначально согласно Лесному кодексу не обладают.
Таким образом, образование земельного участка исполнительным органом субъекта Российской Федерации возможно после внесения соответствующих изменений в лесное законодательство Российской Федерации (Письмо Минэкономразвития РФ от 12.07.2011 N Д23-2917).
Кроме того, исходя из разъяснений, изложенных в письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ", на которое имеется ссылка в оспариваемом приказе от 04.07.2019 N 29п-2607, согласование схемы расположения земельного участка обеспечивается органом, уполномоченным на ее утверждение.
Важно отметить, что указанные положения применяются только при образовании земельного участка из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности. В случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем раздела, объединения, перераспределения положения указанной нормы не применяются.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что до устранения указанной правовой неопределенности полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обладает Росимущество, поскольку пунктом 5.35 (1) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", определено, что Росимущество принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
Суд первой инстанции также принял во внимание, что схема расположения образуемого участка подлежит утверждению уполномоченным органом отдельным актом во исполнение постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А41-33844/19.
Суд не нашел достаточных правовых оснований для признания обоснованным положения приказа от 04.07.2019 N 29п-2607 об условиях предоставления земельного участка - образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании п. 6 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2018 N 280-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 4.7.
Иных норм, в том числе об образовании участков на основании схемы расположения, пункт 6 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Норма об образовании лесного участка изложена непосредственно в статье 4.7 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", согласно которой образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Указанная норма имеет прямое действие, а норма пункта 6 статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" не является отсылочной.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требования ГБУЗ "ДС СОСНОВКА ДЗМ" в данной части является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.06.2021 по делу N А41-64717/20 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64717/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ СОСНОВКА ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства МО
Третье лицо: Администрация городского округа ЛюберцыМосковской области, ТУ ФАУГИ, Комитет лесного хозяйства МО