г. Пермь |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А71-5073/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Гуляевой Е.И., Дружининой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.,
при участии:
от истца - Бакулева Л.А., паспорт, доверенность от 28.12.2020, диплом;
от ответчика - Гизатуллин Д.А., паспорт, доверенность от 05.02.2021, диплом;
(лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, казенного учреждения Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 июня 2021 года
по делу N А71-5073/2020
по иску казенного учреждения Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" (ОГРН 1031800554235, ИНН 1831088158)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (ОГРН 1027402893418, ИНН 7453011758),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Администрация муниципального образования "Сарапульский район",
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике города Ижевска внести в единый государственный реестр недвижимости установленные границы по земельному участку,
УСТАНОВИЛ:
казенное учреждение Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" (далее истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" (далее ответчик, ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт"), об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, 1700 м юго-западнее границы с. Сигаево с измененными границами согласно установленным точкам (координатам):
Обозначение характерных точек границ |
Существующие координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 |
338804,20 |
2263035,54 |
2 |
338792.33 |
2263029.95 |
3 |
338772,90 |
2263019.95 |
4 |
338745.32 |
2263005,33 |
5 |
338709.10 |
2262985,43 |
6 |
338680,46 |
2262968,49 |
7 |
338673,28 |
2262970.71 |
8 |
338807,53 |
2263041,59 |
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Администрация муниципального образования "Сарапульский район", Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, истец, казенное учреждение Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики", обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку по результатам проведения кадастровых работ установлено, что в границы спорного земельного участка в местах примыкания к дороге частично попадают неотъемлемые элементы сооружения, предусмотренные для эксплуатации автомобильной дороги (откос земляного полотна, дорожное полотно), указанная ситуация исключает возможность полноценно эксплуатировать сооружение - автомобильную дорогу, и соответственно, препятствует формированию земельного участка под сооружение, имеющее неразрывную связь с землей. В обоснование заявленного иска ссылается на заключение кадастрового инженера ООО "Спектрум" Харгаевой В.Ю., сведения ЕГРН, топографическую съемку местности, графический материал автомобильной дороги "Сарапул- Каракулино км 6+353 - км 31+105". По мнению апеллянта, при формировании границы земельного участка ответчика, смежной с автомобильной дорогой, не была учтена полоса отвода автомобильной дороги, что свидетельствует об ошибочности определения координат характерных точек границ спорного земельного участка, ссылается ь на порядок согласования местоположения границ земельных участков, определенный в статье 39 Закона N 219-ФЗ, понятие полосы отвода автомобильной дороги, установленное в пункте 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ. Также апеллянт обращает внимание, что истцом ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы не заявлялось, поскольку последним был заключен государственный контракт N6451 от 31.07.2019 с АО "Автодорсервис", в рамках которого по договору субподряда ООО "Спектрум" выполняло комплекс работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений с последующей постановкой на кадастровый учет в Удмуртской Республике и данные о результатах проведения кадастровых работ с топографической съемкой были представлены в материалы настоящего дела. Апеллянт отмечает, что земельный участок ответчика с кадастровым номером 18:18:016001:156 не только накладывается на полосу отвода автомобильной дороги с кадастровым номером 18:18:000000:2900, но согласно топографической съемке и на непосредственно автомобильную дорогу Сарапул-Каракулино км 6+353 - км 31+105 с кадастровым номером 18:18:000000:5595. Истец не согласен с выводами суда об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, ссылаясь на пункт 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N: 10/22, указывает, что в данном случае исковые требования фактически направлены на установление координат границы земельного участка, смежной с соответствующей автодорогой, с учетом полосы отвода дороги. Полагает, что ответчик не представил доказательств, подтверждающих возведение на земельном участке с кадастровым номером 18:18:016001:156 объектов дорожного сервиса в установленном законодательством порядке, регулирующем их размещение, то есть не представил доказательств выдачи ему технических условий согласно п. 8. ст. 26 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ. Кроме того, истец указывает, что судом не было рассмотрено заявление истца о возврате государственной пошлины, поскольку финансирование расходов КУ УР "Управтодор" осуществляется за средств бюджета Удмуртской Республики, истец как подведомственное Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики учреждение, должно освобождено от оплаты государственной пошлины на основании подп.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
До судебного разбирательства от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ответчик полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
Определением от 31.08.2021 судебное разбирательство отложено. Определением от 20.09.2021произведены замены в составе суда.
Истцом представлены дополнительные пояснения к апелляционной жалобе с приложением заключения кадастрового инженера.
В судебном заседании представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивал, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представленные истцом дополнительные пояснения приобщены к материалам дела (ст.ст. 159, 268 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Удмуртской Республике на праве собственности принадлежит автодорога Сарапул-Каракулино км 6+353-км 31+128, назначение сооружение дорожного транспорта, протяженностью 24775 м., 1978 г. строительства, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимость 25.12.2019 внесена запись о регистрации права собственности за N 18:18:000000:5595-18/010/2019-1.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 28.01.2019 N 116-р указанный объект недвижимости с 01.01.2019 передан на праве оперативного управления во владение Учреждения.
Указанная автодорога расположена, в том числе, на земельном участке с кадастровым номером 18:18:000000:2900, принадлежащем Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимость 17.08.2011 внесена запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за N 18-18-17/027/2011-683.
ООО "Спектрум", являясь субподрядчиком по договору N 6451-КУ-19- СПК от 21.08.2019, заключенному в рамках исполнения государственного контракта N 6451 от 31.07.2019, заключенного между Учреждением (заказчик) и АО "Авто-Дорсервис", при выполнении работ по паспортизации автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений с последующей постановкой на кадастровый учет в УР, установило, что по координатам, имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости на полосу отвода автодороги "Сарапул-Каракулино км 6+353 - км 31+105" накладывается часть земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156, площадью 6000 кв.м., располагающегося по адресу: УР, Сарапульский район, 1700 м юго-западнее границы с. Сигаево, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации автозаправочной станции.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 18:18:016001:156 принадлежит на праве собственности Обществу, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 15.11.2018 внесена запись о регистрации права собственности за N 18:18:016001:156-18/010/2018-2.
Полагая, что при формировании границ земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156 не было учтено местоположение автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения, а также ее конструктивных элементов, что повлекло наложение границ указанного земельного участка ответчика на автомобильную дорогу общего пользования и полосу отвода, учреждение направило обществу требование с указанием на необходимость устранения ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части границы названного земельного участка.
Отказ Общества в устранении каких-либо ошибок в сведениях о границе земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156, явился основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд указал, что фактически между сторонами имеется спор об установлении смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами 18:18:016001:156 и 18:18:000000:2900, между тем, формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка ответчика, в том числе с определением координат поворотных точек границ земельного участка, произведено ранее формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка истца, при этом сведений о наличии нормированной полосы отвода автомобильной дороги учреждением в материалы дела не представлено, равно как и не представлено документально подтвержденных сведений о наличии нарушений порядка осуществления формирования земельного участка ответчика, в связи с чем не имеется оснований полагать о наличии реестровой или кадастровой ошибки при установлении границы земельного участка ответчика.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Способы защиты гражданских прав приведены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Таким образом, заявитель должен обосновать наличие у него материально-правовой заинтересованности в деле и указать, на защиту каких именно его субъективных прав и законных интересов направлены заявленные требования, какие права заявителя могли бы быть защищены (восстановлены) в случае удовлетворения заявленных требований.
Обращаясь в суд с рассматриваемым требованием об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156, истец представил схему расположения земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156. По результатам проведения кадастровых работ установлено наложение части земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156, площадью 6000 кв.м, располагающегося по адресу: УР, Сарапульский район, 1700 м юго-западнее границы с. Сигаево, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации автозаправочной станции, принадлежащего на праве собственности Обществу, на полосу отвода автодороги.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, что предусмотрено ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости".
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В силу положений п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ пересечение границ земельного участка не допускается.
Согласно ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Как указано в ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также иными федеральными законами. К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Частью 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Материалами дела подтверждается принадлежность Удмуртской Республике на праве собственности автодороги Сарапул-Каракулино км 6+353-км 31+128, назначение сооружение дорожного транспорта, протяженностью 24775 м., 1978 г. строительства. Указанная автодорога расположена, в том числе, на земельном участке с кадастровым номером 18:18:000000:2900, принадлежащем учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу положений ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения автомобильных дорог; 2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; 3) установления полос отвода автомобильных дорог.
Как указано в п. 3.1 ст. 90 ЗК РФ земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под автомобильной дорогой следует понимать объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
В статье 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ указано, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Размер придорожной полосы устанавливается в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог (ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Как следует из материалов дела, границы полосы отвода существующей автомобильной дороги определены кадастровым инженером в связи с уточнением границ картометрическим методом по результатам инженерных изысканий, выполненных ОАО "Автодормостпроект", в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 (ред. от 11.03.2011) "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения и т.д.
Земельный участок с кадастровым номером 18:18:000000:2900 является ранее учтенным, граница земельного участка в соответствии с требованиями законодательства не установлены. В свою очередь границы земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156 установлены по результатам межевания, без учета нахождения на смежном земельном участке автодороги, что следует из заключения кадастрового инженера.
В соответствии с заключением кадастрового инженера Харгаевой В. Ю. по координатам, имеющимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, на полосу отвода автодороги "Сарапул- Каракулино км 6+353 - км 31+105" накладывается часть земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156 площадью 6000 кв.м, адрес: Удмуртская Ресдублика, Сарапульский район, 1700 м юго- западнее границы с. Сигаево, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации автозаправочной станции. Год завершения строительства автомобильной дороги - 1975. Граница полосы отвода автодороги существовала до формирования и кадастрового учета участка ответчика. Усматривается ошибочное определение в Едином государственном реестре недвижимости координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156, не совпадающее с существующими на местности границам данного участка и с границами полосы отвода автомобильной дороги, что подтверждается Схемой расположения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером. Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156 составила 520,57 кв.м, что составляет 8,67% от общей площади земельного участка.
То обстоятельство, что формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка ответчика, в том числе с определением координат поворотных точек границ земельного участка, произведено ранее формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка истца, не имеет правового значения в данном случае.
В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.10.2015 N 14-КГ15-7 сформулирован правовой подход, согласно которому неустановление границ земельных участков в соответствии с действующим законодательством не является препятствием для защиты их собственниками своих прав. Земельные участки, кадастровый учет которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы считаются определенными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства.
Размер придорожной полосы определяется расчетным способом, в частности имеет значение ширина полос и размеры участков земель, отводимых для автомобильных дорог, в зависимости от категории дорог, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия или отсутствия боковых резервов, принятых в проекте заложений откосов насыпей и выемок, и других условий. В данном случае расчет выполнен кадастровым инженером в соответствии с Нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717. Ранее указанные нормы были определены Постановлением Госстроя СССР от 19.12.1974 N 248.
Представленное заключение ответчиком не оспорено, недопустимым доказательством не признано, о проведении судебной экспертизы ответчик не ходатайствовал. В этой связи суд принимает заключение кадастрового инженера Харгаевой В.Ю. в целях определения спорных границ земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 12.08.2020) утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, согласно которой в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят как работы по содержанию полосы отвода, так и по дорожным одеждам.
Поскольку по результатам проведения кадастровых работ выявлено наложение части земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156, на полосу отвода автодороги, расположенной в пределах земельного участка с кадастровым номером 18:18:000000:2900, в силу положений п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ пересечение границ земельного участка не допускается, указанное наложение препятствует содержанию автомобильной дороги, ставит под угрозу обеспечение истцом бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, при этом указанный спор не может быть разрешен путем устранения реестровой ошибки, суд апелляционной инстанции полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, разрешении спора путем изъятия части земельного участка отклоняются, поскольку в данном случае изменение границ сооружения (автодороги) и сформированного для целей эксплуатации этого сооружения земельного участка не произошло, наложение выявлено по результатам проведения кадастровых работ, не связано с реконструкцией, расширением автодороги.
В пункте 62 Постановления Пленума N 10/22 указано, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
С учётом изложенного решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 июня 2021 года подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" указано, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты.
В связи с удовлетворением требований истца судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 июня 2021 года по делу N А71-5073/2020 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Сарапульский район, 1700 м юго-западнее границы с. Сигаево, в соответствии с установленными точками (координатами):
Обозначение характерных точек границ
Существующие координаты, м
X
Y
1
338804,20
2263035,54
2
338792.33
2263029.95
3
338772,90
2263019.95
4
338745.32
2263005,33
5
338709.10
2262985,43
6
338680,46
2262968,49
Указанное решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи/сведений о границе земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:156.
Возвратить казенному учреждению Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" (ОГРН 1031800554235, ИНН 1831088158) из федерального бюджета уплаченную платежным поручением от 06.05.2020 N 45925 государственную пошлину по иску в сумме 12 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Уралнефтепродукт" (ОГРН 1027402893418, ИНН 7453011758) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску и по апелляционной жалобе в сумме 9000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5073/2020
Истец: Казенное учреждение Удмуртской Республики "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики"
Ответчик: ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Сарапульский район", Министерство имущественных отношений по УР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9840/2021
14.01.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9840/2021
22.09.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9530/2021
04.06.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-5073/20