город Воронеж |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А08-9604/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от Администрации Шебекинского городского округа (ИНН 3120103589, ОГРН 1183123036920, далее - Администрация):
от Управления антимонопольной службы по Белгородской области (ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831, далее - Управление, антимонопольный орган):
от Прокурора Белгородской области:
от МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа":
от общества с ограниченной ответственностью "Кров Строй" (ИНН 3123171072, ОГРН 1083123000256, далее -ООО "Кровстрой"): |
Приймаков М.Ю., представитель по доверенности от 16.08.2021;
Сотников И.Г., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 04/21;
старший прокурор Кириллова М.А., служебное удостоверение;
Приймаков М.Ю., представитель по доверенности от 10.09.2020 N 48-6-3-02/418;
Исаев А.Н., представитель по доверенности от 29.03.2019, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Кров Строй" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.04.2021 по делу N А08-9604/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шебекинского городского округа обратилась в арбитражный суд с заявлением к УФАС по Белгородской области о признании незаконным решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 031/01/16-894/2019 от 03.08.2020.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа" и ООО "Кров Строй", а также при участии Прокурора Белгородской области.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 05.04.2021 по делу N А08-9604/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Кров Строй" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на недоказанность наличия согласованных действий, направленных на заключение антиконкурентного соглашения.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 27.08.2021.
Определением апелляционной коллегии УФАС по Белгородской области предлагалось письменно пояснить, в каких конкретных действиях ООО "Кров Строй", Администрации Шебекинского городского округа, МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа", выразилось нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", к каким последствиям привели данные нарушения.
Во исполнение определения суда антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу от 09.07.2021 N 2988/5, письменные объяснения от 25.08.2021.
ООО "КровСтрой" представило письменные пояснения от 26.08.2021.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением от 27.08.2021.
В судебном заседании представитель ООО "КровСтрой" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Администрации Шебекинского городского округа, МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа" поддержали правовую позицию ООО "КровСтрой".
Представитель антимонопольного органа возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 03.09.2021.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что приказом Белгородского УФАС России от 08.11.2019 N 772 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 031/01/16-894/2019 по фактам совершения МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа", администрацией Шебекинского городского округа и ООО "КровСтрой" совместных действий, ограничивающих доступ иных хозяйствующих субъектов на товарный рынок.
Основанием для возбуждения названного дела послужили материалы Шебекинской межрайонной прокуратуры N 3787 о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа" закупки нежилого здания у единственного поставщика без проведения торгов, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что Шебекинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика здания оздоровительно-культурного центра, расположенного по адресу: г. Шебекино, ул. Ржевское шоссе, 233.
Здание приобретено муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа" у ООО "КровСтрой". Нежилое здание приобретено в рамках муниципального контракта от 04.04.2019 за 45 000 000 рублей на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановлением Правительства Белгородской области от 18.12.2017 N 496-пп утвержден пообъектный перечень строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Белгородской области на 2018 - 2020 годы.
21.03.2018 администрацией Шебекинского района в адрес заместителя Губернатора области - начальника департамента строительства и транспорта Белгородской области было направлено письмо N 01-12/723 с просьбой о включении объекта "Выкуп оздоровительно-культурного центра г.Шебекино" в пообъектный перечень строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищнокоммунальной инфраструктуры Белгородской области на 2018-2020 годы, утвержденный постановлением Правительства Белгородской области от 18.12.2017 N 496-пп.
При этом ни одного объекта соответствующего требованиям Администрации на территории г. Шебекино в тот момент не существовало.
Постановлением Правительства Белгородской области от 26.03.2018 N 108-пп внесены изменения в постановление Правительства Белгородской области от 18.12.2017 N 496-пп в части включения в него объекта "Выкуп оздоровительно-культурного центра г. Шебекино" площадью 1000 кв.м.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы принят закон Белгородской области от 03.04.2015 N 345 "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" (далее - закон Белгородской области от 03.04.2015 N 345).
Постановлением администрации городского поселения "Город Шебекино" от 29.05.2018 N 281 ООО "КровСтрой" был предоставлен без проведения торгов в аренду земельный участок с кадастровым номером: 31:18:0501007:68, площадью 1813 кв.м., расположенный по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Ржевское шоссе, 233, для размещения объекта социального назначения - оздоровительно-культурного центра. 29.05.2018 между городским поселением "Город Шебекино" муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" и ООО "КровСтрой" был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 31:18:0501007:68 N АП-31:18:02154.
Договор аренды был заключен и зарегистрирован в соответствии с законодательством о государственной регистрации права.
В соответствии с постановлением Шебекинского городского округа от 05.02.2019 N 60 полномочиями заказчика от имени Шебекинского городского округа по выкупу объектов недвижимости (жилых и нежилых зданий и помещений), реконструкции, капитальному ремонту объектов социальной сферы и развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах Шебекинского городского округа в 2019 году наделено муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства Шебекинского района" (правопреемником которого является МКУ "УКС").
Законом Белгородской области от 19.04.2018 N 258 "Об объединении всех поселений, входящих в состав муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино", и наделении вновь образованного муниципального образования статусом городского округа, и о внесении изменений в закон Белгородской области "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" муниципальный район "Шебекинский район и город Шебекино" преобразован в муниципальное образование "Шебекинский городской округ".
Постановлением администрации муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" (правопреемником является администрация Шебекинского городского округа) от 21.07.2016 N 751 утвержден порядок осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности Шебекинского района за счет средств бюджета муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" Белгородской области и передачи осуществленных капитальных вложений (далее - Порядок).
Администрацией Шебекинского городского округа в адрес департамента строительства и транспорта Белгородской области было направлено письмо N 48- 02/342 от 20.02.2019 с просьбой согласовать возможность выкупа объекта "Оздоровительно-культурный центр в г. Шебекино" площадью 950 кв.м. в пределах финансирования в размере 45 000 000 рублей, из которых 40 500 000 рублей областного бюджета и 4 500 000 рублей бюджета Шебекинского городского округа.
Постановлением Правительства Белгородской области от 25.02.2019 N 95-пп вносятся изменения в постановление Правительства Белгородской области от 24.12.2018 N 511-пп "Об утверждении пообъектного перечня строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Белгородской области на 2019-2021 годы".
Согласно указанному перечню в нем имелись сведения о возможности выкупа объекта "Оздоровительно-культурный центр г. Шебекино" площадью 950 кв.м. 19.03.2019 администрацией Шебекинского городского округа ООО "КровСтрой" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 31-RU31520115-0003-2019 нежилого здания оздоровительно-культурного центра, площадью 950 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Ржевское шоссе, 233.
04.04.2019 между МКУ "УКС" и ООО "КровСтрой" заключен муниципальный контракт N 012630002431900029-19/9 на приобретение нежилого здания оздоровительно-культурного центра, площадью 950 кв.м., расположенного по адресу: Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ржевское шоссе, 233. Цена контракта составила 45 000 000 рублей.
Согласно преамбуле муниципального контракта N 012630002431900029-19/9, он заключен на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", то есть без проведения торгов. Постановлением администрации Шебекинского городского округа Белгородской области от 04.06.2019 N 836 внесены изменения в постановление администрации Шебекинского городского округа Белгородской области от 08.02.2019 N 86 "Об утверждении пообъектного перечня строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах Шебекинского городского округа на 2019-2021 годы".
Согласно указанному постановлению администрации Шебекинского городского округа Белгородской области на 2019 год определены капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, а именно: выкуп оздоровительно-культурного центра, г.Шебекино (источниками финансирования являются областной бюджет - 40 500 000 рублей, местный бюджет - 4 500 000 рублей), с изменением общей площади выкупаемого помещения с 1000 кв.м до 950 кв.м.
Указанные изменения внесены в нормативный правовой акт после заключения контракта на выкуп объекта площадью 950 м2.
В ходе рассмотрения дела Белгородское УФАС России установлено наличие соглашения между Администрацией, МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа" и ООО "КровСтрой", которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на рынок строительства нежилых зданий оздоровительно-культурного назначения в пределах административных границ Шебекинского городского округа хозяйствующих субъектов, которое достигнуто в устной форме и реализовывалось ответчиками в период с 01.01.2018 (первый день года, в котором началось совершение рассматриваемых по делу действий ответчиков (точная дата в ходе рассмотрения дела не установлена) по 04.06.2019 (дата принятия постановления администрации Шебекинского городского округа Белгородской области N 836 о внесении изменений в постановление администрации Шебекинского городского округа Белгородской области от 08.02.2019 N 86, в части изменения общей площади выкупаемого помещения с 1000 м2 до 950 м2.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 031/01/16-894/2019 антимонопольным органом принято решение от 10.08.2020 о признании МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа", администрации Шебекинского городского округа Белгородской области и ООО "КровСтрой" нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и реализации соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Администрация обратилась в арбитражный суд за судебной защитой.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что совокупность последовательных действий Администрации, МКУ "УКС" и ООО "КровСтрой" привели к тому, что ООО "КровСтрой" были предоставлены все условия для строительства объекта недвижимости с целью его дальнейшей реализации в обход конкурентных процедур, что свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства на рынке строительства нежилых зданий оздоровительно-культурного назначения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии со статьей 3 Закона N 135-ФЗ, положения этого закона распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ, к полномочиям антимонопольного органа относится в том числе: возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Статья 52 Закона N 135-ФЗ устанавливает судебный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статьей 16 Закона N 135-ФЗ запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (пункт 11 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают, среди прочего полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 3 названного Закона N 44-ФЗ закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Целями осуществления закупок, среди прочего, являются достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными программами; выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных органов (пункты 1, 3 статьи 13 Закона N 44-ФЗ).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ содержится явно выраженный законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Положениями частей 1, 2 статьи 24 указанного Закона предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Из совокупности приведенных выше норм права следует, что размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путем проведения торгов.
Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным в ситуации использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 24.06.2015 N 307- КГ15-1408, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 29.11.2011 N 8799/11 только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Статьей 93 Закона N 44-ФЗ определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие исключительный характер, когда применение процедур конкурентного отбора невозможно либо нецелесообразно.
В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Предусмотренная данной нормой возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предполагает, что на момент проведения закупки соответствующий объект уже должен существовать как таковой.
Искусственное (в обход закона) отступление от необходимости осуществления публичных процедур при возведении (строительстве) объекта не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентного отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Иной правовой подход дезавуирует применение положений законодательства о контрактной системе при реализации и обеспечении государственной (муниципальной) нужды на строительство здания детского сада.
Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства приходит к выводу о том, что об изначальном определении ООО "КровСтрой" в качестве единственного продавца здания специализированного типа, при том что изначально указанное здание не было построено, с целью дальнейшего его реализации, в обход конкурентных процедур свидетельствует следующая последовательность действий.
На дату обращения администрации с заявлением от 21.03.2018 о включении объекта "Выкуп оздоровительно-культурного центра г.Шебекино" в пообъектный перечень строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Белгородской области на 2018-2020 годы, утвержденный постановлением Правительства Белгородской области от 18.12.2017 N 496-пп (т.3 л.д. 94), ни одного объекта соответствующим требованиям Администрации на территории г. Шебекино в тот момент не существовало.
26.03.2018 постановлением Правительства Белгородской области N 108-пп внесены изменения в постановление Правительства Белгородской области от 18.12.2017 N 496-пп в части включения в него объекта "Выкуп оздоровительно-культурного центра г. Шебекино" площадью 1000 кв.м. в собственность Белгородской области.
04.05.2018 ООО "КровСтрой" в адрес первого заместителя Губернатора области - начальника департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области было направлено ходатайство N 11 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 31:18:0501007:68, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Ржевское шоссе, 233, в аренду без проведения торгов для размещения объекта социального обслуживания, находящегося в муниципальной собственности городского поселения "Город Шебекино" муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" Белгородской области, для целей размещения оздоровительно-культурного центра.
29.05.2018 Постановлением Администрации N 281 в соответствии с распоряжением губернатора Белгородской области от 14.05.2018 N 342-р на основании заявления ООО "КровСтрой" обществу в аренду был передан земельный участок 31:18:0501007:68, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Ржевское шоссе, 233, в аренду без проведения торгов для размещения объекта социального обслуживания, находящегося в муниципальной собственности городского поселения "Город Шебекино" муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" Белгородской области (т. 3 л.д. 92, 99-100).
При этом из заявления ООО "КровСтрой" следует, что земельный участок испрашивался на основании пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для целей размещения оздоровительно-культурного центра.
29.05.2018 между городским поселением "Город Шебекино" муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" и ООО "КровСтрой" был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 31:18:0501007:68 N АП-31:18:02154 (т.3 л.д. 102-103).
13.11.2018 Администрацией Шебекинского района ООО "КровСтрой" выдано разрешение N 31-RU31520115-0233-2018 на строительство на указанном земельном участке объекта - Медико-социальный центр, площадью 950 м2 (т.3 л.д. 222).
При этом проектная документации указанного объекта, была изготовлена ООО "Альфапроект" по заказу муниципального казенно учреждения "Отдел капитального строительства Шебекинского района" (т.2 л.д. 12).
24.12.2018 сведения о выкупе указанного объекта - оздоровительно-культурного центра были включены в пообъектный перечень строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Белгородской области на 2019-2021 годы (т.3 л.д. 167).
Постановлением администрации Шебекинского городского округа Белгородской области от 08.02.2019 N 86 был утвержден пообъектный перечень строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах Шебекинского городского округа на 2019-2021 годы.
Согласно указанному перечню в нем имелись сведения о возможности выкупа объекта "Оздоровительно-культурный центр г. Шебекино" площадью 1000 м2.
18.02.2019 между департаментом строительства и транспорта Белгородской области и администрацией Шебекинского городского округа заключено соглашение N МК19-71120-053 о предоставлении в 2019 году субсидии из областного бюджета бюджету Шебекинского городского округа на софинансирование капитальных вложений (строительства, реконструкции и приобретения объектов недвижимого имущества) в объекты муниципальной собственности.
Впоследствии 27.02.2019 Администрацией были внесены изменения в разрешение на строительство, в частности, наименование "Медико-социальный центр" заменено на "Оздоровительно-культурный центр" (т.2 л.д.3).
Из пункта 1.2 соглашения N МК19-71120-053 от 18.02.2019 следует, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях реализации которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью.
Приложением N 1 "Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия" к соглашению N МК19-71120-053 от 18.02.2019 предусмотрен выкуп оздоровительно-культурного центра, г. Шебекино, площадью 1 000 м2.
В соответствии с постановлением Шебекинского городского округа от 05.02.2019 N 60 полномочиями заказчика от имени Шебекинского городского округа по выкупу объектов недвижимости (жилых и нежилых зданий и помещений), реконструкции, капитальному ремонту объектов социальной сферы и развитию жилищно-коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах Шебекинского городского округа в 2019 году наделено муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства Шебекинского района" (правопреемником которого является МКУ "УКС").
Постановлением администрации муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" от 21.07.2016 N 751 утвержден порядок осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности Шебекинского района за счет средств бюджета муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" Белгородской области и передачи осуществленных капитальных вложений (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка он распространяется на отношения, связанные с передачей осуществленных капитальных вложений по законченным строительством объектам производственного, социально-культурного, коммунально-бытового, жилищно-гражданского назначения, вновь создаваемых и (или) модернизируемым за счет средств бюджетов различного уровня, в целях освобождения организаций-заказчиков от несвойственных им функций по содержанию Объектов после ввода в эксплуатацию.
Администрацией Шебекинского городского округа в адрес департамента строительства и транспорта Белгородской области было направлено письмо N 48-02/342 от 20.02.2019 с просьбой согласовать возможность выкупа объекта "Оздоровительно-культурный центр в г. Шебекино" площадью 950 м2 в пределах финансирования в размере 45 000 000 рублей, из которых 40 500 000 рублей областного бюджета и 4 500 000 рублей бюджета Шебекинского городского округа.
Постановлением Правительства Белгородской области от 25.02.2019 N 95-пп вносятся изменения в постановление Правительства Белгородской области от 24.12.2018 N 511-пп "Об утверждении пообъектного перечня строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры Белгородской области на 2019-2021 годы".
Согласно указанному перечню в нем имелись сведения о возможности выкупа объекта "Оздоровительно-культурный центр г. Шебекино" площадью 950 м2.
19.03.2019 администрацией Шебекинского городского округа ООО "КровСтрой" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 31-RU31520115-0003-2019 нежилого здания оздоровительно-культурного центра, площадью 950 м2, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Шебекино, ул. Ржевское шоссе, 233.
04.04.2019 между МКУ "УКС" и ООО "КровСтрой" заключен муниципальный контракт N 012630002431900029-19/9 на приобретение нежилого здания оздоровительно-культурного центра, площадью 950 м2, расположенного по адресу: Белгородская область, г.Шебекино, ул. Ржевское шоссе, 233. Цена контракта составила 45 000 000 рублей.
Доводы ООО "КровСтрой" о том, что правомерное предоставление обществу в аренду земельного участка для целей размещения спорного объекта освобождает Администрацию от необходимости проведения конкурентных процедур по строительству объекта подлежат отклонению в силу следующего.
Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, в качестве нарушения МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа", администрации Шебекинского городского округа Белгородской области и ООО "КровСтрой" вменялось нарушение конкурентных процедур на рынке строительства нежилых зданий оздоровительно-культурного назначения.
Из представленного в материалы дела заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов следует, что ООО "КровСтрой" целью предоставления является размещение на нем объекта социально-культурного значения на основании пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Следовательно, направляя обращение о предоставлении земельного участка губернатору Белгородской области, ООО "КровСтрой" создало видимость намерения самостоятельно использовать указанный земельный участок для размещения на нем оздоровительно-культурного центра.
Распоряжением от 14.05.2018 губернатором Белгородской области земельный участок с кадастровым номером 31:18:0501007:68 был предоставлен ООО "КровСтрой" для размещения объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 указанного Распоряжения на Администрацию возложена обязанность осуществлять контроль за целевым использованием обществом указанного земельного участка (т.3 л.д. 99).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что спорный объект не был построен и размещен в интересах самого ООО "Кров Строй", обратившегося за предоставлением земельного участка в аренду, учитывая специализированный характер данного здания (оздоровительно-культурный центр), и возможность его использования не в целях предпринимательской деятельности, а только по целевому назначению.
Совокупность следующих согласованных последовательных действий свидетельствуют о заключении и реализации МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа", администрации Шебекинского городского округа Белгородской области и ООО "КровСтрой" антиконкурентного соглашения: обращение 21.03.2018 Администрацией с заявлением о включении оздоровительно-культурного центра площадью 1 000 м2 в отсутствии на дату обращения соответствующего объекта, обращение общества "Кров Строй" в мае 2018 за предоставлением земельного участка для размещения оздоровительно-культурного центра", заключение 29.05.2018 договора Администрации с ООО "Кров Строй" (обществом, чьим основным и дополнительными видами деятельности ООО "Кров Строй" являются "43.91 Производство кровельных работ", "16.23 Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий", "23.6 Производство изделий из бетона, цемента и гипса", "41.2 Строительство жилых и нежилых зданий" и др.), обеспечение контроля за ходом строительства объекта посредством заказа проектной документации на объект уполномоченным от имени Шебекинского городского округа муниципальным казенным учреждением "Отдел капитального строительства Шебекинского района", выдача разрешения на строительство объекта площадью 1 000 м2, выдача ООО "КровСтрой" разрешения на строительство объекта "Медико-социальный центр" и последующее изменение разрешения на строительства в части замены его наименования на "Оздоровительно-культурный центр", свидетельствует о том, что общество с ограниченной ответственностью "КровСтрой" было изначально определено Администрацией в качестве единственного продавца здания специализированного типа, при том, что на момент обращения Администрации с заявлением о включении оздоровительно-культурного центра соответствующий объект отсутствовал.
Судом апелляционной инстанции также учитывается, что изначально приложением N 1 "Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия" к соглашению N МК19-71120-053 от 18.02.2019 площадь оздоровительно-культурного центра, предполагаемого к выкупу составляла 1 000 м2.
Вместе с тем, письмом от 20.02.2019 Администрацией Шебекинского городского округа в адрес департамента строительства и транспорта Белгородской области было направлено письмо N 48-02/342 с просьбой согласовать возможность выкупа объекта "Оздоровительно-культурный центр в г. Шебекино" площадью 950 м2, что также свидетельствует о об осведомленности Администрации о ходе строительства объекта и о возникновении у муниципального образования намерения по выкупу объекта до его фактического возведения в обход конкурентных процедур.
Таким образом, в рассматриваемом случае заключению контракта от 04.04.2019 о приобретении объекта предшествовала последовательность согласованных действий, направленных на строительство за счет бюджетных средств объекта без использования конкурентных процедур, которое привело и (или) могло привести к антиконкурентным последствиям.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Арбитражного суда Центрального округа, изложенной в постановлении от 13.09.2019 по делу N А23-5774/2018.
Таким образом, МКУ "Управление капитального строительства Шебекинского городского округа", администрации Шебекинского городского округа Белгородской области и ООО "КровСтрой" правомерно признаны антимонопольным органом нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и реализации соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 031/01/16-894/2019 от 03.08.2020.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из содержания подпункта 3 и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, данных в абзаце 1 пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 3 000 рублей и физическими лицами в размере 300 рублей, а при обжаловании судебных актов по этим делам - в размере 1 500 рублей и 150 рублей соответственно.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Кров Строй" уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 30.04.2021 N 791.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в размере, превышающем предусмотренную главой 25.3 НК РФ, сумма излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 500 рублей подлежит возврату лицу, ее уплатившему, из доходов федерального бюджета, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 05.04.2021 по делу N А08-9604/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Кров Строй" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кров Строй" (ОГРН 1083123000256, ИНН 3123171072) излишне уплаченную по платежному поручению от 30.04.2021 N 791 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-9604/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕБЕКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
Третье лицо: МКУ "Управление капитального стироительства Шебекинского городского округа", ООО "КРОВСТРОЙ", ПРОКУРАТУРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Г.БЕЛГОРОД